?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Я уже давно достиг того возраста, когда не столько делаешь себе подарок на день рождения, сколько выбираешь его из покупок и обновок, случившихся плюс-минус месяц от даты.

В этом году, правда, с подарком как статусом предмета получается казуистика: денежки за него я отдал давным-давно, имея в виду именно побаловать себя, любимого; и то, что получил желаемое достаточно близко к дате, - а начал пользоваться различимо позднее, чем получил - это скорее случайность, могло обернуться по-разному.

И тем не менее, волюнтаристским решением я объявляю собственным подарком игрушку под названием Wasteland 2 (RPG с походовой боёвкой), проект которой некогда поддержал на кикстартере. Глянул на возможную команду разработчиков и моментально поддержал.

Обретя желаемое и повозившись с ним малость, я записал несколько соображений, которые сейчас считаю уместным привести. Возможно, читателю будет небезынтересно.

Что такое Wasteland 1 образца 1988-го года, можно вкратце уяснить на ссылке, однако достаточно сказать, что ей приписывают первенство в том жанре, наиболее ярким проявлением которого пока считается серия Fallout.

Это жанр, который достаточно изощрённо можно определить как "диалоговое освоение абсолютного будущего". "Абсолютное будущее", одолжусь у СБП и ИГШ, это будущее, из которого нет возврата в уютное настоящее. "Диалоговое освоение" вытекает из сути RPG как жанра (или порядка предоставления контента) более высокого уровня абстрагирования.

Кстати, автор выражает надежду, что философы не погонятся за ним с дрекольем за утверждение, будто бы прапредком жанра RPG были античные философские диалоги. И автору не придётся на бегу развивать неортодоксальную точку зрения на способы и масштабы влияния этого не самого массового жанра на общественную культуру.

Что в этом жанре меня зацепило?

Живописание "абсолютного будущего" в отличие от описания "просто будущего" - всегда очень серьёзная ответственность: это по сути список утверждений "вот этот, этот и этот просто помрут, этого прокрутят в мясорубке, у этого вырастет хвост, а вон те выживут, но будут сильно болеть и спятят".

Со списком таких утверждений можно соглашаться или нет, его можно прикидывать к наблюдаемым вокруг реалиям, особенно когда те развиваются in extremis по мнению наблюдателя или окружающих его людей.

Здесь важно то, что команды разработчиков, причём тренированных по-разному общаться с окружающим миром (писатели, художники, музыканты), существуют не в безвоздушном пространстве и не в башне из слоновой кости.

Их описание "абсолютного будущего" состоит из совмещения множества реально существующих в обществе точек зрения на это будущее, слегка задрапированных в силовую броню и оснащённых местночтимыми гаджетами.

А это, в свою очередь, создаёт из безобидного развлечения средство предсказания будущего, комплементарное/альтернативное существующим средствам, то бишь прогнозам, основанным на продолжениях трендов, формализованных в той или иной социальной теории.

Если проще, то коллективно создаваемый образ текущего пост-апа предлагает реперные точки, с учётом которых можно вносить поправки на сбычу древних предсказаний основоположников. А то учёные мужи склонны забывать, что "ожидаемое" будущее влияет на "должное" - и как бы ещё не фатально.

Какие вещи в узкоспециальном жанре, заданном первой Wasteland, помимо всем известного Фалаута (Tactics включительно), автор знает и любит?

Их немного. Это сделанные немцами "Soldiers of Anarchy" и "The Fall: Last days of Gaia". Вещи скорее удачные, пусть и в разных аспектах.

Любопытно, что в обоих сеттингах для устройства дивного нового мира, по которому взбесяся бегает шайка добродетельных автоматчиков, обошлись без ядрён-батона. Главным недостатком сеттингов я бы назвал то, что сценаристы, похоже, излишне уповали на собственные таланты и, весьма преуспев в некоторых микросюжетах, главные сюжеты создали и исполнили "на отвяжись".

Что хорошего в Wasteland 2?

В-главных, она сделана для олдфагов, то есть:

а) неправильные решения могут убить сразу и без предупреждения;
б) неправильные подбор/прокачка/экипировка персонажей (а навыков там десятки) будут убивать долго и изощрённо, всё более частой и всё менее подъёмной боёвкой;
в) возможность изящно и непротиворечиво выполнить большинство квестов на локации обычно есть, но, как правило, первопроходец видит её уже тогда, когда эта возможность пролюблена через неправильную последовательность действий или отсутствие нужных навыков;
г) возможность нахамить/обольстить/облапошить в диалогах появляется единожды - не использовал в силу недостаточной прокачки навыка или по осторожности - второго шанса не будет;
д) опции в диалогах и их исход часто зависят от того, что партия успела заметить в окружающей природе до начала разговора;
е) навыки общения с окружающими предметами имеют вероятность срабатывания, несрабатывания и фатального невезения - при этом, например, чтобы без последствий вскрыть хорошо защищённый ящик, надо кинуть четыре чека;
ж) время на размышление при встрече с неизведанным ограничено - если не вмешиваешься, то события после краткого диалога обычно идут своим чередом и, скажем, потенциальный тягловый индеец вместо того, чтобы присоединиться к группе, благополучно тонет (значит, хороший был человек).

Короче, то, что надо для отдыха за компом.

Собственно сеттинг игры вполне соответствует ожидаемому: разбросанные на карте в свободных от радиации местах небольшие поселения, сходящие с ума каждое по-своему, сами по себе или с внешней помощью. Впрочем, серьёзные завихи там начинаются со второй части, Лос-Анджелеса, когда туда заваливается провинциальная шайка самозваных блюстителей законности и видит, что у местного населения с правом на жизнь не очень, зато с идеями всё в порядке.

Что мне кажется забавным не в самой игре, но в её контексте?

То, что быдло всё же может нанести ответный удар как непонятым высоким творцам, так и бойким пошлым ремесленникам.

В прорву времени между 1988-м годом и нашим, 2014-м, с одной стороны, уместилась куча наигромчайших, миросотрясающих и прорывных инсталляций, перформансов и прочих экскрементов современного искусства (вы их помните? Я тоже нет. А они были); и, с другой стороны, такая же куча всяческих попсовых, сериальных тривиальностей, предполагающихся вечными и бесконечными.

Однако ж тогдашние детишки выросли и не забыли. А у взрослых дядей появилась возможность заказать себе шедеврик, ни отменённый современным искусством, ни опошленный сериальной культурой. И дяди ей живо воспользовались. Прошу учесть, что Wasteland 2 - это не римейк старой игрухи с экспортом сюжета (кто сказал "римейки советских фильмов"?), это именно что её продолжение.

Сдаётся мне, джентльмены, некая неожиданная польза от этих наших интернетов начала проявляться только сейчас, и чем дальше, тем значимей она станет. Сохранение групповой памяти, которая раньше истаяла бы бесследно, а теперь влияет на общественную культуру перпендикулярно традиционным средствам такого влияния.

И увидел я, что это хорошо.

Так что вот такой подарочек я сообразил себе на день рождения - и доволен им, как свинья в яблоках. Подарки извне перечислять не стану. Впрочем, один, неподаренный, упомяну: обещанная картина (с лошадью!) то ли "уже в работе", то ли "скоро закончим", как меня сегодня проинформировали по телефону.

Если кому интересно, то сейчас игруха лежит на стиме. Ваш же покорный слуга уже озаботился иным подарочком на иной день рождения, и тоже с кикстартера - под названием Torment: Tides of Numenera; небольшое прикладное исследование на тему того, во что превратится Интернет через миллиард лет.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Да, а радиоперехват "Чебурашка вызывает Шапокляк" меня убил. Давно так не радовался.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 20 — добавить )
lisov_an
24 окт, 2014 08:42 (UTC)
С днем рождения!
И приятнейшего времяпрепровождения за игрой. :)
atraktor
24 окт, 2014 09:05 (UTC)
Интересно. Лично сам воспринял Wastelandкак возможность сказать "выкуси" всем этим студиям, которые с момента выхода первого Fallout уверяли меня что "все это не нужно", а нужно пыщь, пыщь и разрешение покруче.
А по самой игре скажу так. Когда после первого возвращения на базу рейнджеров (самое начало игры) я случайно взорвал ядерную бомбу и тем самым закончил игру (и никто меня не предупреждал что так делать нельзя, в конце концов здесь все взрослые, сам должен понимать что такое ядерная бомба) я понял что Wasteland в полном порядке.

Edited at 2014-10-24 09:06 (UTC)
lexter
24 окт, 2014 09:47 (UTC)
Да, этот момент действительно порадовал.)
yoshi_stan
24 окт, 2014 09:13 (UTC)
C днем рождения! Удачи и успеха во всех начинаниях. И спасибо за наводку на игру, интересно :)
bigbeast_kd
24 окт, 2014 09:39 (UTC)
С днем... и да постигнет вас Дао ... всех 17 )))
stassavenkov
24 окт, 2014 10:04 (UTC)
С Днем рождения! Всех благ!)
_dusty_
24 окт, 2014 10:21 (UTC)
Поздравляю с Днем Рождения!!

Поскольку материальным подарком Вас порадовать не могу, остается только подарить Вам повод для размышления :)
Как, по Вашему, мог бы измениться жанр фентези - в литературе вообще, и в РПГ в часности - если бы слово "мана" было не нативно-полинезийское (в широком смысле), а пиджин-искаженное английское "money"?
gilgatech
24 окт, 2014 10:28 (UTC)
Больше РПГ, хороших и разных! РПГ- в жизнь! Прапредком жанра RPG были античные философские диалоги! Вся наша жизнь-игра! Ура!
С Днём рожденья! За человеком Играющим-будущее! Долой зомбоящик! Да здравствует РПГ-ЛитРПГ, ХудРПГ и МузРПГ!
glait76
24 окт, 2014 10:32 (UTC)
Здоровья Вам. Это главное.
(без темы) - kattya88 - 24 окт, 2014 10:47 (UTC) - Развернуть
dimmel
24 окт, 2014 11:36 (UTC)
С днём рождения!
eednew
24 окт, 2014 12:02 (UTC)
С днем рождения!
nicolas83
24 окт, 2014 12:37 (UTC)
С Днем рождения!
net_plana
24 окт, 2014 13:06 (UTC)
С днем рождения!
meatblog
24 окт, 2014 14:50 (UTC)
С днем рождения! Здоровья, удачи, позитива!
kaunov
24 окт, 2014 15:02 (UTC)
И вроде как под Linux пойдёт, надо брать! =)
vkryukov
24 окт, 2014 15:33 (UTC)
Сдине мраш деня!
bambr1
24 окт, 2014 15:44 (UTC)
С Днём!
.
mit_yau
24 окт, 2014 18:02 (UTC)
RE: С Днём!
Традиционные соболезнования.
а по игре - судя по описанию, Фоллаут на этом фоне смотрится сущей попсой.
d_orlov
27 окт, 2014 12:38 (UTC)
С Новымгодом!
( Всего-то 20 — добавить )

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger