?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Рафинирую собственные представления о формализации сюжета рассказа. Филологам и гермаф герменевтикам, а равно спичрайтерам и литнеграм просьба не кидаться в меня увесистым и пахучим - нижеследующий текст не есть глумливая попытка поверить алгеброй гармонию природы. Во всяком случае, пока для этого нет достаточных вычислительных мощностей. Тем не менее, соизволю посвятить нижеследующий текст - весьма неудобочитаемый, для себя писал - словомельнице "Словомастер-ракета" с плавающим впрыскиванием наречий и пятисекундных саспенс-пауз, создающих напряжение.

Дано: рассказ.

Вводится термин: пространство рассказа. Мерность пространства: число всех объектов, описываемых в рассказе - персонажей, пулемётов, природы и пилочек для ногтей. Всё включено, ага. По координатной оси, соответствующей некоторому объекту, откладывается спектр всех состояний объекта1. На оси отмечаются крайние состояния, которые объект принимает в рассказе.

Вводится термин: событие. Событие есть любое изменение состояния любого объекта. Событие может быть элементарным, когда происходит изменение состояния только одного объекта - вариант: одного свойства объекта - или составным, когда событие в пространстве рассказа можно разложить на элементарные события, объединённые общими объектами или общим временем.

Элементарное событие: "граф нажал на спусковой крючок".

Два элементарных события: "граф дрался на дуэли с оскорбителем и был ранен" - если нигде в рассказе более подробно о драке, дуэли, оскорблении, ранении не упоминается. Здесь изменяются только свойства объекта "граф", и на более простые события в пространстве рассказа это событие разложить невозможно.

Составное событие: "граф дрался на дуэли с оскорбителем и был ранен" - если где-то ещё в рассказе всплывают оскорбитель, оскорбление, дуэль, ранение, взаимные извинения и т. п., то есть в пространстве рассказа событие можно разложить на иные, более простые события.

Составные события могут вводиться как автором, так и человеком, анализирующим рассказ, для удобства повествования или анализа.

Рассказ далее рассматривается как описание последовательности событий2.

Вводится термин: сюжет. Сюжет есть последовательность точек в пространстве рассказа. В сюжете могут выделяться подчинённые множества точек, объединённые, например, местом действия, техникой действия или персонажами3 - сюжетные линии.

Вводится термин: фокус рассказа. Фокус рассказа есть точка, принадлежащая множеству точек сюжета, которая соответствует состоянию сюжета после последнего описанного в рассказе события4.

С каждым новым описанным событием происходит движение фокуса в пространстве рассказа.

Вводится термин: сдвиг события. Сдвиг события есть отрезок между точкой фокуса в пространстве рассказа до описания события и точкой фокуса после описания события.

Вводится термин: герой рассказа. Герой рассказа - это персонаж рассказа, сопровождаемый фокусом рассказа на наидлиннейшем участке траектории сюжета. Герой - в общем случае понятие не дискретное, а аналоговое. Героем рассказа можно быть больше и меньше.

Вводится термин: узел сюжета. Узел сюжета - это область в пространстве сюжета, в которой фокус обязательно должен оказываться на всех стадиях написания и переработки рассказа автором.

Например, узлами сюжета для многих русских сказок являются "область Бабы-Яги", "область меча-кладенца", "область Змея-Горыныча". То есть Иван - дурак он, царевич или совмещает - обязан оказаться у Бабы-Яги, потом обязан достичь меча-кладенца, потом обязан укокошить пресмыкающееся, чтобы дорваться до прелестей Василисы.

В законченном рассказе узел сюжета стягивается в узловую точку сюжета - когда автор выдаёт конечный продукт, он уже точно описывает, парился ли Иван у Бабы-Яги в бане, спрашивали его, дело он пытает аль от дела лытает и т. п..

Вводится термин: хорда сюжета. Хорда сюжета есть прямой отрезок в пространстве рассказа между узловыми точками сюжета. Частная хорда сюжета есть отрезок между соседними в последовательности узловыми точками сюжета. Общая хорда сюжета есть отрезок между начальной и конечной точками сюжета. Текст, фокус которого перемещается в пространстве рассказа по хордам сюжета, можно назвать "кратким содержанием рассказа". Фокус-хорда сюжета, текущая хорда, есть отрезок между последней пройденной фокусом узловой точкой сюжета и следующей узловой точкой.

Вводится термин: существенный сдвиг события. Существенный сдвиг события есть проекция сдвига события на фокус-хорду.

Вводится термин: существенность события. Существенность события есть отношение длины существенного сдвига события к длине сдвига события, взятое в подпространстве максимальной общей мерности для сдвига события и фокус-хорды. Поясняю рисунком.


Пурпурная линия - линия сюжета: ломаная, где каждый отрезок соответствует сдвигу одного события. Одно из событий обозначено зелёным отрезком. Существенный сдвиг этого события - синий отрезок. Существенность события есть отношение длины синего отрезка к длине зелёного отрезка. Очевидно, что существенность изменяется от 0 до 1. В случае, если существенность равна 0, сдвиг события перпендикулярен фокус-хорде - событие не продвигает сюжет к следующей узловой точке. Если существенность равна 1 - сдвиг события параллелен, то есть событие никак не сократить даже при "кратком изложении" - то самое слово, которое из песни не выкинешь.

Вводится термин: коэффициент сюжетного действия (КСД) события. Каждое событие описывается некоторым количеством информации. КСД события есть отношение количества информации, затраченного на описание существенного сдвига события, к общему количеству информации, затраченной на описание события.

Вводится термин: остаточная информация события. Остаточная информация есть разность между общим количеством информации, затраченного на описание события, и количеством информации, затраченным на описание существенного сдвига события.

Вводится термин: антураж события. Антураж события есть денотат остаточной информации события в пространстве рассказа.

Вводится термин: коэффициент антуражности (КА) события. Коэффициент антуражности события есть отношение количества остаточной информации события к общему количеству информации, затраченного на описание события.

Очевидно, что КА и КСД могут изменяться в пределах 0..1. Очевидно так же, что при КА=1 КСД=0 и наоборот.

Пример. Пусть событие "граф убил обидчика" имеет КСД=1 при КА=0. Примем, что это событие составное, которое невозможно выкинуть из сюжета. Антуража нет. Берём событие с тем же существенным сдвигом, но иным коэффициентом антуражности: "граф посмотрел на затянутое серыми тучами небо, удерживая боковым зрением жалкую фигуру обидчика. Палец графа надавил на спусковой крючок, воспламенился порох, и грохот выстрела вспугнул галок в графском саду. Обидчик, поражённый пулей графского пистолета в грудь..." и так далее.

Антураж рассказа есть суперпозиция антуража всех событий рассказа.

Из вышесказанного следует, что и все объекты рассказа можно разнести по шкале "сюжетность-антуражность". Сюжетность объекта есть отношение суммарной длины существенных сдвигов элементарных событий, изменяющих состояние этого объекта, к суммарной длине сдвигов элементарных событий, изменяющих состояние этого объекта. Антуражность объекта - единица минус сюжетность. Объекты могут быть и полностью сюжетными (тот же герой рассказа, например), и полностью антуражными.

Антураж рассказа характеризуется связностью. Например, серое небо и галки в графском саду могут проявиться в антураже иных событий до или после убийства и т. п.. Связность антуража можно оценить через отношение числа упоминаний антуражных объектов в рассказе к числу антуражных объектов в рассказе. Следовательно, связность антуража в процессе чтения рассказа для читателя увеличивается, причём это увеличение может происходить с разной скоростью для разных составных событий, сюжетных линий и т. п..

Можно ли применить приведённый подход к формализации сюжета на практике? Позволю себе указать на следующие моменты.

Антураж - транслируется. То есть его можно подгонять к конкретному читателю. Задавая некоторый уровень абстрагирования, пальмы можно заменить на берёзы, меч на автомат Калашникова, а чемодан с деньгами на сокровища драконьих пещер. При том, что можно сохранить не только сюжет, но и скорость наращивания связности антуража применительно к нему. Имхо, это позволит решить проблему создания "национальных" и "социальных" римейков тех или иных произведений, а равно позволит более эффективно подходить к операциям "распаковки" и "упаковки" текстов типа создания романа из повести или ужатия романа в повесть.

Вполне возможно создание программы, которая поможет пользователю отслеживать характеристики создаваемого текста в данном подходе. Я не говорю здесь, что компьютер можно научить понимать, чем слово "ударил" похоже на слово "врезал" - тут совершенно запредельные мощности нужны. Но с помощью пользователя - самого автора, некоего заинтересованного читателя или издателя - можно создать своего рода отображение конкретного текста, пачку диаграмм, если хотите. Более того, можно отслеживать изменения этих диаграмм буквально в зависимости от одного-двух переписанных предложений или абзацев.

Появляются, кроме того, возможности по правильному распределению работы в создании текстов - скажем, раздельного продумывания сюжета и антуража.

Добавляем обратную связь - некий критерий "успешности" или "неуспешности" текстов в некоторой массе реципиентов. Рыночный, нерыночный, абсолютный, сравнительный - неважно.

Результат: первые шаги в области автоматизации проектирования текстов.



1. Это первое, покамест достаточное приближение. В дальнейшем объекту, характеризуемому многими свойствами, можно сопоставить не ось, а некоторое подпространство. Назад.

2. В общем случае не обязательно взаимообусловленных. Назад.

3. Всё это тоже можно представить как совокупность изменений состояния объектов. Назад.

4. Если выделены несколько сюжетных линий, то фокус рассказа можно разложить по базису фокусов каждой сюжетной линии. Назад.


Comments

( Всего-то 25 — добавить )
hleg
26 июн, 2006 18:59 (UTC)
У. Эко Заметки на полях Имени Розы - не читали?
Эко диалоги отмеряет по заране просчитанным расстояниям.
Там еще интересного есть.
gnuzzz
26 июн, 2006 19:12 (UTC)
Вводится термин: пространство рассказа. Мерность пространства: число всех объектов, описываемых в рассказе - персонажей, пулемётов, природы и пилочек для ногтей. Всё включено, ага. По координатной оси, соответствующей некоторому объекту, откладывается спектр всех состояний объекта1. На оси отмечаются крайние состояния, которые объект принимает в рассказе.
По-моему, это определение близко к понятию "фазового пространства"...
17ur
26 июн, 2006 20:30 (UTC)
Дык. В САПР понятие фазового пространства рулит...
lipp
27 июн, 2006 10:25 (UTC)
Offtop
Уважаемый Джаг, а вы Ходова не читали?
http://lib.aldebaran.ru/author/hodov_andrei/
там не много...
а если читали, то что думаете?
17ur
27 июн, 2006 14:07 (UTC)
Re: Offtop
Гляну.
_dusty_
28 июн, 2006 19:07 (UTC)
Как технарь технарю...
Знаете, что напоминает это Ваше "движение фокуса рассказа"? Рещение задачи линейного программирования симплекс-методом.
Интересно было бы, имея приведенное Вами решение (только переведя его в соответствующие термины), восстановить сами _условия_ этой задачи: что именно оптимизируется и какие условия наложены на пространство рассказа...
17ur
29 июн, 2006 03:34 (UTC)
Re: Как технарь технарю...
Замечу, что для какой-то Вещи, типа "Войны и мира" - размерность задачи ого-го какая и вряд ли тут хватит мощи. А вот для, скажем, агитационно-пропагандистской литературы небольшого формата... Например, оптимизируется отклик населения на таковую, ну а условия - формат и соответствие закону о выборах, ага... :-)
kikebuster
29 июн, 2006 11:43 (UTC)

По -моему, то бишь, сугубое ИМХО, Вы изобретаете давно уже придуманный велосипед. Вот буржуйская писательская прога Dramatica 4.0


Здесь всё намного проще и доступней:



 

17ur
29 июн, 2006 12:19 (UTC)
Нет, это, как я понял, синтезатор, а не анализатор. Кроме того, тут чисто структурный аспект, это генерация скрипта по темплатам. Такого добра и в Аврора тулзет полно.
(Анонимно)
29 июн, 2006 21:53 (UTC)
http://www.kevinhfeeley.com/other/project/gpr/
17ur
30 июн, 2006 06:44 (UTC)
:-)

Кстати, да, на более высоком уровне воплощения идеи именно так и должно быть.
(Анонимно)
29 июн, 2006 22:40 (UTC)
А это о том, как давить сетевые организации
http://weis2006.econinfosec.org/docs/38.pdf
servali
1 июл, 2006 21:10 (UTC)
Уважаемый, Джагг
Позвольте заручиться Вашим согласием на публикацию этого текста в сообществе masterjatnik и одноименном сайте (когда он будет запущен). Обязуюсь поставить копирайт.
17ur
2 июл, 2006 14:30 (UTC)
По умолчанию тексты здесь разрешены к публикации с обязательной ссылкой и желательным уведомлением.
zgee
1 июл, 2006 21:34 (UTC)
Все выглядить прекрасно... Осталось решить только задачу упорядочивания возможных состояний обьекта в бесконечномерном пространстве. :-)
17ur
2 июл, 2006 14:32 (UTC)
Решайте. А я обойдусь пространством рассказа, которое даже в предельном приближении бесконечномерным не является.
zgee
2 июл, 2006 15:03 (UTC)
Это ваше:


По координатной оси, соответствующей некоторому объекту, откладывается спектр всех состояний объекта. На оси отмечаются крайние состояния, которые объект принимает в рассказе.

Это первое, покамест достаточное приближение. В дальнейшем объекту, характеризуемому многими свойствами, можно сопоставить не ось, а некоторое подпространство.


Если здесь для вас все очевидно, очень за вас рад. Мне же представляется затруднительным пользоваться осью, где, например, на одном конце написано "он ест рыбу", на другом "его ударили кирпичом", делая вид при этом, что это аналитическое пространство.
(Удалённый комментарий)
zgee
2 июл, 2006 18:31 (UTC)
Если состояния никак не упорядочены, то теряют смысл все эти линии и проекции.

Под последовательностью состояний объекта вы имеете в виду времянную последовательность, или что-то другое? Если времянную, то зачем вся эта теория, если известно, что с кем будет, и в какой последовательности?
17ur
2 июл, 2006 19:17 (UTC)
Зачем нужна теория? В посте написано. Средство анализа текста, получения его отображения, а равно алгоритмизации некоторых операций с ним.

Временную последовательность вполне можно взять - особенно для неодушевлённых, юзаемых объектов. "Кирпич на земле - кирпич в руке - кирпичом ударили - кирпич разбился о череп".

Можно взять подпространство с осями отношения персонажа ко всем остальным персонажам от love do hate. Можно взять подпространство функциональности персонажа - ось лайфбара плюс оси статов со скилами. Ну, и где здесь бесконечномерность?

zgee
2 июл, 2006 19:20 (UTC)
Было написано:

первые шаги в области автоматизации проектирования текстов


Прощайте.
17ur
2 июл, 2006 19:30 (UTC)
А, понятно. Что такое проектирование, процедуры проектирования, процедуры анализа как их подкласс - собеседнику неизвестно. Бывает. Что "процесс получения описания объекта", сиречь "проектирование", собеседник путает с "прогнозированием" - уже хуже. Впрочем, ненаказуемо.
17ur
2 июл, 2006 19:02 (UTC)
А, ну-ну. "Он ест рыбу" - это уже не состояние, а событие, равно как и "его ударили кирпичом".

Если ещё что не понятно, спрашивайте.
zgee
2 июл, 2006 19:12 (UTC)
Непонятно явно завышенное самомнение и манера вести беседу.

В качестве упражнения оставлю вам задачю расположить в том, что вы считаете простраством, "состояния" объекта, соответсвующие данным "событиям", добавив туда состояние "труп", и состояние "хорошо одет".
17ur
2 июл, 2006 19:18 (UTC)
См. ответ выше.
vjoiller
22 мар, 2007 20:47 (UTC)
Теория то да, а вот как это применить на практике? Какой человек будет анализировать и фиксировать все участки более-менее сложного и объемного текста для построения диаграмм?

Верно, это титанический труд. И это никак нельзя автоматизировать, пока машина не научится понимать что такое антуражность, а что такое сюжетность. Но ИМХО, когда машины все-таки научатся это понимать и смогут относить каждое словосочетание в тексте к одному из этих понятий, то они также сами смогут придумать все необходимые теории и алгоритмы для работы с текстом.
( Всего-то 25 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger