Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Скромное очарование Терминатора.

Вот здесь цитируется в неизвестный раз признание Робина Олдса, летавшего во Вьетнаме и дослужившегося до генерала: "Было что-то бесконечно зловещее и жуткое в той безликой деловитости, с которой приближалась выпущенная в вас ракета. Эти ракеты действительно вызывали ужас. Случалось, что они делали христианина из закоренелого язычника."

Собственно говоря, это и есть всё, чем цепляет идея Терминатора. Проекция безликой деловитости на социалку. Как только во втором фильме трилогии жЫдкий киборг норовит ткнуть пациента отморфленным шилом непременно в глаз, всё очарование испаряется. Отращивающая сиськи мазель в третьем фильме, дёргающая головой, когда надо ткнуть уже полицейской машиной в бок пикапу - это уже профанация и норбертоайзекохульство. Окончательно меня засбоило тогда, когда Терминатор-Шварц в третьем фильме сказал Джону Коннору, что замочил его в будущем, воспользовавшись тем, что оный Коннор питает к Терминаторам именно этой модели добрые чувства. Я очень редко натыкался на высказывания, от которых и Фрейд, и логика выходят покурить рука об руку.

А знаете, почему? Потому, что первый фильм случайно поставил правильный вопрос, дёрнул актуальную струну - если Вы вполне себе общественное животное, а Вас начинают преследовать с нехорошими намерениями по правилам голой асоциальной рациональности (не АНТИсоциальной, а Асоциальной, то есть использующей социальность, когда это выгодно), что делать? Не обязательно дядя под МС-ДОС с чугунными рёбрами и лантановыми яйцами, а, например, официальная организация или "невидимая рука рынка"?

И, естественно, появляются Т1000, и ТХ - сплошь спецэффекты, война в Крыму, всё в дыму, а вот мы ещё его атомной киянкой по лбу не пробовали - гляди, шевелится!.. и всё ближе подходит, ага... Те же дела с "Матрицей" - более-менее актуальный вопрос о подмене реальности был поставлен (через сколько-то десятилетий после Лема), и вот в "Матрице-2" фильм занят унылыми престидижитаторскими драками; честно говорю, у меня звук был на минимум выставлен, и я уснул, глядючи.

От этого есть только одно средство - не фиг прятать мессаж под спецэффекты. Спрятал - его под ними и похоронят в следующем фильме. Не мессаж для спецэффектов, но спецэффекты для мессажа. У камрада Верховена сие получилось - я про труперов говорю (там под мессаж заточено вообще всё, включая здравый смысл, как и полагается в хорошем тоталитарном культурном артефакте). И тогда попытка опохабить созданное приведёт к труперам-2, которых не то, что нормальный человек, но и кинозритель дважды смотреть не будет. Да и одного раза, честно говоря, много.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments