Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

О русификации рынка.

Недавно проклюнулась инициатива в Общественной палате №6 объявить упоминание иностранных валют чиновными лицами неприличным. Чтоб, понимаешь, сорвались с языка "доллар" или "евро" - и тут же изящная ручка в лайковой перчатке хлещет хама по мордасам, а собравшиеся брезгливо отворачиваются, делая вид, что заняты фин-шампанем, и прикидывают, как бы вернуть обратно свои визитные карточки у этого типа.

Тут, в общем-то, надо понимать, что подобного рода фиктивные проблемы считаются фиктивными по одной из двух причин - либо проблема слишком мала, и ею затеняют проблемы более важные, либо предлагаемое решение предельно убого - только чтобы системочка соблюла лицо перед проблемой в порядке отправки её, проблемы, в долгий ящик.

Имхо, здесь второй случай. Проблема-то есть.

С чем у Вас ассоциируются нерусские надписи и нерусски звучащие слова? Вещи, фирмы, произведения искусства (фильмы, компьютерные игры и прочее). Продукты и те, кто их создаёт и поставляет. Я всё перечислил? Сюда входит хоть одна проблема, не завязанная на Вашу узкопрофессиональную деятельность; проблема, которой Вы бы могли поделиться, сумев объяснить её окружающим вне работы, и с которой Вам могли бы помочь?

Прикиньте ту же ситуацию в масштабах страны. Короче, у нас если не всё потребление, то очень большая часть его ассоциируется с иностранным алфавитом и словами вне русских корнесловий, зачастую не имеющими смысла или прямого отношения к предоставляемой возможности потребления. Которое потребление, как ни крути, считается чем-то приятным. Против чего я не имею особых возражений, ибо ем каждый день и каждый же день пользуюсь сравнительно сложными артефактами.

Да, конечно, единственный взгляд, брошенный на лейбл, вывеску и прочее - многого не сделает. А сто взглядов? А миллион? Если один человек миллион секунд будет смотреть на некую вывеску, он её успеет полюбить, возненавидеть, постичь смысл изображённого на ней, потом постичь ещё раз, сочинить трактат о вывесках, зарифмовать его, пропеть с аккомпанементом или без... или просто охренеть со скуки. Но миллиону людей, видевших эту вывеску одну секунду, будет быстро и мелко насрано в мозги, причём гарантированно под порогом рефлексии. И в первом случае, и во втором - миллион человекосекунд, но какие разные результаты, ага. Умножить на количество вывесок, фирм, продуктов и взглядов.

То же касается услышанных слов: нерусские слова, они для большинства, с иностранными языками знакомого шапочно, не имеют связи ни с чем, кроме обозначаемого предмета продукта. Между нами, девочками - обязательным свойством языка является возможность найти синоним. Брэнды уничтожают язык. В данном случае наш, чего бы мне не хотелось. Остальные-то хрен с ними.

Так что пересчёт на "доллары" и "евро" - это только вершина айсберга. Речь идёт об а) несбалансированном доверии к чужим вещам и смыслам (пользуемую вещь купил - надпись на ней латиницей, а уведомления о плате по ЖКХ нам не на иврите английском присылают, верно?), б) утере связности соответствия нашего языка повседневной реальности, когда иностранные "слова и знаки" прочно отождествляют себя с каким-то смыслом, при этом оставаясь несвязанными с родными корнесловиями в смыслах соседних.

Мне сейчас скажут, что и раньше русский язык принимал иностранные слова, и вроде обошлось... Положим, не совсем обошлось. Но, главное - эти слова приходили в значительно меньшем количестве за равный промежуток времени, то есть было время на адаптацию и отторжение (кто знает, что имел в виду Пётр Первый в распоряжении "добрый анштальт завести"?), а во-вторых, никто не был заинтересован в их систематическом и настойчивом внедрении методами пропаганды - я про рекламу говорю.

Понятно, что идеальное решение - самим делать все вещи и продукты, подписывать их кириллицей, запрещать всё иностранное, декламировать "сегодня носит "Адидас", а завтра Родину продаст" (что статистически оказалось не вовсе бессмысленно) - нам, увы, не по силам. В лучшем случае получим ту же советскую ситуацию с нездоровым восхищением перед заграничными лейблами, которые станут редки. Просто потому, что удовлетворить потребности так, как их закрывает весь Запад, нам не по силам, непременно начнутся ограничение этих потребностей - "борьба с вещизмом", ага - или создание откровенно плохих субститутов. Плавали, знаем.

Однако неидеальное решение есть. Русификация рынка. И, хвала Мелькору, бюрократия просто обязана это полюбить - бурная нетрудная деятельность, прекрасно смотрящаяся в отчётах... Если не возражаете (а куда вы денетесь?), по пунктам:

1. Полный запрет на трансляцию иностранных рекламных текстов и любых их составляющих - например, брэндов - латинским шрифтом. Будьте любезны в любой рекламе - бумажной или телевизионной - писать Самсунг вместо Samsung. Сложно? За нарушение штраф, половину в казну - половину доносчику. :-) Исполнить всё просто, дав срок на перестройку - в полгода, скажем.

2. Создать комиссию из лингвистов и учёных родственных им амплуа, чтобы те определили "русскость" (или, если хотите, "россиянскость") звучания тех или иных слов и отдельных фонем. После чего получившиеся рамки оформить законодательно, дав российским фирмам год-два на приведение названий в соответствие. Хотите - делайте смысловой перевод, "Билайн" превращая в "Пчелинию", и год моратория называясь "Билайн-Пчелиния"; хотите - выдумывайте нечто, красиво звучащее, но по-русски. Естественно, работа комиссии и применение наработанных ею рамок к ситуации будет неидеальным (кто попробует "Мегафон" тронуть?), но хоть каким-то оно будет, и сонму языковых уродцев, порождению "портных Иванов Фёдоровых из Лондону и Парижу", придётся сдохнуть. Опять же штрафы, причём вовсе не сопряжённые с какими-то проверками - тут-то всё наружу, на вывеске; внутри не придётся искать "пожарную безопасность".

3. Начать переговоры с крупными и не очень брэндами о создании их приемлемых субститутов на территории РФ. То бишь чтобы тот же "Самсунг", например, на территории РФ назывался "Красный треугольник". Посмеялись? А теперь вспоминаем, как называются фирмы, которые держат производство пива у нас в стране, и какие названия пива мы на этикетках в киосках видим. И ничего странного в этом нет. Дополнительными пунктами можно поставить налепление соответствующих наклеек, раскраску корпусов и упаковок, и всё такое. Переходный период замутить лет на пять, чтобы население успело привыкнуть и не путалось в соответствиях. Переговоры об условиях пребывания на крупном рынке, ведомые в конкурентной среде, вполне могут достичь поставленных целей. Если уж на то пошло, можно даже в ООН устроить по этому поводу бучу, взяв в союзники таких же слаборазвитых, которые уважения хотят. В конце концов, в ООН тоже бюрократы сидят, так что "споёмся". Это выльется в повышение цен на соответствующие товары, однако, учитывая объём поставок, повышение будет копеечным.

4. Как цыкнуть зубом на челноков, а равно заставить писать на куртках и футболках всякую херню по-русски, вместо того, чтобы писать её же на иностранном - думаю, объяснять не надо. Поставщики и изготовители сориентируются быстро, им даже покочевряжиться, как крупным фирмам, не удастся.

Произведения искусства, конечно, суть отдельный вопрос, и он сюда не помещается - однако и тут можно добиться известного прогресса, особенно если перестрелять нынешних деятелей культуры.

Желательный результат - оброднение среды обитания при сохранении того же уровня потребления. Миллионы взглядов на миллионы вывесок и лейблов, не забывайте. А если у кого-то возникает очень большая нужда полюбоваться именно на иностранные буквы, к его услугам целый Интернет (стремление любоваться именно иностранными буквами на некотором изделии, идентичном по характеристикам изделию, помеченному кириллицей, для русскоязычного гуманоида я не считаю рациональным, нормальным и потому не обсуждаю - это к терапевту). Возможность повыёживаться перед соседом своим лучшим потреблением тоже никуда не исчезает.

Суверенитет - как и разруха - в мозгах, а не в клозетах (в клозетах у нас в основном террористы). И русификация рынка немалую долю самооценки русских и, как следствие, суверенитета России может вернуть.

Если, конечно, кому-то это надо.

Tags: футуризм, язык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →