?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

В защиту Матрицы.

Нынешние рассуждения по теме начну с банальности: индустриальное производство характеризуется высокой степенью разделения труда. "Это есть факт".

Другая банальность: способность человека к обучению ограничена - возрастом, физическими и умственными способностями.

Из сложения двух банальностей следует третья: член общества, поддерживающего производство в индустриальной фазе, как правило становится узким специалистом, чьи навыки, взятые сами по себе, в отрыве от взаимодействия с другими узкими специалистами, бесполезны. Что отражается и на благосостоянии, и на общественном статусе - "разнорабочий" обычно есть несколько менее завидная участь, чем "слесарь шестого разряда".

Конечно, мера третьего утверждения соответствует мере существующей индустриальной организации в той или иной области человеческой деятельности.

Необходимо указать, что из упомянутой узкой специализации следует невозможность организации нового [экземпляра] сколько-нибудь сложного индустриального производства иначе, нежели в кредит.

Узкий специалист не в состоянии прокормить себя сам в отсутствие заработной платы - он не обладает соответствующими навыками, а те, которые у него есть, по отдельности не востребованы. Следовательно, платить ему нужно до и во время исполнения его роли в производственном процессе - до того, как за выпущенную продукцию будут получены деньги.

Схожие рассуждения применимы к закупке обрудования и проч..

На протяжении последнего века в развитых странах индустриальная организация нового производства является практически безальтернативной формой организации нового производства. Не-индустриально организованные производства как правило суть производства старые, от ранешних времён.

Конечно, мера индустриальной организации здесь определяется в том числе и сложностью самого производства, и числом занятых в нём. Тем не менее, скорее верно то, что современное кафе есть ма-а-аленький комбинат общественного питания, чем то, что комбинат общественного питания есть очень большое кафе. Методы организации, методы снижения издержек, наработанные на больших предприятиях, распространяются на малые, а не наоборот. К существованию в кредит это тоже относится.

С учётом того, что среда обитания всё большего числа людей становится во всё большей степени искусственной и рукотворной (кстати, эта искусственность более заметна), произведённой тем самым индустриальным способом, можно сделать следующий вывод: в обществе, поддерживающем индустриальное производство и существующем за счёт и как результат такого поддержания, окружающая реальность в значительной степени воспринимается как Кредитор. Рискну утверждать - в определяющей степени воспринимается.

И существует огромный, не поддающийся никакому контролю соблазн от Кредитора сбежать.

Таким образом, можно сказать, что стругацкий слег есть обязательная и неизбежная тень проекции индустриального производства на общество. "Честь безумцу, который навеет" и миллиарды ванн с тёплой водой.

Симптоматично и правильно, кстати, что развитой Мир Полдня с индустриальным производством дела вообще не имеет ("вкалывают роботы, счастлив человек"), а вот в "Хищных вещах" присутствуют транспортные пробки, которые устраивают люди, торопящиеся домой с заводов.

В качестве примечания отмечу, что такое явление природы как национальное государство - national state - стало возможным (не обязательным, но возможным) только с развитием индустриального производства, и именно в силу того, что человеческий материал, используемый в этом производстве, в силу своей узкой специализации беззащитен. Ему нужно жильё, образование, транспорт, и государство обязано либо это предоставить (в кредит, как и было сказано), либо проследить, чтобы не обижали тех, кто предоставляет.

Вариации слега многочисленны, разнообразны и в основном известны, в том числе на уровне замыслов и вымыслов. Алкоголь, сериалы, наркотики, фэнтезятина, компьютерные игры, Матрица, масконы и прочее.

Закрыть слег можно несколькими способами.

Во-первых и очевидных, вернуться в до-индустриальное производство, которое для отдельно взятого человека было не функцией, а образом жизни. Об уровне этой жизни предпочту умолчать.

Во-вторых и провозглашаемых, перейти в пост-индустриальную фазу: с теми же результатами, но на принципиально ином техническом уровне - слова типа "закрывающие технологии" уже придуманы, дело за самими технологиями, хе-хе.

В-третьих и, пожалуй, наиболее реальных, это научиться сосуществованию нескольких реальностей, воспринимаемых людьми как равноправные. Приручить слег и смириться с Матрицей, при этом сохраняя способность к поддержанию индустрии и развитию технологии.

Я полагаю, что и разгул фэнтези как жанра, и нынешний, ещё далеко не исчерпавший себя расцвет MMORPG суть проявления своеобразного кастинга на роль дополнительных реальностей. Ибо наркотики (и индивидуальная волновая психотехника типа слега) как средство создания таковых неуправляемы, непредсказуемы и потому (для своих) неприемлемы.

Ничего не могу сказать о субъекте этого кастинга, на данной стадии такое вполне может быть стихийным процессом.

Технические решения по формированию искусственных реальностей не выглядят чем-то невозможным. Полное зрительное и слуховое подобие вполне могут быть достигнуты достаточно скоро. С тактильным сложнее, но и здесь пути очевидны. Подобие по запаху и не требуется - человек, живущий в искусственной среде обитания, вряд ли его запросит.

"Восемь часов работать, восемь часов спать, восемь часов играться". Общество, в значительной своей части устроенное на такого рода идеях, теоретически вполне возможно. Здесь, впрочем, надо указать, что затраты на модификации социокультурных навыков будут на порядки превосходить затраты на собственно "железо".

Такое общество будет выглядеть своеобразно - для многих из нас смешно, а то и весьма оскорбительно (не путать с антиутопиями на эту тему); тем не менее, оно лишится некоторых системных недостатков существующего индустриального общества при сохранении практически всех его достоинств (с точки зрения подданных, конечно).

Думаю, что хорошей игрой ума станет описание такого вот реально, без чугунных кракенов и человекообразных батареек работающего общества Матрицы. Чем, вероятно, скоро и займусь на досуге.

P.S. Извините, что опять ничего не написал про кризис и цены на нефть. Если коротко, то я склонен думать, что рок-н-ролл начнётся после Нового года. Когда по всей стране похмелившеееся начальство станет читать отчёты за год, а потом на этой почве почувствует острую необходимость что-нибудь сделать. Плюс бюджетникам будут выплачены первые денежки без тарифной сетки. Плюс веселье на биржЕ. ВОт тогда и напишу нечто вроде "ужо вам". Хоть бы они опять войны не затеяли или ещё какого терроризма.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 23 — добавить )
deadkittten
19 окт, 2008 09:52 (UTC)
Что-то мне кажется, что не успеют ММОРГ стать такой "дополнительной реальностью" так как сейчас "основная реальность" очень активно туда пробирается (в виде судебных тяжб за воровство игровых элементов, принюхивающихся к игровым доходам налоговиков и т.п. Да и специализация там тоже играет всё бОльшую роль.). То есть, мне кажется, что ещё до формирования полностью похожей реальности в ММОРПГ они станут просто второй копией текущей реальности и убегать придётся куда-то ещё...
morky
19 окт, 2008 13:47 (UTC)
В общем, Голливуд не просто "грез", а и "фабрика", неотъемлемая составная часть индустриального мира, обязательная приставка в прочим фабрикам, иначе не работает.
Индустриальная специализация не только сужает "кормовую базу", но еще и "изощряет запросы". И эта вилка, видимо, действительно непреодолима из самой индустрии, кроме как плождением иллюзий "прожитых ролей", и интенсивность этой "ролевой составляющей" должна непрерывно расти, чтобы покрывать растущий разрыв.

Но матрица не единственный вариант, скорее, наиболее цинический. Механическому винтику с редкой резьбой, которого от бездны небытия отделяет только идущий к дому пучок подключений - водопровод, канализация, газ, электричество, и теперь вот "медиапровод", никак иначе не ощутить себя человеком, как не "отыграв жизнь" понарошку. Стало быть, продолжение этой тенденции прямиком приводит к рациональной мысли замкнуть все провода непосредственно на человека, положить в ванну, натыкать трубками во все дырки и проводами прямо в мозг.

Но есть и альтернативы спасения "человечности". Альтернативно предлагают подменить человека (это когда все провода подключены к роботу, оставляя человеку полную свободу). Или предполагают развитие индустрии до компактных автономных "аппаратов по производству всего" (вся индустрия в каждом доме, нажал на кнопки, а он тебе из атомов земли слепил хоть мясной бифштекс, хоть золотой унитаз). Или вводят идеальную логистику, это когда индустрия "где-то далеко", все живут в виллах на лоне природы, но все необходимое мгновенно доставляется к человеку из любой точки вселенной, или он сам мгновенно перемещается в любую точку вселенной.
17ur
19 окт, 2008 15:12 (UTC)
Не наиболее цинический, а наиболее осуществимый. Другое дело, что здесь возможно дальнейшее развитие такое... перпендикулярное. Когда "дополнительная реальность" усложнится до сопоставимости с основной и начнёт оказывать обратное воздействие на таковую, которое тоже найдутся охотники модулировать... Представляете себе поколение, уверенное в работоспособности магии, и не просто уверенное, а жизнь по таковой строящее? При этом оно не всё поколение вообще, а часть, субкультура, но значимая часть.

При этом я не склонен думать, что ванны с тёплой водой и проводами будут широко распространены - работать-то кому-то надо. Так что только после работы, оплаченное подключение...
morky
19 окт, 2008 18:17 (UTC)
Ну почему, представить можно. Это и будет навроде молодежной субкультуры, нынешние субкультурные "фенечки" вполне себе ритуальны, то есть магически. Внешний человек и не поймет, почему череда на вид бессмысленных ритуальных телодвижений, распальцовок, наколок, внешнего вида или кодовых фраз приводит к вполне осязаемому результату - в результате кто-то получает авторитет или бабки, кто-то покрывается чмошным позором, кому поклонятся, кто самоубьется. Вполне себе "магия Средиземья".

А с "ваннами" должно быть много интересного. Скорее всего, их употребляемость будет обратна социальному статусу, навроде наркомании. Высшему классу, при всей праздности бытия, спать не положено, надо постоянно ждать вибрации нитей паутины. Наркобароны не колятся. Средний класс, как всегда, будет работать, и время от времени "забываться", да и то в компании (виртуальной команде), чтобы не потеряться в дебрях иномира. И постоянно там будут болтаться низшие классы, как за общественное пособие, и профессиональные иномирщики, аля всякие пиарщики и правозащитники.

А вот еще интересно. Что нынешний "низовой коммунизм" к марксизму имеет очень мало отношения, вплоть до открытого игнорирования теории и прямого отрицания практики . Это нечто вроде "общественного томления", где претензии не ясны и толком не формулируемы, а вот как-то кожей, если не сказать грубее, "чувствуется", мечта какая-то, о лучшем будущем.
И вот в приложении к данной теме кое-что можно даже понять. Взята лишь та часть учения, что касается восстановления трудоспособности (как совокупности не только физических, но и интеллектуально-духовных способностей), а из той лишь "интеллектуально-духовная", поскольку с марксовых времен почти все понятия об эксплуатации, производительности, деньгах, даже буржуазии и пролетариате сильно устарели, если вовсе не обанкротились, и только вот интеллектуально-духовное восстановление человека в ходе развития производительных сил - наоборот, критически актуализировалось.
Что и приводит к такому вот желанию "коммунизма", под которым видится в первую очередь разрешение "морального тупика" (а не каких-то там уныло-практических требований "8ми-часового рабочего дня", или что там сейчас реально актуально - "долой сексуальный харрасмент женщин-работниц на рабочем месте").
17ur
20 окт, 2008 03:44 (UTC)
Вообще это "общественное томление" имеет довольно точное определение и понимание. Это "мечта о преодолении отчуждения". Отчуждения рабочего от собственного труда, покупателя от продавца и т. п. - именно это и проявляется через частный случай задачи "восстановления дееспособности" - не трудо-, а дее-, тут шире всё-таки.
morky
20 окт, 2008 05:25 (UTC)
Ну да, можно сказать и так. Я только о смене акцента. От всего "отчуждения" осталось, практически, "отчуждение души". Потеряли актуальность физические потери, или там временные, или там правовые, с этим как-то, более-менее, утряслось. И с отчуждением покупателя от продавца тоже дело не особо остро. Да и в целом "отчуждение труда" современного коммуниста не беспокоит, наоборот, постоянный рефрен - "дайте поработать по-настоящему". То есть возмущены не тем, что всех упахивают до смерти на "стройке века", а наоборот, что не упахивают, сидят миллионы бездельников, перекладывают бумажки - миллиарды в трубу, а в результате - пошлый комфорт и ничегонеделание. Дайте Проект!

Ну а если в общем, то не хватает именно чего-то "морального". Чтобы для души. Да, зарплата есть, восемь часов и два выходных, теплая квартира и машина. Материально отдаешь не так много, но не хватает чего-то пронзительно - отчуждают удовлетворение от работы.
Проблема при Марксе почти не существовавшая. Это именно "выросшие запросы" (изощренного специалиста), столкнувшиеся с его же выросшим "ограничением трудового поля". Ему бы размахнуться, космос, мосты, самолеты - а его заставляют чертить дырки в перекрытиях. Всю жизнь.
mfdukn
19 окт, 2008 15:23 (UTC)
"Матрица", кстати, идеальный вариант с точки зрения "эффективности" и "минимизации затрат": каждому человеку хватает индивидульной капсулы, вместо квартиры, дачи, автомобиля etc.
Опять же нет проблемы с автмобильными пробками, с порчей экологии выхлопом, меньше требуется нефти и т.д. и т.п. :)

В принципе, остается еще один шаг: полностью переселить человеческие сознания в компьютерные сети, чтобы не тратить ресурсы на поддержание жизни в слабых человеческих телах, и вот он, "идеал", хехе.
17ur
20 окт, 2008 03:44 (UTC)
Я думаю, что этот шаг слишком очевиден, чтобы быть правильным или осуществимым.
mfdukn
20 окт, 2008 09:46 (UTC)
На сегодняшнем уровне - да, но кто знает...
fornitm
22 окт, 2008 04:59 (UTC)
Лазаревич. Технокосм.
kolyada_14
20 окт, 2008 08:29 (UTC)
Тут имхо есть проблемка... чел. он же животинка. А что будет с животинкой при отсутствии реальных тактильных ощущений? Имхо если ты не индийский йог, то сойдешь с ума. А сумашедьший, кому он нужен? Опять же культура... ))) она проистекает от необходимости взаимодействия с реальностью. Т.к. выходит матрице никакой культуры не будет. Значит со временем не будет и людей )))
mfdukn
20 окт, 2008 09:45 (UTC)
Ну, теоретически всё можно смоделировать.Даже то, чего и нет в реальности.Ту же "магию", например :)
kolyada_14
20 окт, 2008 12:18 (UTC)
Кстати интересная тема ))) возникает спор между идеей чистой эволюцией (эволюция без цели т.е.х.з. куда она заведет) и "фрактальной эволюцией" это когда имеет место всего лишь несколько аттракторов развития, т.к. эволюция ограничивается реальностью т.е. планетой земля. Я, как чел. поживший в СССР и рассиянии, не сторонник идеи о том, что стоит идти (развиваться) куда попало, т.к. типо у нас должен быть свой особенный путь. Особенные пути как правило заканчиваются внезапно и далекой за спиной тех, кто шел "традиционными" путями.
uma_palata
19 окт, 2008 17:03 (UTC)
До некоторой степени тягость индустриального труда снимается включением его в игру. Включать можно тупо, напрямую, а можно хитро и опосредовано. Например, управляющий боем ИИ может брать решения боевых ситуаций из архива ближайшего сервера Варкрафта, ничто не мешает так же поступить ИИ управляющему более будничными вещами. Я уже не говорю про неутомимых игроков, готовых сутками кликать мышкой - подключи к такому инструмент, и готов стахановец.
17ur
20 окт, 2008 03:45 (UTC)
Здесь сложнее, но явление будет присутствовать, да. Я ещё напишу об этом.
uma_palata
21 окт, 2008 15:10 (UTC)
Если подумать, в такой режим "не бей лежачего" может быть переведена вся цивилизация. Люди играют себе в игры, а техносфера сама собой расползается по Космосу, используя для решения проблем триллионы гигабайтов игровых ситуаций из архивов серверов. В таком мире человеком считается любой, кто владеет кодами доступа к сети, он автоматически получает весь набор Прав человека. Их хватает на всех, с ними уже нет всей этой интересной возни. Зато интересная возня происходит вокруг Прав Администратора...
hoholusa
20 окт, 2008 02:50 (UTC)
А вариант Стругацких ("изменение системы морали") Вас не устраивает ?
17ur
20 окт, 2008 03:32 (UTC)
Я не припомню ситуации в истории, когда "изменение системы морали" а) применяется в масштабах общества, б) имеет целью *отказ* от чего-либо ("дай руку", а не "держи руку"), в) достигает цели.
hoholusa
20 окт, 2008 14:22 (UTC)
Я помню страну, в которой удалось изменить систему морали. На целых 70 лет. Я в ней даже когда-то жил...
kolyada_14
20 окт, 2008 07:56 (UTC)
Кризис индустриального пр-ва заложен в его (индустриального пр-ва) устройстве. А это устройство подразумевает довольно жесткий контроль и весьма низкоуровневое руководство. Имхо, индустриальный рабочий, это чел у конвейра. Нет конвейра, нет индустриального рабочего.

Кроме того индустриализм + узкая специализация создают очень вредную для культуры (в целом) идеологию. Ведь культура она целостная, культурный чел должен разбираться в литературе, в еде, в воттке, в музыке и т.д. включая разнообразное там рукоделие типо авто починить () ножыг наточить, стены покрасить и т.д. Имхо чем большим разнообразным мастерством чел обладает, тем выше уровень культуры. А узкая специализация навязывает ложный стереотим - я мол умею гайки крутить, а всем остальным пущай занимаются специально обученные люди. Собственно сразу становится понятно, что общество узких специлистов существовать не может, т.к. необходимый уровень координации там нереально заоблачный.

Насчет гамес, я совершенно с аффтаром согласен, но гамесы эти не обязательно конпутерные. Ведь играть разные роли можно и в реальной жизни. Нужна лишь определенная поддержка.

evil_gryphon
21 окт, 2008 04:15 (UTC)
Полное зрительное и слуховое подобие
этого никогда не будет по разным причинам
из которых две основные - конечные ненулевые затраты энергии на одну логическую операцию (т. е. за вычисления надо платить, и цена не может быть нулевой).
В оригинальной Матрице (которая с ваннами) ужасная термодинамическая ересь (затраты энергии на операцию равны нулю). причём, очень многие в это верят.
ещё больше народа верит в квантовые вычисления (уже есть специфичные кафедры в разных университетах. ещё немного и министерство нанотехнологий начнёт разработку национального квантового компьютера).
Если затраты принципиально не равны нулю (это такие свойства физического мира) - ванн не будет никогда.
- и минимально возможный размер транзистора (который будет достигнут в ближайшие 5-10 лет, на чём прогресс застопорится).

единственная возможность в реальном мире поверить в реальность матрицы - выращивание в ней младенцев без доступа к реальному миру (будущих тоталитарных рабочих - операторов).
gans2
29 окт, 2008 10:32 (UTC)
+1
Кроме того система, которая должна создавать иллюзию реальности сдохнет задолго до того , как сможет расчитать задник на пятом киолометре от героя.
"Число уравнений для решения задачи по управлению системы равно ФАКТОРИАЛУ числа переменных в этой системе.
Данный фактор может быть изменен по методу Гаусса для матрицы с большим колчеством нолей до КУБА числа переменных."
И гонка по Закону Мура не поможет - там всего лишь арифметическая прогрессия...
Поэтому Миры Матрицы будут состоять, как и сейчас из ограниченного по пространству серверов с фрактальной границей на переходе между серверами.
Помнящим реальный мир легко будет выявить искусственность среды.
А вот воспитанные в таком с младенчества... .
Те же проблемы, что и плановой экономики. :-)
ohtori
29 окт, 2008 17:56 (UTC)
"Помнящим реальный мир легко будет выявить искусственность среды."
Ну вот, к примеру, конечная скорость света - это типичное вычислительное ограничение.
Все знают, что она конечна, всем пофиг. :-)
( Всего-то 23 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger