?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

И выборы скоро, и революции уже сто лет, и погода плохая на улице... так шта-а-а-а... так что я записываю очередной конспект своей точки зрения на дела политические и исторические. Именно конспект, без конкретики. Я про форму, а не про окрас.

Я уже говорил, что суверенитет - это свойство общества* отвергать накопленный людьми опыт ради их выживания. То бишь общество, которому может прийти быстрый и неумолимый пушистый северный зверёк, обзаводится некоторой группой именно на такой случай: чтоб было кому требовать нерассуждающего подчинения здесь и сейчас от всех остальных вопреки всему.

* - возможность совместных действий в группе людей.

Продолжу мысль. В обществе понимание насчёт северного зверька не с потолка взято (само общество думать не умеет, оно думает людьми), а осталось после его, зверька, прежнего и дорого вставшего людям прихода.

Значит, и сам суверенитет представляет собой доступный обществу навык отвержения опыта сегодняшнего, повседневного, быстро воспроизводимого, поголовно наблюдаемого и более-менее точного - ради опыта долговременного, сильно подзабытого и оттого понимаемого вразнобой, на уровне семейных преданий, личных озарений и единственно верных учений.

Те же "бои за историю" - вплоть до разборок попов и учёных насчёт происхождения Вселенной - суть отходы укрепления такого навыка, шум установки по производству суверенитета и её выхлоп. Некоторым они нужнее, чем сам продукт. Некоторым так спокойнее.

Я опять-таки говорил, что в самом обществе "по делам" можно выделить быстрый и медленный аспекты и назвать "народом" медленный аспект, чьё время измеряется поколениями и выражается накоплением "этничности".

После такого именования рассуждения, где присутствуют слова "народ" и "суверенитет", внезапно приобретают смысл, перестают быть демагогией, становятся (не)правильными, и за них можно призвать к ответу.

В промежутках между визитами пушистого северного зверька суверенитет общества поддерживает устроение под названием "государство".

Ради удобства государству принято приписывать сам суверенитет, хотя суверенное общество вполне возможно и без ярко выраженного государства постольку, поскольку пушистый северный зверёк приходит часто и каждый раз выглядит похоже, так что его не успевают толком забыть.

Например, неурожай через засуху.

Смысл существования и "место силы" государства состоят в стремительной мобилизации общества под возможную (то есть когда-нибудь неизбежную) чрезвычайщину, а всё остальное обсуждаемое по теме "государство" суть баги и фичи того или иного решения по подготовке этой мобилизации.

И работникам государства, и членам суверена как "некоторой группы именно на такой случай" выгодно предупреждать и предотвращать зверьковые визиты. Выгодно разбавлять концентрированную чрезвычайщину. Лучше десятилетия помыкать арендаторами, чем двадцать минут мчаться на русские батареи под Балаклавой и обратно.

Отсюда действия по поддержанию суверенитета теряют в чрезвычайности и становятся делом повседневным: государство в интересах суверена всё время подталкивает и надкусывает складывающиеся в обществе обычаи, намеренно и последовательно саботирует "оптимальные", "народные", стихийно складывающиеся способы решать текущие проблемы. Делает оно это, пугая население виртуальными катастрофами.

Под "катастрофой" я имею в виду в том числе и радикальные изменения к лучшему с точки зрения той или иной части общества. Населению страшны любые радикальные изменения, которые заставят большинство населения редактировать навыки повседневной жизни.

С каким бы пылом отдельные представители населения этот страх ни отрицали и эти изменения ни предвосхищали.

Столетней давности Февраль.

Теперь о суверене. Я уже сказал, зачем он нужен. Повторю и подчеркну: даже не для того, чтобы самому искать выход из стремительно наступающего угрожающего положения, - тут можно учёных спросить, когда заведутся, а пока нет, хоть наугад гнать - а для того, чтобы запрещать все действия, не относящиеся к этому выходу, хорош он или плох.

Как и всякую группу внутри общества, суверена можно охарактеризовать через воспроизводство.

В воспроизводстве социальной группы работают два вопроса: как в группу принимают и как из неё выкидывают. Важно: принимают и выкидывают независимо от желания самого кандидата. Ответы на вопросы сводятся к весам биологических и социальных критериев при экспертной оценке.

Например, насчёт приёма: что лучше - из хорошей семьи или из хорошей школы; умный или вежливый; и так далее. Насчёт вылета: что хуже - Родину продать или не купить новую нитку стеклянных бус; детей насиловать, потому что удержаться не можешь, или не насиловать, чтобы презрительно смотреть на соседей, которые удержаться не могут; и так далее.

Разумеется, я утрирую.

Приём в масонскую ложу.

Во всяком случае в суверенном обществе существуют устойчивые подходы к приёму в социальную группу "суверен" и к вылету из неё, то есть наборы весов при экспертной оценке кандидата на приём или исключение.

Эти наборы как-то завязаны на те самые повседневные обычаи, которые "в случае чего" суверен может игнорировать полностью, а "так" всё время нарушает, но по чуть-чуть, для поддержания формы (во всех смыслах).

Отсюда революцию можно понимать как действительную и быструю смену подходов к воспроизводству социальной группы "суверен", а всякую идеологию, не исключающую революции - как обоснование и расчёт новых наборов весов для такого воспроизводства, даже если сама экспертиза пока воображаема.

"Действительная смена подходов" - меняются весы критериев, а не их названия; "быстрая" - они меняются заведомо быстрее смены поколений.

Таким образом в суверена попадают те, кто к тому не готовился сознательно (пусть и хотел), а покидают эту группу те, кто сего никак не планировал (хоть и боялся). Что и образует цену революции для общества.

Пересобранный и запускаемый в ручном режиме суверен какое-то время хуже и намного хуже отгоняет от общества пушистого северного зверька. Откуда бы тот ни взялся: из собственных успехов общества, от природы или от соседей по планете. Плохо отгоняемый зверёк и рад. А людям больно.

Пожалуй, хватит на сегодня. Хотите - соглашайтесь или пользуйтесь; хотите - отрицайте или забудьте сразу и навсегда.

Дирижабль "Аэрофлот" из воображаемого будущего

Мне всего лишь нужна площадка для обсуждения будущего (такое хобби, трата свободного времени, которого всё меньше). А обсуждать будущее общества можно лишь вне презумпции потери обществом суверенитета.

Если принять, что общество суверенитета по каким-то причинам лишено, то всё обсуждение в несколько ходов сведётся к унылому ожиданию собственной смерти и к злорадному ожиданию смерти этого никчемушного общества.

Мне такое ожидание не нравится. Что поделать: вкусовщина, личные предпочтения.

Если ради них надо отказаться от священных боёв под славными знамёнами за великие идеалы против вселенской мерзости, то почему бы и нет.

Невзирая на всё великолепие писаных торб.

Спасибо за внимание.



Comments

( Всего-то 7 — добавить )
bantaputu
27 окт, 2017 12:25 (UTC)
государство в интересах суверена всё время подталкивает и надкусывает складывающиеся в обществе обычаи, намеренно и последовательно саботирует "оптимальные", "народные", стихийно складывающиеся способы решать текущие проблемы

Это вас не менты обокрали, это ученья идут по отражению ига бусурманского.

<революцию можно понимать как действительную и быструю смену подходов к воспроизводству социальной группы "суверен"

Мысль отличается очевидностью.

обсуждать будущее общества

А смысл?

А оно существует - общество?

можно лишь вне презумпции потери обществом суверенитета

Вот-вот. А если, как бы, суверенитет уже давно йок? Есть ли предмет для обсуждения?

Будущее-то есть, да. Но чьё?

А я, вот, думаю, что и вне общества существует жизнь. И обнаружить её даже весьма нетрудно.
17ur
27 окт, 2017 19:17 (UTC)
Это вас не менты обокрали, это ученья идут по отражению ига бусурманского.

Reductio qua absurdum? Сразу "обокрали"? Или я могу попросить Вас сравнить меры общественной безопасности года 1997-го и нынешние? Ну, чтобы показать, что учений нет, что ничего не изменилось?..

Мысль отличается очевидностью.

Ага, расскажите это поклонникам идеи смены личного состава на списке государственных должностей как вещи, достаточной для обеспечения выживания общества ("страны"). А таких поклонников полно.

А оно существует - общество?

Нет, конечно. А то, что мы из квартир по Интернету переписываемся, так это иллюзия - на самом деле каждый в своей крепости посреди болот засел и от всех остальных из пулемёта отстреливается. А если всерьёз, то несуществование общества будет заметно сразу. Но очень недолго, потому что либо общество вновь появится, либо заметивший сгинет.

Вот-вот. А если, как бы, суверенитет уже давно йок? Есть ли предмет для обсуждения?

Эхм, нехилая часть "боёв за историю" посвящена теме "а когда, по чьей вине и при каких обстоятельствах" - так что предмета тут полно. Другое дело, что доказать "наличие отсутствия" суверенитета вне режима "меня ватник на улице толкнул! это знак! знак!" достаточно сложно, а вот с мероприятиями, которые этот суверенитет (или его подделку) иллюстрируют, сейчас в стране многое в порядке.

А я, вот, думаю, что и вне общества существует жизнь. И обнаружить её даже весьма нетрудно.

Ну да, на болоте и с пулемётом. Ещё у Эдмона Дантеса была вне общества, пока до него аббат Фариа не добрался, а там опять общество возникло.

Edited at 2017-10-27 19:27 (UTC)
bantaputu
31 окт, 2017 12:20 (UTC)
Или я могу попросить Вас сравнить меры общественной безопасности года 1997-го и нынешние?

Всё стало значительно безопаснее прежнего. Россия спасена. Стабильность выросла, и мы стали более лучше одеваться.

расскажите это поклонникам идеи смены личного состава на списке государственных должностей как вещи, достаточной для обеспечения выживания общества

А вы в этом блоге боретесь с идиотами?

Внезапно. Я думал, тут немного про другое.

несуществование общества будет заметно сразу

Сторонний наблюдатель может рассматривать общество, как постоянно действующее условие. Ему, стороннему наблюдателю, так проще объяснять процессы. Но если тыкать палочкой изнутри... Вы уверены, что общество пройдёт тест Тьюринга? А отдельные его члены? А что они захотят его проходить? И где границы в иерархии "общество - стадо - механический конвейер"?

У себя я написал короткий пост о том, что не всё так однозначно (последний пост на данный момент). Можно играть по-разному с одним и тем же результатом. Не все решаемые обществом задачи требуют такой громоздкой вещи, как общество.

с мероприятиями, которые этот суверенитет (или его подделку) иллюстрируют, сейчас в стране многое в порядке

Да, иллюстративная часть у нас неплохо развита. Свита довольно усердно играет короля.

А разве бывают общества, где таковая развита плохо? Существует ли общество, лишённое иллюстраций? Может ли существовать в принципе? И если нет, то не иллюстрируют ли иллюстрации то, что они ничего не иллюстрируют?

Ну да, на болоте и с пулемётом.

Не обязательно.







kv_85c
27 окт, 2017 12:25 (UTC)
При резкой смене способа общественного производства и/или распределения практический опыт управления получают те,кто раньше был никем. Поскольку они начинают лучше производить порядок, власть в обществе, в силу появившейся весовой категории,переходит к ним.
17ur
27 окт, 2017 19:24 (UTC)

Практический опыт не приходит сразу, и процесс его получения осложнён частными жизненными стратегиями типа "украсть и сбежать". Этим пользуются все, кому не лень, и большая часть того, чему на людей наплевать, вроде природы и погоды.

Власть в обществе существует всегда, но суверенитет организует её, задаёт её место, концентрирует - подданного должен угнетать монарх или комиссар, а не наглый сосед. Я в головном тексте, помимо прочего, пытался обосновать, почему российская история непрерывна, несмотря на все усилия тех самых монархов или комиссаров.

Власть не переходит. Меняются параметры суверена. Умение обращаться с футбольным мячом не переходит от игрока к игроку, меняется состав команды.
tsoka
31 окт, 2017 13:36 (UTC)
Оффтоп
Ув. Джаггернаут

Тут идёт приём работ на премию им. Пятигорского (философия).

Я думаю, что если оформить этак дюжину-другую ваших посланий в один документ, да написать полдюжине номинаторов (там выдвигают только номинаторы), то можно будет рассчитывать на выдвижение и приз.

http://piatigorskyprize.ru/news/112
17ur
2 ноя, 2017 11:07 (UTC)
Re: Оффтоп

Спасибо за извещение, но меня философии учили в режиме "вот так, чтобы железки не разваливались". Я не отказываюсь, я оправдываюсь на случай, если не отошлю ничего.

За ссылку отдельное спасибо. Занёс в закладки, буду читать, что прислали.
( Всего-то 7 — добавить )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger