?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Хула интеллигенции.

Говорят, недавно на каком-то своём собрании по поводу раздачи наград киноработники фронднули и в чём-то упрекнули государство. Пафос, эпос и апофеоз. Парфенон бросает вызов Олимпу. Дух против материи. И всё такое.

Не устаю повторять, что я обыватель, и что высокое мне недоступно. Все мои построения неизбежно ведут к требованиям массовых расстрелов творцов и провозвестников - даже там, где я сам не вижу этих требований и стараюсь их избегать, они всё равно есть, это аксиома.

И, конечно же, моё мерзкое блеяние из подвала истории никак не должно повлиять на траекторию одухотворённого полёта... ладно, дальше я всерьёз, со всей категоричностью дурака и мракобеса.

Начну с того, что одна из черт поведения неглупого бедняка - копирование успешных решений богатого соседа. Без той роскоши, которая окружала поиск богачом того решения, без проб и ошибок. "Оно работает", и всё.

Естественно, такой подход опасен, ибо в сопутствующих пробах и ошибках кроется немалая доля понимания успеха решения и его нежелательных последствий. Однако жизнь бедняка опасна сама по себе. "Делай, что должно, и будь, что будет".

Отмечу, что под копированием решений я понимаю копирование именно решений как взаимосвязанных действий и процессов, а не их предметных последствий. Скопированные решения могут быть воспроизведены на ином исходном материале, с иным инструментарием и даже для достижения цели, вовсе не обязательно схожей с целями тех, у кого копировали. Дальше я ещё об этом упомяну.

Теперь о нас, обо мне и мне подобных.

Россия - бедная страна. Была такой и, думаю, такой останется.

Ближе к концу XIX века, когда в Европе вовсю шла индустриализация, в России появилось понятие "интеллигенция". И понятие это, по моему скромному мнению, означало общественную группу, занимающуюся производством мысли. Некая часть бедного, малообразованного, плохо связанного, медленного общества, заявила претензию на производство человеческой мысли, её воспроизводство и обслуживание этих производства и воспроизводства для всего общества. Вполне логично в рамках индустриализации.

По моему мнению, остающемуся скромным, мысль как средство выживания в природе и обществе представляет собой

а) сравнение впечатлений от двух объектов или мыслей;
б) признание их, объектов, либо одной и той же, либо разными вещами;
в) получение и сохранения впечатления от пунктов "а" и "б" так, что это впечатление потом будет использовано в другой - возможно, более сложной, составной - мысли.

Слово "паттерн" я употреблять не стану из патриотизма.

Что следует из такого понимания?

Что мыслей намного меньше, чем людей и вещей.

Что о разных вещах разные люди думают одни и те же мысли - см. "копирование решений" выше.

Что до этих мыслей можно доходить долго, сложно и трудно своим умом, а можно получить их быстро, просто и легко в готовом виде через привлечение внимания человека к вещам; через манипулирование их сравнением; через навязывание впечатления от результата этого сравнения.

Что постоянное употребление одной и той же мысли одним и тем же человеком или сколько-нибудь изолированным сообществом со временем изнашивает мысль, ведёт к дрейфу её характеристик.

Что и отдельным людям, и обществу в целом может быть полезна общественная группа, создающая новые мысли, обслуживающая существующие мысли и утилизирующая устаревшие мысли.

И что в бедной стране эту группу можно (или даже нужно) образовать экстренным порядком, используя наработки других стран в области производства чугуна и стали.

А там как получится.

Получилось так же, как у соседей. Общественная группа заявила монополию на работу с общественной мыслью. Как это нас учили в школе по истории насчёт чугуна и стали? Картель, синдикат, трест, концерн...

Однако у нас тут не остановились, а пошли дальше. Та же общественная группа заявила монополию на мышление как таковое. "Интеллигенция - это разум России", "интеллигенция - это дух России", "интеллигенция - это совесть России", "только персонал автозавода может водить автомобиль" и всё такое.

Насчёт автозавода - даже не сарказм: сто лет за рулём, и пришли именно к этому с роботами-водителями. У нас тут с интеллигенцией успели раньше.

Сейчас я, как положено дураку и мракобесу, начну говорить страшное.

Если когда-нибудь ставить памятник советской власти как тому, что у нас тут творилось в ХХ веке, то ставить его надо за то, что интеллигенция была поставлена на место и приспособлена именно к тому, для чего она была провозглашена и подо что затачивала сама себя несколько десятков лет.

Да, конечно, отдельно взятый интеллигент хотел совсем другого и не перестаёт на это указывать - ну, всем нам по нраву вкусно есть, сладко спать и заниматься, чем хочется, а не чем сказали и за что платят.

Тем не менее, по итогам работы интеллигенции советского периода советские люди образца начала восьмидесятых с минимально приличной памятью могли общаться на большинство жизненных тем цитатами из советского кино.

Я не говорю, что это хорошо само по себе (хотя да), или что такое было достигнуто "по-честному", что бы под этим "по-честному" ни понимать. Это всё "вторые сложные". Я говорю, что интеллигенция как техническое решение для того и была нужна, что она была использована по назначению, и что она обходилась пользователю, рискну утверждать, весьма дёшево. "Это есть факт, месье Дюк".

Не нравится пример советского времени? Ладно.

Во вполне современной и никак не советской Польше снимают фильм "Волынь". Сюжет: прошлая версия Евросоюза дала небратьям волю, небры ей воспользовались со всем пылом национального характера и красотою национальной культуры. Поляки в фильме, естественно, белые и пушистые, а все остальные суть различные подвиды чертей из Пылающего Легиона, но не это важно.

Важно то, что фильм описывает исторически вполне воспроизводимую, актуальную ситуацию "взбесившихся соседей", выдаёт готовые мысли по ней и готовые операнды, компоненты, впечатления для будущих мыслей по схожим ситуациям, столь же опасным или гораздо более мягким, или всего лишь могущим развиться в неприятности пошиба, описанного в фильме.

Так работает национальная интеллигенция, производит и обслуживает национальную же мысль. Так и надо.

Ничего, если я вспомню про бегство русских из советских республик, становившихся национальными? Я даже про более позднюю Чечню не стану вспоминать, а то мне, русскому быдлу, страшно: вдруг Рамзан Ахматович обидится. Я про свежевылупляющиеся, ещё когда Горбачёв с трибуны руками веял... я про тот автобус с безоружными солдатами-первогодками, сожжённый в чёрт-те какие незапамятные времена: для меня соответствующие впечатления начались с того автобуса.

Затронуло это дело миллионы судеб, пускай подавляющее большинство из них отнюдь не так радикально, как помянутых поляков. Однако судьбы эти большей частью продолжаются доныне, это не правнуки попавших на Волыни под раздачу.

Что в РФ на актуальную тему "взбесившихся соседей" грёбаными титанами свободного духа сделано? Ничего.

На что они претендуют, предлагая обществу себя и говоря о себе? Уже не важно.

Что они чувствуют, когда идут дождик, снег или суд? Да какая теперь разница.

Им на нас плевать, нам на них плевать, а если они обижаются в режиме "а нас-то за що?", то плевать дважды. Они не нужны. Цитат из их фильмов, хоть тысячу раз награждённых, не слышно и слышно не будет. "Бендеровец, что ль?"

Приведённое рассуждение можно снабдить множеством иных примеров и распространить с киношников на большую и решающую часть того собрания, которое руками и зубами держится за слово "интеллигенция".

Да, такой выверт, "интеллигенция", случился в обществе страны по имени Россия полтораста лет тому назад.

Да, от выверта стала какая-то польза, и произошёл какой-то вред, и было множество обстоятельств, из-за которых разные люди по-разному считают эти пользу и вред.

Однако сейчас то, что маркирует себя словом "интеллигенция", не делает своей работы, не делает того, за что ей в своё время позволили существовать. Оно не нужно. Может статься так, что всякое сетевое трепло вроде меня - дурак и мракобес, напоминаю - со своими досужими размышлениями об упражнениях британского сатирика нужнее обществу и народу, чем вся компания на очередном награждении чем-то за что-то. И обходится обществу несопоставимо дешевле.

Хотя качество трепла лучше не обсуждать. Я не пытаюсь выцыганить похвалу через скромничанье, я намечаю будущее рассуждение о возможности качественных развлечений у нас тут в России.

Не буду далее разбрызгивать желчь и суммирую записанное.

1. Интеллигенция - это чрезвычайное техническое решение по развитию общества, некогда принятое в России и состоящее в выделении особой группы под производство и обслуживание общественной мысли. Указанная группа получила то же имя "интеллигенция".

2. В настоящее время эта группа пережила свою полезность. В утрате полезности самого технического решения я не уверен, "второй сложный".

3. Дальнейшие расходы на упомянутую группу в её нынешнем составе, выраженные как финансово, так и в каких-то общественных усилиях (чепчики в воздухе), я полагаю излишними.

4. Надо ли устранять интеллигенцию как общественное явление или перезапускать её с иным составом группы, я не знаю, см. п. 2.

Спасибо за внимание.



Comments

( Всего-то 44 — добавить )
gilgatech
7 апр, 2017 10:28 (UTC)
Кто интеллигенцию кормит, тот её и танцует, не?
17ur
7 апр, 2017 10:35 (UTC)

Какая разница, если интеллигенция уверена, что не только производить мысль, но и думать может *только* она? Даже кушая и танцуя, она будет презирать папика и считать себя неизмеримо выше его. Мадам Кюри танцует с павианом, как-то так. И папик как минимум должен это учитывать.
caretta77
10 апр, 2017 11:15 (UTC)
хм, папика танцует же иных, "высших", сфер интеллигенция. бедная мадам Кюри: внутривидовой конкуренции ей точно не пережить. у кого серого вещества хватит, переоценит значимость папика и дружественность конкурентов. как бы не факт что пережить переоценку смогут исключительно наделенные недюжинными интеллектуальными и вообще творческими способностями представители "сословия", но скорее цеха. шансы что наоборот куда выше, и папик уже не тот что раньше...

Edited at 2017-04-10 11:19 (UTC)
dmi_try
7 апр, 2017 10:36 (UTC)
Вроде, из приведённого описания мысли следует, что количество "истинных" простых мыслей равно квадрату предметов мысли, количество возможных - удвоенному квадрату, а количество составных мыслей стремится к бесконечности. Читать чуть ниже о том, что мыслей меньше, чем предметов мысли, странно. Или Вы имели в виду классы мысли, которые, вроде, группируются по два при таком подходе: "тождество-различие" и "истинно-ложно"? Если добавить "не знаю", то количество возможных мыслей возрастает до утроенного квадрата.
bantaputu
7 апр, 2017 10:58 (UTC)
Предположу, что речь идёт о классификации взаимоотношений предметов. Вариантов взаимоотношений не так много. You will govern or you will be governed.
dmi_try
7 апр, 2017 11:33 (UTC)
Ну, классы мыслей тогда. Их либо два, либо три, если подразумевать "знаю, что не знаю".
bantaputu
7 апр, 2017 11:34 (UTC)
Третьего интеллигенция народу не говорит, этот вариант только для внутреннего употребления. Так что два.
dmi_try
7 апр, 2017 11:42 (UTC)
Ну да, мы ж мысли интеллигенции считаем. Тогда да, их две:)
bantaputu
7 апр, 2017 12:07 (UTC)
"Пожрать" и "Ни за что не отвечать"?
dmi_try
7 апр, 2017 12:32 (UTC)
Я Вам только для внутреннего употребления признаюсь: не знаю:)
17ur
7 апр, 2017 10:59 (UTC)

Стоп-стоп-стоп. Ограничение: возможности человеческого восприятия - и по разрешению, и по затратам энергии, и по времени, и по уже существующим протоколам общения "вот это незачем расчленять".

Итого: число предметов мысли у реально существующего человека вовсе не бесконечно. И использование уже существующих мыслей как минимум для распознания условно "новых" предметов здесь очевидно. "Летающие тарелки", а не новое единое слово.
dmi_try
7 апр, 2017 11:30 (UTC)
Так ведь это мысль о тождестве(по свойству формы). "Вот та НЕХ в небе, она такая же, как в моём буфете".
17ur
7 апр, 2017 11:40 (UTC)

Ну да - мысль. "Эти две вещи - одно и то же". Всякая мысль включает либо заключение о тождестве, либо заключение о различии. И мысль о том, что это НЕВЕДОМОЕ НЕЧТО из ДАЛЁКОЙ ГАЛАКТИКИ, где ВСЁ-ВСЁ ИНАЧЕ, не возникает почти ни у кого. Что и доказывает небесконечность мыслей.
dmi_try
7 апр, 2017 11:46 (UTC)
Я имел ввиду, что мыслей всё-таки больше чем предметов. Ограничения мышления, мне, увы, слишком знакомы эмпирически:)
bantaputu
7 апр, 2017 10:56 (UTC)
Как претензия, изложено верно. Как описание - не вполне. Я бы добавил, что если бы советская интеллигенция хорошо делала бы свою работу, страна была бы жива и ОК. Поскольку цитаты из фильмов были хоть и актуальны (и многие до сих пор актуальны), но исчерпывали далеко не все ситуации.

Интеллигенция начнёт оправдываться, и мы чётко спланируем на болотце "Власть злочинная мешала и мешает развиваццо общественной мысли, поскольку имеет отличные от общества интересы". Что само по себе правда, но толку то?
17ur
7 апр, 2017 11:05 (UTC)

"Я бы добавил, что если бы советская интеллигенция хорошо делала бы свою работу, страна была бы жива и ОК"

Зачем дразнить гусей, причём самой разной масти? И, оправдывай не интеллигенция, а я эту ситуацию, то речь бы пошла всё о той же бедности, а вовсе не о власти, которая для общества представляет всего лишь одну из внешних сил, не обязательно главную.
bantaputu
7 апр, 2017 11:18 (UTC)
Не думаю, что тема бедности может как-то повлиять на ситуацию. Бедность быта интеллигенции мало отражалась на её производстве. Книги печатались, а переставить буквы иным образом не дороже. Снять "Войну и мир" и "Освобождение" денег хватило. Всё, что было нужно сказать, было возможно сказать - с экономической точки зрения.
17ur
7 апр, 2017 11:41 (UTC)

Эхм, "бедность" не подразумевается бедностью личной. Это бедность страны, неспособность государства закрыть ВСЕ возможности, в том числе и те, которые в будущем нужны, может, на 1%...
bantaputu
7 апр, 2017 12:12 (UTC)
Возможность, упомянутая в посте, нужна явно более, чем на 1%. Ленинская национальная политика была придумана именно для того, чтобы закрыть оную - только закрыть с другой стороны.

Собственно, все возможности закрывать и не нужно, только наиболее актуальные. Все закрывашки народ всё равно не усвоит.

Но интеллигенция работала так плохо, что почти всё для неё оказывалось сюрпризом. "Оказался наш отец не скопцом, а букою" - сюрприз. И так в каждой итерации. Для народа, соответственно, тоже сюрприз - на осознанном уровне, по крайней мере.
(Анонимно)
8 апр, 2017 10:26 (UTC)
Хм, я как то к 96 году явственно осознал что все претензии к советской власти носят сугубо материальный характер. Вот буквально все и отовсех.
bantaputu
10 апр, 2017 07:09 (UTC)
Интеллигенция переваривает материальное в виртуальное, затем и нужна. А исходно все претензии материальны, безусловно.
caretta77
10 апр, 2017 12:34 (UTC)
ключевой момент претензии, надо полагать )) соввласть почила давно, а оные на месте, все и у всех. скромность в притязаниях и дерзость в амбициях - диковинный симбиоз аборигенов, нет? ну личные амбиции на уровне Эллочки-людоедочки за рамками, ессно, как тупиковый путь индивидуального развития
bananoff
7 апр, 2017 10:59 (UTC)
Если снимать на тему взбесившихся соседей от лица России - с соседями разругаемся куда надежнее. СССР 2.0 в любой форме отодвинется надолго, если не помрет. А так можно хотя бы делать вид гордый "собака лает караван идет"... И снимать чушь междусобойную а-ля "Рай".
17ur
7 апр, 2017 11:07 (UTC)

Верно. Последствия от администраций окружающих республик будут. Мораль: такие вещи надо делать в комплексе с работой с теми же администрациями. Пусть ко времени выпуска фильма примут в своих парламентах резолюции с осуждениями и проч..
bananoff
7 апр, 2017 11:10 (UTC)
Да нет у нас пока таких рычагов, хорошо хоть не посылают в пешее эротическое. Пока своим бардаком были заняты - соседушки ВСЕ откормили эгушку. Не без помощи, понятно. Кот из дома - мыши в пляс. Снимать про это - как жаловаться негодяю на него самого. Потому видимо "мы выше всего этого" ))
17ur
7 апр, 2017 11:14 (UTC)

Банальное перекрытие границ (не мечтаю о тотальном, но так, игры с визами и т. п.) уничтожит эти режимы... пускай в пользу ИГИЛ или её отростков, но уничтожит, и баи это понимают.

Я к тому, что аргументы найдутся всегда, и поле для торговли широкое. Так что аргументы высокого отторжения надо бы на помойку.
bananoff
7 апр, 2017 11:57 (UTC)
Сила есть, воли нет (( тм. Видимо у наших властей эгушка еще не оправилась после развала союза и последующих пинков по яйцам.

"критикуем не за то, что слишком Путин, а потому, что мало Путин"
caretta77
10 апр, 2017 12:44 (UTC)
пошто чушью обозвали редкий по меседжу продукт, неведомо, но личное и вкусовое вне полемики. проблемны скорее общественная рефлексия и смирение без впадения в раж покаянный, чем ухудшение отношений с соседями. кстати, они, отношения, отчего-то не очень чтобы, что странно...

яблоком раздора СССР 2.0 будет стопудово. Каиново племя не сократилось и базис прохудился вплоть до фазы "дело-табак", какой уж табачок врозь. делов эпохальных тоже на горизонте тють, попилы и мистификации сплошные, ну кроме ресурсного конечного бизнеса под эгидой национальных интересов, вот только чьих...

райское наслаждение удел рекламщиков, как фапанье на почившего в бозе удел маргиналов
sevlamp
7 апр, 2017 11:03 (UTC)
"Хорошо излагает, собака. Учитесь." ©
17ur
7 апр, 2017 11:11 (UTC)

Именно. И это я не о себе, а о предмете хорошего изложения. Упорото-демократического шварцевско-захаровского "Дракона" помнят все, упоротые патриоты с националистами включительно, именно поэтому.

А Сокуров этого не может. Но излагать лезет.
sevlamp
7 апр, 2017 14:30 (UTC)
ну, если нельзя, но очень хочется, то иногда можно. видимо, именно так рассуждает.
celtic_glory
7 апр, 2017 11:10 (UTC)
Спасибо подумал. Скорее согласен, чем нет.
17ur
7 апр, 2017 11:15 (UTC)

Пожалуйста. Без шуток. Я не интеллигент в нынешних распонятках, на авторские за несуществующие услуги не претендую.
cancerogen
7 апр, 2017 11:16 (UTC)
Я б не стал так глобально отвергать идею существования интеллиенции в постсоветское время. Производители мыслей нужны, но у них надо вырабатывать четкую связь между генерируемым контентом и кнутом с пряником.

Далее, согласен, что у интеллигенции подход к господдержке выражается максимой "а ты налей и отойди". И да, это недопустимо.

А цитаты из филмов страна повторяет, только интеллигенции эти цитаты не нравятся. "Вы нам еще за Севастополь ответите!" вообще приводит их в бешенство.
17ur
7 апр, 2017 11:36 (UTC)

Эхм, тут развилка. "Интеллигенция" как группа с метками на пиджаках, восхищающаяся друг дружкой, или "интеллигенция" как люди, пытающиеся ДУМАТЬ НА ЭКСПОРТ. Очень разные вещи. Второе будет всегда, а назвать её "интеллигенцией" или ещё как-нибудь - вопрос семантики.
cancerogen
7 апр, 2017 11:44 (UTC)
А проведена подмена понятий, как с понятием "либерал".

Оба этих понятия узурпировала достаточно узкая агрессивная прослойка, присвоившая себе право определять, кто есть кто. Новых смыслов они не производят, к демократии отношения не имеют, но требуют такого отношения, словно их слово является чем-то значимым.

Люди, "думающие на экспорт" живут сейчас в интернете, причем эти размышления стали групповыми и интерактивными, таким образом почти любая мысль быстро корректируется, избавляется от лишнего, обкатывается в полевых условиях и либо отбрасывается, либо переходит в обойму аргументов как готовая конструкция.

Попытки первой группы угнаться за второй обречены на провал, но они будут жить в своем мирке, постепенно вымирая.
bananoff
7 апр, 2017 12:00 (UTC)
Как это паразит помрет, пока носитель жив?
cancerogen
7 апр, 2017 13:27 (UTC)
По возрасту чисто.Вот Евтушенко помер, а Быков уже не тянет на замену. Так постепенно и дотрахаются.
red_ru
7 апр, 2017 16:37 (UTC)
Так автор предлагает. Перестать кормить эту бездарную подлую свору, пережившую своё предназначение.
Автору - респект!!
(Анонимно)
8 апр, 2017 04:09 (UTC)
Ну дык.С богом знакомы только попы, думать могут только интели, родину защищать только офицеры способны, порядок блюсти только милицейские и прокурорские могут. Все они народ окормляют,без них мы пропадем - ни с богом поговорить, ни родину защитить, ни порядочно себя вести,ни колесо придумать.

Одновременно и горько и смешно от того, что это так и есть. Отчасти.

Всего доброго и спасибо.
inzynier
9 апр, 2017 11:18 (UTC)
>то ставить его надо за то, что интеллигенция была поставлена на место и >приспособлена именно к тому, для чего она была провозглашена и подо что >затачивала сама себя несколько десятков лет.

>Что в РФ на актуальную тему "взбесившихся соседей" грёбаными титанами >свободного духа сделано? Ничего.

Все правильно. Интеллигенция, предназначенная для того, чтобы ее "ставили" на то место, которое заблагорассудится, иной быть не может.

Не говоря о том, что после ваших провокационных сентенций об обслуживании национальной идеи вы заслуживаете попасть на костер против нетерпимости.
krievs
11 апр, 2017 03:15 (UTC)
изумительно интересно
По поводу "намечаю будущее рассуждение о возможности качественных развлечений у нас тут в России." - это как? "Jazz, boxing, sex"?
banguerski_alex
15 апр, 2017 07:51 (UTC)
Возможно, вам будет интересно сообщество intelligentsia1. Было бы замечательно, если бы Вы разместили у нас этот свой пост. Я, конечно, тоже могу это сделать, но лучше ведь, если сам автор. К тому же, Вам, вероятно, были бы интересны отклики.
banguerski_alex
18 май, 2017 18:04 (UTC)
Поскольку Вы не откликнулись, я зарепостил Ваш текст сам:
http://intelligentsia1.livejournal.com/724808.html
( Всего-то 44 — добавить )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger