Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

О юморе.

Так как о юморе, то заумно и занудно. Я предупредил.

"Ситуация - совокупность идеальных или материальных объектов и связей между ними, существующих в момент речевого действия или описываемых в высказывании".

Чувство юмора - это способность человека получать удовольствие от развития ситуации, не соответствующего предполагаемому ("удовольствие от неправильного срабатывания"). Чувство юмора в том или ином человеческом сообществе - вполне себе статистическая характеристика. Вполне достаточно утрированного понимания "национального характера" как своеобразного "взгляда на вещи", характерного для данного этноса, чтобы сделать вывод о том, что и юмор бывает национальным (открыл Америку, ага). И характеризуется он статистически наблюдаемой разной способностью представителей разных народов реагировать на одно и то же не предполагаемое развитие одной и той же ситуации. Короче, статистические распределения реакций на одну и ту же "шутку" (описание развития некоторой ситуации, не соответствующей предполагаемому), как количественных, так и качественных, у разных народов отличаются.

"Шутка" не обязательно адресуется к одной ситуации, она адресуется ко множеству ситуаций, которое определяется по степени совпадения перечня объектов, участвующих в ситуациях (и их относительной важности), или структуры связей между ними (и их относительной важности). Что тоже - с одной стороны вроде субъективно, с другой - статистически воспроизводится.

"Неправильное срабатывание", от которого субъект получил удовольствие, вполне может повлечь за собой вредные последствия для участников срабатывания. Из этого следуют две вещи:

А1. Для того, чтобы "чувство юмора" проявлялось вообще, необходимо преодолеть некий порог эмпатии по отношении к объекту юмора, разотождествить себя с ним. Пример: по улице важно шествует старушка, надев на голову цветочный горшок. Очевидно, что посмеяться над этим гораздо легче чужому ей человеку, чем родному внуку. То есть смех над тобой - признак того, что смеющийся считает себя тебе чуждым. Смех над собой - признак самоотчуждения (хорошо оно или плохо - вопрос десятый). Важно - это всё считается с учётом конкретной ситуации и взгляда на неё конкретных людей (в т.ч. и конкретной национальной принадлежности).

А2. Проявление "чувства юмора" вовне часто есть декларация получения удовольствия вследствие того же, от чего другим нанесён вред. Это признак, пусть и не определяющий, не просто чужака, но врага, хотя бы и потенциального. Это декларация потенциальной враждебности, и как таковая вполне может спровоцировать ответные действия в ассортименте, что смеющийся обязан знать. Его никто за язык не тянет.

Едем дальше. Само "неправильное срабатывание" может быть описано как сумма неправильных действий действующих лиц и/или присвоения им неправильных атрибутов и/или утери ими атрибутов правильных.

Следите за руками. И действия, и атрибуты в системе представлений некоторой человеческой общности могут быть оценены как "высокие" или "низкие". Это непрерывная шкала, плюс она рассматривается в конкретных обществах и проч.. В экстремуме "низкие" действия и атрибуты ассоциируются с непосредственным удовлетворением неизбежных и всеобщих потребностей - физика, физиология и завязанные на них реакции. "Высокие" действия и атрибуты обычно тем "выше", чем сложнее социальные условности, ритуалы и табу, от которых они зависят (естественно, национальное тут играет всё бОльшую роль, как фактор взаимопонимания и поддержки оных условностей, ритуалов и табу). Часто "высокие" действия и атрибуты формулируются как отрицание "низких". И напротив, "низкие" действия и атрибуты формулируются как отрицание "высоких". Это более грубый подход, так как однозначного соответствия здесь нет, но приемлем и он.

Очевидно, что можно назвать "высокими" ситуациями те, в которых "высокие" атрибуты и действия являются определяющими. Соответственно можно определить и "низкие". Опять-таки, это будет верно статистически и национально, хех.

Теперь. Подмножеством множества "неправильных срабатываний" являются такие "неправильные срабатывания", при которых соблюдается одно или несколько из следующих положений:

Б1. "Высокое" действие заменяется "низким" (не просто "ниже", а так, что несоответствие заметно всем и каждому - "Александр Матросов поскользнулся и упал на амбразуру", "Партиарх Московский и всея Руси Алексий Второй залепил тортом в морду Римскому Папе" и проч.).
Б2. Действующее лицо теряет "высокий" атрибут.
Б3. Действующее лицо приобретает "низкий" атрибут.

Это считается для всего множества ситуаций, с которыми ассоциируется "шутка". "Шутки", в которых присутствует описанное выше подмножество "неправильных срабатываний", а особенно те, в которых "высокая" ситуация преобразуется в "низкую", являются средством разрушения сложных социальных взаимодействий в некотором человеческом сообществе и, в общем, понижения уровня его цивилизованности (напоминаю определение - цивилизованность есть способность человеческого сообщества к сложным, разнообразным и упорядоченным действиям). Они могут быть вполне востребованы как фактор развития, они могут быть вредоносны - вопрос, как обычно, в дозе и в том, что кому нужно в данный исторический момент.

Следовательно, вопрос нужности "принижающих шуток" есть часть вопроса развития социальных взаимодействий в некоторой общности.

Так как я люблю поговорить о русском народе, то и задам вопрос: нам такие шутки сегодня нужны? Мы нуждаемся в упрощении социальных взаимодействий среди русских? Или проще уже некуда?

Следующим вопросом станет действие чужого национального юмора. Если коротко, "низкие" атрибуты и действия у всех национальностей схожи. "Высокие" - отличаются. Тут нет шкалы "лучше-хуже", тут просто различие "свой-чужой". И человек, шутящий в присутствии представителей другой культуры, другого народа, должен быть готов к тому, что любую "принижающую шутку" слушатели воспримут как покушение на свою социальность. Просто потому, что он не знает, не может или не хочет постичь в нужной степени, чтО его слушатели считают "высоким". А с учётом того, что от "шутки" предполагается ещё и получить удовольствие... см. п. А2. А1 подразумевается и так. С другой стороны, "непринижающую шутку" представители другой культуры могут просто не понять, ибо "высокое" у разных народов разнится.

Следовательно, "чужой" юморист может быть успешен только "принижающими шутками", и только при условии, что а) его запрещено воспринимать как врага, и б) аудитория почему-то считает, что смеяться над собой - безусловно хорошо. Результат очевиден - торжество "низкого" в одном народе при помощи другого. И никакого заговора, никаких протоколов - просто бизнес. Преуспевание. Трагедия, однако.

Выводы? Во-первых, меньше гадить. И запрещать гадить другим. Не обязательно карать, - повторю, тут дело может быть по скудоумию, а не от злого умысла - а просто препятствовать распространению. Во-вторых, создавать собственную субкультуру "высокого" юмора, что, как обычно, а) намного легче сказать, чем сделать, б) не решается без гораздо более масштабных преобразований.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments