?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Правда, как и осетрина, бывает только первой свежести. Под "художественной правдой" обычно понимают наведённую автором на читателя/зрителя экономию мышления по заранее заданным путям - переход к выводам без логической цепочки, через образы.

Например, если надо показать жестокость ацкого сталинского режима в войне, то показывают во "Враге у ворот", как комиссар палит из "максима" по бегущим то ли в атаку, то ли из атаки русским зольдатикам, которым выдали (дело осенью 1942-го) по винтовке на двоих. Без патронов. Патроны дали тем, кому не досталась винтовка.

Проблема здесь, как и везде, в соотношении целей и средств. Вредоносность "художественной правды" прямо пропорциональна универсальности средств, для её отображения используемых. Например, образы из предыдущего абзаца доказывают не столько ацкость сталинского режима, сколько предельный идиотизм русских унтерменшей (кто видел фильму, тот знает).

Собственно говоря, "художественная правда" приемлема именно тогда, когда применяемые в её отображении средства годятся исключительно под те выводы, которые её составляют. Неважно, кстати, нравятся эти выводы потребителю или нет - на то и право творца, хех.

А заключение отсюда вот какое - либо автор должен отвечать за ВСЕ выводы, которые следуют из совокупности применённых им средств/образов, либо автор повинен быть признан бездарностью (не способным правильно выбрать средства отображения либо не имеющим таковых), а его произведение... понятно, в общем. То есть, продолжая пример, тот же самый "Враг у Гейтса" - как минимум бездарная либо русофобская поделка (право замены "либо" на "и" оставляю более компетентным людям) безо всяких "но".

Ясное дело, рассуждение навеяно трогательными фильмами, живописующими тёмный ужас прошлых десятилетий, от которого мы до сих пор, попискивая, спасаемся. Однако оно вполне может быть применено к любым произведениям, затрагивающим национальные, классовые или даже межпоколенческие проблемы.

Comments

( Всего-то 12 — добавить )
ex_alq
30 дек, 2005 06:31 (UTC)
Ещё бывает просто недостаток информации.. в этом случае рассуждения о вредоносности "художественной правды" и её пропорциональности универсальности средств, используемых для отображения таковой теряют смысл.
17ur
30 дек, 2005 06:53 (UTC)
не "пропорциональности", а "соответствии"...

В случае недостатка информации - проблема в причинах этого недостатка; если инфы на самом деле НЕТ (рукописи сгорели), надо строить непротиворечивую картину (да, и в силу ранее наработанных стереотипов для разных людей это будут разные картины, тут даже призывы к логике не шибко помогают - привет криптоисторикам, но это *единственное* исключение); а вот если информация ЕСТЬ, но её *неохота*, *дорого* или по каким-то идеологическим соображениям *нежелательно* искать - рассуждение остаётся в силе.
ex_alq
30 дек, 2005 06:59 (UTC)
Да, может быть "соответствии" лучше.
В случае недостатка информации - проблема совсем другая, не имеющая отношения к "художественной правде".

Строить надо, кто возьмётся? :))

Остальное - само собой.
volgarin
30 дек, 2005 09:47 (UTC)
Смотрел фильм с бабушкой-фронтовичкой
Сам я из Сталинграда, поэтому фильм посмотреть был обязан.
Бабушка в составе батальона связи была дислоцирована в Сталинграде, но, после начала немецкого наступления на город их вывели за Волгу и бросили в казахские степи.
Так вот этот не совсем нормальный в своей "патологической святости" человек высказывалась очень скромно. В то время, как я негодовал на сцены работы занрад отряда, она переживала сцену переправы. Когда я акцентировал своё негодование на неправдоподобном идиоте-Хрущёве, который почему то управлял битвой вместо Чуйкова (который управлял обороной на самом деле), она краснела от сцены секса на передовой.
Она воспринимала фильм эмоционально, но не как историческую хронику.
К тому, что все коммунисты окажутся уродами я был готов, но вот что меня всегда убивает в западных фильмах, так это секс везде и по любому поводу. Как помешанный на сексе человек ответственно заявляю, в таких условиях, когда душа еле в теле любовь сильнее и она меньше всего привязана к сексу. Трахаться не хочется, да и не можется (мало кто представляет, что пайка оборонщиков была сопоставима с пайкой блокадников, а ведь им ещё и воевать приходилось) достаточно одного присутствия рядом любимого человека. Я не представляю также, как можно пировать и сношаться перед смертью.
Тому, что Зайцев трахал еврейку ни сколько не удивился, поскольку в СССР нормальными и привлекательными людьми были исключительно евреи, их за это русские всегда прессовали.
В общем искал в фильме знакомые пейзажи, знакомые здания, занкомый ландшафт - снято так хитро, что ничего этого не видно и не узнаётся. Тракторный завод, где и происходит большая часть дуэлей, конечно больше похож на гражданский квартал :-) Поскольку я жил на месте боёв, тысячи раз исходил передовую тех времён вдоль и поперёк, накопал на собственном огороде гранат, ножей, портсигаров... вещей с того времени мне было интересно увидеть в фильме именно документальную достоверность. Но ни документальной, ни эмоциональной достоверности в фильме нет!
17ur
30 дек, 2005 09:49 (UTC)
Re: Смотрел фильм с бабушкой-фронтовичкой
Насчёт еврейки - как я помню, у девушки имя-фамилия другой очень крутой персонажицы Сталинградской битвы. Русской или украинки, не помню. Она и по тылам немцев работала, и хиви резала только так... Конечно, не этот замызганный котёнок из фильма.

Бабушка Ваша, имхо, знала, чтО переживает. Заградотряды в таком пулемётном режиме онлайн не работали... А вот тамошняя переправа - это страшно даже по описаниям.
going_out
30 дек, 2005 11:16 (UTC)
Знаменитая история про поэта Лорку.
Вызвал его себе очень крупный чин и говорит типа "Господин Лорка, Вы вот тут описываете в Ваших стихах ужасный случай, как наши жандармы насиловали цыганских девушек, а потом отрезали им груди. Мы немедленно начали расследование этого чудовищного преступления и очень надеемся на Вашу помощь как очевидца. Вот Вам бумага и перо, опишите, пожалуйста, где, когда и при каких обстоятельствах Вы это наблюдали."
"Да я, собственно, этого не видел... Я, знаете ли, поэт... Имею право на художественный вымысел..."
"Так Вы, господин Лорка, утвердаете, что не видели этого?"
"Ну да, это правда в художественном смысле... Я как поэт..."
"Ну хорошо, господин Лорка, Вы свободны".

А недели через две его расстреляли. Добавлю от себя - правильно сделали.
17ur
30 дек, 2005 14:00 (UTC)
Re: Знаменитая история про поэта Лорку.
Солидарен. Если именно за это - то да. Ибо селекция и искусственный отбор к поэтам применимы в первую очередь. Дикий поэт - это неприятно. :-)
levsha
3 янв, 2006 18:19 (UTC)
Изнасиловали его тоже правильно?
going_out
3 янв, 2006 19:30 (UTC)
Насчет изнасилования не знаю.
Не мне и не Вам судить меру чужой ненависти в гражданской войне, а расстреляли за дело.
pogorily
30 дек, 2005 12:01 (UTC)
Мне по этому поводу упорно вспоминается "«Додж» по имени Аризона" Андрея Уланова http://www.fenzin.org/book/11024
КАк иллюстрация, что можно и написать, и издать книгу о солдате (конкретно - сержанте-разведчике) советской армии ВОВ без всякой "чернухи" в виде штрафрот, злобных комиссаров, заградотрядов и т.д. Сюжет фэнтэзийный, в который этот самый разведчик попадает из 1944 года, но он достаточно много вспоминает о том, как воевал в нашей реальности.

А что касается вообще "о войне" - есть такая трудновоспроизводимая (или вообще невоспроизводимая) художественными средствами вещь, как страх. Настоящий очень сильный страх. Кто сам не испытал, не может узнать что это такое. Мне довелось испытать, так что представляю.

Что же касается всех этих "Штрафбатов" и "Врагов у ворот" - это агитки. С вполне понятной и известной целью - деморализация нашего народа чтобы его удобнее было гнобить и уничтожать.
Так что речь должна идти не о "художественных моментах", а о борьбе против идеологических диверсий. И что следует вспомнить на эту тему - англичане "лорда Хау-Хау" повесили.
17ur
30 дек, 2005 14:04 (UTC)
Вот! Но для этого нужно обоснование. Тупое, логичное обоснование, которое позволит объяснить *хоть кому-то*, что ублюдка за дело гнобят. Вторая Мировая не совсем удачный пример - там победители порядок наводили именно потому, что победители, а нам придётся чистить под бдительным присмотром сил, в информационной мощи превосходящей нас многократно. Так что тут логические обоснования совершенно необходимы. Имярек должен быть задавлен за русофобию, а не за борьбу со сталинизмом. За то, что русские представлены мразью, а не за то, что возвысил свой голос против таталетарнаво режима.

На длинной дистанции при равной выносливости конкурентов побеждает именно обоснованность их претензий.
sibarit
31 дек, 2005 08:35 (UTC)
С новым Годом!
( Всего-то 12 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger