Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Основы подхода к автоматизации проектирования текстов.

Рафинирую собственные представления о формализации сюжета рассказа. Филологам и гермаф герменевтикам, а равно спичрайтерам и литнеграм просьба не кидаться в меня увесистым и пахучим - нижеследующий текст не есть глумливая попытка поверить алгеброй гармонию природы. Во всяком случае, пока для этого нет достаточных вычислительных мощностей. Тем не менее, соизволю посвятить нижеследующий текст - весьма неудобочитаемый, для себя писал - словомельнице "Словомастер-ракета" с плавающим впрыскиванием наречий и пятисекундных саспенс-пауз, создающих напряжение.

Дано: рассказ.

Вводится термин: пространство рассказа. Мерность пространства: число всех объектов, описываемых в рассказе - персонажей, пулемётов, природы и пилочек для ногтей. Всё включено, ага. По координатной оси, соответствующей некоторому объекту, откладывается спектр всех состояний объекта1. На оси отмечаются крайние состояния, которые объект принимает в рассказе.

Вводится термин: событие. Событие есть любое изменение состояния любого объекта. Событие может быть элементарным, когда происходит изменение состояния только одного объекта - вариант: одного свойства объекта - или составным, когда событие в пространстве рассказа можно разложить на элементарные события, объединённые общими объектами или общим временем.

Элементарное событие: "граф нажал на спусковой крючок".

Два элементарных события: "граф дрался на дуэли с оскорбителем и был ранен" - если нигде в рассказе более подробно о драке, дуэли, оскорблении, ранении не упоминается. Здесь изменяются только свойства объекта "граф", и на более простые события в пространстве рассказа это событие разложить невозможно.

Составное событие: "граф дрался на дуэли с оскорбителем и был ранен" - если где-то ещё в рассказе всплывают оскорбитель, оскорбление, дуэль, ранение, взаимные извинения и т. п., то есть в пространстве рассказа событие можно разложить на иные, более простые события.

Составные события могут вводиться как автором, так и человеком, анализирующим рассказ, для удобства повествования или анализа.

Рассказ далее рассматривается как описание последовательности событий2.

Вводится термин: сюжет. Сюжет есть последовательность точек в пространстве рассказа. В сюжете могут выделяться подчинённые множества точек, объединённые, например, местом действия, техникой действия или персонажами3 - сюжетные линии.

Вводится термин: фокус рассказа. Фокус рассказа есть точка, принадлежащая множеству точек сюжета, которая соответствует состоянию сюжета после последнего описанного в рассказе события4.

С каждым новым описанным событием происходит движение фокуса в пространстве рассказа.

Вводится термин: сдвиг события. Сдвиг события есть отрезок между точкой фокуса в пространстве рассказа до описания события и точкой фокуса после описания события.

Вводится термин: герой рассказа. Герой рассказа - это персонаж рассказа, сопровождаемый фокусом рассказа на наидлиннейшем участке траектории сюжета. Герой - в общем случае понятие не дискретное, а аналоговое. Героем рассказа можно быть больше и меньше.

Вводится термин: узел сюжета. Узел сюжета - это область в пространстве сюжета, в которой фокус обязательно должен оказываться на всех стадиях написания и переработки рассказа автором.

Например, узлами сюжета для многих русских сказок являются "область Бабы-Яги", "область меча-кладенца", "область Змея-Горыныча". То есть Иван - дурак он, царевич или совмещает - обязан оказаться у Бабы-Яги, потом обязан достичь меча-кладенца, потом обязан укокошить пресмыкающееся, чтобы дорваться до прелестей Василисы.

В законченном рассказе узел сюжета стягивается в узловую точку сюжета - когда автор выдаёт конечный продукт, он уже точно описывает, парился ли Иван у Бабы-Яги в бане, спрашивали его, дело он пытает аль от дела лытает и т. п..

Вводится термин: хорда сюжета. Хорда сюжета есть прямой отрезок в пространстве рассказа между узловыми точками сюжета. Частная хорда сюжета есть отрезок между соседними в последовательности узловыми точками сюжета. Общая хорда сюжета есть отрезок между начальной и конечной точками сюжета. Текст, фокус которого перемещается в пространстве рассказа по хордам сюжета, можно назвать "кратким содержанием рассказа". Фокус-хорда сюжета, текущая хорда, есть отрезок между последней пройденной фокусом узловой точкой сюжета и следующей узловой точкой.

Вводится термин: существенный сдвиг события. Существенный сдвиг события есть проекция сдвига события на фокус-хорду.

Вводится термин: существенность события. Существенность события есть отношение длины существенного сдвига события к длине сдвига события, взятое в подпространстве максимальной общей мерности для сдвига события и фокус-хорды. Поясняю рисунком.


Пурпурная линия - линия сюжета: ломаная, где каждый отрезок соответствует сдвигу одного события. Одно из событий обозначено зелёным отрезком. Существенный сдвиг этого события - синий отрезок. Существенность события есть отношение длины синего отрезка к длине зелёного отрезка. Очевидно, что существенность изменяется от 0 до 1. В случае, если существенность равна 0, сдвиг события перпендикулярен фокус-хорде - событие не продвигает сюжет к следующей узловой точке. Если существенность равна 1 - сдвиг события параллелен, то есть событие никак не сократить даже при "кратком изложении" - то самое слово, которое из песни не выкинешь.

Вводится термин: коэффициент сюжетного действия (КСД) события. Каждое событие описывается некоторым количеством информации. КСД события есть отношение количества информации, затраченного на описание существенного сдвига события, к общему количеству информации, затраченной на описание события.

Вводится термин: остаточная информация события. Остаточная информация есть разность между общим количеством информации, затраченного на описание события, и количеством информации, затраченным на описание существенного сдвига события.

Вводится термин: антураж события. Антураж события есть денотат остаточной информации события в пространстве рассказа.

Вводится термин: коэффициент антуражности (КА) события. Коэффициент антуражности события есть отношение количества остаточной информации события к общему количеству информации, затраченного на описание события.

Очевидно, что КА и КСД могут изменяться в пределах 0..1. Очевидно так же, что при КА=1 КСД=0 и наоборот.

Пример. Пусть событие "граф убил обидчика" имеет КСД=1 при КА=0. Примем, что это событие составное, которое невозможно выкинуть из сюжета. Антуража нет. Берём событие с тем же существенным сдвигом, но иным коэффициентом антуражности: "граф посмотрел на затянутое серыми тучами небо, удерживая боковым зрением жалкую фигуру обидчика. Палец графа надавил на спусковой крючок, воспламенился порох, и грохот выстрела вспугнул галок в графском саду. Обидчик, поражённый пулей графского пистолета в грудь..." и так далее.

Антураж рассказа есть суперпозиция антуража всех событий рассказа.

Из вышесказанного следует, что и все объекты рассказа можно разнести по шкале "сюжетность-антуражность". Сюжетность объекта есть отношение суммарной длины существенных сдвигов элементарных событий, изменяющих состояние этого объекта, к суммарной длине сдвигов элементарных событий, изменяющих состояние этого объекта. Антуражность объекта - единица минус сюжетность. Объекты могут быть и полностью сюжетными (тот же герой рассказа, например), и полностью антуражными.

Антураж рассказа характеризуется связностью. Например, серое небо и галки в графском саду могут проявиться в антураже иных событий до или после убийства и т. п.. Связность антуража можно оценить через отношение числа упоминаний антуражных объектов в рассказе к числу антуражных объектов в рассказе. Следовательно, связность антуража в процессе чтения рассказа для читателя увеличивается, причём это увеличение может происходить с разной скоростью для разных составных событий, сюжетных линий и т. п..

Можно ли применить приведённый подход к формализации сюжета на практике? Позволю себе указать на следующие моменты.

Антураж - транслируется. То есть его можно подгонять к конкретному читателю. Задавая некоторый уровень абстрагирования, пальмы можно заменить на берёзы, меч на автомат Калашникова, а чемодан с деньгами на сокровища драконьих пещер. При том, что можно сохранить не только сюжет, но и скорость наращивания связности антуража применительно к нему. Имхо, это позволит решить проблему создания "национальных" и "социальных" римейков тех или иных произведений, а равно позволит более эффективно подходить к операциям "распаковки" и "упаковки" текстов типа создания романа из повести или ужатия романа в повесть.

Вполне возможно создание программы, которая поможет пользователю отслеживать характеристики создаваемого текста в данном подходе. Я не говорю здесь, что компьютер можно научить понимать, чем слово "ударил" похоже на слово "врезал" - тут совершенно запредельные мощности нужны. Но с помощью пользователя - самого автора, некоего заинтересованного читателя или издателя - можно создать своего рода отображение конкретного текста, пачку диаграмм, если хотите. Более того, можно отслеживать изменения этих диаграмм буквально в зависимости от одного-двух переписанных предложений или абзацев.

Появляются, кроме того, возможности по правильному распределению работы в создании текстов - скажем, раздельного продумывания сюжета и антуража.

Добавляем обратную связь - некий критерий "успешности" или "неуспешности" текстов в некоторой массе реципиентов. Рыночный, нерыночный, абсолютный, сравнительный - неважно.

Результат: первые шаги в области автоматизации проектирования текстов.



1. Это первое, покамест достаточное приближение. В дальнейшем объекту, характеризуемому многими свойствами, можно сопоставить не ось, а некоторое подпространство. Назад.

2. В общем случае не обязательно взаимообусловленных. Назад.

3. Всё это тоже можно представить как совокупность изменений состояния объектов. Назад.

4. Если выделены несколько сюжетных линий, то фокус рассказа можно разложить по базису фокусов каждой сюжетной линии. Назад.


Tags: литература, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments