?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Реквием по Чарли Чу-Чу.



Наш герой при жизни. В образе.


Чем дальше читаю "The Dark Tower", тем меньше жалею о потраченном времени. А время немалое. Всё же на английском я читаю помедленнее, нежели на русском, да и само произведение весьма объёмно.

Тем не менее, не жалею. А что? Попаданцы есть, постапокалиптика есть, полоумная безногая негритянка тоже присутствует - это в 1987-то году. Написано просто и доходчиво, автор выдерживает сторону Порядка против Хаоса, и сам Порядок без вот этих вот героев меча и магии с их сияющими серафимами.

Эпизод с Блэйном, когда банда стрелков (gunslingers) уморила искусственный интеллект, загадывая тому загадки, как-то очень здорово подходит к моему недавнему рассуждению о мысли, восприятии и понятии. Тем более здорово, что рассуждение сложилось и было записано до того, как эпизод попал на глаза. Хотя кто его знает, может, некогда прочтённый в русском переводе, он и вдохновил...

Ладно, приступлю. Текст длинный, букв много, темы то ли отвлечённые, то ли завязанные на книгу, которую читатель ещё не прочёл. Посему кат, кат и ещё раз кат.

Пара кратких содержаний. Сначала краткое содержание упомянутого рассуждения.

Я говорил о том, что всякая мысль есть сравнение впечатлений - от ощущений или от других мыслей - и заключение об их тождестве или различии.

Я говорил о том, что мысль - штука вынужденная, и заключение вполне может быть сделано в режиме "на отвяжись", лишь бы избавиться от нервного напряжения.

Я говорил и о том, что вероятность заключения о тождестве в режиме "на отвяжись" выше, чем вероятность заключения о различии, и это объясняется естественным отбором: тот, кто "на отвяжись" признаёт ложную опасность ("не совсем похоже, но одно и то же"), имеет больше шансов выжить и расплодиться, нежели тот, кто не признаёт истинную.

Замечу на будущее, что побочным продуктом мысли "на отвяжись", следствием признания этого "на отвяжись" по отношению к собственной мысли станет вера.

Что следует из рассуждения? То, что разгадывать загадки, то есть устанавливать тождество между двумя и более описаниями - приятно на физиологическом уровне. Задание нервного напряжения, его нарастание и резкое снятие по нахождении или узнавании отгадки.

Я воздержусь от сексуальных метафор, хотя они тут вполне уместны.

"Отсюда совсем не является странным", что разгадывание загадок в человеческих истории и мифологии - распространённый и небезопасный спорт.

Теперь краткое содержание разбираемой части стивенкинговской эпопеи.

Очень важное упреждение. Другой мир, в котором разворачивается сюжет, поражён неким воздействием, самым заметным прямым следствием которого является диахрония, то есть разное течение времени в разных местах и, вполне вероятно, в разных обычных процессах. Поэтому все временные оценки, упомянутые ниже, крайне неточны.

Обстоятельства поражения неизвестны. Главный герой оценивает давность поражения более, чем в тысячу лет. Цивилизация, подвергшаяся поражению, вполне соответствовала уровню известной нам цивилизации образца начала ХХI века или выше с небольшим, но заметным уклоном в "энергетическую и кибернетическую составляющую" за счёт "информационной" (читай: чуть-чуть в сторону Фалаута: реакторы там, роботы).

После случившегося поражения цивилизация стагнировала и начала приходить в упадок, примерно через двести лет пережила крупную войну с применением оружия массового поражения (нервно-паралитические газы точно, ядерное оружие вероятно), после чего дегенерировала далее, впадая в анархию образца российской 1918-го года с обезлюживанием большей части ранее освоенных территорий. Одним из успешных проектов по замедлению дегенерации был местный эквивалент рыцарства (стрелков, gunslingers), но и он тоже таки всё.

Группу Роланда из Гилеада по пути к Тёмной башне заносит в остатки мегаполиса Lud, я буду говорить Луд. Предварительные сведения, полученные в одиноком пригородном поселке, населённом глубокими стариками, говорят о том, что Луд несколько сот лет более или менее эффективно защищался от банд, постепенно складывавшихся в варварскую орду. В конце концов, несколько десятков лет назад бандитам удалось ворваться в город, после чего дело перешло в межрайонную разборку, длящуюся поколениями.

Целью группы становится добраться до вокзала и сесть на сверхскоростной экспресс/монорельс/маглев по имени Блэйн, который может провезти их через области, поражённые упомянутым воздействием до полной непроходимости.

Группа добирается и садится, однако Блэйн на деле представляет собой ИскИн, присматривавший за городской инфраструктурой и за все эти сотни лет "развившийся в чрезвычайно высокую психическую личность", если использовать выражение доктора Борменталя.

Достаточно сказать, что перед отправлением поезда Блэйн вымаривает всё оставшееся население Луда нервно-паралитическим газом, не без известной рациональности объясняя свой поступок тем, что напрочь деградировавшее население примерно того и хотело.

Отмечу на полях, что в описании Луда и его реалий Стивен Кинг для меня предельно убедителен и составляет эталон пессимистического отношения в постапокалиптике.

Приняв на борт телеуправляемого поезда Роланда и его приспешников, Блэйн намерен разбить поезд в конечной точке маршрута. Однако сам факт допуска неких людей на борт имеет своим интересом то обстоятельство, что Блэйн буквально одержим разгадыванием загадок, а допущенные люди могут знать хорошие загадки, которыми и развлекут Блэйна на протяжении последней поездки.

Как видите, моё ранешнее рассуждение прекрасно объясняет причину одержимости Блэйна - и его последующее поведение, кстати, тоже.

Загадки оказываются эффективным средством сброса нервного напряжения одинокой безумной личности, способом употребить существующие у неё знания для производства законченных мыслей, для результативного сопоставления описаний.

Говоря же о назидательной стороне этой части сюжета, стоит несколько подробнее рассмотреть порядок действий, благодаря которому героям удалось уйти с места остановки поезда на своих ногах (у кого были).

Очевидным ходом со стороны героев стало использование одержимости Блэйна против него - согласиться загадывать загадки только в обмен на обещание жизни.

В свою очередь, Блэйн не мог предположить качества загадок и своего удовольствия от них.

Неизбежным и единственно возможным компромиссом стало соглашение: если Блэйн до конца поездки не ответит хотя бы на одну загадку, то авария не состоится.

Важно, что это предложение со стороны героев было оформлено через отсылку к некоторой местной традиции отгадывания загадок на праздник урожая или чего-то вроде. Таким образом, свою борьбу за жизнь одна из сторон преподнесла другой как действие, ограниченное некими общественными нормами, которые здесь и сейчас де-факто не существовали за отсутствием собственно общества.

Я бы сказал: "тонко". На смертельного противника были наложены пусть и непрочные, но невидимые путы. Что надлежит помнить и тем, кто борется за жизнь, и тем, с кем за неё борются.

Очевидно, что Роланд сотоварищи, осознав возможность нарушения Блэйном договора, - ну, не отгадает что-нибудь, но всё равно разобьётся, прихватив с собой "победителей": кто ж ему запретит? - должны были понимать, что контрагент, система управления поездом, всё же подлежит уничтожению, причём в достаточно ограниченный промежуток времени: уже по пересечении непроходимой территории, но ещё до того, как тормозить станет делом бесполезным.

Было понятно и то, что способы истребления резко ограничены самими возможностями взаимодействия с этой системой.

Очевидный вывод: использовать для её уничтожения ею же открытые каналы в ею же разрешённой форме - а именно общение, задаваемые загадки. Надежда мизерная, но единственная, так как остальные способы неисполнимы физически.

Это доходит до Эдди Дина. Остальные члены группы по-прежнему пытаются поставить Блэйна в тупик особо сложными загадками, которые ИскИн щёлкает как орехи. Тем не менее, даже одного члена группы с такими пониманием уже достаточно для радикального изменения ситуации, если/пока контрагент по-прежнему верит в какие-то сдерживающие группу нормы.

Несколько более глубокое замечание на полях: автором заявлено через динамики самого Блэйна, что тот стал единственным ИскИном в Луде, выпилив как минимум одного себе подобного. Как? Сняв блоки на суицидальные побуждения.

Перехожу собственно к тому кунштюку, которым банда героев упромыслила электрического злодея.

То, как делаются такие вещи, было известно уже древним. Старик Один, выступая под псевдонимом Гагнрад, загадывал загадки великану Вафтрудниру. Тот успешно отбрёхивался, но прототип Гэндальфа уел бедного мегапитека вполне житейским вопросом "а что сказал Отец богов Бальдру, когда того уже собирались кремировать?" Тогда до турса дошли две вещи: во-первых, с кем он ввязался в понтомерку, а во-вторых, что признание правильности ответа зависит от противника. И да, играли они на жизнь.

Блэйн произволением Стивена Кинга влез в ту же самую ловушку. Её реализация выглядела просто, на уровне мультфильма: злобному безумному роботу задают вместо серьёзных шуточные загадки, основанные на фонетических созвучиях,..

...представляю себе, как радовался переводчик, когда "А и Б сидели на трубе" уже была использована, а загадки всё ещё продолжались - мне особенно понравилась "What's the greatest riddle of the Orient? Many men smoke but Fu Manchu"...

...и у злобного безумного робота плавятся предохранители. "Нью-Йорк - Кассиопея", верно.

Однако эта простота обманчива. Ловушка сложная, и вот её пружины.

Первая. Блэйн по-прежнему скован правилами игры. Он подобно Вафтрудниру подрядился отвечать на загадки и не может убить своих гостей, пока все загадки не отвечены.

Напоминаю: аппеляция к местным традициям сформировала некую норму "на пустом месте". При этом сперва Эдди, а потом и остальная банда Роланда прекрасно сознают, что стараются убить Блэйна, спасая свои жизни; традиции там или что.

Вторая и главная. Серьёзные загадки основаны на наличии выраженного оптимума соответствия описаний. Проще говоря, услышал ответ, и - "да, как я же сразу не догадался, только это и подходит".

Вряд ли автор рассуждал в этом русле, но: математически тут работает поиск экстремума функции; задача древняя, почтенная и решённая тысячью разновсяких способов в миллионах типичных ситуаций.

Шуточные загадки основаны на групповом признании неочевидного, одного из многих оптимума. Целью их в лучшем случае будет совместный смех как способ разрядки всё того же нервного напряжения. Приводить в качестве примера местные тюремные реалии я не стану, упомяну только, что - да, это средство доминирования группы над особью.

Что отсюда следует? Отсюда следует, что очевидного хотя бы апостериори ответа у шуточной загадки вполне может не быть. Этот ответ появляется только тогда, когда он признан группой. Пример из книги: "When door is not a door? - When it's a jar". Блэйн не смог ответить, скажем, "a head" и упереться, потому что он не был разноголосой группой.

Это, в свою очередь, означает, что расход машинных ресурсов резко возрастает. Теперь злобный безумный робот имеет дело со множеством равновероятных отгадок, и он не знает, которая сработает.

Ограничение этого множества возможно двумя путями - во-первых, через независимое подтверждение ("а в википедии вон так"), а во-вторых, через анализ поведения контрагента с целью поймать их на лжи ("они говорят, что я не отгадал, но полиграф показывает, что они лгут, и мой ответ ими признан правильным" или, докручу, через решение загадки "какой именно ответ на заданный мне вопрос понравится контрагенту так, что он не сможет скрыть своей положительной реакции - причём именно по соответствию ответа вопросу, а не потому, что я облажался".

А это совсем другая загадка, ещё более сложная. Особенно, если контрагент - группа с различным поведением различных особей.

Доступа к условной википедии Блэйн по условиям состязания, которые принимал всерьёз, был лишён. Возможностями анализа человеческого поведения он располагал, но весьма ограниченными, и до их масштабного применения дело волей автора не дошло. Предохранители поплавились раньше.

Герои вылезли из остановившегося поезда и потопали дальше через мир "The Stand". Там Роланд на привале стал рассказывать про свою первую и единственную любовь... и - да, там тоже есть, о чём поговорить, спасибо североамериканским простоте и добросовестности Стивена Кинга. И его таланту, конечно.

Ещё поговорю.

Тем, кто

а) залез под кат,
б) дочитал до этого момента и
в) недоумевает или неуважительно по отношению ко мне доумевает, какого Ктулху я разбираю кинговский текст, вместо того, чтобы написать, например, про

в1) толерантность,
в2) плюрализм мнений в обществе,
в3) почему общества, практиковавшие эти вещи, выпилили моноидеологическое общество в историческом состязании,
в4) на кой на самом деле нужны традиции, если принять, что они нужны не просто для пускания восторженных слюней по поводу себя,
в5) насколько велико значение артурианы в западной культуре,
в6) насколько ценно всякое доступное к разбору её отражение, особенно простое и добросовестное, без этих вот Гэндальфов,

выражаю свои соболезнования. Категорически не могу им объяснить, какого именно Ктулху. Так получается.

Однако и им, и всем остальным, удовлетворяющим условиям пункта "а" и "б", хочу сказать: спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 3 — добавить )
(Анонимно)
26 фев, 2016 04:06 (UTC)
Тоже не знаю, какого Ктулху,
но я это скажу
Есть таки разница между устным и письменным загадыванием, символьные системы вроде и об одном, но разные.
В письменном виде загадка про А и Б для получения ответа И должна выглядеть "А, И, Б сидели на трубе..."
То же относится к загадкам типа "Что делал слон, когда пришел Наполеон" ( ответ - топтал траву, ибо на поле он пришел), или "Почему Ленин ходил в ботинках, а Сталин в сапогах".
hoholusa
2 мар, 2016 04:05 (UTC)
Все маялись в попытках "загадать врагу неразрешимую загадку", и только до Эдди допёрло "загадать врагу загадку, которую враг не может разрешить".

Чем-то напомнило диалог Юпитера и Нумы...
17ur
7 мар, 2016 11:59 (UTC)

Именно. Книгу бы порекомендовал подрастающему поколению только за это.
( Всего-то 3 — добавить )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger