?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Попытка упорядочить своё представление о делах культурных в обществе и, главное, о проблемах культуры в нём.

Не слишком длинно и очень обще. Просто, чтобы здесь было.

Я исхожу из того, что элементарная мысль есть сопоставление двух впечатлений и вывод об их идентичности либо различии.

Думаю, всякий читатель сталкивался с ситуацией, когда несколько секунд не мог опознать человека: узнать встречного на улице или по фотографии.

Рискну утверждать, что читатель помнит то своё краткое состояние, когда изображение - на фотобумаге, на экране или сразу на сетчатке глаза - казалось одновременно двумя разными людьми, знакомым и незнакомым.

Я полагаю, что всякая элементарная мысль, доступная не самому высокоразвитому животному - это бегство из такого состояния, ограничение его по времени, спасение от перегрузки нервов.

Запишу: M=aSb, где a и b - это впечатления, а S - наскоро придуманный символ операции сопоставления, чтобы не путать с логической эквиваленцией. М, как легко догадаться, это элементарная мысль.

Записал я это затем, чтобы продолжить: M=aS(bSc) - то есть сложная мысль может быть сопоставлением впечатлений как от внешнего ощущения, так и от другой мысли.

При чём здесь культура? При том, что всякая культура есть проявление культуры мышления, навыка получения сложной мысли от ощущений и других мыслей.

То, что полученная сложная мысль может быть потом использована её субъектом в целях выживания и преуспевания, есть побочная выгода от неё.

Использование такого навыка подобно борьбе или бегству, на которые способны гораздо более примитивные организмы. Основная выгода от мышления не имеет прямого отношения к его предмету - это поддержание сложной нервной системы мыслителя сейчас в состоянии, не причиняющем вреда остальному телу.

Что значит "навык получения" сложной мысли? "Быстрее", "точнее", "с меньшим количеством отходов" - итого "экономнее" во всех своих аспектах.

Следовательно, сюда входит не только сам акт сопоставления, но и производство правильных впечатлений, предоставление окружающим готовых операндов a, b, c для вышеприведённых формул, поставка воображаемых ощущений и готовых мыслей, не подлежащих анализу.

Из такого понимания (где, заметьте, нет слов "решать" или "правильный") можно сколько-нибудь системно формулировать и проблемы культуры в обществе.

Излишне медленная мысль, излишне общая мысль, излишне частная/резкая/отвергающая мысль как три вида неэкономной мысли. И, конечно же, чужая готовая мысль и впечатление для неё и от неё, используемые в качестве операндов местной мысли: импортозависимость и опасность закладок, да.

Проблему излишне медленной мысли в наше время успешно решают социальные сети, и задача культурной политики здесь - поддерживать в них оперативное производство готовых мыслей разной степени сложности и разной валентности для разных социальных групп (нет-нет, этот пост к ним не относится, что Вы). В идеале тот, кто не хочет или не привык думать сложные вещи, однако каким-либо событием вынужден к этому, должен иметь возможность/право в минимальное количество кликов добраться до слов, звуков и кадров, которые он легко признает отменяющими необходимость дальнейшего размышления по предмету.

Излишне общая мысль - это проблема, для решения которой требуется искусство как часть культуры. Демонстрация ситуаций не "вообще", а близких потребителю - и тем снижение "умственных расходов" потребителя на понимание ситуаций, прямо к потребителю относящихся. Позволю себе утверждать, что просвещенческая, обобщающая функция искусства преувеличена в корпоративных интересах работников искусства либо попросту устарела.

Зауженная, излишне частная мысль, точнее, борьба с этой зауженностью есть ниша той культуры, которой интересуются в рамках политики. Договороспособность, обеспечение общего действия, общей защиты от его последствий, протоколы и проч..

Наконец, предотвращение нежелательных последствий использования готовой мысли, и в первую очередь чужой готовой мысли: вряд ли сам подход отличается от всевозможных таможен и импортозамещений с поправкой на специфику требований к служащим (критикам и не только).

Теперь уже можно записывать всякие безумные предложения по культурной политике с претензией на системность, но это дело слишком долгое и объёмное. Подозреваю, что буду возвращаться к отдельным пунктам перечисленного в отдельных постах. Если, например, опять устроят что-нибудь вроде мемориальной доски Маннергейму.

Пока же спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.



Comments

( Всего-то 8 — добавить )
iigogosha
20 дек, 2016 14:08 (UTC)
"всё познаётся в сравнении."
ницше.

кроме уникального.
иигогоша.)
(Анонимно)
20 дек, 2016 14:20 (UTC)
Извиняюсь опять же,но чтоб понять,что что-то уникально,нужно сравнить, не так ли?)
iigogosha
20 дек, 2016 14:30 (UTC)
именно так.
но.
сравнивать уникальное невозможно ибо оно единственное и неповторимое и несравненное ни с чем. а следовательно уникальное есть непознаваемо. а так как все веши есть уникальны. то все вещи есть непознаваемы.
и тут нам на помощь приходит анализ.
раскладываем вещь на составные части и сравниваем части целого уникального с другими частями целого уникального..
(Анонимно)
20 дек, 2016 14:52 (UTC)
И погрыз я эту вещь,и полизал,и постукал ею об пол и об лоб. Не понятная вещь,не познаваемая,уникальная.И тут мне на глаза попался ящик с папиными инструментами, и вспомнилось как папа ими работал. И полетели колесики и шестеренки игрушечной машинки в разные стороны. Много позже, анализируя этот свой анализ, я пришел к выводам.Первый - папа слишком рано подарил мне ту уникальность и слишком небрежно обращался со своим инструментом. Второй - папа все сделал правильно, ведь сломал я только машинку и только один раз.
(Анонимно)
20 дек, 2016 14:15 (UTC)
Извините,но "передразню".
Позволю себе утверждать, что просвещенческая, обобщающая функция мыслительности преувеличена в корпоративных интересах работников мыслительности.

Впечатление как от камня на дороге,о который споткнулся. Шел себе, думал всякое умное.И вдруг на тебе.А где же действие-то,без него все мысли что есть они, что их нет - вообще что-то лишнее. Как по мне,так спотыкучий камень нужно убрать, а не просто запомнить, что он тут лежит, я не споткнусь,а другие пускай запинаются. Конечно,ежели это запинание зачем-то не нужно, тогда пусть и полежит пока.

Это опять же не упрек, а элементарная мысль.
17ur
20 дек, 2016 19:24 (UTC)

Можно её распространить, допустим, на стену? А то хождение по дороге подразумевает, что Вы дорогу уже выбрали, её придерживаетесь, поворачиваете согласно её изгибам, а не просто действуете, слепо перемещаясь по прямой.
(Анонимно)
21 дек, 2016 02:26 (UTC)
Можно ее распространить и на стену,и на речку, можно и камень увеличить до размера горы, которая не пошла к пророку. Тем элементарная мысль и хороша, что ею можно любое дело начинать.
Я как бы догадываюсь,что горожанин все больше между стен,ищщучи двери,а деревенщина все больше между "естества",ищщучи лазейки.И догадываюсь,что дорога,пусть и в виде тропы к водопою - это уже инженерное сооружение. И также я догадываюсь,что и горожанин,по каким-то своим надобностям выйдя за стены города и упершись в речку Рубикон,построит через нее мосты,а потом их сожжет. Зачем-то. Но знали бы Вы ( да и я не считал),сколько раз,как человеку работному руками,мне доводилось пробивать двери в построенных кем-то стенах, и закладывать двери, почему-то ставшие не нужными. По построенным кем-то планам.

И уже догадываюсь,что разговор сводится к тому, что я про "читерство", а Вы, соответственно,контра. Ведь Вы же не читер?)

Извиняюсьза свою деревенскую невнятность,но мне, как анониму,можно многое простить.Или не прощать ничего.
(без темы) - fevronia62674 - 21 дек, 2016 07:35 (UTC) - Развернуть
( Всего-то 8 — добавить )

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger