Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

  • Mood:
  • Music:

О "социальной энергии".

В предыдущих своих текстах я вольно употреблял странноватое на первый взгляд понятие "социальная энергия", которая укрепляет или разрушает "различные аспекты общности", иначе именуемой нацией.

Что ж, поясню, что это такое. Под социальной энергией индивида я понимаю совокупность его воли к действию и самих действий, этим индивидом по этой воле совершённых.

Откуда она берётся, эта энергия, читаем Переслегина (он пишет о микрометре, я размахиваю топором, предупреждаю сразу). Энергия берётся из аксиологического дрейфа - изменений в наборе аксиом, определяющих идентичность того или иного индивида. Очень простой пример: сказавший мне в лицо какую-нибудь гадость обо мне, любимом - рискует подвергнуться выбросу социальной энергии, ибо не хрен было посягать на мой набор аксиом.

Отсюда задача укрепления тех или иных аспектов общности, именуемой нацией, выглядит вполне себе технологичной. Меру общности вполне можно определить - я ранее прошёлся по некоторым. Если можно определить меру, можно оценить те или иные действия как ведущие к её повышению или понижению. Соответственно, если исходить из концепции "социальной энергии" и "аксиологического дрейфа", то можно проектировать социальные механизмы и взаимодействия, укрепляющие/разрушающие те или иные общности.

На что тут можно указать отдельными пунктами?

1. Пропаганда политических концепций как механизм обеспечения аксиологического дрейфа (генерации энергии) есть механизм прямого действия. Безусловно, существуют как иные социальные механизмы прямого действия, так и социальные механизмы непрямого действия, однако результатом их работы может быть именно нужный пользователю механизма аксиологический дрейф некоего индивида или целого сообщества.

2. Основная часть националистической риторики есть попытка механизмом пропаганды форсировать аксиологический дрейф таким образом, чтобы последовавшие действия привели к укреплению культурной общности нации ("вставайте, люди русские! Вспомните о своих корнях! Мы..." и т.п.). Насколько мне известно, нет националистической политики, ведомой каким-либо националистическим объединением и имеющей целью укрепление языковой, территориальной или экономической общности (в лучшем случае всё находится на уровне КМПКВ). Насколько мне опять же известно, отработки не прямых, не стандартных и не легитимизированных механизмов получения нужного аксиологического дрейфа тоже не ведётся.

3. Вероятно, существуют практики организации человеческих сообществ, позволяющие продолжительную генерацию социальной энергии в некотором сообществе. Если предположить, что существует эффективная технология форсирования аксиологического дрейфа в нужном направлении, прямая или непрямая, то речь должна идти о создании такой конфигурации идентичностей в сообществе в конкретный момент времени, которая обеспечивает максимальный выход энергии вне сообщества.

Надо понимать, что среда вне сообщества не пассивна и не изотропна, она тоже меняется, и задачей конфигуратора как раз и станет обеспечение соответствия внутренней конфигурации идентичностей в сообществе состоянию внешней среды по критерию максимальной выработки энергии в сообществе, которую можно отвести на желаемые цели вне сообщества или внутри его.

4. Выброс социальной энергии отдельным человеком или сообществом может быть спровоцирован извне и использован внешними силами. Вопрос целевого провоцирования и использования такого выброса - это вопрос интриги, политтехнологии, рекламы и прочего, это к майдаунам. Однако я склонен полагать, что наша общественная стабильность фактически построена на провокации *мелких* и *бесцельных* выбросов социальной энергии. Поясню. Можно платить пролетариям гроши и жрать ананасы, можно потом вызывать войска и стрелять в рассерженный пролетариат на улицах (и жрать ананасы), можно быть прислонённым к стенке после всего этого тем самым недостреленным пролетариатом (ананасов, правда, уже не дадут). А можно проще. Можно газетными заголовками (и "сенсационными", и с переподвывертом), рекламными трюками и объявлениями, аналитическими обозрениями и прочим - вызывать мелкие, очень мелкие приступы социальной активности, которые сам же индивид приучается купировать, чтобы не выглядеть, например, смешным и неуместным. Я не зря упомнул и рекламные трюки - приучение населения к *маломасштабному* и *кратковременному* любопытству для "поддержания стабильности" очень ценно.

Пример. Я сейчас читаю Ройзмана - наверное, даже будь я сторонником всяческих свобод в отношении нарков, его текст был бы вполне способен меня переубедить. Произвести аксиологический дрейф, ага. Нет, не до такой степени, чтобы я выскочил на улицу с прадедовской двустволкой (которой у меня нет) и побежал искать ближайшую "точку". Но всё же.

Знаете, что противоположно такому тексту на самом деле? Нет, вовсе не требования лигалайза. А небольшие, будничные заметочки в ежедневной прессе. "Поймали торговца наркотиками на контрольной закупке в бла-бла-бла, помеченные деньги показали, что дыр-дыр-дыр. Начальник бу-бу-бу, что борьба с наркотиками ведётся ля-ля-ля". Человек, не приемлющий наркоманию, читая это, чуть-чуть возбуждается - и купирует приступ. Чуть-чуть возбуждается - и купирует. Ибо не время и не место. А когда звучит реальный призыв к борьбе с, и даже есть возможность что-то сделать - ага, человек вновь купирует приступ. Привык. Оправдания найдутся. И Ройзман бандит, и у наркоторговцев ацкие мстители за каждым углом, и не моё это дело, и так далее. Только на самом-то деле - человек сам себе даёт по рукам.

И так оно везде. Контрафактные продукты, мигранты, начальничье блядство, в общем, посмотрите на любую горячую тему... натирают мозг до полной нечувствительности. Это даже не "пар в свисток", свисток - тот хотя бы звук издаёт. А здесь просто провоцируется ма-асенькое изменение идентичности, которое повседневными обстоятельствами, исполняющими роль упругости, тут же изничтожается. И когда следует более сильный рывок в этом же направлении - например, от оппозиционной партии - сопротивление этому рывку будет значительным, даже если оно не в интересах данного индивида.

Получается стабильность.

***

Большинство тезисов, здесь высказанных, со временем будет уконкречено и развито.

Пока же всё.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments