Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:

Зигзаги мысли. Опять об искусстве.

Читал Шекспира недавно. Нет, не в оригинале (кстати, ткнёте ссылку - буду благодарен), однако же... И что-то меня всё время пробивало на один телеспектакль перестроечный, или уже постперестроечный, года так 92-го.

Там, значится, изображалось собрание театральных деятелей при сталинском режиме, и оное собрание обсуждало деятельность китайского театра, прибывшего с гастролями (я даже имя режиссёра запомнил - Мэй Лань Фан, хотя спектакль смотрел в лохматом прошлом). Там Филиппенко играл, ещё кто-то... Кажется, это даже была реальная стенограмма. Ну, бугаги там было немало, главная корка состояла в том, что самого китайца на собрании не было, он давно уже катил домой, что выяснялось к концу спектакля. А до того шло вполне профессиональное обсуждение сугубо чуждого театра - типа, спектакль идёт полдня, зрители входят и выходят, и так далее, но хвалить надо, ибо угнетённый интернациональный народ и проч.. Понятное дело, телеспектакль предназначался для интеллигентной публики - тех, кто, хихикая под одеялом, чувствует себя на баррикадах. А уж когда там Филиппенко упомянул товарища Сталина, дождался жидких аплодисментов, орлиным взром обвёл зал с трибуны, повторил Имя и дождался ещё более жидких аплодисментов, я подумал, что зрители будут рассказывать об этом своим демократическим внукам, как в 92-м году при упоминании имени Сталина они оказались алплодировать.

Ну да ладно. Среди всех опубликованных корок там была та, что в оном китайском театре персонажи помечались значками на лбу. Типа, жёлтый кружок на лбу - злодей, красный треугольник - калошная фабрика и проч. Я вспомнил об этом, читая Шекспира. Там ведь та же самая задача решается через монологи. Чувак прикидывается, что остаётся один на сцене и давай обнародовать свои гадости перед зрителями. Дальше больше - я вспомнил про весь этот французский театр, когда ещё перед началом персонажи трулялякают на сцене и в танце заявляют, что один - пастушок, другой, прости Господи, пастушка, а третий вообще гений зла. Так что это общее.

Задумался: а почему, собственно? А потому, решил, что искусство принадлежит народу, неважно, какому. И если человек пришёл за сенсорной разрядкой, ему в ломину разбираться, кто плохой, а кто хороший, вы сразу пальцем покажите или на лбу галочку поставьте, или пусть кается заранее. Народ требует. Что за народ? А это народ, который целый день - не 8 часов - вламывал на работе, требующей вполне серьёзного напряжения, а не в офисе офрмлял документы, придуманные кем-то другим.

А потом работа стала восемь часов, и появились офисы, после чего произведения, в которых злодеи были известны с самого начала и плясали на сцене, рассказывая о своих злоумышленных пакостях, стали считаться плебейскими. Ибо у потребителей образовалось время на рефлексию, разгадку и прочее. Гротеском этого направления стали произведения авторов типа Агаты Кристи - хотя тот же Дж. Диксон Карр бьёт её по всем параметрам. Там вообще не знаешь, кто, кого и за что укокошил. Однако в мэйнстриме появился психологизм и всё такое...

Теперь и этого *наелись*. Переписать известное произведение, в котором выставить прежних героев подонками, а подонков - страдающими и непонятыми героями... извините, но сейчас это как два пальца. Можно на спор. Ибо после того, как нас потаскало мордой по различным шершавым поверхностям ХХ века, покупаться на то, что автор кого-то обозвал злодеем и поставил ему значок на лоб, мы отказываемся. Хотя те же самые "мы" с удовольствием смотрят "Матрицу" с "Властелином Колец", но там-то сразу всё ясно - кто такое хорошо, и кто такое плохо. А вот когда автор дерзает загадывать загадки про своих героев, из зала несётся свист. Выучили нас на свою голову. Облысели все, ага.

Что может быть ответным шагом превалироваия авторами над потребителями? Заставить разгадывать не героев, но а) сюжет, б) антураж. Насчёт пункта "б" не знаю, как реализовать - затереть даты и локации вполне можно, но что дальше? А вот сюжет... Разбрасывать ма-асенькие зацепочки на те или иные обстоятельства, которые прежний автор просто сунул бы потребителю в нос, выписывать сцены, которые без этих зацепок кажутся предельно неестественными, создавать такие вещи, сюжет которых потребитель понимал бы с третьего раза в лучшем случае

Да, а новый "Дозор..." я так и не смотрел пока. :-)

УПДАТЕ. Сказал, что буду благодарен - значит, благодарен. Спасибо.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments