?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Лето, отпуск. В промежутках между здоровым сном я достаю старые черновики, которые палец не кликнул потереть, и смотрю, нет ли там чего интересного.

Вот например. Написано после прочтения некой патриотической фантастики с явным под-, над-, интер-, гипер-, ультра-, суб- и контекстом "как нам обустроить Россию". Вариант обустройства опирается на пылкие рассуждения автора о том, что "элита" должна быть беззаветна, а иначе всё пропало. И что "истинная элита" - это не те, кто жрут в три горла, а те, кто бросаются на амбразуру.

Я тогда сделал весьма многословную заметку по этому поводу. Теперь чуть-чуть поправил и выкладываю.

НАЧАЛО ЧЕРНОВИКА. "Я уже когда-то писал, что личный состав элиты - это человеческий осадок от решения проблем народа как целого. Настучал по голове вторгнувшимся маврам, получил дворянство. Теперь твой внук либо стучит по голове очередным туркам, либо пролюбливает фамильное достояние и уходит в сноски на страницах чужих генеалогий.

То же касается всяких торговых путей, усмирения бунтовщиков, строительства заводов и даже ростовщичества, если рассматривать его как средство концентрации ресурса для необходимого народу дела.

О чём я не писал, так это о том, почему элита нужна каждый день: частью какой социальной машины она является, и как эта машина работает.

Смею заверить, ни о какой беззаветности здесь речи не пойдёт, хотя всяческие младшие сыновья, борясь за место под солнцем, вполне могут и даже должны кидаться в берсерк частным порядком.

Итак.

1. Адаптация человеческой стаи к окружающей среде в условиях смены сезонов обязательно будет иметь своим следствием не столько уменьшение количества приложенных для выживания усилий, сколько высвобождение затраченного на обеспечение выживания времени. Человек готовит сани летом.

2. Свободное время человек, как и любое другое высокоорганизованное стайное животное, употребит на социальные игры, - улучшение своего положения в стае за счёт других - которые игры в общем опасны для выживания стаи как целого. Например, если противоречия двух праздных самцов обострились, и самцы подрались, то, кого ни прибей, стая станет беднее на одного самца.

3. Из соображений сохранения стаи, языка, народа возникает - неформализованный и вряд ли изначально осознанный - запрос на механизм, который мог бы

а) собрать "рассеянное" свободное время стаи,
б) обезвредить, стерилизовать его и
в) конвертировать в нечто хорошее и полезное для стаи.

4. Этот механизм использует эффект той самой борьбы за статус, выяснение своего и чужого места. Статусная особь начинает требовать не просто баб и уважухи, а собирать излишки чужого времени. "Отдыхаешь, значит? Так вот, ты теперь будешь работать за себя и за того парня, а тот парень будет чесать мне пятки. А иначе стукну по голове. Всех". Итого пункт 3а выполнен.

5. Получаем, что статусные особи высвобождают своё время через чужие услуги. Статусных обшивают, обстирывают, объедают кормят и т. п.. Однако и статусным особям надо это собранное время куда-то девать.

6. Примем, что статусных особей в стае достаточно, и они образуют связное сообщество, известное нам как "свет". Очевидно, что дальнейшая борьба за статус - борьба "второго передела" - продолжится там. И отобранные у быдла излишки времени (труда) будут угроханы именно на эту борьбу.

7. Однако у этой борьбы "второго передела" уже будет ограничитель, связанный с тем, что, если вести себя в "свете" по беспределу, то "свет" быстро ослабнет, и быдло его захлестнёт. Потому, что живёт-то "свет" хорошо, а быдлу завидно, и его больше. Итого выполнен пункт 3б.

8. В отсутствие беспредела борьба между статусными особями в значительной мере переходит в аспект потребления, роскоши. У кого сабля золотее, дом выше или кринолин ширше. При этом потребление может быть и символическим - "древность рода", "государь отметил на поле брани", что в общем девальвирует отобранное время: даже у очень богатого "новодельного" элитария оно ценится относительно дешевле, чем у "старого рода", хотя бы и бедного.

9. Это стимулирует развитие потребления не столько обильного, сколько утончённого и избирательного. Не лукулловы пиры закатывать на n+1 рыл, а нанять такого повара, который делает особенный соус в ма-а-аленькой соуснице для избранного круга друзей. Не собираться толпой, чтобы орать пьяные песни и щупать крестьянских дочек а-ля Гуго Баскервиль, а чтобы ужин при свечах, икра заморская баклажанная, пианино со скрипкой за шторами и томные глаза графини напротив. Соответственно, "тот парень, который пятки чешет" - теперь уже парень, который умело играет на пианино или искусно готовит особенный соус для умягчения графини.

10. "Рассеянное" свободное время, однако, продолжает в стае - у быдла - воспроизводиться, и опасность борьбы "первого передела" никуда не девалась. Вот придут и скажут: "так, вы свои ананасы уже слопали, теперь наша очередь. Этого на гильотину. Этого, с пианиной, тоже. А графиню оставьте, мы с ней Руссо читать будем, Жан-Жака".

11. Однако такого одержания может и не случиться, если сработает обратная связь. Сформулированные, собранные, определённые, упорядоченные, окультуренные, рафинированные элитой потребительские блага могут вернуться к быдлу в том количестве, которые быдло своим "рассеянным" свободным временем может оплатить, и в той форме, в которой оно их способно потребить.

12. Например, соусный мастер открывает ресторан, в который полубогатые мещане ходят раз в месяц, чтобы пожрать по-господски. Да, дорого. Однако на сцене играют пианино со скрипкой, на столе стоят свечи и тот самый соус - и даже глаза напротив пусть и не графини, но всё равно она моется много чаще крестьянской дочки. А то, что столиков таких много, так это уже как раз форма - ибо произошло от существующих предприятий общественного питания: пельменных, пабов, харчевен и пулькерий. Ничего: вежливо, без шума и локтей, не глядя по сторонам, не отрываясь от томных глаз, можно и в самом деле провести вечер вполне по-господски.

13. Этим же обеспечен постоянный интерес быдла к "элите", - "я хочу жрать так же куртуазно, как они; что я делаю неправильно?" - и это ведёт к трансляции "вниз" не только потребительской культуры, но и культуры поведения, политической культуры и т. п..

14. Таким образом, стая как целое за отобранное и сконцентрированное "рассеянное" свободное время получает улучшение качества потребления, а через него и совместно с ним улучшение качества жизни. Пункт 3в выполнен.

15. Замечу, что вот эта обратная связь ведёт и к трансляции "вниз" мыслей и ценностей элиты. Эти мысли и ценности сводятся к тому, что такое превосходство над всеми остальными, и какими способами оно достигается и удерживается. Опять же, мысли и ценности идут "вниз" в том количестве, которое быдло может воспринять без кровожадного беспокойства, и в той форме, в которой оно способно их практиковать.

16. Так получаются обывательские добродетели - лайт-версия элитных ценностей для впечатлительных дебилов. Ученье - свет; не дал слова - крепись и сам не плошай. И так далее. Заметьте, их присутствие бесконечно лучше отсутствия. Добродетельного обывателя можно со зла обругать рабом, но у него и у его рода есть ненулевой шанс выучиться жизнью на господина - особенно если обыватель поймёт, зачем эти добродетели нужны. Человека же, у которого эти добродетели отсутствуют, вытолкнут на дно общества и там пристрелят как бешеную собаку под гиканье окружающих. А не его самого, так его отродье.

Итого.

Повседневная, не ситуационная функция "элиты" в обществе - это уничтожение частного свободного времени в обществе через его конверсию в улучшение качества жизни в обществе. Блага и привилегии, которыми наслаждается "элита" - это "потери на трение" в конверторе. Дела, которыми элита занимается, это частные, ситуационные формы уничтожения чужого свободного времени "здесь и сейчас". Война, угнетение, предпринимательство, наука, искусство, пропаганда и т. п..

Никакой беззаветности, никакой самоотверженности, никакого самоотречения элите не требуется. Это "как получится" - и обычно частное решение того или иного элитария. Замечу, что процент "самоотверженных" элитариев вряд ли может рассматриваться как сколько-нибудь надёжный критерий качества элиты. И "истинная элита" - это не те, кто бросаются на амбразуру, и не те, кто жрут в три горла, а те, кто дал самореализоваться соусному мастеру, не оставив того в пяткочёсах.

Какие же качества "элите" нужны - и как вообще можно определить наличие "элиты" среди множества статусных особей на некоторой территории?

Одно-единственное качество, оно же признак: склонность к покровительству своему народу, выраженная в готовности принимать блага от него, в желании доводить эти блага до ума и в непрепятствовании обратному распространению доведённых до ума благ.

Если этого нет, если статусные особи принимают блага в отчуждённой от участия местного населения форме, не создают собственных стандартов хотя бы вещного потребления и не способны соблазнить население подражать именно себе и не мешать такому подражанию, то... если это и "элита", то чужая. А скорее всего так, случайные люди, навесившие на себя красивое слово." КОНЕЦ ЧЕРНОВИКА.

Уважаемые читатели, не стоит задавать вопрос "считает ли автор благом эксплуатацию человека человеком". Автор не определился с ответом, почему и не стал постить приведённый текст тогда, когда он был написан.

Автор и сейчас с ответом не определился, но текст решил запостить, ибо рассуждения о беззаветных элитах недавно опять стали попадаться на глаза в связи сами знаете с чем.

Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 43 — добавить )
salahbekov
23 июл, 2014 10:41 (UTC)
интересно
de_la_mitrio
23 июл, 2014 10:45 (UTC)
Звучит вполне разумно.
acnikolaev
23 июл, 2014 10:51 (UTC)
Да, от биологии никуда не денешься...
ixbin
23 июл, 2014 10:51 (UTC)
Вопросы из зала
1. А зачем вообще элита будет разрешать соусному мастеру открывать заведение для мещан? Эксклюзивность соуса тогда теряется, а с ним и снижается статус. В "элиту" же стремятся попасть пирамидо-зависимые альфа-самцы, именно из-за статуса. Выбирая между покровительством своему народу и своим статусом элитное животное выберет свой статус.

2. > Свободное время человек, как и любое другое высокоорганизованное стайное животное, употребит на социальные игры, - улучшение своего положения в стае за счёт других

А если мы имеем дело со стаей, где в силу разных причин уменьшена доля пирамидозависимых особей (и альф, и омег), "улучшение своего положения" - занятие почётное и уважаемое, а вот "за счёт соседа" - наоборот, фу и бяка. Для них описанная вами социальная машинка как-то не так будет работать, а опускать такую стаю на уровень обычных пирамидозависимых народов - это всё равно, что челнок "Буран" сменять на фанерный аэроплан. Может, присмотреться к этой стае, и двигать её не назад, а вперёд? Специально для неё собрать какую-то более продвинутую социальную машинку?
thesz
23 июл, 2014 14:06 (UTC)
Re: Вопросы из зала
Эксклюзивность не уменьшится.

Вот здесь объяснено, почему: http://www.joelonsoftware.com/articles/fog0000000024.html

В ресторане соус всегда будет хуже.
17ur
23 июл, 2014 16:25 (UTC)
Re: Вопросы из зала
1. Именно потому, что "для мещан". Со множеством столиков. Просто эксклюзивность у аристократов достигается по сумме всего. Позволить это скопировать по частям - да пожалуйста.

2. Вопрос в форме этого "за счёт". Не, извините, мочиться друг на друга, а превзойти в "честной конкуренции". Суть та же.

Edited at 2014-07-23 16:26 (UTC)
dancerlt
23 июл, 2014 10:54 (UTC)
Как предотвратить ситуацию, когда "потери на трение" начинают превышать бюджет страны ?
17ur
23 июл, 2014 16:27 (UTC)
Колом осиновым. И это, кстати, вряд ли будет "элитой" в описанном выше смысле. Не на что будет покровительствовать.
dancerlt
23 июл, 2014 18:53 (UTC)
А кто будет кол вбивать - та же элита ?
ixbin
23 июл, 2014 11:01 (UTC)
Ещё вопрос из зала
При постиндустриале свободного времени на низовом уровне стало просто завались. Однако "элита" только малую его часть конвертирует в чесание пяток себе любимому. В основном придумываются ненужные времяпоглотительные профессии, типа менеджера или кассира в супермаркете. А если в организацию просто посадить 6-7 менеджеров, то как известно из Паркинсона, они легко обеспечат друг друга ненужной бюрократической работой.

При постиндустриале элита образца палеолита тогда вообще непонятно зачем нужна. Чтобы обеспечить прогресс, нужно небольшое количество учёных и инженеров, а у них-то мотивация совсем не завязана на игры в социальные пирамидки. Ценности альфа-самцов вызывают у них не стремление подражать, а смесь презрения и недоумения.

Edited at 2014-07-23 11:11 (UTC)
17ur
23 июл, 2014 11:17 (UTC)
Re: Ещё вопрос из зала
А вопрос-то где?
promdiz
23 июл, 2014 11:20 (UTC)
Хороший критерий, реальный.
de_nada
23 июл, 2014 12:12 (UTC)

Ух! Годный черновик,качественный - может без купюр и добавлений мутировать и в беловик.
Спасибо.

С уважением,
De Nada.
(Анонимно)
23 июл, 2014 12:27 (UTC)
Я бы (набрался наглости и) посоветовал автору подробнее прописать одну из базовых "нужностей" элиты - целеполагательную. Это ведь единственная социальная_группа(тм), у которой (вроде бы) добуища свободного времени, по крайней мере от судорожно-ежедневной борьбы за выживание они свободны. Соответственно, кому, как не им поразмыслить как_нам_обустроить_рабкрин и вообще порастечься_мыслью_по_древу. Не только о том, как повысить качество потребления быдлы (полагаю, что это их волнует в -дцатую очередь), но и короче_куды_оглобли_свернуть.
У вас оно звучит, но как-то глухо
hemdall
23 июл, 2014 14:01 (UTC)
>"нужностей" элиты - целеполагательную

Подумаешь какая сложность, это знание - элементарно.
(Анонимно)
24 июл, 2014 06:45 (UTC)
дык, весь некоротенький текст чуть менее чем полностью объясняет (со всеми отягчающими подробностями) еще одно элементарное_знание, что одна из важнейших "нужностей" элиты - это "статусность". Одна из (ИМХО) трех базовейших, о чем я и напомнил автору, оставшиеся две - само текущее управление, и, правда в меньшей степени, целеполагание - тоже нужны "ежедневно".
hemdall
24 июл, 2014 06:52 (UTC)
=) Да я в курсе.

Но любому задумавшемуся на пять минут о трех биологических мотивах поведения людей вполне понятно как образуется и статусность и целеполагание да собственно и управление.

А вот и идея реализации ("поиск способов достижения") требует не рядового ума и реальных знаний о окружающем мире.
17ur
23 июл, 2014 16:30 (UTC)
Тащем-то, цели уровня популяции редко когда бывают чем-то необычным. Тут опять же будет не целеполагание, а поиск способов достижения.

Не изобретение идей вечного мира, а подготовка войск и выбор "дня Д".
hemdall
23 июл, 2014 12:43 (UTC)
В общем так и есть - не мешай развиваться лучшим, займи их интересным им делом и будет тебе прибыль и новые темы.
Как капиталист согласен более чем полностью.
17ur
23 июл, 2014 16:31 (UTC)
Ну да, воровать надо с прибыли, хехе. Нагрузил студента темой - не забудь взять его в соавторы.
hemdall
23 июл, 2014 16:34 (UTC)
Увы и ах студенты ныне не качественные, гонору много - знаний мало.
Приходится учить чуть не с таблицы умножения, но кто по умнее быстро входят в долю.
vavla
23 июл, 2014 13:15 (UTC)
о трансляции снизу
Система без обратной связи вряд ли работоспособна. Пушкин слушал сказки Арины Родионовны.
17ur
23 июл, 2014 16:32 (UTC)
Re: о трансляции снизу
Не знаю. В конце концов, белые люди могут запоздать на пару сотен лет, позволив местным резвиться а-ля киношный Ксеркс.
Ольга Татаринова
23 июл, 2014 14:25 (UTC)
У меня ассоциация со словом элита давняя и неискоренимая, в животноводстве так называют быка-производителя, геном которого хотят воспроизвести в процессе выведения потомства, за что сей элитный экземляр и ценен. Все остальные на одной доске, хотя делают то же. Понимаю, что аналогия с социумом некорректна, и все-таки рулят, имхо, мотивы статусности, самоценности и прочие психологические и не только ништяки. Так много букв и пунктов аргументации, где все становится ясным только апостериори. И даже дети великих мира сего в отличие от потомства элитных быков менее предсказуемый феномен. В наш век рекламы и промоутеров не элита - все, кто не зафиксирован "ведущими рейтинговыми агенствами", и не всякое свиное рыло в тот калашный ряд вхоже. Доставила ваша дотошность и нескрываемая уязвленность, сродни сатирической

Edited at 2014-07-23 14:30 (UTC)
17ur
23 июл, 2014 16:33 (UTC)
А кто придумал "рейтинговые агентства"?
Ольга Татаринова
23 июл, 2014 17:15 (UTC)
Понимаю так, что этот риторический вопрос отсылает к источнику элитных новообразований и их признаков. В таком разе в начале вообще было Слово, и элитным его назвали значительно позже. Круг замкнулся и где в нем элитность? Элитность вообще попахивает лайт-версией ценности для впечатлительных, дебилов как частный случай таковых
17ur
23 июл, 2014 18:04 (UTC)
Конечно. Само описание элиты - это то, что элита говорит о себе и в своих интересах. Мои рацеи - это попытка очистить сказанное от "шума".
Ольга Татаринова
2 авг, 2014 10:23 (UTC)
В пандан вашему, более питательный разбор сабжа встретился тут http://seva-riga.livejournal.com/144856.html
Не обессудьте, нескрываемая уязвленность не способствует здравому анализу. При том, что ангелы тут не живут, от слова вовсе
fon_rotbar
24 июл, 2014 16:14 (UTC)
в животноводстве так называют быка-производителя
Для людей, в славянских языках, применяется синоним "благородный".
black_box_365
23 июл, 2014 14:39 (UTC)
эксплуатация человека человеком

- " ...не стоит задавать вопрос "считает ли автор благом эксплуатацию человека человеком"

Конечно не стоит. Это несомненное благо.

17ur
23 июл, 2014 16:34 (UTC)
Re: эксплуатация человека человеком
Салтычиха с Вами согласна.
Ольга Татаринова
23 июл, 2014 18:04 (UTC)
Re: эксплуатация человека человеком
Почему сразу Салтычиха, нынешние более гуманны по-вашему? http://predtechenskij.fromru.su/production_self-management.htm тут подробности теории. А на практике эксплуатация скорее благо, суть использование труда одного на потребу многим и конкретного выгодополучателя\ участника обмена, даже, на минуточку, пафосно- удовлетворение от востребованности. Просто от скуки готовить и придумывать новые соусы или знать, что вот этот важный господин предочитает такие, а та ветреная дамочка - сякие, это ли не радость трудящемуся мастеру соусов. При условии, что они же готовы за это платить адекватную цену. В постиндустриальном мире радость труда стала возможной, хоть и не гарантированной и разумной для субъекта труда. Как-то вы излишне мрачно и зашорено смотрите на мир. И лучшие дни для эксплуатации человека человеком еще впереди, имхо, если только все не нае...тся и мир не погрузится в новое средневековье, тьфу-тьфу-тьфу

Edited at 2014-07-23 18:06 (UTC)
17ur
23 июл, 2014 18:09 (UTC)
Re: эксплуатация человека человеком
знать, что вот этот важный господин предочитает такие, а та ветреная дамочка - сякие, это ли не радость трудящемуся мастеру соусов

Каждый судит по себе. Я, например, предпочитаю радость от вознаграждения за труд радости самого труда. Не зипхэд.
Ольга Татаринова
23 июл, 2014 18:28 (UTC)
Re: эксплуатация человека человеком
Спасибо за интересную наводку по зипхэду. Вы таки в эмергенты подались? Надежды и амбиции редко приводят куда изначально шли их носители. А если серьезно, нам всем, похоже, уготована роль зипхэдов ушлыми "рулевыми" и в случае с Украиной четко отрабатывают сценарные ходы
Ольга Татаринова
23 июл, 2014 17:31 (UTC)
Re: эксплуатация человека человеком
Благо не благо, но суть основа культурного мира с его преимуществами и пороками, как опозиция миру природному.
okhrim
23 июл, 2014 17:25 (UTC)
Спасибо за черновик
Хорошо разжеванная (до состояния соуса, извините за каламбур) мысль лучше впитывается.
fon_rotbar
24 июл, 2014 16:10 (UTC)
никакого самоотречения элите не требуется.
Сословие воинов составляло совокупность поименованную как "элита" over 9000% Без упомянутого в заголовке качества им ну никак не возможно быть отмеченными гоцударем-импелатолом-скотиной.

Ну и заражение местности радиоактивными отходами как-бы намекает на то, что ожидать улучшения качества жизни вряд-ли возможно.
aschsch
29 июл, 2014 08:24 (UTC)
"Примем, что статусных особей в стае достаточно, и они образуют связное сообщество, известное нам как "свет"".

Здесь два шатких предположения и одно равнозначное посту в целом, скорее всего, ошибочное.

1. "Статусных особей в стае достаточно". Думается, что всегда достаточно, в противном случае стая престает существовать.
2. "[Статусные особи]образуют связное сообщество". В стае образуют, а в человеческом обществе, скорее, нет. Элита должна присутстсвовать во всех областях деятельности, в том числе и не пересекающихся. Если отталкиваться от этого, то "связной элитой" придется считать кабинет министров ;).
3. Связное сообщество элитариев известно нам как "свет". Огромные сомнения. Свет имеет слишком много декоративных функций. С элитой пересекается, да, но никак не тождественен ей. Элита, как Вы справедливо написали выше, это решение проблем. Свет проблемы не решает, часто и вовсе игнорирует.
soc_biker
22 авг, 2014 12:55 (UTC)
Стремление к искусственно ограничиваемому потреблению - это самозакрытие элит, это признак декаданса.

Кстати, по поводу альф и всего прочего - в источниках же есть! Альфа-самцу никаких особых потребительских отличий от остальных не надо. Это как Конан-варвар - у него такое же быдляцкое оружие, такой же, как у всех прикид - и кто его остановит? :) Нет, конечно, он знает цену вещам и возьмет лучшее - но специально этим заниматься не будет...

Фиксация на вещах возникает у суб-альф, когда личных качеств недостаточно для доминирования, в ход идет мимикрия - пусть будет прикид побогаче и экипаж поукрашеннее, авось и сойдет... Самки, кстати, это прекрасно чувствуют - первым дают без разговоров, вторых - разводят на материальные блага :)

Почитайте историю :) Вожди племен, как и ранние феодалы - не стяжали, а наоборот - разбрасывали блага. Шубу с плеча, ценный подарок, самому - пофиг, еще сотни найдутся в добыче. Как началась кастовость, искусственные ограничения - так поперли мода, золоченые цацки и прочее.
Также с экономической элитой. Ранние капиталисты были неотличимы по виду от своих работников - жили на своих предприятиях, соблюдали пуританские принципы, делали дело. А весь культ эксклюзива - это культ бездельников, бета-, омега- и т.д.
И у Сталина вон никаких счетов и накоплений не было, тока френч поношенный. Не потому, что он такой беззаветный был, а потому что настоящий альфа. Зачем мимикрировать тому, кто настоящий?
darkhon
25 авг, 2014 13:50 (UTC)
Вот, кстати, существенное дополнение.
Описанный механизм -- это функция _вырожденной_ элиты в соотв. об-ве.
17ur
25 авг, 2014 15:39 (UTC)
Какая разница, какой элиты? Это *полезный* механизм, ответственный за большинство частных благ сколько-нибудь выше корочки хлеба и крыши над головой.

Доминирование вождей, ранних феодалов и ранних капиталистов - это не нормальная ситуация, это огрызок допотопных времён, когда личного присутствия было необходимо и достаточно для того, чтобы вести армию. Как только уже не вождь, но царь заводил себе двух-трёх полководцев для этого дела - всё, эта нормальность ушла.

Сталин вообще пример неудачный - личность выдающаяся, однако элита - это СЕМЬИ, поколения.
soc_biker
25 авг, 2014 19:11 (UTC)
> Доминирование вождей, ранних феодалов и ранних капиталистов - это не нормальная ситуация, это огрызок допотопных времён, когда личного присутствия было необходимо и достаточно для того, чтобы вести армию. Как только уже не вождь, но царь заводил себе двух-трёх полководцев для этого дела - всё, эта нормальность ушла.

Сталин - тоже ненормальная ситуация? 150 миллионов под единый взмах руки, так что ли? Тогда зачем Жуков, Рокоссовский и все остальные?

И при всем этом, СССР нам обеспечил весьма солидную аберрацию во взглядах на управляемость людей, монокультурностью и общей идеей... Личным примером можно вести рыцарское копье - 6-8 человек, больше этого - уже нужны всякие пажи и оруженосцы. А при том же Гастингсе (где рыцари отчетливо и откровенно наваляли викингам :)), бились 7 на 8 тысяч. Можете представить, какой нужен административный аппарат, чтобы управлять всем этим сбродом, который не то что неграмотный и к дисциплине не приученный, а разноязычный и разнокультурный... Тем не менее - справлялись, и благ не стяжали.

А при том же Висби (14 век) - полторы тыщи человек в могилу покидали со всеми цацками и пряжками - а вы говорите, стяжательство... :)))

Так что вещизм - признак именно _вырожденной_ элиты.
darkhon
28 авг, 2014 01:18 (UTC)
Большая разница, поскольку уклон в потреблядство разумным не явялется.
Но идея интересная, да.
( Всего-то 43 — добавить )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger