Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

О будущем образования. Мечты-с.

Гейзенберг, что ли, сказал: "Образование - то, что остаётся, когда забыл всё, чему учили в школе". Всецело согласен.

Образование - это не совокупность знаний, а совокупность умений. Оставлю пока в стороне умения мышечные, поговорю об умственных. Есть два умения, которые повинна поставить человеку система образования. Первое - умение определить и назвать, отделить этими определением и названием данный предмет от всех других. Второе - умение сравнивать. Сравнивать что угодно с чем угодно. Преподаваемая человеку совокупность знаний есть всего лишь очень большое наглядное пособие для обучения этим двум умениям. Математика, биология, литература... Если что-то из этих знаний не нужно, это можно со спокойной совестью забыть - главное, чтобы умения оставались.

Втюхивание человеку каких-то знаний нужно в первую голову государству для облегчения профессиональной подготовки подданных и их взаимозаменяемости - чай, индустриализм на дворе, а не цеховая система с мастерами и подмастерьями. Те же самые требования взаимозаменяемости и диктуют иерархическое построение управления образованием. Оно, управление образованием, нужно для того же, для чего была нужна номенклатура в СССР - для обеспечения единообразия решения некоторой задачи на большой и малосвязной территории.

Ссучилось оно точно так же, как номенклатура.

Возьмём ЕГЭ наш тестообразный. Что это такое? Его главное следствие, помимо запоротой оценки качества образования - понижение плотности информации на входе в иерархическую систему управления образованием и повышение удобства отчётности в таковой. Всё. И прокидывает такие штучки бюрократическая система, будучи полностью уверена в собственной безнаказанности. Ну не хочется работать и не заставляют, так почему бы и не?

ЕГЭ - идея хорошая на самом деле, при правильном исполнении она действительно поможет получать высшее образование потенциальным Михайлам Васильичам. Что это за правильное исполнение? Во-первых, тесты нахер. Во-вторых, экзамен принимает чужой учитель. То есть по стране сколько-то народу из учительской гильдии подают заявки на право принимать ЕГЭ. И их случайным, заранее неизвестным образом распределяют в чужие совершенно школы. Как минимум "не в нашем районе...". Командировка, проживание и так далее (лучше тратить серьёзные деньги на это, чем на случайные гранты, вызывающие зависть коллег). И там они шкурят местных. По билетам, а не по идиотским тестам. И полученным данным можно будет верить несколько больше, чем 85% круглых отличников в деревне Нижние Пупки.

Естественно, от такой идеи люди, работающие в системе, будут отпихиваться всеми четырьмя ногами с рёвом совершенно противотуманным. Ибо а) придётся пыхтеть над организацией и распределением, б) показатели упадут ниже плинтуса, и станет ясно, кто чего стоит и где чего надо чинить.

Что касается эволюции школьных программ, методик и прочего. Имхо, надо форсировать горизонтальную связность между школами. То есть создать межшкольную сеть, куда все свои наработки педагоги могут просто выкладывать и соответственно приникать к чужой мудрости. Если педагог А использует выложенную в сеть наработку педагога Б в своей работе, он регистрирует её использование в отчётных документах, - да и в той же сети - и педагогу Б идёт от государства денежка. Пропорциональная количеству пользователей наработки. Не хуже грантов, не находите? Впрочем, с точки зрения бюрократической, конечно, хуже, и намного. Нельзя торжественно вручать, нельзя бороться под ковром... на долю бюрократии остаются скучные проверки и отлов шулеров.

Теперь об оценке качества учителя. Оставим в стороне литературу для детей школьного возраста. В условиях высокой связности общества оценка вполне возможна с известными претензиями на объективность, хотя, конечно, она останется приблизительной. Примерный подход к методике будет таков: оценки учеников на тех же ЕГЭ (см. выше) по предмету, число учеников, поступивших в учебные заведения с упором на данный предмет, число учеников, работающих по профессии, на данный предмет как-то завязанной. Очень утрированный пример: даже шОфер при зоопарке вполне может принести своему прежнему учителю биологии лишний балл, ибо статистически подобные трудоустройства можно толковать как то, что учитель биологии таки привил человеку любовь к животным (не путать с зоофилией), но ума не хватило на поступление в биовуз какой-нибудь. Однако такое трудоустройство - при зверях - шОферу, скажем, меньше мотает нервы, чем всякое другое - что обществу только на пользу, и за это учитель может быть поощрён. Понятно, что в таком раскладе за доктора биологических наук его школьный учитель по биологии получает не один, а сто баллов... а если этот доктор плюнул и ушёл в грузчики, пятьдесят баллов снимаются.

Система, понятно, будет весьма приблизительная, со множеством дополнительных коэффициентов - например, отношение к той же биологии в индустриальных районах и сельских будет весьма разным... Однако, с учётом того, что речь идёт о серьёзных временнЫх отрезках, и при единообразии методик такая практика вполне может работать как дополнительный контур управления образованием, способный дать весьма тонкую настройку системы.

Возвращаясь к началу текста - об умениях определять и сравнивать. В будущей школе, имхо, не обойтись без следующих модификаций в обязательной учебной программе. Просьба громко не ржать.

Живые языки сейчас рынок рвёт как Тузик грелку. Что русский, что английский, что ещё какой. Кроме того, чем больше языков - способов организации и представления информации - человек знает или по меньшей мере имеет о них хоть какое-то понятие, тем человек... скажем так, понятливее. Уметь назвать один и тот же предмет на трёх языках и описать на этих языках его взаимодействие с иными предметами - часто означает большее знание об этом предмете и понимание его.

В общем, я полагаю, что обязательным предметом в школах, помимо русского и живого иностранного - плюс ещё родного, конечно - должен быть латинский или койне. Или язык древних ацтеков, если такой ещё можно выучить.

Продолжаю. Сколько-нибудь успешная жизнь в "информационном обществе" - когда идёт постоянное сношение мозгов - подразумевает умение от этого общества защищаться. И умение это обязательным условием имеет понимание угроз. То есть вместо курса "Мировой художественной культуры", или как он сейчас называется, следует читать а) курс логики, б) курс современной информационной культуры. В котором ставилось бы базовое понимание того, что такое пиар-кампания, каков механизм воздействия компьютерных игр на сознание, как строятся рекламные ролики... А фламандские живописцы и немецкие композиторы подождут, ибо ничего, кроме углубления безразличия к оным, курс "Мировой художественной культуры", или как он сейчас называется, не даёт. Надо-то сводить пару раз учеников в ближайший музей - кто предрасположен, того вставит, а остальным бесполезно.

Импортирую из своего текста о ксенофобии - в школах нашей многонациональной сверхдержавы должна преподаваться ксенология. То есть обычное антропологическое и социологическое рассмотрение как коренных народов РФ, так и наиболее заметных диаспор. Внешний вид, стереотипы поведения, основные моменты истории - собственной и совместной. Без клубничного говна на тему "надо жить дружно", оно тут лишнее. Речь идёт именно об увеличении предсказуемости при сосуществовании (кроме того, это мощнейшее средство ассимиляции диаспор, но - тс-с-с-с!).

Вот такое примерно визионерство получается. На вопросы о том, сколько это будет стоить, ответить сложно - тут опять-таки, главное начать. На другой вопрос - куда все эти новые предметы упихать - ответить проще. Необходимо начинать базовую ориентацию учащегося несколько раньше, чем сейчас, то есть заранее выносить ненужные ему предметы за скобки. Лет, скажем, с тринадцати, тем более, что сейчас социальная зрелость наступает раньше, чем в прежние времена, и учащийся по крайней мере способен сделать выбор на будущее, сам или с родителями. Гуманитарии направо, технари налево. Но логику учить - всем...

Tags: образование, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments