?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Раз уж праздники, давайте я продолжу про культур-мультур.

Чистил директорию загрузок, наткнулся на киношку "Забытье" ("Oblivion"), некогда украденную случайно найденную в сети, посмотренную и благополучно забытую. Посмотрел ещё раз перед тем, как стереть.

Очеркну упражнения для, как бы лично я решал такой сюжет в эдаких декорациях. И поясню, почему.

Да, если кого нетленка миновала, то под катом связного изложения сюжета нет; подразумевается, что читатель это эпическое полотно уже видел. А вот спойлеры присутствуют.

По моему мнению, всего в этой истории авторы хотели сыграть три козырные карты. И неудачно.

Во-первых, это подмена реальности, когда "в жизни всё не так, как на самом деле".

Извините, право, но эта конфетка обсосана до умопомрачения. Если уж называть тех, кто успел раньше, то Филип Киндред Дик необходим и достаточен. И те, кто успел раньше, всерьёз решают этот сюжет единственным способом: через взаимосвязанное нарастание мелких собственноличных глюков и несообразностей до критической массы.

Это, кстати, вполне себе цепляет: кто хоть раз обознался в толпе ("ч-чёрт, да я же видел, что это Серёга, а это какой-то хрен незнакомый"), тому это нарастание шаркает по душе.

Имхо, в фильме этого не было сделано потому, что упор на подделку реальности обесценивает нарисованные на компьютере виды сильно покоцанной планеты Земля. Если герою мерещится, то где гарантия, что есть вообще какие-то виды; может, он просто ударился головой и лежит в белой палате, а вокруг него водят хороводы аспиранты психических наук, диссертации пишут.

То бишь замах был, с одним-единственным воспоминанием, а козыря не получилось, и получиться не могло. Оттого вышла пшиком и фуком великая тайна про "области, порабощённые ещё кем-то, но о них рассказывают разные сказки, которым серьёзный человек верить не станет".

Что бы сделал я? Да просто не выбрал бы главным героем этого биоробота. Его точка зрения ценности не представляет, он деталь, к тому же неисправная. Его пик - это три минуты хлопотания лицом, пока ему объясняют, чем истина отличается от правды.

Во-вторых, - и это "во-вторых" посвящено возражению на "во-первых" - мне могут сказать, что кино про то, как недочеловек, функция, стал человеком и на радостях убился об стену во имя всего человечества. Тонкие движения души, зарождение чувств-с, пафос гуманизма.

Я бы сказал, что картина здесь совершенно обратная, и в фильме показано разрушение личности, а не её обретение. Личность там образуют двое в башне. Сами прикиньте - память стёрта, "всего человечества" и след простыл, единственный человек рядом: да они там в первый же год, если не квартал, неизбежно срослись почище старорежимных супругов с бриллиантовым стажем. Буквально до уровня, когда один простужается, а другая чихает.

И вот этот "один" повадился простывать намеренно, по живости характера и вороньей склонности хватать всё блестящее. При этом уговорить свою половину на участие в авантюрах и эскападах он то ли не смог, то ли - что более вероятно, см. предыдущий абзац - просто не понял, что уговаривать вообще нужно.

Бедная баба тянет композитную личность целиком на своём сером веществе, как маломощный компьютер лопатит крупный своп-файл: пытается за свой счёт понять, истолковать и приспособиться - и, естественно, не выдерживает. Кстати, актёрка примерно это и играет. Другое дело, что играть не на чем, ибо декораций на трагедь в фильме пожалели. Например, у женщины в башне должны были быть какие-никакие развлечения, тетрис какой-нибудь, вязание, библиотека или кашеварство.

Когда женщину убили, то смерть собственно Джека Харпера стала неизбежной, ибо полноценной личностью он не являлся, оставшись набором профессиональных навыков: починить, пилотировать, работать сигналом "свой-чужой". Так что кино изображает не пробуждение человечности, а напротив, распад личности на плесень и на липовый мёд на удобрение и на устройство управления атомной торпедой.

Если бы сюжет не взалкал героического суицида, то человек с пятилетним жизненным опытом, полным отсутствием навыков общежития и единственным расплывчатым воспоминанием... в общем, на протяжении оставшейся жизни он представлял бы собой крайне печальное зрелище. Вариант "спивающийся сторож при свалке металлолома", имхо, здесь проходит по разряду запредельного хэппи-энда.

Что бы сделал я? Сделал бы линию женщины в башне одной из двух главных линий сюжета. Её точка зрения интересна, ибо она мучается по-настоящему, за себя и за того парня, - которого, если что, пять лет напролёт каждый божий день назад ждёт из-под возможных пуль вероятного противника.

Именно она должна догадаться, что "у него там кто-то есть", причём тогда, когда сам пациент ещё не понимает, что его нечувствительно и дистанционно обрабатывают по контуру напильником. Собственно, с этой догадки я бы фильм и начал.

В-третьих, - чем киношка меня вообще зацепила - это весьма изящная схема Одержания, по крайней мере в теории: как освоить планету Земля и перерабатывать её моря на лутц, в наименьшей степени зашкварившись о местных пацаков.

Прелесть здесь именно в экономии. Точнее, в тех средствах, которыми она достигается, и сопутствующей таковым хуцпе.

Можно было бы развернуться от души, выдавая нужду за добродетель, а баги за фичи. Ежесуточное радиомолчание, отсутствие аварийного отключения систем жизнеобеспечения башни и зажигания у леталки, "детектор радиации", игнор электромагнитных сигналов на подходе к Земле и следующее отсюда убожество интерфейса общения хозяина со штатным персоналом, корявые протоколы взаимодействия техника и манагёра - да хотя бы и отсутствие радиомаячков, зашитых под кожу: всё это можно было не оставлять без внимания, а заводить на железобетонную наглость победителя, и показывать, как эта наглость срабатывает и срабатывала на протяжении полувека.

Попутно пояснить, что качественное отличие технологий хозяина от технологий прижученных пацаков только одно - умение более-менее управляться с гравитацией (что-то типа "масс эффекта" из одноимённой игры), но его хватает с головой.

Отсюда, кстати, и следует вторая сюжетная линия сценарного решения, а именно усилия Юлии Тимошенко Куриленко Русаковой, которая, лет ...надцать назад свалившись с неба, взяла банду сюрвайверов к ноге и теперь ведёт рациональную и циничную кампанию по приручению Джека Харпера №49.

Безо всяких благих негров преклонных годов, ибо благие негры уже задолбали.

Жизнь под землёй в контраст жизни в башне, зрелищные флэшбэки на тему "как оно в своё время тряслось, горело, рушилось и стреляло в разные стороны", намёки и вещдоки насчёт того, что как минимум с Харпером-31 почти получилось, но тот себе раскроил голову о стену в буквальном смысле: не вынесла душа поэта. И так далее.

И неоднократное натыкание этих партизан на то, что у противника всё работает как часы, и даже его кажущиеся ляпы получаются "близок локоть, да не укусишь", ибо машиной всё заранее рассчитано впритык по соотношению наличных сил.

Далее между сюжетными линиями, пинг-понгом, сам сюжет, показанный в фильме: как во имя высшего блага из вроде-бы-хорошо-устроившегося человека (ну, почти человека) делают очумевшую приставку к ядерной боеголовке, лучше всего с доведением до невменяемого состояния и срабатыванием изделия по предсказуемой кодовой фразе (да, заимствование всё у того же Ф.К.Дика).

Завершить фильм можно было бы бравурно, чем-нибудь вроде рассылки по башням "вас обманывали, но злой бармалей умер, давайте же помиримся и будет праздновать" - на фоне подготовки штурмовых групп и огораживания будущего концлагеря для сдавшихся клонов и клоних. Сцена с массовым расстрелом таковых - это слишком реалистично, а я всё же говорю о фантастике.

Вот как-то так: кино про двух баб вместо кина про одного мужика. Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да, что осталось бы полностью неизменным, так это заоблачная семейная вилла, ибо образ крайне привлекательный, до уровня "люди так и должны жить". "Вся земля мужикам, каждому по сто десятин..." и принудлечение от акрофобии.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 56 — добавить )
(Анонимно)
5 янв, 2015 08:41 (UTC)
Даже смотреть не стал.
Не люблю нереалистичную фантастику. Зачем иной цивилизации захватывать Землю? Что на Земле такого особенного, чего в других местах нету, и чего нельзя искусственно изготовить гораздо меньшими усилиями? А если даже допустить, что Земля зачем-то понадобилась пришельцам, то её захват будет чем-то напоминать "Пикник на обочине" Стругацких, только "Зоной" будет вся Земля. Вот хороший фантастический сюжет, кто бы воплотил: пришельцы явились и делают что хотят и где хотят, что-то совсем непонятное, а люди пытаются как-то выживать промеж ними, наподобие тараканов в человеческом жилье.
dancerlt
5 янв, 2015 09:01 (UTC)
Re: Даже смотреть не стал.
Вы описали любой фантастический сериал. Дело в том, что в большинстве из них совершенно не разъясняется: чем занимаются пришельцы в свободное от уничтожения землян время.
(Анонимно)
5 янв, 2015 09:19 (UTC)
Возможно.
Я не смотрю сериалов. Чем занимаются пришельцы, человеку не понять, как таракану не понять, чем занимаются люди. Таракану конечно кажется, что люди только и думают, как бы его уничтожить, но на самом деле он как правило просто случайно попадает под тапок.
17ur
5 янв, 2015 09:05 (UTC)
Эхм
Интересно, что такого в СССР было особенного, чего в Третьем рейхе не умели изготовить сами с гораздо меньшими усилиями.
(Анонимно)
5 янв, 2015 09:38 (UTC)
Аналогия некорректна.
Технологический уровень гитлеровской Германии был вполне сравним с советским и притом весьма низок. Человечество только что, буквально столетие назад вошло в фазу ускоренного технического прогресса. В то время как технологическая разница между двумя встретившимися цивилизациями наверняка будет громадной. Вселенная существует уже не меньше 13 миллиардов лет, из них как минимум несколько миллиардов лет она пригодна для жизни. Следовательно, разница в возрасте между двумя случайно выбранными цивилизациями будет с большой вероятностью измеряться миллионами лет. Вы можете представить себе технические возможности человечества через миллион лет? С учётом того, что почти всё нас окружающее изобретено за последние пару столетий? А ведь технический прогресс постоянно и нелинейно ускоряется. В общем, высокоразвитая цивилизация будет скорее всего способна делать что угодно из чего угодно, любой продукт из любого сырья (а может быть даже и вообще из ничего, из вакуума, как знать). И если уж ей что-то потребуется такое, чего она не может сделать, то это будет что-то очень экзотическое, возникающее при каких-то невоспроизводимых условиях типа нейтронной звезды, на Земле нет ничего подобного. Земля - очень обычная планета.
Это слово можно везде вставлять. - (Анонимно) - 5 янв, 2015 11:37 (UTC) - Развернуть
Вы знаете, буду приравнивать. - (Анонимно) - 5 янв, 2015 14:05 (UTC) - Развернуть
Не вижу связи. - (Анонимно) - 5 янв, 2015 12:56 (UTC) - Развернуть
Слишком много допущений. - (Анонимно) - 5 янв, 2015 15:01 (UTC) - Развернуть
Это капитуляция. - (Анонимно) - 5 янв, 2015 18:42 (UTC) - Развернуть
foxhound_lj
5 янв, 2015 12:04 (UTC)
.
>Что на Земле такого особенного, чего в других местах нету, и чего нельзя искусственно изготовить гораздо меньшими усилиями?

Огромное количество химических элементов и веществ в виде концентрированных месторождений, для образования которых необходима активность литосферы, гидросферы и биосферы в течение сотен миллионов лет. На других телах Солнечной системы ничего подобного просто не найти.
(Анонимно)
5 янв, 2015 12:40 (UTC)
Ну почему же не найти.
Астероиды вон некоторые почти полностью состоят из металлов группы железа, а есть и более тяжёлые. А геологическая активность приводит к тому, что тяжёлые элементы уходят из коры в ядро, т.е. становятся недоступны, и поверхность планеты наоборот ими обедняется. Или Вы считаете особо ценными лёгкие элементы? А их тоже вне Земли предостаточно - кометы, газовые гиганты, Титан с морями углеводородов. В общем, всё можно найти вне Земли.
(Анонимно)
5 янв, 2015 14:29 (UTC)
Re: Многие говорят: "Нет у нас ничего интересного! Но над
Вопрос с "захватами" в НФ решен уже давно.

Те, кому "земля" может понадобится уже не надобна. Ибо уровень развития и влияния совсем на 100500 лет развития другой. А кому "еще нужна" не имеют ни средств, ни идей реализовать что-то подобное.

После достижения подобного консенсуса в "зогхваднической" фанатстике остался только Дж. Лукас и Юмор-FM.
gryzchick
5 янв, 2015 09:31 (UTC)
>это весьма изящная схема Одержания, по крайней мере в теории: как освоить планету Земля и перерабатывать её моря на лутц, в наименьшей степени зашкварившись о местных пацаков
Собственно, в Half-Life 2 обошлись без любого касательства аборигенов, поставив на дно телепортаторы и запустив на побережьях хищную живность.
17ur
5 янв, 2015 10:05 (UTC)
А откуда они знали, что она опасна для местных? Я бы сказал, что тут средств на изучение вбито малость побольше, чем на копипасту двух неудачливых пилотов.
gutleib
5 янв, 2015 10:37 (UTC)
Вот! В Риме делай как римляне! Очень прижимистая технология.
Ну, кроме нейрохирургии...

PS вспомнил, что мне это напоминает: лофты. Разобрать завод и поселить хипстеров в некрашеных кирпичных стенах.


Edited at 2015-01-05 11:03 (UTC)
(без темы) - fon_rotbar - 5 янв, 2015 12:03 (UTC) - Развернуть
fon_rotbar
5 янв, 2015 17:03 (UTC)
зашкварившись о местных пацаков
"Зашквар о пацаков" у Альянса поставлен на поток настолько, что в каждом мире из пацаков машины делают. Зачастую даже в нескольких исполнениях. А иных и прямо ставят в ряды.
ynot
5 янв, 2015 09:35 (UTC)
"Вот как-то так: кино про двух баб вместо кина про одного мужика. Спасибо за внимание."

Помимо заметного увеличения смотрибельности, предлагаемые изменения вызывают восторг и рукоплескания феминисток: "тест Бехдель" почти пройден:

1. В фильме должно быть не менее двух женщин, названных по имени.
2. Женщины, названные по имени, должны хотя бы раз поговорить друг с другом (а не с мужчиной).
3. Женщины, названные по имени, должны хотя бы раз поговорить друг с другом не о мужчине.
17ur
5 янв, 2015 10:07 (UTC)
Я бы сказал, что феминистки тут в восторге не были бы: "трагедия рабыни-хранительницы домашнего очага" с одной стороны и "принятие женщиной фаллоцентрических милитаристских норм" с другой. Двадцать лет расстрела, и каждый день до смерти.
gutleib
5 янв, 2015 10:03 (UTC)
Увы, тут совсем не томкруз нужен был бы...
А он пол этого кина сделал. Как торговая марка, как кошелек и как дизайнер рукояток...

Но да, экономическая подоплека (ох, какой бы получился оммаж Бразилии Гилллиама! при этом Бразилии-которая-не-ошибается, ибо роботы) и хтонических масштабов трагедия Пары-в-Башне бездарно упущены.

Пересматривать, однако, люблю. Именно из-за "люди так должны жить".
17ur
5 янв, 2015 10:10 (UTC)
Да, то, что бенефис - конечно, очень видно. При этом звезда не напрягалась от слова "совсем".

Если уж развивать экономическую подоплёку, можно было бы обойтись и без инопланетян. Сами построили, сами запустили, а потом оно поступило в "чикагскую школу экономики" и пошло оптимизировать расходы и бороться с инфляцией и её носителями.

Однако это уже крамола.
gutleib
5 янв, 2015 10:34 (UTC)
Кхе.
Так чикагская школа и так всеми ушами торчит, для тех кто умеет смотреть. Вот все это ресурсы-в-обмен на продовольствие, да. И подпольное сопротивление. Туда же еще нового Робокопа припишите - они вместе одновременно гораздо "прилизаннее" и трагичнее как сатира, чем фантастика 90-х.

Вообще очень интересно смотреть за фантастикой из голливуда. Проскакивали данные, что ну никак их кинопром не может окупаться. Со всем продактплейсментом и допродажей двд. То есть даже при финансировании министерством правды, некоторая тревожность "а чож это происходит-то, хлопцы?" проскакивает... И в фантастике интереснее всего. По условиям жанра можно любую чернуху... Но нет. "На этом мысль останавливается".
moshushi
5 янв, 2015 12:31 (UTC)

Мощно. Спасибо.

(Анонимно)
5 янв, 2015 12:41 (UTC)

Непонятно зачем вообще нужны клоны. "Починка" дронов сводится к вытаскиванию и затаскиванию нескольких готовых блоков, с этим справится и дрон-ремонтник (раз дроны справляются со стрельбой и с распознаванием своих/чужих). Человекоподобное существо могло бы пригодиться разве что для контактов с аборигентами, но в этих контактах клон не участвует.

Удивительно, что пришельцы (или не пришельцы?), владеющие сложнейшими технологиями (в т.ч. психическими: выявление лжи по голосу), не смогли на раннем этапе выявить отклонение клона от нормы и отправить этого клона в утиль. Если клон проводит вечера у озера и читает книги, это должно бы насторожить. Особенно если этот клон имеет свободный доступ к ядерным устройствам.

"Пробуждение" довольно странное. Встретилась какая-то смутно знакомая женщина, назвалась женой (причём непонятно чьей: своей или клона); сказала, что всё враньё, на Сатурне людей нет, на Тете не люди, а пришельцы; и вот пробуждённый летит взрывать Тет атомной бомбой. А если бы перед взрывом появилась ещё одна женщина, тоже смутно знакомая, назвалась бы женой и сказала, что та первая женщина - это не человек, а инопланетный робот, и что "люди" на Земле это не люди, а тоже инопланетные роботы и что надо взорвать бомбой не Тет, а Землю?
17ur
5 янв, 2015 12:55 (UTC)
Во-первых, это могли быть тупо остатки армии вторжения, "всё лучше, чем выбрасывать".

Во-вторых, если по Оккаму, то там как раз ремонтные дроны, обслуживающие лутцеколонки; просто на некоторые навесили пулемёты, а разрабатывать ПО под пыльные тропинки далёкой планеты Земля, да ещё для партизанской войны, Тету никуда не въелось. Проще поставить двух клонов на две сотни дронов, с их фоновыми навыками клоны будут прекрасными сторожевыми псами, отличать движения непонятные от угрожающих.

В-третьих, там теху-49 до отправки в страну счастливой охоты оставалось две недели из пяти лет, когда всё и началось. Приемлемая скорость морального износа, плюс-минус коллекция пластинок. Ни хрена бы он не успел, если бы не приземление "Одиссея", которое в расчёты Тета не входило. Об этом я и говорю, когда упоминаю изящество минималистского подхода к Одержанию.
(Анонимно)
5 янв, 2015 14:14 (UTC)
1. Лучше выбросить и оставить роботов. Ибо унификация. Обслуживание биологических объектов несколько отличается от обслуживания машин, тут нужен специальный "клоновый" отдел с нехилым штатом, а пользы от всего этого - почти ноль.

2. Пришельцев, как я понимаю, выживание землян не интересует. Поэтому на любое непонятное движение можно отвечать зачисткой местности. Собственно, дроны на это и запрограммированы (т.к. автоматически уничтожили ничем не угрожавших им людей с упавшего корабля).

3. Судя по тому, что Арфист привык к озеру и обитавшей там рыбке (с которой трогательно прощался), он бывал там много раз и не один год. Т.е. отклонение клона от нормы должна была выявиться уже давно. Отклонение, которое партизаны выявили (и долго наблюдали за Арфистом, и даже специально ловили его живым), а пришельцы при всех своих технологиях - не выявили.

(без темы) - 17ur - 5 янв, 2015 14:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 5 янв, 2015 16:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fomasovetnik - 5 янв, 2015 21:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hindrancus - 6 янв, 2015 12:47 (UTC) - Развернуть
oleg100
7 янв, 2015 14:05 (UTC)
А МНЕ ФИЛМ ОЧЕНь понравился. надо СМОТРЕТь с хорошим КАЧЕСТВОМ НА ДВД ИЛИ БЛЮ РЕЕ. И Сьемки почти все на натуре В исландии. Я РАЗ 10 СМОТРЕЛ. ТРОГАЕТ КОЛЛИЗИЯ - РЕАКЦИЯ НА СМУТНЫЙ РЗДРАЖИТЕЛь-угрозу что "что-тоне ТАК" -МУЖИК АКТИВНО ИЩЕТ что не так, где ЕГО НАКОЛОЛИ (и подменой ЖЕНЫ И ВООБЩЕ). А ЖЕНЩИНА -ТОЖЕ смутно подозревает, ЧУСТВУЕТ ЧТО ОНА ОБМАНЫВАЕТ,, ЧТО ОНА ЗАНЯЛА ЧУЖОЕ МЕСТО -но ее СТАТУС КВО УСТРАИВАЕТ И ОНА ПОДСОЗНАТЕЛьно пытается его СОХРАНИТь, отбрасывает все ЧТО МОЖЕТ ДЕСТАБИЛИЗИРОВАТь е. ХРУПКИЙ МИРОК, ЭТО ЕЕ ДРАМА, ДРАМА ЛЮБОЙ ЖЕНЩИНЫ КОТОРАЯ ПРИРОДОЙ СОЗДАНА СОЗДАТь и беречь свой очаг - А ОН РУШИТСЯ НА ЕЕ ГЛАЗАХ - ЭТО СЫГРАНО ЗАМЕЧАТЕЛьно.
НУ И ГИБЕЛь харпера - КАК МЕСТь, как плевок СВОЕМУ УБИЙЦЕ В РОЖУ - И ХОТЯ БЫ ТАК ОПРАВДАНИЕ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, КАК ЦОЗМОЖНОСТь хотя б. УМЕРЕТь достойней чем ЖИЛ, СО СМЫСЛОМ -ЭТО ТОЖЕ СИЛьно.
А НЕ ПОНРАВИЛОСь -задравший уже ШТАМП С САМЫМ УМНЫМ/ГЛАВНЫМ НЕГРОМ, ненужный финал у озера ПОСЛЕ ВЗРЫВА.
(Анонимно)
8 янв, 2015 04:32 (UTC)
извиняюсь за фонт и ошибки
извиняюсь за фонт и ошибки - айпады и айфоны живут своей жизнью и строят свои особые отношения и с юзером и с аппликациями - типа транслита... (
(Анонимно)
8 янв, 2015 04:44 (UTC)
вот, поправил
А мне филм очень понравился. Надо смотреть с хорошим качеством на двд или блю рее. И сьемки почти все на натуре в исландии. Я раз 10 смотрел.
Трогает коллизия - реакция на смутный рздражитель-угрозу что "что-то не так" -мужик активно ищет что не так, где его накололи (и подменой жены и вообще).
А женщина -тоже смутно подозревает, чуствует что она обманывает,, что она заняла чужое место -но ее статус кво устраивает и она подсознательно пытается его сохранить, отбрасывает все что может дестабилизировать еe xрупкий мирок, это ее драма, драма любой женщины которая природой создана создать и беречь свой очаг - а он рушится на ее глазах - это сыграно замечательно.
Ну и гибель харпера - как месть, как плевок своему убийце в рожу - и хотя бы так оправдание своего существования, как цозможность хотя б. Умереть достойней чем жил, со смыслом -это тоже сильно.
А не понравилось -задравший уже штамп с самым умным/главным негром, ненужный финал у озера после взрыва.
(Анонимно)
8 янв, 2015 05:23 (UTC)
звезда сама лично выполняла все трюки
"При этом звезда не напрягалась от слова "совсем"." - звезда сама лично выполняла все трюки - падала прыгала скакала летала, крутилась в центрифуге изображащая все полеты на веротолете - в т ч и летала на мтоцикле (один раз правда, он упал и они посадили дублера) - так что свою работу парень сделал зачетно я считаю.
( Всего-то 56 — добавить )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger