?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

О юморе.

Так как о юморе, то заумно и занудно. Я предупредил.

"Ситуация - совокупность идеальных или материальных объектов и связей между ними, существующих в момент речевого действия или описываемых в высказывании".

Чувство юмора - это способность человека получать удовольствие от развития ситуации, не соответствующего предполагаемому ("удовольствие от неправильного срабатывания"). Чувство юмора в том или ином человеческом сообществе - вполне себе статистическая характеристика. Вполне достаточно утрированного понимания "национального характера" как своеобразного "взгляда на вещи", характерного для данного этноса, чтобы сделать вывод о том, что и юмор бывает национальным (открыл Америку, ага). И характеризуется он статистически наблюдаемой разной способностью представителей разных народов реагировать на одно и то же не предполагаемое развитие одной и той же ситуации. Короче, статистические распределения реакций на одну и ту же "шутку" (описание развития некоторой ситуации, не соответствующей предполагаемому), как количественных, так и качественных, у разных народов отличаются.

"Шутка" не обязательно адресуется к одной ситуации, она адресуется ко множеству ситуаций, которое определяется по степени совпадения перечня объектов, участвующих в ситуациях (и их относительной важности), или структуры связей между ними (и их относительной важности). Что тоже - с одной стороны вроде субъективно, с другой - статистически воспроизводится.

"Неправильное срабатывание", от которого субъект получил удовольствие, вполне может повлечь за собой вредные последствия для участников срабатывания. Из этого следуют две вещи:

А1. Для того, чтобы "чувство юмора" проявлялось вообще, необходимо преодолеть некий порог эмпатии по отношении к объекту юмора, разотождествить себя с ним. Пример: по улице важно шествует старушка, надев на голову цветочный горшок. Очевидно, что посмеяться над этим гораздо легче чужому ей человеку, чем родному внуку. То есть смех над тобой - признак того, что смеющийся считает себя тебе чуждым. Смех над собой - признак самоотчуждения (хорошо оно или плохо - вопрос десятый). Важно - это всё считается с учётом конкретной ситуации и взгляда на неё конкретных людей (в т.ч. и конкретной национальной принадлежности).

А2. Проявление "чувства юмора" вовне часто есть декларация получения удовольствия вследствие того же, от чего другим нанесён вред. Это признак, пусть и не определяющий, не просто чужака, но врага, хотя бы и потенциального. Это декларация потенциальной враждебности, и как таковая вполне может спровоцировать ответные действия в ассортименте, что смеющийся обязан знать. Его никто за язык не тянет.

Едем дальше. Само "неправильное срабатывание" может быть описано как сумма неправильных действий действующих лиц и/или присвоения им неправильных атрибутов и/или утери ими атрибутов правильных.

Следите за руками. И действия, и атрибуты в системе представлений некоторой человеческой общности могут быть оценены как "высокие" или "низкие". Это непрерывная шкала, плюс она рассматривается в конкретных обществах и проч.. В экстремуме "низкие" действия и атрибуты ассоциируются с непосредственным удовлетворением неизбежных и всеобщих потребностей - физика, физиология и завязанные на них реакции. "Высокие" действия и атрибуты обычно тем "выше", чем сложнее социальные условности, ритуалы и табу, от которых они зависят (естественно, национальное тут играет всё бОльшую роль, как фактор взаимопонимания и поддержки оных условностей, ритуалов и табу). Часто "высокие" действия и атрибуты формулируются как отрицание "низких". И напротив, "низкие" действия и атрибуты формулируются как отрицание "высоких". Это более грубый подход, так как однозначного соответствия здесь нет, но приемлем и он.

Очевидно, что можно назвать "высокими" ситуациями те, в которых "высокие" атрибуты и действия являются определяющими. Соответственно можно определить и "низкие". Опять-таки, это будет верно статистически и национально, хех.

Теперь. Подмножеством множества "неправильных срабатываний" являются такие "неправильные срабатывания", при которых соблюдается одно или несколько из следующих положений:

Б1. "Высокое" действие заменяется "низким" (не просто "ниже", а так, что несоответствие заметно всем и каждому - "Александр Матросов поскользнулся и упал на амбразуру", "Партиарх Московский и всея Руси Алексий Второй залепил тортом в морду Римскому Папе" и проч.).
Б2. Действующее лицо теряет "высокий" атрибут.
Б3. Действующее лицо приобретает "низкий" атрибут.

Это считается для всего множества ситуаций, с которыми ассоциируется "шутка". "Шутки", в которых присутствует описанное выше подмножество "неправильных срабатываний", а особенно те, в которых "высокая" ситуация преобразуется в "низкую", являются средством разрушения сложных социальных взаимодействий в некотором человеческом сообществе и, в общем, понижения уровня его цивилизованности (напоминаю определение - цивилизованность есть способность человеческого сообщества к сложным, разнообразным и упорядоченным действиям). Они могут быть вполне востребованы как фактор развития, они могут быть вредоносны - вопрос, как обычно, в дозе и в том, что кому нужно в данный исторический момент.

Следовательно, вопрос нужности "принижающих шуток" есть часть вопроса развития социальных взаимодействий в некоторой общности.

Так как я люблю поговорить о русском народе, то и задам вопрос: нам такие шутки сегодня нужны? Мы нуждаемся в упрощении социальных взаимодействий среди русских? Или проще уже некуда?

Следующим вопросом станет действие чужого национального юмора. Если коротко, "низкие" атрибуты и действия у всех национальностей схожи. "Высокие" - отличаются. Тут нет шкалы "лучше-хуже", тут просто различие "свой-чужой". И человек, шутящий в присутствии представителей другой культуры, другого народа, должен быть готов к тому, что любую "принижающую шутку" слушатели воспримут как покушение на свою социальность. Просто потому, что он не знает, не может или не хочет постичь в нужной степени, чтО его слушатели считают "высоким". А с учётом того, что от "шутки" предполагается ещё и получить удовольствие... см. п. А2. А1 подразумевается и так. С другой стороны, "непринижающую шутку" представители другой культуры могут просто не понять, ибо "высокое" у разных народов разнится.

Следовательно, "чужой" юморист может быть успешен только "принижающими шутками", и только при условии, что а) его запрещено воспринимать как врага, и б) аудитория почему-то считает, что смеяться над собой - безусловно хорошо. Результат очевиден - торжество "низкого" в одном народе при помощи другого. И никакого заговора, никаких протоколов - просто бизнес. Преуспевание. Трагедия, однако.

Выводы? Во-первых, меньше гадить. И запрещать гадить другим. Не обязательно карать, - повторю, тут дело может быть по скудоумию, а не от злого умысла - а просто препятствовать распространению. Во-вторых, создавать собственную субкультуру "высокого" юмора, что, как обычно, а) намного легче сказать, чем сделать, б) не решается без гораздо более масштабных преобразований.

Comments

( Всего-то 50 — добавить )
hoopoe
31 янв, 2006 14:28 (UTC)
Разумно. Одно не понял, где в этой классификации Петросян. Хотя, Петросян это вообще не юмор.
ex_travmatu
31 янв, 2006 17:28 (UTC)
Да. И ещё о культуре: большая часть ассортимента музыкальных магазинов не имеет отношения к музыке.
(без темы) - 17ur - 31 янв, 2006 17:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ex_travmatu - 31 янв, 2006 18:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hoopoe - 31 янв, 2006 18:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 31 янв, 2006 18:28 (UTC) - Развернуть
ex_szhapokl
31 янв, 2006 14:55 (UTC)
Для иллюстрации этой статьи очень хорошо подойдет фильм

Looking for Comedy in the Muslim World (2006)
http://www.imdb.com/title/tt0433116/
Где Брукс очень хорошо все показал, и даже больше,чем ему хотелось бы.

ex_szhapokl
31 янв, 2006 14:56 (UTC)
Очень хорошая статья, занесла в мемориз :-)
mladshii
31 янв, 2006 15:01 (UTC)
Вы, мне кажется, одну важную вещь упустили. Юмор, а точнее, смех вообще - компенсация страха. Весь "Черный юмор", все шутки про старуху с косой, карикатуры про палачей и т.д
И в этом смысле шуточка "Балаганова", послужившая, если я правильно понимаю причинно-следственные связи - именно оттуда выходит. Это смешно, потому что это страшно. Правда при Сталине не было анекдотов про Сталина, поскольку это было совсем страшно и фиг посмеешься, но ведь он уже полвека назад умер, так что вполне можно и похихикать.
aalv
31 янв, 2006 15:47 (UTC)
Причем "балагановская" шуточка заточена как раз под тех, кто еще в курсе, откуда это - "Братья и сёстры...", остальные не поймут. Что это - идиотизм или всё-таки осознанное глумление? Халтурное исполнение сериала позволяет заподозрить первое, но в совпадения верится в последнее время как-то все меньше и меньше.
(без темы) - 17ur - 31 янв, 2006 16:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pogorily - 31 янв, 2006 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 1 фев, 2006 05:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pogorily - 1 фев, 2006 11:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 1 фев, 2006 13:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pogorily - 2 фев, 2006 14:00 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
навскидку: - krkra - 1 фев, 2006 02:40 (UTC) - Развернуть
Re: навскидку: - mladshii - 1 фев, 2006 06:27 (UTC) - Развернуть
Re: Извините, что пропустили? - (Анонимно) - 1 фев, 2006 08:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krkra - 2 фев, 2006 15:06 (UTC) - Развернуть
swar_srb
31 янв, 2006 15:42 (UTC)
Слишком много букв.
Но общая идея понятна.
fat_yankey
31 янв, 2006 16:11 (UTC)
Юмор - это садизм.
Фрейд как-то обмолвился, что юмор - это садизм. Посмотрев "Ну, погоди!" и "Том и Джерри", я подумал: "А может он прав?"
ex_travmatu
31 янв, 2006 17:32 (UTC)
Re: Юмор - это садизм.
IMHO есть разница между платоническим и прикладным садизмом :-)
wyhuholl
31 янв, 2006 19:38 (UTC)
Смех - лучшее лекарство....
"являются средством разрушения сложных социальных взаимодействий в некотором человеческом сообществе и, в общем, понижения уровня его цивилизованности" - или все таки "потенциальным средством разрушения, средством давления"?, здесь тонкость в том, что давление не всегда во вред, да и разрушение тоже. Фактор очень сильный и, безусловно, обоюдоострый и вы предлагаете его исключить поскольку "все плохо", в порядке "постельного режима". очень тяжело будет учиться смеяться заново.
"удовольствие от неправильного срабатывания" может быть умозрительным и объективным ("как красиво бабка на льду разъехалась" или "блин, коровища щас так покатится" и - бегом. под локоток подхватывать и через лед переводить...).
Сделать из юмора только оружие все равно что из музыки оставить только военные марши.
В мирное время тишина будет стоять мертвая....
Мне кажется, что шутка не создает врага, воспользоваться юмором может враг, но врагом он был и до этого - вы пошутили про "раввина верхом на зяте" и этим очень сильно задели меня (моя контора проектировала здание синагоги на бронной, я неверующий, но там часто бываю, немного знаю тамошнего ребе и что там произошло), но задели не случайно, а потому, что жЫдам вы враг и без этой гнилой хохмы. Шуточка про "Сограждане..." задела и меня и вас, вас и проходом по для вас святому и подлостью, меня - только подлостью, но и враждебность и подлость там и так были, этим гэгом они их только продемонстрировали во всей красе....
И у "чужого" юмориста Пратчета шутки "принижающие" - вам самому не смешно.
"На понижение" играет враг, а не чужой и это не тождество....
17ur
1 фев, 2006 05:59 (UTC)
Re: Смех - лучшее лекарство....
Прэтчетт давит свою, англосаксонскую культуру. Мессажи у него в книгах довольно откровенные. Так как я особого пиетета к ней не испытываю, то скатертью дорога. :-)

"Раввин верхом на зяте" - это я законспектировал и этим усилил прикол morky, который, кстати, указал, откуда он взял свою идею, с которой я согласен - там насчёт почитания старших вне разумной меры. В общем же шутка представляла собой реакцию на именно на форму описания события, а не на содержание такового. Так что тут аналогия не совсем катит, при всём том, что отношение у меня к помянутому классу персонажей действительно настороженное.
helix_a
31 янв, 2006 23:27 (UTC)
мне все-таки больше нравится определение Хайнлайна (и
оно более общее - смех - это компенсация испуга сознания от нарушения привычного хода событий.

Ибо смех - не всегда удовольствие, и не все шутки/смешное сводятся к "принижению участников". Иначе не существовало бы, скажем, математических анекдотов... ;) А вот я, к примеру НИКОГДА не понимал шуток, в которых кто-то страдает - к нам в универ приезжали в стройотряд чехи, они называли этот тип юмора американским и очень его любили...

Остальное верно, разумеется.

WBR - Andrew
wyhuholl
1 фев, 2006 07:53 (UTC)
Re: мне все-таки больше нравится определение Хайнлайна (
Извините, а из какой это вещи?
Я всю дорогу вспоминал другую цитату, привожу неточно т.к книги под рукой нет, а из инета тексты кажется вычистили:
"Практикующего шутника нужно бить палками по пяткам, но лишь самые выдающиеся из них достойны килевания или посадки на муравейник"
Это из "Достаточно времени...", дальше не помню точное название - хроники Лазаруса Лонга, записные книжки.
ИМХО проблема в большей степени не в смехе, а в шутниках....
vchashu
1 фев, 2006 09:04 (UTC)
Кстати, вот
"С точки зрения комика, у каждой шутки есть своя жертва, - говорит актер[Роуэн Аткинсон]. - А если он шутит на религиозную тему, то объектом насмешки неизбежно становится тот, кто отправляет культ, а также сам культ".
http://news8.thdo.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_4667000/4667222.stm
(Анонимно)
15 янв, 2011 02:18 (UTC)
ИНЭКА - так себе институт
«В чем разница между умным и мудрым? - обратился к коллегам-депутатам заместитель главы муниципального образования Хайдар Галяутдинов. - Мудрый не попадает в сложные ситуации, а умный ищет из них выход». 24 марта челнинские депутаты решали, как быть с ИНЭКА, который, не желая становиться частью филиала КГТУ, обратился за помощью во все инстанции. (В России идет укрупнение вузов – из 370 останется 250).
«КАМАЗ» настаивает, что лишить ИНЭКА самостоятельности - не его инициатива. Хотя не отрицает, что не удовлетворен нынешней системой подготовки кадров. ИНЭКА - самый крупный челнинский вуз: в Челнах около 34 тысяч студентов, 12 тысяч из них обучаются в ИНЭКА. Но из 1200 специалистов, выпущенных этим институтом в 2009 году, «КАМАЗ» взял на работу лишь 53. «Нас как заказчика не устраивает качество продукта этого учебного заведения, - пояснил камазовский депутат Павел Полторыхин. - 53 человека - это сигнал. Ведь «КАМАЗу» нужно больше. Если ИНЭКА хочет сохранить свой статус, нужна новизна. Категорических решений не будем принимать, но давайте переваривать эту информацию».
«Меня удивляет, откуда идет дезинформация о качестве?» - возмутился ректор ИНЭКА Владимир Шибаков. И пустил в ход «тяжелую артиллерию»: «Если бы «КАМАЗ» не поддержал филиал КГТУ, он бы уже прекратил свое существование. Этот филиал возглавил бывший ассистент нашего института. Он даже не смог защитить диссертацию, хотя ему были созданы все условия. Вхождение ИНЭКА в КГТУ нецелесообразно, неэффективно не только для ИНЭКА, но и для всего города». Остроту слов ректора постарался сгладить президент ИНЭКА Асфандияр Хайруллин: «Мы против вхождения в КГТУ с потерей самостоятельности, но не против интеграции КАМАЗ – ИНЭКА – КГТУ».
Качество специалистов, которых готовит ИНЭКА, защитил председатель депутатской комиссии по соцвопросам Салихзян Гайниев (заместитель гендиректора по управлению персоналом ОАО «КамГЭСэнергострой»): «Регулярно принимаем специалистов, обученных ИНЭКА. И не видим брака в их работе».
Один за другим депутаты начали высказываться в защиту ИНЭКА: «Челнам нужны самостоятельные вузы. Иначе не будет бюджетных мест и умные выпускники будут уезжать в другие города».
Пыл коллег немного остудил Айдар Камалетдинов, удивившийся, почему руководство ИНЭКА не рассказывает о своем письме Минтимеру Шаймиеву и его резолюции «недальновидно» относительно желания ИНЭКА сохраниться в прежнем виде.
Хайдар Галяутдинов вернул обсуждение в мирное русло: «Здесь нападения нет, мы все в середине». В итоге решили не рубить с плеча, но и не допустить, чтобы вопрос был решен без участия города. Известно, что министерство образования РФ (учредитель ИНЭКА) решения о «слиянии» еще не приняло. Его должна выработать рабочая группа в составе представителей республиканского и федерального министерств, «КАМАЗа», КГТУ и ИНЭКА. Депутаты решили добиться включения в эту группу и представителей из своих рядов.


[url=http://shockeds.ru/6363-jest_33_33_33_33_smotret_do_konca_2.html][b]ЖЕСТЬ!!!![/b]смотреть шокирующее видео онлайн[/url]
[url=http://servermusic.ru/news-view-14917.html]тизерная реклама[/url]
[url=http://sexnoch.ru/news-view-2634.html]Самое лучшее порно[/url]
[url=http://zareferat5.ru/]рефераты бесплатно[/url]
[url=http://pornyt.ru/]порно онлайн[/url]
[url=http://filmpobeg.ru/]фильм побег[/url][url=http://mnogoschablov.ru/]шаблоны[/url][url=http://http://www.divx-mpeg4.ru/category/15.html]мультфильмы купить[/url]
[url=http://wordpressfiles.ru/]wordpress[/url][url=http://new-kino-film.ru/film/boeviki]скачать боевики[/url][url=http://nice-film.ru/]фильмы без регистрации[/url]
[url=http://blosa.ru/]форекс[/url][url=http://gameficd.rul]игры[/url][url=http://biznesmlm.ru/]Как начать свой бизнес[/url]
(Анонимно)
19 фев, 2013 21:01 (UTC)
buy viagra 13214
[url=http://viagranowdirect.com/#omtll]viagra 120 mg[/url] - buy viagra online (http://viagranowdirect.com/#cdrio) , http://viagranowdirect.com/#hexvs viagra without prescription
(Анонимно)
1 мар, 2013 02:35 (UTC)
payday loans 4682
[url=http://paydayloansheredirectly.com/#ofxwo]direct lender payday loans[/url] - payday loans (http://paydayloansheredirectly.com/#yudqb) , http://paydayloansheredirectly.com/#cjbkc direct lender payday loans
( Всего-то 50 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger