?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Должно быть, музыкой навеяло... не углядел и вляпался где-нибудь в сети в речь с выражениями "мы пойдём вперёд", "мы не допустим возврата назад"... конечно, интерфейс с такими ораторами должен включать в себя канделябр для чистой публики и киянку для публики остальной, но что делать, если ни того, ни другого нет под рукою?

Я уже говорил, что всякая человеческая потребность - это стремление удовлетворить какой-либо вполне животный инстинкт, транслированное через вторую сигнальную, то есть осознанное (выраженное своему носителю) через совокупность символов.

Действия по удовлетворению этой потребности - приведение себя, любимого, в состояние, которое описывается той же самой совокупностью символов. "Такая Матрица, и сам ты - Матрица"(с). Символы совпадают, а счастья всё нет - дык точнее надо было осознавать, чего хочешь.

В последовательности действий по удовлетворению своей потребности можно выделить действия целесообразные и действия обслуживающие. Целесообразное действие - такое, результатом которого является замена символов в текущей совокупности, неправильных на правильные; увеличение степени совпадения двух описаний. Действия обслуживающие - действия, которые гарантируют, что целесообразное действие, не приводящее к полному совпадению символических описаний, не станет последним.

Ну, скажем, хочет человек пройтись гоголем по набережной в новом костюме. Целесообразные действия - добыть костюм, одеться, пойти гулять. Действия обслуживающие - заработать денег, купить или заказать у портного. Потому как если украдёшь или не оплатишь заказ, то тебя сцапают и посадят, и никуда ты не погуляешь.

Удовлетворение потребности характеризуется затратами физической и нервной энергии на действия из приведённой последовательности. Понятно, что могут быть как ситуации, в которых 90% энергии тратится на целесообразные действия ("что хотел, то и сделал"... делал именно то, что вело к достижению цели, "свобода как осознанная необходимость"), так и ситуации, в которых 90% энергии тратится на действия обслуживающие.

И вот здесь уже можно говорить о прогрессе, как об уменьшении доли энергетических затрат на обслуживающие действия. Можно даже и не говорить, а оценивать конкретные нововведения или хорошозабытыестаровведения как "прогрессивные" или "регрессивные". Если получится, то и в числах. Вне всякой идеологической риторики.

Однако здесь есть ещё одна закавыка, а именно сам факт общежития. Немалая часть обслуживающих действий существует именно как защита от последствий целесообразных действий окружающих. "Защиту" я понимаю очень широко - скажем, трата нервов на то, чтобы не выиграть даже, но и просто выдержать такие действия (например, высидеть клакером на собрании, где реально ссорятся на тему очень больших денег), это тоже защита.

Отсюда понятны направления прогресса - технического, социального, духовного, впишите сами - обслуживающих действий должно быть всё меньше, они должны быть всё менее энергозатратны, следствия целесообразных действий члена общества вынуждают окружающих к возможно меньшим энергозатратам.

В свою очередь, очевидно конечное состояние регрессировавшего общества - оно перестаёт быть: цели становятся недостижимы по времени и силам, всякое социальное взаимодействие сводится к мучительству и вмешательству.

Что делать? Красть плохой трактор, устраивать революцию... так или иначе, это общество сходит с исторической дистанции, или с исторической арены, или где оно там пыхтит.

Собственно, я тут исчислил тот угол зрения, с которого я сейчас оцениваю всевозможные программы действий, как официальные, так и не очень. И прикидываю свои собственные сверхценные поучения, естественно.

Которые воспоследуют.

Да, и кстати, товарищи... прогресс - это ценность. Более того, это единственная ценность, способная в каких-то эпизодах отодвинуть ценность жизни на задний план. Или, если хотите, через ценность прогресса общество превращает свою волю к жизни в индивидуальную волю к смерти, швыряя человечков на всевозможные амбразуры.

Впрочем, об этом тоже после.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Метки:

Comments

( Всего-то 12 — добавить )
oohoo
20 май, 2011 10:32 (UTC)
Угу, но
как насчет человеческой потребности преодоления животного страха?)
17ur
20 май, 2011 10:53 (UTC)
Re: Угу, но
Ситуативно? Или на поток, когда тигров дрессируют, чтобы мещане аплодировали?
oohoo
20 май, 2011 11:11 (UTC)
То есть Вы даже не в курсе
содержания понятия "потребность"?
Например, потребность в еде - удовлетворяется ситуативно это бутерброд, на поток - Макдональдс, но сама потребность ни ситуативна, ни "на поток", а прошита в физиологии и/или психологии ("хардвер" и "софтвер").
17ur
20 май, 2011 15:26 (UTC)
Re: То есть Вы даже не в курсе
Я не знаю, в курсе я или нет, по-Вашему. Вообще, трудно отвечать на вопрос, формулируемый "как насчёт".
gilgatech
20 май, 2011 13:04 (UTC)
Потоковое порно это вещь крайне целесообразная.
17ur
20 май, 2011 15:26 (UTC)
Кому и кобыла невеста.
monster_igstab
20 май, 2011 13:15 (UTC)
У Прогресса традиционно имеется маленькая фатальность. Прогресс не только обычно идёт не совсем туда, куда надо, он и направляется, причём изначально направляется не туда, куда надо. Причина банальна. Дело в том, что далеко не все решения располагаются в области логики. Да, мало иметь кучу справочников и аналитический склад ума, слишком мало. Нужно ещё и чуйку иметь, чувствовать нужно ситуацию, чтобы ТЗ формировать на основании реальных потребностей, т.е. потребностей, доступных в ощущениях, а не глядя на заметку из справочника. Вот тут-то и проблема. Наши лабораторные жывотные учоные логикой-то обладают в полной мере, а вот чуйку они начисто принесли в жертву своей логике. Да заблудились они начисто...

Нету проблемы с уменьшением обслуживающих действий. Есть проблема в том, что нас тащут за шиворот в "странное", которое само по себе кардинально увеличивает число приключений на задницу. Вон взять иппонский супер-пупер хайтек. :) В Аду, да не прожарить себе задницу, это неслабая такая инженерная задача. :) И всё ради чего? :))) Ради чего этот Прогресс, а? ;)

Не, тут далеко не одномерное линейное пространство. :)
17ur
20 май, 2011 15:28 (UTC)
Прогресс никуда не идёт. Это ценность, это нормативный объект в сфере человеческих отношений. Он переживается человеком, в режиме "есть/нет" и "я и это", где "это" - всевозможные реформы, изобретения и проч..
monster_igstab
20 май, 2011 15:53 (UTC)
Знакомо. Только это не ценность. Это очень распространённое, но заблуждение.

Зачем вам сто пар ботинок? Зачем вам тысяча домов? Зачем вам триллион евро, который вы не потратите никогда?

У всего есть НОРМА. То, сколько этого всего вам вообще надо. Не так ли? И вот этот ваш Прогресс вас как только к этой норме приблизит, так сразу же и понесёт от этой нормы вдаль. У него нет тормозов, с него невозможно сойти.

Так куда идёт этот Прогресс? :)

Заметьте, что простые перемены в окружающем мире, вроде смены времён года, Прогрессом ни в коей мере не являются. Потому что Прогресс подразумевает увеличение чего-либо, уже просто по определению.
17ur
20 май, 2011 16:07 (UTC)
"Норма" или "вам надо"? Норма, она по выборке вообще-то берётся, а не по одной точке. И отсюда возникают вопросы, какая выборка, кто выбирает... отношения между людьми, как и было сказано.
monster_igstab
20 май, 2011 16:38 (UTC)
Хм. Интересный изгиб. А нафига вам "норма", которая "вам не надо"? Да, абстрагирование от рассматриваемых предметов иногда полезно, но когда дело касается вас лично, нужно хоть изредка возвращаться с небес на землю, вернуться в свою шкурку и ощутить, где мы и как мы. А не то всё закончится иеройской смертью ради пустоты красоты.

Норма по выборке, это узкая норма узкой математики. :) Вот взять правовые нормы, им же все эти выборки побоку, не так ли? :) Норма, это Закон. Эталон. Цель. Вот эту Цель я и имел в виду.

Выборка? Да пофиг на выборку, Норма для вас является точкой в пространстве (как Зенит, ага), а все конкретные случаи лишь как приближения (или удаления) от этой нормы.

Кто выбирает? Вроде бы из моей реплики было сложно не понять, что речь шла о личной норме. Хотя норма для общества тоже вполне статична, если общество не является каким-то заколебательным контуром. :) Если обществу удалось войти в нормальное состояние, то оно там зависает на долгое время. Золотой век, Рай, и всё такое. И личные нормы всех людей всё это время стремятся к этим самым общественным нормам, поскольку общественные нормы являются усреднением этих самых личных норм. Конечно же, там нет такой чёткости, как мы это привыкли видеть по отношению к нормам, к эталонам, но "зона" нормы вполне понятна и однозначна. И она именно что статична. Лекарство от яда отличается всего лишь дозировкой, а законы физики и химии у нас как-то не хотят меняться. :)
(Анонимно)
5 июн, 2011 19:06 (UTC)
А что Вы скажете про этого чудака? Какой инстинкт он удовлетворял, "транслированный через вторую сигнальную совокупность символов"
http://www.pravoslavie.ru/put/1459.htm
Жил я в дому своего отца в деревне Псковской губернии. В семилетнем возрасте я помню, как в дом отца моего приезжал, бывало, о. Корнилий, монах Крыпецкого монастыря; иногда и ночевал у нас, и ложился спать всегда со мной, и, бывало, говорил мне: "Будешь ты монахом, будешь старцем великим". Иногда брал меня с собой по сбору и говорил: "Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь - подадут нам". Так и бывало. И многое другое говорил, но я уже забыл.

Будучи десяти лет, я пас своих лошадей и слышал, как люди рассказывали про жизнь о. Серафима Саровского, как он молился на камне в лесу... Вот и я задумал подражать ему. Нашел в поле большой камень и стал на нем молиться.

С 12-13 лет ежегодно ходил я со своими родителями в Печерский монастырь помолиться. Так мне все в нем нравилось, так хотелось остаться в нем навсегда, и эта мысль меня никогда не покидала. Когда исполнилось мне двадцать лет, я стал просить отца, чтобы он отпустил меня в монастырь, но он и слушать не хотел, а говорил: "Женить тебя надо, а не в монахи!" А я еще отвечал: "Не хочу жениться и не буду никогда". И так продолжалось несколько лет. Потом отец велел мне выстроить в усадьбе домик, а для какой цели, я не знал. Не то хотел-таки меня женить и выделить из дому. Впоследствии я жил в нем и молился каждый день. По утрам отец приходил ко мне и звал на работу; и скажет, бывало: "Я думал, что
( Всего-то 12 — добавить )

Latest Month

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger