?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда


...машет на обочине рукой пассажир, маршрутка тормозит, пассажир входит, устремляется в хвостовую часть салона, садится, добывает платёжные средства и начинает тыркать тех, кто сидит перед ним: мол, передайте водиле. Когда тыркают меня, я снимаю наушники, оборачиваюсь и говорю: "слушаю вас". После просьбы "передайте, пожалуйста, за проезд" следует ответ "нет". Если кому-то любопытно ещё и "почему", честно отвечаю "не хочу". Некоторых это отчего-то возмущает.

Действительно, не хочу. Во-первых и главных, я ничего этим гражданам не должен. Во-вторых, я размышляю, слушаю музыку, а иногда ещё и читаю книгу - более того, не мешаю то же самое делать и другим. В-третьих, для вменяемого человека, способного хоть немного ориентироваться в окружающей обстановке, вовсе не чудо - заранее отложить в карман под руку сотню пятиалтынных, а если не знаешь, какова тут такса, то просто два-три червонца. В-четвёртых, мне не улыбается ездить в машине, водитель которой одновременно отсчитывает сдачу: я технически не могу помешать другим провоцировать ДТП, но сам в этом увлекательном процессе участвовать не желаю. Плачу при входе и стараюсь отдать деньги без сдачи, чтобы не задерживаться.

На конечных остановках, когда маршрутка заполняется в отсутствие водителя, ситуация претерпевает некоторое изменение. Когда водитель возвращается, я встаю, прохожу к нему - и отказываю, если меня опять-таки по пути к водительскому месту дёргают "передать за проезд". На конечной остановке времени заплатить хватает всем.

Разумеется, никогда сам не прошу "передать за проезд"; изредка это означает, что приходится платить на выходе, немало тем удивляя водителей.

Итого.
Обращённая к другому просьба о необязательной помощи как правило является следствием собственных ошибок.

Просить о необязательной помощи непредосудительно.

Аргументировать просьбу тем, что помощь в данном случае обязательна, или тем, что это не помощь, а некое взаимовыгодное действо - непредосудительно в той мере, в которой просящий в такую аргументацию верит.

Резоны, по которым просьба принимается или отвергается, суть личное дело того, к кому обращена просьба.

Эти резоны не подлежат ни выспрашиванию, ни угадыванию ни в положительном, ни в отрицательном смыслах - то есть высказывания "ну те чё, жалко, что ли?" или "помог, потому что хороший человек" равно неприемлемы.

Корректно, без определений и обобщений высказанный отказ в необязательной помощи не подлежит обсуждению.

Оказавший необязательную помощь не должен рассчитывать ни на что, кроме устной благодарности.

Оказанная необязательная помощь заслуживает благодарности, но не похвалы.

Оказанную необязательную помощь надо либо тут же забыть, либо побыстрее за неё расплатиться - лишь бы выбросить субъективные обязательства из головы.
Это и есть один из аспектов поведения, ориентированного на независимость. Здесь, пожалуй, можно сформулировать достаточно общее правило: неэтично угадывать\описывать\предполагать\упоминать мотивации поведения (своего или чужого), не связанного с исполнением должностных обязанностей.

P.S. Для тех, кто понимает всё буквально - просьба не рассматривать вышесказанное как повод к дискуссии о преимуществах частных автомобилей над общественным транспортом.

Метки:

Comments

( Всего-то 96 — добавить )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
ex_alexeych
17 авг, 2007 07:17 (UTC)
Аналогично. Только люди иногда как-то неадекватно 'обижаются'.
ex_ex_akos
17 авг, 2007 07:22 (UTC)
наверное сейчас тут будет много комментариев :)
lbvvf
17 авг, 2007 07:23 (UTC)
такая позиция, по моему мнению, характерна для состояния "заебанности" необязательной помощью - своего рода защитная реакция. Если допустим личный пример, то у меня тоже случаются такие пожелания - чтобы на работе никто от тебя ничего не требовал кроме предусмотренного должностной инструкцией, и т.п. Обычно это следствие перегруженности бессмысленными и ненужными дополнительными обязанностями (или отвращения даже к единичным услугам). Когда перегруженность (отвращение) исчезает, это проходит. Не думаю, что есть какое-нибудь разумное объяснение тому, чтобы в ситуации, когда маршрутка забита до отказа, пять человек, вошедшие на заднюю дверь должны каждый в отдельности ломиться через весь салон, чтобы передать свои 15 копеек водителю. Социальная кооперация "должна быть" ;)
retiredwizard
17 авг, 2007 07:25 (UTC)
постоянно отказываю в просьбе "передать" (кроме редких случаев переполненной маршрутки)
надо оплачивать проезд при входе!
fon_rotbar
17 авг, 2007 08:56 (UTC)
Полагаю, при выходе.
(без темы) - retiredwizard - 17 авг, 2007 09:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fon_rotbar - 17 авг, 2007 10:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ahmash - 17 авг, 2007 10:57 (UTC) - Развернуть
yury_v
17 авг, 2007 07:29 (UTC)
соображения
Тут, конечно, у всех свои, личные зайки.

Например, меня дико бесят:

- коробейники в электричках;
- побирушники в метро;
- водители "такси", которые любят поговорить.

Выход (что для Вашей истории, что для моей):

1) Общий. Структурирование общества (типа Германии)
2) Частный. Приобретение личного транспортного ср-ва.


lbvvf
17 авг, 2007 07:44 (UTC)
Re: соображения
«Я намерен подать докладную на высочайшее имя, – объявил он. – Дворянство требует, чтобы мужикам и ремесленному сброду было запрещено показываться в публичных местах и на улицах. Пусть ходят через дворы и по задам. В тех же случаях, когда появление мужика на улице неизбежно, например, при подвозе им хлеба, мяса и вина в благородные дома, пусть имеет специальное разрешение министерства охраны короны».
«Крепко сказано! – восклицал он. – Возьмите, например, вот это место, благородные доны: дабы вонючие мужики... А? Какая мысль!»
Re: соображения - yury_v - 17 авг, 2007 08:48 (UTC) - Развернуть
я бы ответил.... - yury_v - 17 авг, 2007 10:44 (UTC) - Развернуть
Это не зайки - babitto - 20 авг, 2007 13:39 (UTC) - Развернуть
city_rat
17 авг, 2007 07:52 (UTC)
По-моему, это не независимость, а мелкий задвиг.
(Анонимно)
17 авг, 2007 08:51 (UTC)
Это просто жлобство. Несколько интеллигентнее оформленное, но жлобство
(без темы) - city_rat - 17 авг, 2007 08:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sam_buddy - 17 авг, 2007 10:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - city_rat - 17 авг, 2007 12:16 (UTC) - Развернуть
llentyai
17 авг, 2007 07:58 (UTC)
жлобство и есть
" Некоторых это отчего-то возмущает "
насчет "некоторых" усомнюсь. Скорее некоторые позволяют себе возмутиться вслух. Остальные ограничиваются сказанным про себя.
по итогу:
1. Обращённая к другому просьба о необязательной помощи, следствием чего бы она не являлась, как правило не сильно утруждает. Независимо от того передать это за проезд или дать зажигалку чтобы кто-то прикурил, но изначально вносит некую доброжелательность во взаимоотношения с незнакомым человеком.
2. Связь между отношением к необязательной помощи и поведением ориентированным на независимость ИМХО "притянута за уши". Логической связи в посте не просматривается, а субъективное отношение к ней.... оно может быть таким , может быть другим. Оно ничего не говорит о внутренней независимости, потому как говорит только об отношении субъекта к окружающим.
17ur
17 авг, 2007 08:52 (UTC)
Re: жлобство и есть
1. Вот. Сразу вопрос: откуда у Вас взялось право судить, что меня утруждает, а что нет? Почему Вы считаете, что у Вас есть право оценивать, что и во что мне обходится?
cy_beer
17 авг, 2007 08:00 (UTC)
Хе..))
ну если для тебя принципы важнее людей, то поведение безусловно верное ;)
paradigma_
17 авг, 2007 08:01 (UTC)
Да, при всем уважении согласится здесь нельзя.

Есть такое понятие, как ролевое ожидание.

РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ ожидания от индивидуума, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений, связанные с нормативно одобренными формами поведения.

Как пассажир маршрутки вы не должны курить в салоне, не должны бегать или заниматься спортом, вырывать ни с того ни с сего руль у водителя и т.д. В том числе вы должны передавать деньги за проезд. Почему? Потому что так принято в обществе. И вы об этом осведомлены.

Т.е. тут нет плюрализма подходов. Есть норма и вы от нее сознательно уклоняетесь. Так ваше непередование и воспринимается.

Причину же позиции непередования можно определить так: в одной или нескольких из групп в которые вы входите у вас уже сложилось правило не удовлетворять просьбы к вам направленные. Причем это правило совершенно обоснованное, так как эти конкретные просьбы несут вам прямой или косвенный вред. И это правило вы начинаете использовать и в остальных случаях. Что, естественно, неправильно.

Такое мнение.
(без темы) - old_radist - 17 авг, 2007 08:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - prom74 - 17 авг, 2007 09:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tellon - 19 авг, 2007 15:36 (UTC) - Развернуть
kolyada_14
17 авг, 2007 08:16 (UTC)
Таки Джаг вы жлоб, и фелософия вас не оправдывает )))),
lazyreader
17 авг, 2007 08:21 (UTC)
Кроме того, независимый ориентированный на независимость человек не должен мыться, менять ношеное бельё, может плевать на пол везде, где у него наберётся достаточное количество слюны, и пукать всегда, когда у него в кишечнике наберётся достаточное количество газа.

В случае наличия, например, очереди ему следует оценить количество стоящих и их физическое состояние и действовать по результатам. И так далее.

А что? Он ничего никому не должен. "Ты на меня в суд подай" - так надо говорить.
ngorongo_bongo
17 авг, 2007 09:41 (UTC)
+1 Жлоб обыкновенный. Одна штука.
(без темы) - lyamur - 20 авг, 2007 06:03 (UTC) - Развернуть
lazyreader
17 авг, 2007 08:25 (UTC)
Хотя конечно, дамы, ккоторые усаживаются и передают для оплаты тысячную купюру - достают. Но достают просто, без идеологии под этим.
gatoazul
17 авг, 2007 08:40 (UTC)
Кстати, в некоторых городах оплату за проезд берут на входе, а в некоторых - на выходе. Причем этот признак в целом коррелирует с уровнем общей доброжелательности горожан. Вот достойное поле для исследований.
fon_rotbar
17 авг, 2007 08:59 (UTC)
В моих пределах как-то исторически сложилось, что проезд оплачивается при выходе.
Видимо от того, что "Газелей" в качестве перевозочных средств исчезающе мало.

Признаться, в других городах оплата "на входе" удивляет и раздражает.
(без темы) - undimius - 18 авг, 2007 03:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stalker707 - 17 авг, 2007 10:18 (UTC) - Развернуть
ynot
17 авг, 2007 09:06 (UTC)
чота мицголизм какой-то. "все не в ногу, один я в ногу". От вас не ожидал.

вспоминается случай из лытдыбра Яцутки, что ли. В детстве у них была игра - один человек какую-то вещь прячет, другие ее ищут. Ну там закопал где-то во дворе или хитро в гнездо спрятал. Доблестный Яцутка отвез искомую вещь за 20 километров в другой город. И долго удивлялся, почему его называют нелицеприятно - победил ведь в игре, никто вещь не нашел.

есть конвенции, непроговариваемые, но соблюдаемые. Не толпиться у входа, отдавая деньги, а передать их позднее - один из пунктов. Так сложилось. Точно так же как пассажир, сидящий впереди спиной к водителю, обычно берет на себя труд собрать деньги и передать их водителю. Хотя письменного договора не подписывал. Расценивайте вход в маршрутку как присоединение к оферте. Вы должны не только водителю, но и остальным пассажирам.
ynot
17 авг, 2007 09:12 (UTC)
о, помню я, был у кого-то схожий пост пару лет назад, тоже о маршрутках.

В спальных районах внутримкадья утром-вечером народ развозит маршрутка-шаттл. Народ группируется метров через двести в мелкие очереди, маршрутки их собирают и везут к ближайшему метро. Находятся индивидуи, которые не стоят на "признанных" остановках, а проходят на сто метров "вперед" и голосуют. Водителю, в принципе, все равно, и он подбирает первым такого эффективного. Остальные лохи почему-то возмущаются, хотя им никто не мешает поступить так же.
shulga
17 авг, 2007 09:36 (UTC)
Но свет её не озаряет Лучи звезды меня не греют Она вед
Украинский слоган: "Суверенність самостійність і ні від кого незалежність."
утверждает, что независимость возможна лишь у самостоятельных суверенов.

Простым безлошадным людЯм лучше быть нужным, чем свободным.
radio_weiss
17 авг, 2007 09:44 (UTC)
Я согласен с автором поста, но с существенными ограничениями.
1. Каждый должен позаботиться о том, чтобы оплатить свой проезд, заблаговременно. Я тоже предпочитаю отдавать свои деньги при входе, но это не всегда удобно (частенько за тобой входят люди, которые вынуждены ждать меня, а это не есть хорошо (представим, к примеру, что на улице лупит ливень). Точно так же это не проходит, если водитель на конечной где-то гуляет. В таком случае я не считаю зазорным дождаться, пока "все" не станут собирать деньги и передавать их.
2. Если вы сидите спиной к водителю напротив него, то вам придется передавать деньги от всех пассажиров. Как уже было сказано выше, таковы правила игры, и если вы их не выполните, то сами создадите аварийную обстановку, так как людям придется ходить и стоять (над вашей головой) во время движения.
3. Основное. Я тоже отказываюсь передавать деньги в следующей ситуации:
Я вхожу в полупустую маршрутку, встаю, оплачиваю водителю свой проезд. Меня просят передать деньги водителю, но я окзываюсь крайним, так как мне передавать их некому, мне придется встать для осуществления этой операции. В таких случаях я тоже отказываюсь передавать деньги.
zpt
17 авг, 2007 09:59 (UTC)
Жлобство, ага. На вопрос "сколько сейчас времени" Вы тоже не отвечаете?

mitrichu
18 авг, 2007 01:19 (UTC)
Это и есть - СЕВЕРНАЯ ЭТИКА
Один на льдине, помните?
И время не скажу, и прикурить не дам.
Всё это хорошо, пока есть здоровье и молодость.
Гыгыгы - babitto - 20 авг, 2007 13:41 (UTC) - Развернуть
dalexand
17 авг, 2007 10:20 (UTC)
Русский, помоги русскому!
binhex
17 авг, 2007 17:06 (UTC)
чорт, опередили! :)
+1

аффтару: типично-либерастическое жлобство
от типанациолиста слышать крайне странно
(без темы) - dalexand - 21 авг, 2007 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - binhex - 22 авг, 2007 05:00 (UTC) - Развернуть
velobos
17 авг, 2007 10:24 (UTC)
у нас только недпавно (лет 5 наверное назад) ввели плату за проезд в общественном трнаспорте. А примерно с 1992 по 2002 был полностью бесплатный проезд для всех. Люде не нервничали, не кричали друг на друга, не размышляли о том что удобно или неудобно, не доставали кондукторов (которых не было!) разменом тысячных купюр, никто никогда не неврничал - потому что никто не боялся контролёров, потому что всё равно проезд бесплатный.

А потом автоколонны решили таки не за счет бюджета жить, а город решил не за свой счёт расширять маршруты и увеличивать количество подвижного состава. И появилась плата за проезд - и сразу настроение-то у людей в транспорте сильно поменялось.
(Удалённый комментарий)
sam_buddy
17 авг, 2007 10:27 (UTC)
А некоторопые люди даже места уступают в общественном транспорте. Вот уроды, простигоссподи.
stas_agarkov
17 авг, 2007 10:58 (UTC)
Если не просят, то зачем уступать? Но если попросят и это пожилой человек или женщина, то я, конечно, уступлю.
karachee
17 авг, 2007 10:37 (UTC)

Таня:
Я езжу на этой маршрутке уже на протяжении 6-7-и лет. Что происходило в этой маршрутке лет 5 назад?
Садятся пассажиры и начинают передавать деньги. Маршрутка стоит минут 20, пока водитель не соберет со всех, всех не обругает, или маршрутка двигается, и до самой Профсоюзной деньги собираются. То есть, водителя постоянно отвлекают, он постоянно ругается, короче, непонятно что происходит в маршрутке.
А вчера я ехала домой, и зафиксировала такую уникальную просто ситуацию: народ собирает деньги, отдает сдачу…

Клейн:
Одному человеку…

Таня:
Да, одному человеку, тот рассчитывается, отдает сдачу и потом все эти деньги одномоментно передает водителю.
И когда я сегодня Клейну это рассказала, он сказал: «Это я ввел, два года назад, то есть вот достаточно одного человека, который…»

Клейн:
Таня, когда со мной ездила, видела. Я просто не ожидал. Дело в том, что я — для того, чтобы не отвлекать водителя каждой десяткой — я собирал эти деньги.
Все это проходило мирно, спокойно — пару раз одну бабу я обругал, со словами «что ж ты водителя отвлекаешь, это ж мы все врежемся», ну, может, три раза кого-то обругал — все остальное время я собирал все это спокойно.
Так вот, те десять человек, двенадцать или сколько там едут в маршрутке, они этому обучились.
Каждый раз, когда кто-то из них это делал самостоятельно потом — обучались и другие. И на сегодняшний день — только в этом маршруте маршрутки такое делают.

Таня:
Ехала от Юго-западной на маршрутке до дома — ну, то есть, вот, буквально, за три дня до вчерашнего дня — и там мы сели на «Юго-западной» и до самой станции «метро Коньково» народ передавал деньги. Все никак не мог их собрать.

Клейн:
И это на других маршрутах. То есть, достаточно даже одного человека, чтобы запустить автоволну. И это такой вот удивительный процесс… — нужно проверить, конечно, другие маршруты… — но на протяжении последних 2-х лет я каждый раз без всякой специальной цели, вот просто делал так, и какое-то количество людей «прошло обучение». Какое-то количество людей это увидело, восприняло — потому что это, действительно, разумно и правильно — и на этом маршруте сложилась сейчас такая система.
pisar4uk
17 авг, 2007 11:51 (UTC)
Дело в том, что есть ваши размышления по поводу, а есть исторически сложившиеся правила. Вот скажем есть такое правило, что пожилых людей надо называть на Вы. Или если просят передать за проезд - надо это сделать, потому что это вежливо.
sirin_from_shrm
23 сент, 2007 11:18 (UTC)
А по-моему, на Вы надо называть не только пожилых, но и вообще любого незнакомого человека.
ex_sighup150
17 авг, 2007 11:56 (UTC)
Вы жлоб.
dmi2130
17 авг, 2007 13:41 (UTC)
>>либо побыстрее за неё расплатиться - лишь бы выбросить субъективные обязательства из головы.

Выстроили себе кодекс и маетесь головной болью... :) ...

...необязательной помощи не существует. Так же не существует обязательной помощи. Человек волен поступать так как считает необходимым, в частности без учёта мнения окружающих, но при этом не в праве расчитывать на понимание со стороны. Т.е. если вы хотите иметь определённую репутацию, то должны поступать вполне определённым образом. Любое отклонение от модели поведения -- на "вашей совести".

Существует только наше отношение к тем или иным ситуациям\явлениям... и существует некий "механизм" -- этакий закон уровновешивания: каждая пережитая неприятность компенсируется приятностью (полоса белая, полоса чёрная... :) ...) в своей работе сей закончег ориентируется только на наше отношение к... т.е. умея выстраивать отношение (эмоциональный отклик) можно регулировать количество (и качество) приятности/непиятности в своей жизни...

и никакого жлобства... :) ...
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( Всего-то 96 — добавить )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger