?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

(я невероятно извиняюсь. Думал постебаться на тему сообразного отстрела Чубайса, однако накрыло приступом перфекционизма, и мысли вдруг попёрли такими противолодочными зигзагами, что... в общем, читайте, если хотите, а я уже извинился. Заодно практиковался в сносках, не знаю уж, насколько приобрело/потеряло в читабельности)

Возвращаясь к истории новой свободной России, о которой уже шла речь в лекциях "Новые русские и лохи" и "О театре и Президенте", я мало говорил о религии. Коротко было упомянуто о доминировании варианта карго-культа, торгового шаманизма, с его максимой "хочешь жить - умей вертеться" (варианты: "крутиться, корячиться"), когда жизненный успех первобытного человека напрямую зависел от его искусства камлания. Однако уже тогда начал формироваться первый, во многом примитивный пантеон, одна из фигур которого - Чубайс - по праву занимает место в одном ряду с такими героями древности, как Гильгамеш или Прометей.

Вероятнее всего, легенда о Чубайсе зародилась в частях Ойкумены, расположенных за Полярным кругом. Полугодовая ночь и жесточайшие морозы неизбежно порождали легенды, схожие с греческим мифом о Персефоне, то есть основанные на идее *кражи* света и тепла.

Также те времена характеризуются оформлением рабовладельческого строя, пришедшего на смену общинным отношениям. Религиозная революция была неизбежна, и Чубайс здесь предстаёт как новое божество, идущее на смену хтоническому пантеону.

Народных сказаний, повествующих о Чубайсе, сохранилось немало, но они обрывочны и противоречивы. Опыт реконструкции, приведённый ниже, вполне может содержать анахронизмы и иные неточности, однако представляет собой наиболее связную версию из доступных ныне. Комментарии вынесены в сноски.

***

Один из хтонических богов, Ильич1, в незапамятные времена создал источник света, вырвав его из собственного тела2, после чего заточил этот источник в красную пятиконечную звезду рубинового стекла. Тусклое свечение Красной Звезды дало выморочную, неполноценную жизнь огромным пустошам "одной шестой части мира", породив племя "совков"3. "Совки", умножившись в числе, заселили пределы, которых достигал свет Красной Звезды, и создали множество удивительных чудес и драгоценностей, которых в темноте всё равно не было видно, а значит, их как бы и не было.

Чубайс был рождён цветочной клумбой, дабы продать цветы её. Однако в багровых сумерках "совки" не могли познать красоты и ценности ярких цветов и пренебрегали ими. Тогда нерасторговавшийся Чубайс задумал уничтожить Красную Звезду, а освобождённой "почкой Ильича" осветить одну шестую часть мира и тем открыть её чудеса и драгоценности, чтобы всё стало ярким, красивым, покупным и продажным.

Прочна была стража вечно живого Ильича, возглавляемая могучим и незаметным демоном Гэбэ, поэтому долгое время Чубайс и многие подобные ему бесплодно и мучительно мечтали, ничем иным не занимаясь, ибо противен им был вечный багряный сумрак. Мечты множились, сгущались и твердели, пока в них не нашёл приют Меченый4. Он, приняв облик Ильича, обманул демона Гэбэ, прокрался к Красной Звезде и, затеяв бессмысленную игру с нею, разбил. Со смехом и гуканьем убежал Меченый за пределы Ойкумены и бродил там, болтая о ни о чём. Одна же шестая часть мира погрузилась во мрак, и напрасно взывали "совки" о спасении. В полной темноте были слышны только хруст костей и заунывное пение - это обедали теневые хищники, да ещё нестройный хор "интеллигентов"5 повествовал об ужасах прошлого.

Многие пытались помочь растерявшимся "совкам": эк-оно-мистик, бывший внуком прославленного боевого шамана, успокаивал "совков" звучным чмоканьем, далеко разносившимся по тёмным просторам Ойкумены; косноязычный Чернолиц6 молитвенно складывал руки домиком, призывая благодать на головы "совков"; но даже великий Ебн7, "возлегший на Рельсы"8, оказался бессилен.

Когда всякая надежда была потеряна, Чубайс вытащил из осколков Красной Звезды "почку Ильича", и она засветилась вновь. Бережно дохнул Чубайс на "почку Ильича", согретое ею дыхание Чубайса вознеслось в воздух, и "совкам" стало весело, ибо дыхание Чубайса превратилось в "вау-чары"9. Чары эти радовали "совков", но только те из них, кто искренне принимал их всем сердцем, становились хозяевами, а все иные обречены были на жизнь в услужении им.

И проходил Чубайс по одной шестой части мира, высоко неся горящую "почку Ильича" над головой, за что был прозван Светоносным, и пятна яркого света выхватывали из тьмы куски земли и многие чудеса на ней. У каждого чуда сразу же находился хозяин, и принимал он к себе преданных слуг и верных рабов, а остальных "совков" отгонял в окружающий мрак, где те, скрежеща зубами в бессильной ярости, превращались в "бюджетников", "льготников" и "пенсионеров"10 .

***

Ипостаси Чубайса многочисленны и разнообразны. Опишу некоторые из них.

Чубайс, Наделяющий Имуществом. По сохранившимся свидетельствам, каждый в примитивных племенах Ойкумены имел право владеть чем угодно, что естественным образом вело к кровавым неурядицам. Божественный авторитет Чубайса использовался как один из аргументов в имущественных спорах, не самый сильный.

Атрибут ипостаси - удвоенная река Волга. Предполагалось, что в своём всемогуществе Чубайс может выполнить самые абсурдные просьбы по наделению имуществом и даровать хоть две Волги искренне принявшему "вау-чары".

Чубайс, Взыскивающий Долги. Эта ипостась легитимировала казни в низших кастах - жрецы запрещали провинившимся пользоваться огнём, лишая их тепла и света, что в зимнее время означало гибель. В силу неразвитости самосознания люди не пытались противостоять этому, предпочитая тихую смерть сопротивлению божественной воле. Сохранились свидетельства, что зачастую жрецы Чубайса таким образом вымогали приношения своему божеству. Считалось, что каждый представитель низшей касты находится в пожизненном неоплатном долгу перед Чубайсом за право видеть свет и пользоваться огнём, каковой долг может быть взыскан по произволению любого из жрецов Чубайса.

Чубайс Правый. Закрытые и малочисленные ордена иерархов Чубайса были объединены общим наименованием "правые". Им, однако, споспешествовали все силы, обеспечивавшие общественный порядок на территории Ойкумены, прозванные из-за этого "правоохранительными органами". Левши жестоко преследовались по ассоциации со староверами, продолжавшими поклоняться низложенному Ильичу.

Атрибут ипостаси - священная урна, куда надо было "отдавать голоса". В дни особых праздников любой желающий мог подойти к священному сосуду и крикнуть что есть мочи в его горлышко, после чего принять обет молчания на четыре года, за которым строго следили "правоохранительные органы". Смысл ритуала восстановить пока не удалось.

***

Данный очерк не претендует на место в основном потоке религиоведения. Религиозная система наших предков вообще была сложна и запутана - например, несмотря на все усилия археологов и историков, толкового описания для божества по имени Сникерс до сих пор не существует. Однако Чубайс - другое дело, и место этого древнего героя в университетском курсе истории определяется хотя бы тем, что его именем с древнейших времён и поныне называют различных домашних животных рыжей (солнечной) масти.




1. Очевидно антропоморфное божество, "самый человечный человек" - возможно, другое имя Пуруши?

2. Так называемая "почка Ильича", иногда именуемая "лам-почка". Возможно, речь идёт о древесных почках как символе весны? Другой вариант: почка ламы (вьючного животного или священнослужителя) или "ламера" (значение термина утеряно; возможно, наездник или самец ламы).

3. Вероятно, уменьшительное от сов, ночных птиц, явное указание на мглу и сумерки, царившие до прихода Чубайса.

4. Истинное имя этой сущности до нашего времени не сохранилось. Меченый в данном случае, скорее всего, означает "вымечтанный". Мифы гласят, что это порождение первобытного Хаоса не имеет своей воли, формы и разума. Если его призовут, оно может проявиться в вещном мире как провозвестник гниения и распада. Неизменный атрибут - непрерывная бессмысленная болтовня.

5. Мифический народец, некоторыми исследователями отождествляемый с так называемыми "эльфами", хотя сведения о последних не в пример обширней и подробнее.

6. Вероятно, искатель приключений, прибывший в Ойкумену из далёкой Африки - это объясняет плохое владение местным языком.

7. Скорее всего, бог плодородия.

8. Значение слова неизвестно - возможно, женское имя.

9. "Вау" - выражение восторга, в примитивных племенах бывшее чисто рефлекторным.

10. Разновидности привидений, обитавшие в жилищах племенных вождей. Считалось, что они могут причинить вред только нечестным людям, так что хорошее самочувствие и цветущий вид вождя автоматически утверждали его справедливость и неподкупность.

Comments

( Всего-то 20 — добавить )
marat_ahtjamov
21 мар, 2005 06:41 (UTC)
Выпадаю в осадок! :)
fornitm
21 мар, 2005 06:59 (UTC)
Респект!!
Вот это читал?

Если бы на Чубайса напали простые русские граждане...

... мощность взрывного устройства составила бы от 500 до 1000 кг тротила.
... из-за леса выехал бы мотострелковый полк.
... по машине с Чубайсом было бы выпущено тридцать 125-миллиметровых осколочно-фугасных снаряда, полторы тысячи 30-миллиметровых бронебойно-подкалиберных снарядов и три тысячи 14,5-мм бронебойно-зажигательных пуль.
... по тому что осталось от машины проехались бы танком. Два раза.
... потом бы залили напалмом квадрат 100х100 метром, в котором была машина.
... земля на месте проишествия была бы просеяна в поисках человеческих останков. Все, что нашли бы, собрали бы в мешок и бросили бы его в сверхглубокую скважину на Кольском полуострове. Затем в скважину залили бы 500 тонн бетона.
... этот день был бы объявлен государственным праздником - "Днем освобождения России от Чубайса". Его бы отмечали военным парадом и
торжественным сжиганием чучела.

http://www.iraq-war.ru/tiki-read_article.php?articleId=43378
vovan12345
21 мар, 2005 07:48 (UTC)
оффтоп, конечно
жутко извиняюсь, но довольно интересно.
О погроме турок в УзССР в советские времена.

http://forum.vif2.ru:2003/nvk/forum/3/co/C40499F5/707
17ur
21 мар, 2005 08:48 (UTC)
Re: оффтоп, конечно
Да, интересно. Навело на определённые мысли, которые тут появятся.
karachee
21 мар, 2005 09:17 (UTC)
Считаю что тема "масти" Чубайса недостаточно отражена в исследовании. Рыжий цвет однозначно выделяет его как существо пантеона неродственное прочим, вещь в себе, и потому неуязвимое для прочих божеств, неспособных нанести ему какой-либо ущерб. Вместе с тем это признак яркости и явности проявления божества, от которого не следует ждать ничего хорошего, кроме как в случае каких-либо недоработок и ошибок с его стороны.

Чубайс Шельма (Он же Чубайс Рыжий) Простолюдины из низших каст чтут Чубайса Рыжего как богоборца причиняющего прочим богам покровительствующим властьпридержащим различный ущерб посредством каверз, обмана, похищения и конфискации имущества. Призывая на себя благодать Чубайса Шельмы простейшими обрядами похищения источников света из мест общего пользования последователи утверждали свое право совершение актов вандализма, хищения и мошенничесва запрещенных религиозными догмами прочих багов пантеона. Некоторые исследователи считают, что все обстояло наоборот и призывалась не "благодать Шельмы", а наоборот действия вандализма и пр. объявлялись направленными исключительно против Чубайса Рыжего, что позволяло умилостивить, или по крайней мере не вызвать гнева иных богов.

Атрибутом ипостаси служило священное животное рыжей масти, которому позволялось воровать со стола пищу. Ритуальным действием было преследование животное с выкрикиванем ритуальных фраз в которых присутствовали слова "рыжий" и "Чубайс". Считалось, что не смотря на обильную кормежку данное животное никогда не толстеет.

17ur
21 мар, 2005 09:25 (UTC)
переформулирую, дополню и
и добавлю в сайтовый вариант, ибо идея хороша. ССыла на Вас будет.
(Анонимно)
21 мар, 2005 20:22 (UTC)
> Рыжий цвет однозначно выделяет его как существо пантеона неродственное прочим, вещь в себе, и потому неуязвимое для прочих божеств, неспособных нанести ему какой-либо ущерб.

О, Локи, как ты изменился...
:)
ygr
21 мар, 2005 13:49 (UTC)
:)))
redrat
21 мар, 2005 14:17 (UTC)
Ай, хорошо! ;-)

P.S. Сразу после "нападения" провёл блиц-соцопрос среди друзей и знакомых.
Подавляющее число из них крайне возмущено халатным отношением исполнителей
к своему заказу. ;-)
ikadell
21 мар, 2005 17:49 (UTC)
Это настолько гениально, что, с Вашего позволения, не просто цитирую, а уношу.

Еще!
simonff
21 мар, 2005 17:58 (UTC)
Превосходно!
(Анонимно)
21 мар, 2005 22:02 (UTC)
Про оформление
Текст супер! Но вот сноски... :) хотелось бы иметь возмодность от сноски вернутся назад к той части текста, которую читал. а то неаккуратненько... ;)
17ur
22 мар, 2005 06:29 (UTC)
Re: Про оформление
А что, кнопка "бэк", она же клавиша "забой" - работать перестала? :-)
(Анонимно)
22 мар, 2005 08:17 (UTC)
Re: Про оформление
это интуитивно не понятно. по крайне мере мне ;) понятнее, когда после текста сноски есть переход обратно. (прямо написано "назад")
17ur
22 мар, 2005 08:20 (UTC)
Re: Про оформление
Понятно... можно сделать, но это работы вдвое больше. Однако в будущем попробую.
n13
29 мар, 2005 14:11 (UTC)
Чудесно!

Так держать!
maxyki
26 май, 2005 19:12 (UTC)
Офигительно. (завернул и унес).

"Вау-чары" - Божественно!!!
iskatel
26 май, 2005 19:56 (UTC)
Сэр, не путайте, перчатку и кулак, гон$оны и хр$н.
Чубайс - верный слуга Запада. Не более, чем слуга. Пусть и хитрый, пусть и крупный вор.. Эдакая перчатка на НАТОвском кулаке.
cjlohuk
14 ноя, 2005 02:02 (UTC)
Да ты чувак, никак, прогрессором стать хочешь :)
ber_viking
10 авг, 2011 11:26 (UTC)
И по прошествии шести лет текст остается актуальным, что как бы говорит о его правильности.

> Чубайс был рождён цветочной клумбой, дабы продать цветы её

"Какой изумительный язык" ("Собака на сене", ложный отец Теодоро а.к.а. Боярского)

> нестройный хор "интеллигентов" повествовал об ужасах прошлого...

Два года шла битва, переходящая в бойню, чтобы в радиусе 1 км от дома меня перестали называть этим гадостным словом "интеллигент". Для меня это слово - синоним словам "предатель" и "ренегат". Возможно, я в чем-то не прав, однако, интеллигенты сами виноваты. Нечего двести лет воевать со своим отечеством. Герцены хуевы.

> Данный очерк не претендует на место в основном потоке религиоведения

Претендует. Красиво, образно, сочно. Спасибо за очерг.
( Всего-то 20 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger