Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

О киберпанке.

текст для elena_kirillina, пишется как ответ на вопросы

Насколько реален транзит нынешней реальности в её социальном, технологическом и иных аспектах к реальности, описания которой мы называем произведениями в стиле "киберпанк"? Какие события необходимы для этого перехода?

Не секрет, что научная фантастика неоднократно подхватывала те или иные торбы, расписанные политиками, и носилась с ними. Наиболее известным, общемировым примером является послевоенная "космическая фантастика", от которой сейчас остался украшенный цветными ленточками рыбий скелет "Звёздных войн". Помнится, просматривая статью в журнале "Тайм", посвящённую человеку то ли 1957-го, то ли 1961-го года (сейчас это на их сайте убрано за деньги), я отметил для себя, что успехи СССР в известной сфере назывались там достижениями в "ракетной артиллерии".

Уже понятно, что мир грохочущих дюз межгалактических крейсеров в обозримом будущем маловероятен - пространственная экспансия человеческой цивилизации застопорилась. К сожалению, насыщенность и непрозрачность информационных потоков не даёт возможности точно оценить причины этого торможения - по моему мнению, оно объясняется достаточно стандартно: духовная стагнация большого человеческого сообщества всегда характеризуется тем, что ресурсы, выделяемые на будущие проекты, проедаются нынешним комфортом и безопасностью, весьма, впрочем, относительными.

Можно вспомнить и другой мир, который не реализовался: технократические утопии конца XIX - начала XX века. В России это аукнулось особенно здорово - стоит перечитать "Аэлиту" и "Гиперболоид инженера Гарина". Несколько менее очевидно, но всё же заметно присутствие тех же мотивов в "Роковых яйцах" и "Собачьем сердце" Булгакова. Платонов довольно часто описывает носителей такого рода идей - даже в комически-страшноватом "Чевенгуре". Известна так же и пародия на технократические утопии - "Мы" Замятина. Про Троцкого я вообще говорить не хочу, потому что фантастика, возвращающая политикам свои торбы, приводитт к вещам жутким. Из более поздних вещей, выдержанных в схожем стиле, выделяются "Пылающий остров" Казанцева или, из совсем уж современного, "Машина различий" Гибсона.

Что можно сказать об этих потенциальных мирах?

Они возникают из мысленного продолжения реально существующих тенденций, полагаемых обществом важными, интересными и модными.

Общество есть система инерционная, а потому замечает, возводит в важные и интересные такие тенденции, которые уже показывают себя во всей красе, а не те, которые только набирают силу. Этому факту есть множество объяснений - самое здравое то, что к тенденциям, с которых власть или бизнес ещё могут снять сливки, внимание общества намеренно стараются не привлекать. Именно поэтому любой мир, описываемый мэйнстримом фантастической литературы, скорее всего, будет недостижим. Стрельба без упреждения по отдалённой движущейся мишени не может быть успешной.

Однако описания этих потенциальных миров, начиная с некоторого приемлемого художественного уровня, можно рассматривать как дармовую аналитическую работу, которую осуществляют энтузиасты, за которую платят читатели и результатами которой пользуются те, кто принимают решения. Про достаточно очевидную пропагандистскую функцию этих описаний, когда они вырождаются в утопии, дистопии или антиутопии, я распространяться не буду.

Киберпанк есть один из таких миров. Позволю себе утверждать, что он характеризуется двумя особенностями:

1. Размывание границы "человек-компьютер", то есть полное и окончательное решение проблемы интерфейса. Думаю, не стоит доказывать, что это решение есть логическое завершение тенденции наращивания "компьютерной грамотности" в развитых обществах последней четверти XX века, когда, с одной стороны, компьютер становился всё более дружественным к пользователю, а с другой стороны, пользователь понял, где искать эникей.

В этот пункт входят все виды "киберпространства", как интерфейсы, полностью или почти полностью задействующие восприятие пользователя. Сюда же можно отнести психоцентричные сюжеты, когда сознание пользователя изменяется для взаимодействия с компьютером (дип-программу в студию).

2. Возможность апгрейда. В киберпанке практически все субъекты сюжета (персонажи, сообщества и проч.) изменяли, изменяют или способны изменить свои свойства через изменение свойств своих составляющих, а не через взаимодействие с внешними по отношению к ним субъектами или объектами. Сложно? Пример: импланты. Киберпанковский метод вооружения героя - это встроить лазер в глазницу или проглотить таблетку и плеваться ядом, а не стащить с полки шестиствольный пулемёт им. А. Шварценеггера и "ды-ды-ды-ды". Другой пример: ИскИны в "Нейроманте" изначально являлись апгрейдом семейного бизнес-сообщества Эшпул-Тессье, с их довольно странными целями.

Из этих двух особенностей выводятся практически все заморочки киберпанка, описывающего некоторый мир. Скажем, уменьшение роли государств, как сообществ, осуществляющих насилие на данной территории, происходит из того, что иные претенденты на эту роль (банды, корпорации) способны так отапгрейдить себя, что становятся сравнимыми с государством по возможностям актуальной проекции силы на какой-то территории и превосходят государство в скорости принятия решений (см. "Распад" Б.Стерлинга). Человеческие взаимоотношения в мире с решённой проблемой междумордия "человек-компьютер" не могут не "обогатиться", то есть в обществе появляется значительное количество людей, чья способность к коммуникации отформатирована именно умением общаться с компьютерами. И так далее.

Следовательно, вопрос о построении киберпанка в отдельно взятой реальности есть вопрос об осуществимости двух вышеуказанных пунктов, чтобы перечисленное в них было доступно. Рассмотрим эту доступность.

1. Пока нет причин утверждать, что проблема интерфейса не будет решена окончательно. Вычислительные мощности и линии передачи пока дешевеют, разработки различных переходников пока тоже ведутся, что не может не радовать. С другой, человеческой, стороны проблема доступности, однако, выглядит сложнее из-за противоречия "функциональность-простота". Вполне может оказаться, что людей, успешно работающих со сложным функциональным интерфейсом, окажутся единицы, и их технически легко будет взять под контроль. Эти единицы не смогут как-то повлиять на общество, которое будет состоять в таком случае из "секретарш с Вордом-2057" и хакеров разной степени успешности - вспоминая навскидку, нечто схожее описано у Лукьяненко в "Лабиринте отражений".

2. Возможность апгрейда а-ля киберпанк в нашем мире, однако, очень сильно ограничена. Можете посмотреть, как, например, Иран, целая страна, пытается отапгрейдить свою энергетическую отрасль, и во что это грозит вылиться. Схожие трудности будут наблюдаться для подобной задачи на любом уровне и в любом аспекте.

Например, если завтра будет разработана технология относительно дешёвой имплантации полезного железа в тело (нет, не снарядных осколков), любая система более высокого уровня, обладающая возможностью безнаказанного насилия на данной территории, будет стремиться эту практику запретить или ограничить людьми, по определению к данной системе лояльными - вариант: первое же доступное железо и будет эту лояльность каким-то образом обеспечивать (нынешние биочипы; а для недалёкого будущего полагаю вполне вероятным состояние, описанное Громовым в "Шаг влево, шаг вправо"). Возникает противоречие между интересами элементов низшего уровня системы и интересами элементов её высшего уровня, которое, как обычно, будет решаться через контроль за источниками распространения угрожаемых технологий. Проще говоря - пока микросхемы (и любые брэндовые "киберпанковские фишки") проектируются и делаются на больших, дорогих, немногочисленных и легкоуязвимых предприятиях, никакого киберпанка не будет. Потому что у предприятия будет стоять человек с ружьём и киберпанков от предприятия отгонять. Вот когда предприятий станет больше, чем ружей, тогда и поглядим.

Переходим собственно к ответу на вопрос: какие события могут привести наш здешний, данный нам в ощущениях мир, к "киберпанку"?

Во-первых, это открытие и внедрение технологий, делающих выгодным локальное малосерийное производство тех или иных высокотехнологичных товаров. Будет это достигнуто через дрессировку наноботов или пропаганду определённого стиля социальной организации и потребления, совершенно неважно.

Во-вторых, это распространение технологий взаимодействия человеческих сообществ с сетевым пространством (в "Распаде" есть упоминания о бандах бомжей-кочевников, действия которых координируются собственными серверами), способных обеспечить суверенитет над тем или иным сегментом социального и/или географического пространства для относительно малочисленной группы людей.

В-третьих, это постановка на конвейер (см. "во-первых") систем вооружения, которые могут производиться децентрализованно и в сверхбольших количествах, характеризуются малой зависимостью от оператора и способностью наносить точные удары переменной мощности. Начатки таких систем можно видеть в БПЛА типа "Предейтор". Лучшим описанием такой системы в фантастике полагаю противопехотные микрокомплексы в "Стали разящей" Е. и Л. Лукиных. Речь идёт о системах, способных эффективно справиться с многочисленной конвенционной армией индустриальной державы, тем самым обеспечивая развитым странам, в которых начинается "киберпанк", историческую субъектность в противостоянии с "догоняющими" странами.

В качестве варианта "в-третьих", укажу катастрофическое развитие событий вроде пандемии болезни, вызываемой ГМ-вирусом и приводящей к целевому истреблению демографически процветающих этнических групп, которые только и могут поднять новые индустриальные проекты.

В сочетании с уже имеющими место трендами, реализация этих трёх факторов вполне способна поставить наш мир на траекторию, ведущую к реальности "киберпанка". Однако я рассматриваю эту реализацию как крайне маловероятную для обозримого будущего.

Полагаю, на вопрос я ответил. События и сюжеты, определяющие переход к киберпанку в приведённых соображениях и ограничениях - это уже "второй сложный вопрос", однако кое-что из перечисленного вполне можно почерпнуть при генерации достаточно правдоподобных сюжетов и антуража.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments