?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Люфт.

Включу алармистский режим и замечу, что эпопея азиатской шайки, охотившейся на автомобилистов, не только олицетворяет, но и знаменует. Поясню, что именно.

Я уже говорил, причём многократно, о своеобразном устройстве советской власти.

Советская власть, по моему скромному мнению, существовала как совокупность локальных олигархий (партхозактив по названию и клика по сути) от районного уровня и выше.

Собственно Советы и иные государственные органы выступали глашатаем, проводником и в меньшей степени адаптером решений местных клик, нормированных решениями вышестоящих клик.

Единство этому построению обеспечивала Партия, - общественная организация, а по совместительству суверен Союза ССР - во-первых, державшая под присмотром человеческий ресурс (организованный в специфическую форму трудовых коллективов), на который опирался всякий партхозолигарх, а во-вторых, располагавшая собственной системой принятия решений, по скорости заведомо превосходившую принятие решений в местных кликах.

С развалом Союза советская система никуда не делась, однако эволюционировала в разных направлениях. Где-то её загнали в ноль вместе с государством, электричеством и горячей водой; где-то в силу малой размерности задачи систему удалось обнулить, пожертвовав только сложным производством; а где-то - и это стало мэйнстримом - чётко выделились аспекты хозяйственного и административного олигархата, тут же устроив борьбу за доминирование. В РФ и РБ её выиграл административный олигархат, взяв к колену олигархат хозяйственный, на Украине наоборот.

Партия как именованная организационная структура перестала существовать, однако сообщество, выполняющее её роль де-факто, никуда не девалось. Методы обеспечения единства не изменились, изменились способы и области их применения, но это другая тема.

Ещё одна "другая тема" - это как оно так вышло, сколько здесь умысла против законов природы, а сколько нужды против добродетели. Моё личное мнение я уже докладывал, и оно в пользу нужды и законов природы.

Возвращаюсь к основной теме.

Так вот, у описанного политического устройства существует неустранимая особенность, а именно различие между интересами государства на данной территории и местной олигархии на ней же. Не обязательно полное или даже сильное, но обязательно различие.

Почему? А из-за разницы в источниках удовлетворения этих интересов (обеспечения желаемых приобретений). Интересы партхозактива удовлетворяет суверен, а интересы "казённых людишек" - государство.

Из этого следует, что, во-первых, будут существовать области деятельности, в которых интересы государства и партхозактива не просто не совпадают, но и противоречат друг другу (надо объяснять, что интересы суверена и государства не то, что могут, а в некоторых случаях обязаны противоречить?), а, во-вторых, всякое противоречие будет разрешаться в пользу партхозактива постольку, поскольку оно не завязано на конфликт интересов внутри самого партхозактива.

Проще говоря, "казённого человечка" станут придерживать, чтобы не зарывался; разлагать, разрешая вместо премий и почётных грамот пастись на собственной маленькой делянке; или прямо использовать в целях "партхозактива" - хотя последнее мне мнится чрезвычайной редкостью, несмотря на все дюдюктивы про коррупцию. Много чести брать в долю, хотя бы и малую.

В качестве лирического отступления замечу, что позднесоветские откровения о "партийной мафии", связанной с "цеховиками", сейчас смотрятся детским лепетом, которым они и были. Я больше скажу: если в какой-то точке экономической географии СССР сгустилось теневое производство, а партийные товарищи о нём не знали и не контролировали, то это были плохие, негодные товарищи. Без шуток.

Введём в рассмотрение фактор времени или, что то же, фактор научения или, что то же, фактор адаптации государства к олигархии.

Иными словами, "так здесь заведено", и "казённый человечек" это понимает: "не зарывается" уже самостоятельно, деляну себе ищет тоже сам и на всякий случай пребывает в позе "готов к услугам".

Система разбалтывается, между "должным" и "исполняемым" имеем устойчивый люфт. Иногда процесс увеличения этого люфта отождествляют с "либерализацией", что совершенно неверно.

И, самое главное: этот люфт, этот зазор, эта совокупность недоделок "казённого человечка" и его же готовности пойти по кривой - вовсе не обязательно полностью выбирается на ублажение местной клики. Что-то остаётся. И это "что-то" может использовать для достижения своих целей кто угодно.

Три замечания к главному.

Первое. Если клика устроилась так, что ей обычно всё приносят просто за бабло, "вбелую", то невостребованный ею люфт увеличивается.

Ну, случился однажды форс-мажор у генерал-аншефа и опоры местного купечества, при исправлении форс-мажора развратили несколько титулярных советников и нижних чинов, а потом всё обратно стабилизировалось, и суп регулярно везут в кастрюльке из Парижа. Однако развращённые титулярные советники и нижние чины никуда не делись, и работают уже не как надо, а как показали. Продавая свои недоработки уже не генерал-аншефу и не опоре, а тому, кто заплатит.

Второе, следующее из первого. Обязательный способ обезопасить упомянутый люфт "перепроизводства коррупции" - это отбить у местного населения охоту им пользоваться.

Нет, не только размахивать Уголовным кодексом - от этого большого проку не будет, ибо всё та же государственная деятельность, что и служит предметом коррупции; а попросту мешать населению превратиться в покупателей излишков этой коррупции. Нет, не просто внедряя всяческую "мораль", но и чисто технически препятствуя собираться, скидываться для этого дела.

Ибо понятно, что всякая организованная группа, способная купить "казённое бездействие", есть либо сама описываемая клика, либо её прямой конкурент. Второй подлежит уничтожению, желательно превентивному. Чтоб и мыслей не возникало.

Третье, следующее из второго. Лучше всего такая обстановка работает при закрытых границах. Более того, "закрытость" границ здесь считается не по длине израсходованной колючей проволоки, а по тому объёму вкусностей для "казённых человечков", которые внешний покупатель способен провести за раз или в единицу времени. Внешний, независимый от местной клики, "черноящичный", "звёздно-полосатый" или "зелёнознамённый" покупатель. А при открытых границах у покупателя праздник.

Так вот, мне представляется резонным рассматривать историю азиатской шайки истребителей автомобилистов через призму диагностики существующего люфта. Рассматривать как тестовое воздействие.

Ну, и получаем в итоге, что описанный люфт велик настолько, что в нём на протяжении лет, территориально очень близко к центру страны, обживалась группа религиозных радикалов, абсолютно враждебных существующему порядку, причём обжилась она настолько уютно, что спланировала и начала воплощать в жизнь замыслы по своему развитию через систематическое терроризирование податного населения.

При этом нет никаких оснований считать, что российская власть именно на этой территории (не) функционировала каким-то особенным образом ("это первое такое наводнение за сто тысяч лет наблюдений", ага).

То есть "здесь так можно", и неслыханная прочность российских порядков оказывается величиной не столь уже вещественной. В чём и состоят основания нынешнего моего приступа алармизма.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Да, с известной долей уверенности возьмусь предсказать, что отрабатывать ситуацию Администрация РФ станет по трём направлениям, перечисленных мною в замечаниях.

Во-первых, "борьба с коррупцией" в среде "казённых людишек".

Во-вторых, "борьба с экстремизмом" - скорее всего, адресно с "левым" и "русским националистическим", ибо идея "скупки излишков коррупции" опаснее всего, если овладеет большинством населения.

Наконец, в-третьих, попытки усилить работу на границе против подмётных грамот, тайных денег и незнаемых людишек - как в аспекте полицейских мер, так и в аспекте цирка в телевизоре.

Впрочем, не уверен, что это поможет.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 22 — добавить )
ixbin
7 ноя, 2014 15:37 (UTC)
"Казённые людишки" могут казённое бездействие организовать. Непосредственными исполнителями являются не титулярные советники, а коллежские регистраторы с маааленькой зарплаткой. К тому же коллежский регистратор искренне считает себя "таким же", как и казённые людишки. Казённые людишки могут поставить коллежского регистратора перед выбором: если ты "такой же, как мы", то не делай запланированную бяку. Или компенсируй наши убытки из своей личной зарплаты. А тебе возместит начальство, ты же в их шайку вступил. Ах, не компенсирует? Ну что же ты так с ними договаривался? Впрочем, это ваши внутрибандитские разборки.

Без самого слабо защищённого звена - конечного исполнителя - система будет парализована.

Ну а если конечный исполнитель и бяку сделает, и компенсировать отказывается, то тем самым он вычёркивает себя из "своих". А казённые людишки получают внутреннее разрешение поступить с ним как положено. Если внутреннее разрешение есть, дальше дело техники. Мне кажется, это перспективное направление взлома существующей системы. К тому же, оно нисколько не противоречит обычному праву. Причинил ущерб соседу - компенсируй. Если кто-то выступает против такой ужасной жестокости - требовать возмещения ущерба - так пожалуйста, заплати за него сам. У системы, с другой стороны, нет достаточных ресурсов, ни чтобы компенсировать убытки коллежского регистратора, ни защитить его от казённых людишек.

Edited at 2014-11-07 15:46 (UTC)
Ольга Татаринова
7 ноя, 2014 19:33 (UTC)
У сильного ВСЕГДА бессильный виноват. Остального из сказанного вами уразуметь не смогла, увы.
Научиться апеллировать к силе и обойти, как умный гору, саботаж со стороны что слабых, что сильных, без саботажа в той или иной форме (=инерционность) никакая система не функционирует - это уравнение со многими неизвестными. Паралич власти? Можно и так назвать и успокоиться с осознанием собственной праведности, а можно учить математику и научиться щелкать уравнения. Не боги же горшки обжигают, это факт.
P.S. Разговоры в пользу бедных не единственный сюжет, но такой прилипчивый. По себе знаю. Мир интереснее, чем кажется. Я так своим детям говорю, но они пацаны, им нужнее. Вы себе скажете сами все что хотите, ессно. Удачи!

Edited at 2014-11-07 19:44 (UTC)
ixbin
9 ноя, 2014 17:33 (UTC)
> У сильного ВСЕГДА бессильный виноват.

А например, на войне, рядовые солдаты являются "просто исполнителями", бессильными перед волей начальства. Их тоже ни в коем случае трогать нельзя, можно только сразу главнокомандующего? Офицеры же тоже "только исполняют приказ".
Ольга Татаринова
11 ноя, 2014 19:51 (UTC)
Услышанное мной из вашего набора аргументов по склонению в сторону ваших убеждений я оставляю без комментариев. Я не убеждаю вас ни в чем, позволила себе face-to-face комментарий, так сказать ассоциативно-дидактическое лирическое ответвление ваших мыслей. Извините, погорячилась.

Edited at 2014-11-12 17:43 (UTC)
17ur
9 ноя, 2014 08:00 (UTC)
Ха, а тут уже те самые эффекты социальности, которая коммунальность. Проще говоря, платим нижнему чиновничку МАЛО, держим его ПОЧТИ за простолюдина, и он за это "почти" будет держаться зубами - и ситуации, в которых различие от черни может быть углублено, будет ценить.

Наблюдаемый же эффект. Дайте маленькому человечку властишки на полсекунды, увидите.
ixbin
9 ноя, 2014 16:22 (UTC)
Да, есть и такие мелкие чиновники, которые наслаждаются своей властишкой. Но, по моим наблюдениям, таких все же меньшинство среди низовых исполнителей. Типичная офисная дама самого низового уровня принадлежит не к классу начальства, а к классу казенных людишек. Точнее, к той его части, которая приняла для себя главную статью неписанной конституции РФ. "Я не напрягаю начальство необходимостью проявлять сознательность на его рабочем месте, а оно не напрягает меня сознательностью на моём рабочем месте". Ей самой и на самом деле не нравится закон божий вместо математики и почтовые ящики для доносов детей на родителей. Но она не отказывается с возмущением от такой бяки, а вместо этого совершенно искренне говорит кандидатам в пострадавшие: "Да, мне самой это не нравится, но мне приказали это делать. Добивайтесь от президента отмены этого закона, а я тут ни при чем. Я же просто исполнитель за зарплату, такой же, как и вы сами". Краткий вариант этого высказывания: "Совести нет, есть дети".

Получается вот что. Этот конечный исполнитель - обычная полунищая офисная тётка, разведённая, с двумя детьми, - вроде как "свой", "такой же, как я", и его наказывать нельзя. И потому что это будет порчей человеческого ресурса, и потому что жалко. А вот начальство: а) "не своё", б) сколько-нибудь ценным человеческим ресурсом оно не является, в) его не жалко, но оно хорошо защищено и недоступно. Круг замкнулся. Конечный исполнитель за прожиточный минимум служит живым щитом для начальства.

Явно где-то тут нас накололи, но кто и где? Конечный исполнитель нас наколол, вот кто. Исполнитель является человеком, то есть способен принимать самостоятельные решения. Поступив на эту работу, он принял своё собственное сознательное решение: соглашаться со всеми решениями начальства. Поэтому она лукавит, когда говорит, что не согласна с очередным гадким законом. Она заранее согласилась на всё, в том числе и на это. А для нас она прикидывается, что это было не её решение. То есть на время исполнения дама прикидывается вещью, офисным имуществом, типа кофеварки, которая самостоятельных решений принимать не может. Но если посетитель даст ей по мордам, то у неё тут же волшебным образом обнаружатся права _человека_, а не имущества. И она потребует, чтобы посетителя не оштрафовали за порчу офисного имущества (которым, по её же словам, она является), а наказали за нападение на человека. Это один способ взлома системы.

Другой способ - говорим исполнителю: "А с чего вы взяли, что я такой же, как вы? Я не голосовал за едро, это не моя партия и не моё правительство. Кому оно нужно - тот для вас свой, а не я. Если он согласен терпеть убытки от вас, пусть терпит, а я-то здесь каким боком?" Получается как в анекдоте, когда лев в лесу записывал всех зверей на съедение, а заяц сказал: "а я не хочу", и лев ответил: "тогда вычёркиваем". Если кто-то из коллектива отказался терпеть ущерб, то и остальные сразу начинают чувствовать себя не жертвами глобализации, атомизации, бюрократизации и прочих высоких материй, а обыкновенным растяпой в обыкновенной житейской ситуации. И постараются тоже не терпеть ущерб. "Если ему можно, значит и мне можно".

Кстати, не знаю как у вас, а у нас офисные тётки нижнего звена отличаются от казённых людишек по зарплате не в лучшую, а в худшую сторону. Зарплата начинающей офисной девочки чуть меньше зарплаты фасовщицы товаров в супермаркете.


Edited at 2014-11-09 16:44 (UTC)
kesar_civ
7 ноя, 2014 15:54 (UTC)
Очень многословно, всё тоже самое говориться впятеро короче при использовании инструментария теории игр.
gutleib
7 ноя, 2014 20:12 (UTC)
Целиком поддерживая: переформулируйте в этой терминологии, пожалуйста! Хотелось бы записать в _маленькую красную книжечку_, а не обучен...

Edited at 2014-11-07 20:12 (UTC)
kesar_civ
7 ноя, 2014 21:23 (UTC)
Ну полностью переформулировать не буду, просто лень, уж простите.

Но если некоторые моменты, то можно. Например про открытость / закрытость можно так:


управление в принципе осуществляется по трём векторам

- насилие или его угроза
- материальный стимул (включая удовольствие)
- информвоздействие во всех видах (тупой обман, давление авторитетом, идеология и т.д. и т.п.)

При открытости границ для капиталов внешний игрок может вмешиваться в процесс управления, концентрируя ресурсы на нужном направлении. Т.е. открытость уже означает частичную потерю суверенитета. Такому игроку даже не нужно иметь преобладание в капиталах над всей твоей системой, он будет точечно работать, и тем самым исказит в свою сторону любое нужное решение. Тем более вступая в союз с местной олигархией.

А ежели при этом у тебя нет яркой идеологии и запрещена смертная казнь... Колония-с!
17ur
9 ноя, 2014 08:01 (UTC)
А при использовании инструментария специальной теории относительности всё то же самое можно сказать всемеро короче. Нет, ввосьмеро.

И?
vovkazzz
7 ноя, 2014 16:03 (UTC)
Не... хм... алармируйте. У нас "азиатские шайки" ездят на танках и устраивают разборки с применением реактивной и тяжелой артиллерии. И ничо, как-то живут)
17ur
9 ноя, 2014 08:03 (UTC)
Так, как у "вас", не хочу, потому что это тоже у "нас". Лучше жить без приставки "как-то".
(Анонимно)
7 ноя, 2014 17:37 (UTC)
В чём уникальность шайки-то? В том, что она функционировала близко к центру страны? Или что назвала себя джамаатом?

Кущевская банда терроризировала население куда больше времени, и продолжала бы терроризировать, если бы не громкое массовое убийство, на которое Администрация была вынуждена огреагировать.
Ольга Татаринова
7 ноя, 2014 19:07 (UTC)
С языка сняли! Классика жанра в наших широтах, Кущевская и в Африке она же, даром что в Москве масштабнее и хлебнее.

P.S. Уже не вам, но автору. Алармизм он такой, многобуквие и малосмыслие.
Недоумеваю: это ответ на вопрос Кто виноват? или Что делать?
Левые и националистические намеки не оставляют сомнений в морде виновного, ага.
Не пора ли закручивать гайки безграмотному партхозактиву - правильная постановка вопроса. Только где взять грамотный и на кого повесить его подготовку, а также как закрыть пути к отступлению уже имеющемуся грамотному - это неправильная. Иначе был бы не алармизм, а мобилизация.
Про перепроизводство коррупции полный ступор, шо це такэ?
P.P.S. Читала намедни Хомского про неолиберализм и новый мировой (он же глобальный) порядок, такое впечатление, что в "их" пампасах почти та же схема рулит. Ничто не ново под луной. Кому интересно - http://www.usinfo.ru/oniimy42.htm

7 ноября, что бы там Медведев не вещал, было новым словом, осталось выть по-волчьи и посыпать голову пеплом. Аминь.
17ur
7 ноя, 2014 23:27 (UTC)
Кущёвская банда терроризировала население под крышей начальства (да, "ничего не доказано", конечно, однако уж больно узнаваемо), а эти реально ЧУЖИЕ, инопланетяне - ВОПРЕКИ начальству. Если кущёвская эпопея цинично может быть названа знаком силы существующего строя, то здесь положение дел обратное.
Ольга Татаринова
8 ноя, 2014 08:38 (UTC)
Хм, по мне цинично считать кущевских заправил начальством, а формально, как я поняла, они к нему относились и они реально ЧУЖИЕ. Вскрытие и уничтожение одного из гнойников там случилось ВОПРЕКИ существующему строю, почти случайно. А здесь ХЗ пока что, привычные ксенофобско-алармистские настроения кому-то просто на руку. И таки, да не в пользу начальству, оно само в растерянности. Для управляемой массы это ничего не меняет. Мне, как налогоплательщику и субъекту экономики, самоощущение начальника пофиг. Кто-то сломан и не хочет быть целым - это печаль и проблема одинаковая для всех по идее. Вариантов сбоев управления тьма, ЧУЖИМ можно считать хоть соседа по лестничной клетке, хоть инспектора ДПС. В наших широтах хорошее чаще всего ВОПРЕКИ, мы привыкли.
UPD. Вот и оно, привычное и до боли знакомое ВОПРЕКИ. http://bagaev-alex.livejournal.com/151493.html

Edited at 2014-11-08 09:16 (UTC)
Elusive Joe
11 ноя, 2014 08:52 (UTC)
Стечкин у начальника партии, информация стоимостью миллиарды долларов - уже вполне достаточно, чтобы отнести сей текстик в разряд классических городских легенд. Там и всё остальное доставляет неимоверно...
(Анонимно)
7 ноя, 2014 20:28 (UTC)
И вправду многословно. Можно проще и короче. Имеется субстрат, в огромном избытке, всё прибывающий и прибывающий (миллионы носителей «самой мирной»...). Достаточно добавить следовые количества фермента (пару заИГИЛьских агитаторов), чтобы пошла реакция. И это пока цветочки. Ягодки, к несчастью, еще впереди.
17ur
9 ноя, 2014 08:03 (UTC)
"Избыток" и "готовность к фазовому переходу" всё же не одно и то же. А объяснять разницу будет отнюдь не проще.
veremeenko_alex
8 ноя, 2014 07:59 (UTC)
>различие между интересами государства на данной территории и местной олигархии на ней же.

Причем тут СССР? это проблема была уже у Римской империи.
chut_chut
8 ноя, 2014 21:24 (UTC)
Вот именно. Это вообще вечная проблема, похоже :-(
17ur
9 ноя, 2014 08:05 (UTC)
Вам виднее, я в Римской империи я не жил.
( Всего-то 22 — добавить )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger