Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Чуть-чуть о покаянии и свободе.

Покаяние - всегда индивидуально и добровольно. Покаяние - опасно, так как личность в процессе покаяния психологически беззащитна. Часто покаяние связывают с понятием "перерождения"; из этой метафоры следует, что такая вещь, как "импринтинг", то есть "впечатывание" в заново рождающуюся личность тех или иных образов, концепций, - если хотите, то и верований - здесь тоже правит.

Покаяние является средством изменения личности без усиления каких-либо её качеств, и к этому средству человек прибегает, когда не может сохранить свою прежнюю личность, даже если желает её сохранить. Требование покаяния от кого-либо есть требование добровольного отказа от своей прежней идентичности и замены её новой, изменённой; такое требование не может рассматриваться иначе, как посягательство на идентичность конкретного человека. Естественная реакция на него - оценка, какими силами располагает требующий, чтобы заставить упрашиваемого отказаться от своей прежней идентичности. Если требующий покаяния в состоянии предпринять какие-либо действия по осложнению жизни упрашиваемого до степени потери последним идентичности, то покаяние становится одной из равноправных опций (не отдашь кошелёк, изобьём и отберём у оглушённого). Если же нет, то такая просьба равноценна, скажем, приставанию Паниковского к Корейко с просьбой "дать миллион", сопровождаемой идиотским смехом.

Требование покаяния от над-индивидуальной системы - школьного класса, народа, государства - всегда строится на ложной посылке отождествления над-индивидуальной системы с индивидуальностью. На самом деле, ни народ, ни общество, ни государство каяться не могут. Выдвигаться такое требование к ним может по двум причинам. Во-первых, это может быть глупость требующего, который не понимает столь простых вещей и потому не заслуживает более серьёзного отношения к себе, чем уже упомянутый Паниковский, просящий миллион. Во-вторых, это может быть замаскированной претензией именно к конкретному человеку как представителю осуждаемого сообщества - и покаяние в этом случае требуется только такое, которое вырвало бы данного человека из данного сообщества.

Иными словами, товарищи, если кто-то из вас слышит или читает, что общность, к которой этот кто-то принадлежит, должна покаяться в чём-то, то автор высказывания может быть дураком или притворяться таковым в целях понижения коммуникационного барьера :-), либо это атака против конкретного человека с целью разотождествить его с конкретным сообществом. И она подлежит оценке с точки зрения наличия возможностей у требующего покаяния осложнить жизнь упрашиваемому (с дракой, увечьями и матами отобрать миллион, вместо того, чтобы попрошайничать).

Ошибочно путать покаяние с просьбой о прощении, хотя и прощение как способность - всё же атрибут личности, а не системы, соответствующий атрибут которой - амнистия. Просящий прощения человек, кстати, совсем не обязательно кается; он может просить прощения именно как тот же самый, не изменённый покаянием человек, который сделал то, за что он просит прощения. Более того, рискну утверждать, что прощать покаявшегося и изменившегося - лицемерие. Амнистировать можно, а прощение ему уже не требуется. А если он прощения всё же просит, то... либо он лжёт о своём раскаянии, либо сломался. Следовательно, требование одновременно раскаяния и искренней просьбы о прощении равносильно приказу сломаться.

Человек, который часто кается - не ритуально, а искренне - это раб. Я не ругаюсь, я просто утверждаю, что состояние, сколько-нибудь схожее с масштабным или частым искренним покаянием испытывает только раб, постоянно и жестоко наказываемый за самые разные провинности. У него вообще чувство своей идентичности "снашивается" от частых взбучек. Как и у того, кто искренне и часто кается по разным поводам. Свободный человек - тот, кто может искренне просить прощения, не каясь при этом за содеянное. Прощение-за-раскаяние может быть только между рабами.

Тот, кто считает, что Вы должны покаяться, априорно считает Вас рабом, актуальным или потенциальным. Вполне возможно, он и себя считает рабом, и не видит в этом ничего позорного, и находит в этом статусе известные преимущества - его дело, вопрос о преимуществах и недостатках рабства вообще дискуссионный. Например, в сообществе с большой степенью взаимозависимости его членов можно описать как рабов друг друга, и покаяние внутри сообщества там вполне может применяться как аварийный регулятор внутренних взаимоотношений. Тем более, что такое сообщество способно обеспечить достаточно избирательное изменение идентичности кающегося с минимумом нежелательных последствий.

Вот так "кровавый патриёт" думает о покаянии и свободе.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments