?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Покаяние - всегда индивидуально и добровольно. Покаяние - опасно, так как личность в процессе покаяния психологически беззащитна. Часто покаяние связывают с понятием "перерождения"; из этой метафоры следует, что такая вещь, как "импринтинг", то есть "впечатывание" в заново рождающуюся личность тех или иных образов, концепций, - если хотите, то и верований - здесь тоже правит.

Покаяние является средством изменения личности без усиления каких-либо её качеств, и к этому средству человек прибегает, когда не может сохранить свою прежнюю личность, даже если желает её сохранить. Требование покаяния от кого-либо есть требование добровольного отказа от своей прежней идентичности и замены её новой, изменённой; такое требование не может рассматриваться иначе, как посягательство на идентичность конкретного человека. Естественная реакция на него - оценка, какими силами располагает требующий, чтобы заставить упрашиваемого отказаться от своей прежней идентичности. Если требующий покаяния в состоянии предпринять какие-либо действия по осложнению жизни упрашиваемого до степени потери последним идентичности, то покаяние становится одной из равноправных опций (не отдашь кошелёк, изобьём и отберём у оглушённого). Если же нет, то такая просьба равноценна, скажем, приставанию Паниковского к Корейко с просьбой "дать миллион", сопровождаемой идиотским смехом.

Требование покаяния от над-индивидуальной системы - школьного класса, народа, государства - всегда строится на ложной посылке отождествления над-индивидуальной системы с индивидуальностью. На самом деле, ни народ, ни общество, ни государство каяться не могут. Выдвигаться такое требование к ним может по двум причинам. Во-первых, это может быть глупость требующего, который не понимает столь простых вещей и потому не заслуживает более серьёзного отношения к себе, чем уже упомянутый Паниковский, просящий миллион. Во-вторых, это может быть замаскированной претензией именно к конкретному человеку как представителю осуждаемого сообщества - и покаяние в этом случае требуется только такое, которое вырвало бы данного человека из данного сообщества.

Иными словами, товарищи, если кто-то из вас слышит или читает, что общность, к которой этот кто-то принадлежит, должна покаяться в чём-то, то автор высказывания может быть дураком или притворяться таковым в целях понижения коммуникационного барьера :-), либо это атака против конкретного человека с целью разотождествить его с конкретным сообществом. И она подлежит оценке с точки зрения наличия возможностей у требующего покаяния осложнить жизнь упрашиваемому (с дракой, увечьями и матами отобрать миллион, вместо того, чтобы попрошайничать).

Ошибочно путать покаяние с просьбой о прощении, хотя и прощение как способность - всё же атрибут личности, а не системы, соответствующий атрибут которой - амнистия. Просящий прощения человек, кстати, совсем не обязательно кается; он может просить прощения именно как тот же самый, не изменённый покаянием человек, который сделал то, за что он просит прощения. Более того, рискну утверждать, что прощать покаявшегося и изменившегося - лицемерие. Амнистировать можно, а прощение ему уже не требуется. А если он прощения всё же просит, то... либо он лжёт о своём раскаянии, либо сломался. Следовательно, требование одновременно раскаяния и искренней просьбы о прощении равносильно приказу сломаться.

Человек, который часто кается - не ритуально, а искренне - это раб. Я не ругаюсь, я просто утверждаю, что состояние, сколько-нибудь схожее с масштабным или частым искренним покаянием испытывает только раб, постоянно и жестоко наказываемый за самые разные провинности. У него вообще чувство своей идентичности "снашивается" от частых взбучек. Как и у того, кто искренне и часто кается по разным поводам. Свободный человек - тот, кто может искренне просить прощения, не каясь при этом за содеянное. Прощение-за-раскаяние может быть только между рабами.

Тот, кто считает, что Вы должны покаяться, априорно считает Вас рабом, актуальным или потенциальным. Вполне возможно, он и себя считает рабом, и не видит в этом ничего позорного, и находит в этом статусе известные преимущества - его дело, вопрос о преимуществах и недостатках рабства вообще дискуссионный. Например, в сообществе с большой степенью взаимозависимости его членов можно описать как рабов друг друга, и покаяние внутри сообщества там вполне может применяться как аварийный регулятор внутренних взаимоотношений. Тем более, что такое сообщество способно обеспечить достаточно избирательное изменение идентичности кающегося с минимумом нежелательных последствий.

Вот так "кровавый патриёт" думает о покаянии и свободе.

Comments

( Всего-то 20 — добавить )
17ur
5 мар, 2006 19:54 (UTC)
Жутко. Это написано человеком, которого в каждой ситуации научили видеть отношения между господином и рабом. Или-или.
fornitm
6 мар, 2006 14:40 (UTC)
Подзамочное. О чем там?
red_rat_catcher
6 мар, 2006 14:42 (UTC)
Эссе Клайва Льюиса О покаянии. Лежит на Альдебаране
fornitm
6 мар, 2006 15:06 (UTC)
Жаль, не читал. Более точную ссылку не подкинете?
(Анонимно)
5 мар, 2006 19:40 (UTC)
Грустно
Жаль, что об этом уже надо говорить и писать. Раньше это было как то само собой разумеющимся и не требовало такого разжевывания.
gnuzzz
5 мар, 2006 19:53 (UTC)
Требование покаяния от кого-либо есть требование добровольного отказа от своей прежней идентичности и замены её новой, изменённой <...>
Требование покаяния от над-индивидуальной системы - школьного класса, народа, государства - всегда строится на ложной посылке отождествления над-индивидуальной системы с индивидуальностью. На самом деле, ни народ, ни общество, ни государство каяться не могут.

Почему нет? Если рассматривать над-индивидуалбную систему как общность людей, объединенных некоторой идентичностью, то тогда требование покаяния к этой системе будет требованием добровольного отказа от прежней объединяющей идентичности к всем членам общности, которых она объединяет.

PS:Кстати, почти то же самое, только чуть другими словами писал недавно krylov:
http://krylov.livejournal.com/1250189.html
17ur
5 мар, 2006 20:02 (UTC)
Это требование не покаяния, а самоуничтожения. Я и пишу о том, что эти требования надо понимать правильно. Общность к покаянию не способна. Если достаточная часть её членов пройдёт через покаяние, связанное с отказом от объединяющей идентичности данной общности, общность исчезнет. Но покаяться или не покаяться она не может.

Насчёт ссылки - там написано "от человека к общности", я попробовал написать "от общности к человеку". Сами же знаете, у нас сейчас в основном по СМИ требуют покаяться, то есть сеют наугад, без души. На всех. Вот раньше да, раньше на кухоньке да с разговорчиком да с переподвывертом... штучная работа.
i_15
6 мар, 2006 05:26 (UTC)
"Ничто не ново под Луной"
Об этом уже писал Кара-Мурза в "Манипуляции сознанием".
17ur
6 мар, 2006 05:28 (UTC)
Это где? Не помню.
aviamatka
6 мар, 2006 14:05 (UTC)
Покаяние и Кара-Мурза?
Лунный свет и бараньи яйца...
(Анонимно)
7 мар, 2006 12:02 (UTC)
с одной стороны выглядит красиво, с другой - возникают вопросы.
1. каждый человек - способен покаяцо только за свои грехи. чтобы каяцо за грехи родителей/иных членов сообщества - он должен сознавать себя неотделимой частью этого самого сообщества. так ведь? кто же это может быть? чье ЛИЧНОЕ РАСКАЯНИЕ способно изменить сообщество? монарх? святой?
2. "Свободный человек - тот, кто может искренне просить прощения, не каясь при этом за содеянное." Покаяние, как вы правильно пишете - изменяет человека. и в дальшейшем он уже не может совершать подобных недостойных поступков. ну он - раб, гыгыг.
а что же свободный человек?
он - просит прощения за недостойное поведение. и идет себе дальше с миром... так?
и опять делает тоже самое?
тогда зачем просить прощения?
проще уж так:
свободный человек - может просить прощения, а может и не просить. ему - похуй, как оценивают его поведение. он - сам себе голова.
(такое я бы понял, кстати...)
.
и вот тут то мне вот какая мысль приходит в голову -
безусловно, покаяние - опасно.
но, среди СВОИХ - оно необходимо.
можно поверить - раскаявшемуся преступнику
(и избавить его от наказания, "ад - уже у него в душе"_стайл),
но ЗАЧЕМ верить нераскаявшемуся? зачем прощать его?
(вопрос искренности покаяния - не будем рассматривать, ок?)
а вот с ЧУЖИМИ - это глупость, конешно.
равно как и ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ у чужих....
(т.е. просто введите в свою систему СВОИХ и ЧУЖИХ - и все сразу станет проще).
.
но в одном вы, безусловно, правы -
ИСКРЕННЕ РАСКАЯВШЕМУСЯ человеку прощение не нужно.
к сожалению, подлинный смысл - покаяния понимают далеко не все. и уж тем более те, кто призывают каяццо...
.
сергей
ex_vombatij710
7 мар, 2006 22:59 (UTC)
Человек, который часто кается - не ритуально, а искренне - это раб. Я не ругаюсь, я просто утверждаю, что состояние, сколько-нибудь схожее с масштабным или частым искренним покаянием испытывает только раб, постоянно и жестоко наказываемый за самые разные провинности.

Вы такой большой специялист по рабской психологии?
Много ли рабов имеете середь знакомых?
Вы сами это решили, или подсказал кто?
Какова связь между рабской сущностью и частым покаянием?
17ur
8 мар, 2006 13:51 (UTC)
На последние два вопроса: сам решил, и попытался объяснить связь в головном тексте. Два первых вопроса - ответ один и тот же: надеюсь, нет.
ex_vombatij710
8 мар, 2006 22:21 (UTC)
>>На последние два вопроса: сам решил, и попытался объяснить связь в головном тексте.

Объяснили невнятно.

Более того, вот это утверждение "...состояние, сколько-нибудь схожее с масштабным или частым искренним покаянием испытывает только раб, постоянно и жестоко наказываемый за самые разные провинности" мне представляется ложным, или крайне некорректным.
17ur
9 мар, 2006 03:43 (UTC)
Долго объяснять, если честно. Источники: Поршнев ("ультрапарадоксальное состояние"), Переслегин с его термодинамическим подходом к групповым взаимоотношениям ("турбодетандеры").
ex_vombatij710
9 мар, 2006 22:19 (UTC)
Ыыыы

(интенсивно фраппирован)
kremlingremlin
12 апр, 2006 13:13 (UTC)
Мое имхо, что покаяние есть инструмент введеный церковью для воздействия на личность с целью демонстрации его результатов другим -- то есть человеку свободному от христианских догматов покаяние не нужно, а раскаяние преступников -- это извините больше из литературы, а в жизни это просто прием воздействия на карательные органы с целью облегчения участи и редко бывает искренним.
( Всего-то 20 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger