?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Итак, в этом длинном и, наверное, заумном тексте я попытался найти такую систему представлений, в которой можно было бы описать и национализм, и империализм. Просто поиск общего языка - кроме матерного, конечно, а то надоело. Да и полупроваренные "имперско-националистические" концепции зачастую производят впечатление гибрида ужа с ежом. Противотанковым. Национализм и империализм - вещи разные (степень необходимости того или другого - вопрос отдельный), и для того, чтобы установить границы, порядок и правила их совместимости, для начала неплохо хотя бы описать на одном и том же языке. Как получилось - решать вам.

Для начала напомню всё то же сталинское определение.

"Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.
При этом само собой понятно, что нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, имеет свою историю, начало и конец.
Необходимо подчеркнуть, что ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации. Более того: достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией."


Теперь собственно трактат.

Общность может пониматься в смысле "общество" - объект, а может в смысле "сродство"- свойство.

Общность-свойство можно рассматривать как меру прочности связей между составляющими общности-объекта - общности людей, регионов, направлений в искусстве и проч. Сами эти связи, обопрусь на сталинские слова, определяются в аспектах экономическом, культурном, территориальном и языковом.

Прочность связей, в свою очередь, можно охарактеризовать количеством энергии, которую нужно приложить, чтобы эти связи разорвать. В первом приближении всё просто - вкладываем столько-то энергии на укрепление связей, они прочнеют. Прикладываем такое-то усилие на разрыв - связи истощаются и исчезают. Линейная зависимость.

Так как речь идёт о человеческой жизнедеятельности, усложним модель.

Во-первых, общность существует не в вакууме. Она взаимодействует с окружающим миром и иными общностями. Кроме того, и внутри неё идут какие-то затратные по энергии процессы. Из этого следует, что связи внутри общности - в языковом, территориальном, экономическом и культурном аспекте - выветриваются. Дегенерируют. Ветшают. Постоянно пробуются на разрыв.

Во-вторых, сама общность всё время себя чинит, регенерируя связи во всех вышеперечисленных аспектах.

Так вот, я утверждаю, что нация получается тогда, когда восстановление составляющих её общностей происходит быстрее, чем их деградация. Если некоторое человеческое сообщество достигает превосходства регенерации над дегенерацией связей во всех перечисленных аспектах, оно со временем становится нацией. Именно это, полагаю, и имел в виду тов. Сталин, употребив выражение "устойчивая".

Важно: о линейном процессе в этом приближении речи уже нет. Рождение нации связано с успешным преодолением некоторого порога.

Введём понятие насыщения связи. Если у нас связь прочнеет быстрее, чем ветшает, то рано или поздно связь достигает предела прочности и перестаёт воспринимать накачиваемую в неё энергию. Примеры очевидны для связей, обеспечивающих экономическую общность, однако то же самое верно и для остальных общностей. Таким образом, в обществе остаётся лишняя, невостребованная энергия. Далее могут быть три варианта.

Первый: излишняя энергия взрывает общество, в процессе великих потрясений источники этой лишней энергии уничтожаются, баланс восстанавливается. Второй: экспансия - территориальная, культурная, экономическая, языковая. Третий, наиболее интересный: энергия может быть потрачена на катастрофическое, революционное изменение типа связей в каждом аспекте, с повышением пределов прочности этих связей и, как следствие, появлением новых горизонтов развития.

Переход до-национального сообщества к нации и есть то самое удачное изменение типа связей. Существует ли стадия развития человеческих сообществ после нации? Я думаю, что да, однако подробнее - это уже "второй сложный вопрос".

На всякий пожарный уточню в цифрах. Пусть старая связь была прочностью в 4 абстрактных единицы прочности. Общность генерила 4 единицы прочности за цикл. Связь выветривалась со скоростью 2 единицы прочности за цикл. Предел насыщения старой связи - 10 единиц. Отсюда через 3 цикла предел насыщения достигается, и каждый цикл 2 лишних единицы энергии уходит в общество. Революция. Связь отапгрейдилась. Теперь она по-прежнему прочностью 10 единиц (или меньше, с поправкой на революционный шурум-бурум), и она выветривается со скоростью уже 4 единицы прочности за цикл, при том, что общество генерит уже 6 единиц. Предел насыщения новой связи - 50 единиц за цикл, то есть минимум 20 циклов можно спать спокойно. Кто играет в "Цивилизейшн", тот понимает, как такой апгрейд работает.

Пример из жизни. Оцените поддержание экономической общности между двумя регионами через купеческие караваны и паровые поезда. Очевидно, что вторые требуют больших затрат, но при этом быстрее провозят несопоставимо больше грузов. Вопрос в том, нужен ли такой грузопоток с такой оперативностью...

Теперь чуть подробнее о том, как общность сама себя чинит. О регенерации. Так как мы имеем дело не с муравейником, то действия внутри сообщества, имеющие результатом оную регенерацию связей, можно разделить на три группы: первая - всеобщие ненамеренные, входящие в образ повседневной жизни; вторая - расчётливые и проектируемые, но не имеющие основной целью укрепление общности в том или ином аспекте; третья - целенаправленные действия по укреплению тех или иных аспектов общности. Регенерация может получаться, а может достигаться.

Все эти действия требуют теоретического и материального обеспечения. Чтобы не напортачить и не выдохнуться с полдороги.

Отсюда национализм есть совокупность доктрин, стратегий и тактик, определяющих действия по укреплению нации как многоаспектной общности. Выражаясь образно, национализм складывается из а) рекламных проспектов о нужности генерации энергии для укрепления соответствующих связей, б) чертежей, сборочных инструкций и технологических карт для сборки и регулировки "источников социальной энергии", в) инструкций по эксплуатации таковых и технике безопасности по работе с ними. Имхо, все националистические тексты могут быть с таким подходом классифицированы, а компонуемые из них доктрины проверены на цельность и достаточность.

Заметьте, однако, товарищи, что национализм ограничивается только этим. Обосновать необходимость создания новых или обновления прежних "источников социальной энергии" для укрепления национальной общности - раз. Спроектировать эти источники и процессы их сборки - два. Выработать правила безопасной эксплуатации при максимальном выходе энергии - три. Что никак не мало вообще, а в некоторых случаях и вовсе является панацеей и безусловным спасением. Но чего-то другого требовать от национализма нельзя.

На всякий случай укажу, что под "источниками социальной энергии" могут пониматься существующие или устанавливаемые в обществе отношения по вопросам религии, экономических идей и практик, расово-племенные заморочки и проч..

Внутреннее или внешнее преобразование энергии - это уже империалистические практики. Да-да, империализм есть тоже совокупность доктрин, стратегий и тактик, определяющих действия по взаимообусловленному изменению прочности связей в многоаспектной общности. Империализм, так же, как и национализм, можно сложить из а) рекламных проспектов о необходимости устройств для внутреннего и внешнего преобразования энергий связей в различных аспектах, б) чертежей, сборочных инструкций и технологических карт для сборки и регулировки таких устройств, в) инструкций по эксплуатации таковых и технике безопасности по работе с ними. Империалистические доктрины проявляются на цельность и достаточность по наличию и проработке этих составляющих.

Пример внутреннего преобразования энергии. Столыпинские реформы. Причина - насыщение связи, определяющей экономическую общность в Европейской России (свободной земли нет). Решение - заселение "лишними" земледельцами Сибири, то есть преобразование энергии, которую уже не могла принять экономическая общность, в энергию на укрепление общности территориальной. Результат - из-за потерь энергии на "административное трение" потенциальный барьер преодолеть не удалось, столыпинские поселенцы не получили достаточных ресурсов на раскрутку, в результате они либо вернулись назад, либо затаили злобу на власть, а чаще и то, и то. Это привело к генерации лишней социальной энергии, которая приблизила "перегрев" общества и сказалась на последствиях этого перегрева - и пролетевшие при столыпинских реформах крестьяне, и сибирские столыпинские поселенцы в Гражданскую изначально поддерживали красных. Вывод - коэффициент преобразования оказался низок, а утечка "разогревающей" общество энергии - высока.

Пример внешнего преобразования энергии. Американская "культурная экспансия" - Голливуд-Макдональдс-джинсы. Причина - насыщение связи, определяющей культурную общность. Решение - экспорт вовне "культурки", создание ситуации культурного доминирования и извлечения из неё политических и материальных выгод. Да-да, те самые трусы и куртки расцветки американского флага, американские фильмы и проч.

Критерием эффективности националистической доктрины служит количество энергии, сгенерированной для поддержания и укрепления той или иной связи. Критерием эффективности империалистической доктрины служит коэффициент преобразования энергии одной связи в энергию другой связи или выгодный обмен лишней, отведённой энергии на что-то полезное для генерящих мощностей.

Некоторые выводы.

1. Национализм только в своих рекламных проспектах может быть "вообще" руководством к действию. Для реальной жизни этого совершенно недостаточно. Необходимы отдельные модули-доктрины для экономического, культурного, языкового и территориального национализма, с определением своих "источников социальной энергии" и соответствующих практик её утилизации для укрепления каждой из этих общностей нации. Если эти источники и практики совпадут для разных аспектов - тем лучше. Если будут конфликтовать - в инструкции по эксплуатации надо разруливать эти вопросы, на то она и пишется.

2. Цели и функции национализма при разных состояниях нации меняются. Если нации ещё нет, дело националистов - рекламировать, проектировать и развёртывать "источники социальной энергии", а также откусывать пальцы всем, кто покусится на изъятие этой социальной энергии на неконвенционные цели. То же самое, если связи нации деградируют быстрее, чем восстанавливаются. Если же связи прочны и есть стабильный прибыток, то дело националистов - не проторговаться в сделках с империалистами, выменивая за этот излишек нечто полезное. Например, национализм может поддерживать единство национальной культуры, но создать из неё нечто мирового класса - дело империалистов. Национализм может защитить свои рынки сбыта, но отлямзить новые - опять зовём имперцев и платим им излишками социальной энергии.

Естественно, аналогия с торговлей тут крайне приблизительна и приводится только для того, чтобы не было аналогии с войной. Жёсткая торговля националистов некоторой нации с её же империалистами - да. Война - нет, потому что в ней какая-то сторона может победить и оттоптаться на противнике - а не торговом партнёре - вволюшку, загнав историческое развитие страны в один из экстремумов, о которых позже.

Если связь в каком-либо аспекте нации близка к насыщению, у националистов есть выбор - либо прибегнуть к услугами империалистов для отвода лишней энергии от этой связи, либо решить задачу апгрейда этой связи, какого-то революционного перехода в данной сфере общества. Националистические практики в основном заточены под вопросы повседневной организации населения в различных сферах общественной жизни; это в основном вопросы тактики, потому как носитель национализма - отдельный человек; а вот носитель империализма, например, может быть и учреждением.

3. Укрепление связей нации может происходить двумя путями. Первый - примат апробированных "источников социальной энергии". Если они не дают достаточно энергии для поддержания связей на значительном пространстве, - географическом, юридическом, социальном и проч. - то надо недосягаемое ими пространство сдавать, покидать и жаться ближе к теплу. Отсюда и растут ноги у "русского сепаратизма", антигосударственного национализма и проч. Второй путь - ставить новые "источники социальной энергии", которые смогут работать на всей территории нации. Путь намного более сложный, и результат не гарантируется. Но - важно: это тоже национализм. С империализмом не путать.

Далее те же выводы для империализма. Многое дословно.

4. Империализм только в своих рекламных проспектах может быть "вообще" руководством к действию. Для реальной жизни этого совершенно недостаточно. Необходимы отдельные модули-доктрины для экономического, культурного, языкового и территориального империализма, с определением своих "преобразователей социальной энергии" в каждом аспекте и соответствующих практик этого преобразования. Если эти преобразователи и практики их использования совпадут для разных аспектов - тем лучше. Если будут конфликтовать - в инструкции по эксплуатации надо разруливать эти вопросы, на то она и пишется.

5. Цели и функции империализма при разных состояниях нации меняются. Империя вполне может существовать до нации и без нации - социальная энергия, которая может пойти на укрепление связей, генерится, сами связи слабы, им много энергии не нужно, вот излишки и тратятся на экспансию. Если эти излишки очень велики, то империя может даже пережить рождение нации внутри себя - энергии хватает и на насыщение связей, и на их апгрейд, и ещё остаётся хотя бы на поддержание империи (например, проект создания "советского народа" базировался именно на предположении, что энергии хватит на всё). Вообще же, ограничения по деятельности империалистов будут следующие: а) не забирать больше энергии, чем могут дать "источники" или возвращать забранное вовремя, чтобы избежать обветшания связей; б) не проё...вать забранное, тратить на нужное. Империалистические практики требуют тщательного стратегического планирования, чтобы не оставаться "в минусах" на долговременной перспективе.

6. Имперская экспансия, имхо, может быть двух видов. Первый - когда "источник социальной энергии", направляемой на экспансию, един для разных аспектов экспансии (под ней понимается "удлинение" связей, распространение их на новые территории и в новые умы). Например, православие или коммунистические идеи. Второй - когда экспансия в каждом аспекте осуществляется с помощью излишков энергии от разных, в идеале независимых "источников социальной энергии". Ну, про первый путь можно говорить долго и страстно, с перерывами на перегрызание глоток оппонентам. Второй путь - ага, намного более сложный, и результат не гарантируется. Но и это империализм, даже если он будет обходиться без Д.Вейдеров в чёрных плащах и грозных маршей. Хотя, конечно, эстетику жаль.

7. Примат империализма над национализмом в реальной жизни в конце концов ведёт к обветшанию внутренних связей нации, кризису империи и выползанию из-под её обломков, чем мы сейчас и занимаемся. Примат национализма над империализмом в конце концов ведёт к "перегреву" нации и неконтролируемому выбросу излишков энергии вовне или внутрь. Самый впечатляющий пример неконтролируемого выброса энергии вовне - Третий рейх; просто удивительно, как Адольф сумел добиться такого эффекта столь быстро. Впрочем, самоубийственная война против превосходящего противника - не пример для подражания. Выброс энергии внутрь - добро пожаловать во Французскую революцию, да и у нас в Гражданскую неплохо получилось. Привожу просто как пример выброса, а не выброса, спровоцированного именно национализмом как оформленной доктриной и признанной практикой.

Для меня, любимого, не имеет смысла вопрос о том, что лучше и кто прав - империализм или национализм. По моим понятиям, для успешного исторического бытия общности, с которой я себя ассоциирую - в качестве программы-минимум укажу продление её существования в бесконечность без катастрофических изменений сущностей, её составляющих - необходимы и национализм, и империализм, существующие в адекватном текущему историческому моменту равновесии.

Методология для анализа текущего момента уже приведена. Определению подлежат прочность связей, механизмы и практики их воспроизводства и деградации, и т.д. После чего сесть за стол и выписать рецепт. Не обязательно всеобъемлющий.

***

Вот и всё. Конец трактата.

Comments

( Всего-то 30 — добавить )
vasilisk_
20 мар, 2006 19:50 (UTC)
Второй - когда экспансия в каждом аспекте осуществляется с помощью излишков энергии от разных, в идеале независимых "источников социальной энергии".

Это случайно не то, что делает Япония? Независимые друг от друга экспансии товарно-денежная и культурная(Sony и покемоны, так сказать)?
17ur
21 мар, 2006 07:59 (UTC)
Именно. Правда, японским банкам в своё время влепили как следует, а с созданием собственных технологий у них всегда было плохо, тем не менее, сам результат для островного государства, не блещущего обилием полезных ископаемых, поразителен.
john_petrov
20 мар, 2006 20:10 (UTC)
То есть, укрепление культурных связей за счёт энергии, полученной из экономической деятельности нации, - это империализм? Национализм какой-то узкий получается. Энергия должна генериться деятельностью внутри связи. Такого чистого случая, наверное, почтишто и не бывает.

И ещё туда же. По определению: "Критерием эффективности националистической доктрины служит количество энергии, сгенерированной для поддержания и укрепления той или иной связи". Той или иной? Или конкретной? Или рассматривается минимум энергии по связям?
17ur
21 мар, 2006 08:05 (UTC)
Национализм вовсе не узок, работы непочатый край. Хотя бы потому, что "источником социальной энергии" может быть православие - раз, язычество - два. А теперь попробуйте решить задачку по их согласованию, чтобы они работали в одном обществе. Я бы не назвал это "узким" делом. :-)

Энергия генерится в результате какой-то разности потенциалов в социуме. Как эта разницу потенциалов организовать - это и есть вопрос националистических технологий. Пример: "Россия - родина слонов" и поиск отечественных приоритетов при борьбе с "безродными космополитами". Получаем кого-то, в космополиты записанного, и отстаивателя отечестенных приоритетов. Между ними - разность потенциалов. И она шла на укрепление именно что русской - пусть даже и в советской ипостаси - науки. Хватило аж до семидесятых, это ведь потом уже скатились в копирование западных технологий...

А "деятельности внутри связи" не бывает. Связь просто есть. Она в головах у людей, если можно так выразиться. Есть деятельность в обществе, которая укрепляет экономические, культурные, языковые и проч. связи. И вот организация такой деятельности в наилучшей степени и есть задача национализма.
john_petrov
21 мар, 2006 09:41 (UTC)
Не. Если увязывать православие и язычество в общей энергетике, это получается империализм. Внутренний. Как столыпинские реформы.
(без темы) - 17ur - 21 мар, 2006 13:21 (UTC) - Развернуть
nekto_xunnu
23 мар, 2006 09:00 (UTC)
"православие - раз, язычество - два. А теперь попробуйте решить задачку по их согласованию, чтобы они работали в одном обществе"
C язычеством справлялись : )
Розанов: "Иловайский написал новую главу в достопамятную свою историю: “Обращение в христианство мордвы”, “вотяков”, “пермяков”.
Племянник (приехал из “Шихран”, Казанской губ.) рассказывал за чаем: “В день празднования вотяцкого бога (кажется, Кереметь), коего кукла стоит на колокольне в сельской церкви, все служители низшие, дьячок, пономарь, сторож церковный, запираются под замок в особую клеть, и сидят там весь день... И сколько им денег туда (в клеть) вотяки накидают!!! Пока они там заперты, вотяки празднуют перед своим богом...” Это — день “отданья язычеству”, как у нас есть “отданье Пасхе”. Вотяки награждают низших церковнослужителей, а отчасти и со страхом им платят, за то, что они уступают один день в году их “старинке”...
Замечательный обычай, сохранившийся до нашего 1911 года.

Вот как собрать в одной упряжке, условно, Еськова, Кураева и Проханова - это задачка.
vagonsky
21 мар, 2006 08:56 (UTC)
Не старые ли это добрые почвенничество и западничество получаются?
17ur
21 мар, 2006 13:11 (UTC)
Один из случаев. Но далеко не общий. Почвенники не отказывались и от "преобразования", да и западники не отказывались от "генерации". Другое дело, что западники по исторической практике ассоциируются с таким внешним преобразованием энергии, при котором энергия преобразованная прямо вредила "генерирующим мощностям". Грубо - наесть рыло на труде руских крестьян, просадить деньги в Париже, нахвататься там всякой ерунды о свободе, приехать и поучать жизни местных сиволапых, да ещё и давать оставшиеся деньги на революцию...
(без темы) - vagonsky - 21 мар, 2006 14:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 21 мар, 2006 14:44 (UTC) - Развернуть
larado
21 мар, 2006 11:03 (UTC)
<жалобно>Джа-а-агг!
А можно попонятнее?

Для понимания текста мне (и не думаю, что я такой один) не хватает определений. Хорошо, определение нации я получил. А определение империи?
И то, и другое - "многоаспектная общность"? Тогда отличаются прежде всего наборами аспектов? А не перечислите ли их (те, которыми отличаются)?
Или отличия - в уровне энергии связей?

И ещё. Сталинское определение нации великолепно, спору нет. Но не напрашивается ли там ещё какая-нибудь биологическая схожесть представителей одной нации, и, соответственно, отличность их от остальных? Если честно, то это единственный аспект различий нации и империи, пришедший в голову, навскидку.

17ur
21 мар, 2006 13:06 (UTC)
Re: <жалобно>Джа-а-агг!
Аспект - группа родственных свойств объекта, выделенная по какому-либо критерию родства.

Империя - там определение в тексте лишним, вообще-то, было бы, но извольте. Пусть у нас есть два народа - две многоаспектных общности, уровня ли нации или нет, неважно. Соотвественно, у них есть внутренние связи в описанных аспектах. Имперские отношения возникают тогда, когда в каком-либо из аспектов (важно - в одном аспекте как минимум, и в любом случае в количестве аспектов *меньшем*, чем необходимо для формирования нации) связь между этими народами мощнее, чем внутренние связи одного из них - или обоих - в этом аспекте. Достаточно очевидно, что этого не добиться без преобразования энергии связей по меньшей мере одного народа. Различия империи с нацией тоже очевидны.

Уровень энергии связей тут важен только относительный, не абсолютный. Империи и в древнем мире были, и сейчас есть.

Насчёт биологической схожести - имхо, это критерий реакции индивидов друг на друга "я - свой". "Исторически сложившаяся общность" без этого не получится.
(Анонимно)
21 мар, 2006 14:38 (UTC)
Re: <жалобно>Джа-а-агг!
Империя - это когда разделенные с т.з. культуры, экономики и т.д. государства получают возможность с минимальными издержками взаимодействовать с другими государствами (внутри империи) делегирую нек. часть суверинетета центру (скорее всего отдельному государству). Динамика развития империи определяется "транспортной теоремой" (google. Переслегин).
pogorily
21 мар, 2006 20:00 (UTC)
===
Понятие националистической идеологии представляется либо претенциозным, либо вовсе бессмысленным. У национализма нет и не может быть идеологии. Свести убеждение какого-либо «националиста» к одному лишь национализму, по сути, – оскорбительно.
Национализм лишь задает объект приложения сил, группы особей, на которую предстоит ориентироваться, или даже принцип ее выделения.
Точно так же коммунизм не свести к классовому подходу. Ну, поставили мы рабочий или иной класс во главу угла, дальше-то что? Каковы интересы этой группы? Как их сформулировать и достичь? Это и есть главные компоненты любой доктрины.
Национализм ставит во главу угла – нацию (пусть даже здесь все согласны, где кончается одна и начинается другая). Это не дает ответа на вопрос: что делать?
Легко сказать: защищать русских (татар, чеченцев). А как это делать? Укреплять рынок или усиливать госрегулирование? Гнать всех мигрантов подряд или кого оставить? Ввести контрактную армию или сохранить всеобщий призыв и систему воинской подготовки? Что из перечисленного в большей степени и дальнейшей перспективе отвечает интересам «нации»?
Беда национализма в том, что ответы на все эти вопросы впихиваются в доктрину нации, из-за чего превращаются в эмоциональные суждения кухонного уровня. Аналитика подменяется демагогией, что, дескать: если человек «националист», то он «нутром», сердцем чувствует нужды «своей» нации. Хотя это как раз и есть главный вопрос.
===
http://mendkovich.livejournal.com/172679.html
17ur
22 мар, 2006 06:53 (UTC)
"Национализм лишь задает объект приложения сил, группы особей, на которую предстоит ориентироваться, или даже принцип ее выделения."

Неверно. Национализм, как я показал в головном посте, задаёт ещё и желательный уровень общности в данной "группе особей", а это уже обширное поле для социального проектирования и реагирования на объективную реальность, которые без идеологии не обходятся. Об ИНТЕРЕСАХ "группы особей" на деле тут речи вообще не идёт, это демагогия - у достаточно многочисленной группы все интересы берутся по наибольшему *общему* знаменателю, что сводит к весьма примитивным "пожрать да поспать", для которых национализм просто не нужен.
(без темы) - pogorily - 22 мар, 2006 18:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 23 мар, 2006 05:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pogorily - 23 мар, 2006 20:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 24 мар, 2006 10:44 (UTC) - Развернуть
nkgb
23 мар, 2006 16:22 (UTC)
Что происходит в соответствии с этой моделью при снижении уровня насыщения связей (в процессе атомизации общества до уровня независимых индивидуумов, к примеру) при сохранении уровня генерации прочности?
17ur
23 мар, 2006 17:53 (UTC)
Очевидно - получается излишек энергии, который как-то пробивает в конце концов. Пример - Германия после Первой мировой. Там вообще были две причины излишка энергии: разбиты имперские структуры, отводившие энергию, плюс та самая атомизация из-за оттока ресурсов по репарациям. Каждый за себя, связи разбиты, восстанавливаются снова через стадии с малым уровнем насыщения. Адольф, судя по всему, всё же понимал примерно, что от него нужно, другое дело, он не сумел или не захотел направить излишек энергии на укрепление и апгрейд нации, наружу пробило...
(без темы) - nkgb - 24 мар, 2006 07:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 24 мар, 2006 11:00 (UTC) - Развернуть
( Всего-то 30 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger