?

Log in

обратно | туда

На полях.

Время в обществе можно рассматривать как смену типичных потребностей членов общества. То есть нужды у них одни и те же, - поесть, поспать, повыёживаться - а вот потребности, то есть определение этих нужд через вторую сигнальную, эволюционируют. Человек не просто жрать хочет, он пудинг серебряной вилкой жрать хочет. Однако чувство голода здесь всё-таки первично и постоянно, что до нашей эры, что после.

Отсюда будущее каждого общества - это смена набора типичных неприятностей, повседневных раздражителей. Ну, и проблем тоже, если понимать под проблемами человека суперпозицию неприятностей у людей, которые его окружают.

Из этого следует, что антиутопия убедительнее и человечнее утопии, ибо последняя по дефолту не может описывать будничные хлопоты в дивном новом мире, где все счастливы, и каждый землепашец имеет. А вот антиутопия с дистопией - могут, чем их авторы и пользуются.

То же рассуждение применимо и к публичной политике: "всё будет хорошо" vs. "мы все умрём". Второе при прочих равных побеждает, потому что убедительнее сформулировано.

Именно на этом процветают теории БП - вообразить битву за бензин им. тов. Гибсона мы можем легче, чем сепуление сепулек в полдень 22-го века: бензин нам нужен и сейчас, а без сепулек мы как-то обходимся. Точно так же какой-нибудь вестгот полторы тысячи лет тому назад скорее поверил бы в вековечную резню мелких племён по лесам, а не в пар, электричество и Интернет.

С другой стороны, утописты - как вообще, так и прикладные, на жаловании - обходят проблему убедительности, просто игнорируя не то, что потребности, но те самые нужды, из которых потребности и вырастают.

А это, в свою очередь, уже накладывает требования на сам "желаемый мир", в утопии отображаемый. Мол, это не я, автор, ангелов вам тут рисую, это они сами по жизни ангелы. Едят не потому, что голодны, а чтобы за едой поговорить об атомной энергии... и так далее. В НФ вы это читали, о примерах ближе к жизни см. "модернизация".

Вообще-то, это неустранимый изъян "позитивного" социального проектирования, обычного для нового времени - сами понимаете, надо же народу нравиться... вот и выходит либо неубедительно, либо живых и тёплых людей выводят за скобки.

В условиях децентрализованной пропаганды (условие "всем понравиться" снято) интерес вызывает "негативный" подход к социальному проектированию, когда много разных авторов моют мозги читателям на тему мелких повседневных неприятностей в дивном новом мире, идущем на смену недивному старому.

Неприятностей, получившихся в результате преодоления неприятностей нынешних.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Метки:

Comments

( Всего-то 16 — добавить )
gilgatech
16 янв, 2011 15:36 (UTC)
Ох убедить меня не трудно, я сам убёждываться рад)
george_grey
16 янв, 2011 15:37 (UTC)
Вообще есть еще такая херь, что жрец обязательно должен проповеди читать регулярно. Иначе вместо своей доли мамонта получит дубиной по чайнику. Ну и редактор злобный третирует - давай бегом книгу, пипл требует, коммерция, конвейр, поток.
А умные мысли были сказаны еще давным давно. Потому "политологам" и иным властителям дум на одну умную мысль приходится выдавать тыщу ремиксов чтобы остаться у кормушки.
Потому на одного Оруэла приходится десяток Беркемов.

Кста, тут недавно перечитывал Каверина "Два Капитана". И чета вдруг подумалось, что в начале книги у Каверина описано то же самое что в "Мародере" у атомного тотарена, только без зацикливания на жопоголизме :)
17ur
17 янв, 2011 09:40 (UTC)
Я вообще-то считаю БаА талантливее Оруэлла. "1984" - это упражнение на тему "как не надо писать антиутопии". Кстати, его - не Оруэлла, а БаА - сейчас пронесло про "рынок контента", это на тему регулярных проповедей. Я так смеялся...
george_grey
17 янв, 2011 10:58 (UTC)
Мне у Оруэла "Память Каталонии" порадовала :) Живенько так описывает что в гражданской войне самое безопасное место - фронт :)
38_pop
16 янв, 2011 22:40 (UTC)
Видимо беда в том (ИМХО), что картинка очень неустойчива относительно малых возмущений на перывых этапах экстраполяции.

И еще: о сочинителях. Те, что энтузиасты – какой с них спрос. Но ведь есть и серьезные люди на жаловании. И есть заказчики, которые хотят получить не желаемое, а бесстрастное и объективное. Если такой заказчик получает очевидную утопию или антиутопию, то провидец лишается жалованья. Значит есть стимул сочинять серьезнее и аккуратнее.
Так вот вопрос – где такие сочинения?
(у меня ответ только идиотски-конспирологический – они заперы в сейфах заказчиков.)
17ur
17 янв, 2011 09:43 (UTC)
А нету их, серьёзных и аккуратных сочинений. В лучшем случае есть некая "мозаика", из которой заказчик (а у него у самого на тему планирования профессиональный перекос) может получить сколько-нибудь нужную картину.

В РФ же и этого нет. Без шуток - я полагаю русскую блогосферу (не себя, любимого, а людей поумнее, которых тут полно) весьма близкой к максимальному уровню гуманитарного знания, которое вообще возможно производить в РФ. Печально, конечно.
eednew
17 янв, 2011 16:35 (UTC)
Почему печально? Нормальная такая блогосфера, не хуже других. В отличие от большинства других отраслей.
nekto333
17 янв, 2011 00:00 (UTC)
ИМХО, любая утопия просто перелицовывает потребности и трудности: старые снимает (возьмём ту же "Утопию"), но создаёт новые - иначе не интересно.

Условно: построили коммунизм и колбаса теперь бесплатна, поэтому вместо описания стокилометровых очередей, драки за колбасу и колбасой с последующими сценами каннибализма (всё навеяно "человеком с собакой"), будет писание на тему "есть ли жизнь на Марсе". Что пости всегда интереснее рассуждений о "кровавом совке". :)
bigbeast_kd
17 янв, 2011 08:47 (UTC)
+1 )))
Привлекательность утопии как раз в ом и состоит, что она показывает - вечно сажать репу не обязательно. Ну зачем сажателю репы книги, в которых описывается будущее вечное сажание репы? Привлекательность антиутопий - тоже скорее миф. Просто важнейшее из искусств очень хорошо умеет показывать драки, взрывы, погони. А толковую антиутопию НАПИСАТЬ не так уж легко.
17ur
17 янв, 2011 09:48 (UTC)
Ну зачем сажателю репы книги, в которых описывается будущее вечное сажание репы?

Книгу про будущее вечное сажание репы купят торговец этой репой и мытарь. А сажатель репы купит книгу про "бла-ародных", причём не будущих.

И опять-таки - см. разницу между интересным и убедительным. Интересное поверхностно - прочёл-отложил. А убедительная книга оказывает влияние на реальную жизнь.
bigbeast_kd
17 янв, 2011 14:33 (UTC)
Понимаешь, это фильтр восприятия ))) Собственно убедительности в антиутопиях не больше, чем в утопиях. Ты вот, кроме телескринов и запрета секса для среднего класса можешь какие-то бытовые мелочи вспомнить? Неа...
Тот же 451 по фаренгейту - все смотрят зомбоящик, а книги жгут. А как там насчет баб... то есть собственно быта? А ХЗ...
17ur
17 янв, 2011 19:04 (UTC)
Вообще-то могу, и ещё как. Это вот из утопий ничего, кроме ионного душа...
bigbeast_kd
17 янв, 2011 21:08 (UTC)
Да ну? Нуль-Т, "Призрак", БВИ, глайдеры, репликатор, киберы-уборщики, охота на ракопауков, пастухи китов, фукамизация и т.д. и т.п.
Конкурс роботов-гитаристов, автобус-телепорт, космозо, брамбрулет, торговый-автомат, флаеры - и это только крохотный кусок, поскольку в дома Коля не заходил )))
То есть, в любой утопии мы без труда можем вспомнить, или близко к источнику догадаться - как живет хомо вульгарис, чем дышит, какие у него есть возможности.
А в антиутопии? Чем там питается герой? Готовит ли он? На чем передвигается? Как связывается с другими? А поди вспомни...
17ur
17 янв, 2011 09:44 (UTC)
Вот и разница между "интересной" вещью и вещью "убедительной". Для социального проектирования нужна вторая.
bigbeast_kd
17 янв, 2011 15:09 (UTC)
Для социального проектирования нужно совсем другое - скучные гроссбухи с цифрами и многабуквами )))
А Утопия - это топливо, на котором эти проекты можно воплощать в жизнь.
"Через четыре года
Здесь будет город-сад"
eednew
17 янв, 2011 16:38 (UTC)
В утопии и антиутопии, по факту, говорится об одном и том же, но в утопии -- максимально общо и абстрактно (как будет здорово, если не будет того-то), а в антиутопии -- конкретно и с точки зрения отдельного человека (помимо того-то, не будет еще вот этого, того, того и далее по списку).
( Всего-то 16 — добавить )

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger