?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Трудность обыденных рассуждений о времени заключается в том, что оно осознаётся как нечто неотключаемое. Время нельзя остановить, снять у него с корпуса заднюю крышку и приколоться на форму и материал шестерёнок. Осознание это проистекает из личного, чисто биологического опыта: голод-сытость, бодрствование-сон, молодость-старость, эрекция-детумесценция и проч. Как ни крутись, а не избежишь. Поэтому время удобно считать чем-то единым, всеобъемлющим, сквозьтекущим и вообще ---, приравняв его к изменению личного возраста.

Однако именно отсюда, из самой вульгарной биологии следует сколько-нибудь инструментальный подход к обыденному пониманию времени. И состоит он, в общем, из двух очень банальных утверждений. Во-первых, всякая концепция "единого времени" субъективна, и зависит от того, а) кто и б) какими явлениями это время отмечает. Во-вторых, время - это смена состояния чего-либо (см. п. 1б).

Особый интерес представляет "смена состояний чего-либо", влекущая за собой смену состояний самого субъекта из п. 1а. Скажем, папа Карло, вырезавший из колобашки Буратину, из бобыля стал опекуном. При этом изменение его состояния было не совсем неожиданным - он хотел вырезать марионетку, чтобы сшибать деньги по дворам и подрывать кормовую базу авторитетного бизнесмена К. Барабаса. Вышло малость боком, но изменить своё состояние папа Карло хотел, и добился.

Это было описание той самой процедуры свободного выбора, вокруг которого танцуют свою раскоряку орды политически ангажированных ---, до философов включительно.

Иными словами, права и свободы начинаются с наличия у человека времени, необходимого и достаточного для того, чтобы эти права осуществлять и этими свободами пользоваться. Или: актуальное наличие прав и свобод у человека проверяется наблюдаемым (прямым или опосредованным) изменением его состояния в результате разрешённых этими правами и свободами действий.

А колы ни, так ни.

Банально, не спорю. Однако ж поверка многих нынеприсущих общественных, политических и идеологических реалий под этим углом не то, чтобы готовит много открытий чудных, но позволяет заметить кое-что там и сям.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Метки:

Comments

( Всего-то 6 — добавить )
papa_fittih
28 янв, 2009 13:13 (UTC)
В первом приближении: хочешь лишить человека свободы выбора -- лиши его свободного времени?
Во втором: возможность осуществления прав и пользования свободами должна занимать гораздо больше времени чем может позволить потратить среднестатистический человек?
17ur
28 янв, 2009 14:18 (UTC)
Именно. Причём недостаток времени важнее, чем записи в Конституции, жестокость законов, необязательность их выполнения...

И наоборот. Чтобы у людей появилась хоть какая-то свобода, надо дать им время.
mastodont
28 янв, 2009 18:18 (UTC)
папа Карло не собирался подрывать кормовую базу гражданина Карабаса:)
p_chuchundrin
29 янв, 2009 15:09 (UTC)
"права и свободы начинаются с наличия у человека времени..."
Право на жизнь требует специального времени на осуществление?
17ur
30 янв, 2009 04:55 (UTC)
Да, конечно. Потому что право на жизнь и факт существования - разные вещи.
(Анонимно)
31 янв, 2009 16:29 (UTC)
xy
Общее местное время -звезда по имени Солнце,а циферблаты,стрелки,часики, черные ящики и прочие времяприемники разные.имхо .
( Всего-то 6 — добавить )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger