Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Плюсквамперфектполитик и культуртрегерство.

Сижу, мёрзну. Думаю. Ниже просто слегка отредактированная энцефалограмма. Тема: искусство и как с ним бороться во имя прошлого и будущего.

Недавно имел необходимость беседовать с человеком с очень своеобразной речью. Такую речь Тихонов изображал в "Они сражались за Родину", играя контуженного солдата. Со мной студенты были; они, естественно, отворачивались и ржали в ладонь, или изображали, что потирают нос, я же такой возможности не имел и просто делал морду ящиком, причём неумело. Действительно, с непривычки смешно, пускай смеха собеседник совершенно не заслуживал: и должность, и место работы определяли человека умного и востребованного. Хотя диктором ЦТ ему не бывать.

Переговорили, в общем. Я по ассоциации потом начал вспоминать "фильмы-про-войну", и выскочило в памяти недавнее творение "Реквием каравану PQ-17" или как там оно называется в телесериальной версии. Если помните, - а вы должны бы помнить - там был берущий за душу эпизод: русские бабы в Заполярье грузят апельсины бочками золото для Черчилля ящиками под бдительным надзором солдат НКВД. Один ящик ломается, слитки вываливаются на свет божий. Бабы, естественно, в удивлении, выскочивший из-под земли энкаведёнок готов спустить дело на тормозах, но чуть позже свалившийся с неба матёрый энкаведист велит дело на тормозах не спускать; энкаведёнок уводит баб в лес, откуда раздаются выстрелы, а дитёнку одной из баб никто так и не объяснил, куда мамка пропала. Зрителям здесь полагается плакать и биться в катарсисе.

Как легко догадаться, ваш покорный слуга в катарсисе не бился (да и кто бился?). Чувства мои были схожи с теми, как если бы я увидел в роли диктора того самого собеседника, о котором шла речь в первом абзаце: "Что оно здесь делает?" Эпизод запредельно идиотский, и его идиотичность многажды уже объяснена.

Представьте себе, лет через пятьдесят снимают фильм про блядские девяностые, в котором некая мамка погибает на перекрёстке из-за того, что гунявый пацан с малиновыми петлицами в малиновом пиджаке сунул ГАИшнику стольник баксов и после катался на своём "мерине", намеренно сшибая людей на перекрёстке - охотился, ага. Развлекался. Логично такое в фильме оценить, как КГ/АМ, не говоря уж, что враньё. Независимо от личного отношения к пацанам в малиновых пиджаках.

С той же точки зрения неоднократно проанализирован и "Штрафбат", представляющий собой кухонное блеяние конца восьмидесятых, когда-стало-можно, вырвавшееся на свободу. Достаточно только упомянуть, что в реальности комсостав в штрафных батальонах и ротах не был осуждённым-приговорённым, а наоборот, расписывался и представлял к снятию судимости, и фильм превращается в чёрную комедию.

Мелькало, однако, и такое суждение, что, мол, не надо смотреть на все эти картонные ужасы, надо смотреть на игру актёров, сильные характеры, веру-надежду-любовь и всё такое. В ответ на это позволю себе напомнить окружающим основной закон органической химии, сформулированный, увы, не мною: если один килограмм повидла смешать с одним килограммом говна, получится два килограмма говна.

Получается, чтобы правильно посмотреть на "сериал" (которые всякий уважающий себя, но не зрителей, россиянский телеканал может печь по нескольку штук в год), надо обладать знаниями о тогдашней обстановке, превышающими средний уровень таких знаний по стране. А чтобы получить такие знания, особенно в межеумочную эпоху "политического плюрализма", надо было читать и много, на что у большинства людей времени совершенно не было по самым уважительным причинам.

Рискну утверждать, что все эти сильные характеры (по нескольку штук в год), вера-надежда-любовь ("возьмите несколько, на вес") выполняют банальную функцию приманки, а основной целью как раз и является демонстрация выдуманной несправедливости.

Тут важно пояснить вот что. Теория о том, что тогдашнее время было сплошным тёмным ужасом, и солидна, и остроумна. Равно как и теория о том, что тёмный ужас был при царе, которая господствовала при Советской власти. Равно как и непременная теория о том, что тёмный ужас рулит именно сейчас. Все они имеют право на существование и воплощение в художественной форме.

Дело, однако же, в том, что этот тёмный ужас подлежит выражению в художественной форме исключительно через тщательно реконструированную обстановку - причём должны совпадать и цвет петлиц, и ход дела (в бюрократическом и житейском смыслах). Это первое и наиглавнейшее условие - ограничение на средства выражения. Почему оно нужно? Потому, что художественная форма специально предназначена для воздействия на сознание (а значит, и для изменения такового), а исторические свидетельства, источники и те черепки, которые выкапывают археологи - не предназначены.

Яркое изображение несправедливости - опасно. Это самое мощное из возможных средств художественного воздействия на сознание; и нужно оно для того, чтобы?.. правильно, совершить некую "симметричную" несправедливость для восстановления справедливости. Никто не хочет почитать художественное описание приготовления мацы на крови христианского младенца?

Яркое изображение несправедливости, не подкреплённое материальными свидетельствами и выполненное вне тщательнейшей реконструкции обстановки, в которой эта несправедливость произошла - должно быть запрещено. "Художественная правда" must die как отговорка при изображении прошлого и принцип изображения такового.

И, чтобы расставить умлауты над "зю"... Враги Паганини, скрипач был такой, однажды перегрызли ему все струны на скрипке, кроме одной, а он и на одной струне слабал всё, что заказывали. Ибо талант. А если я в руки скрипку возьму, мне струны грызи не грызи, ничего путного не изобразится. Потому как я на скрипке играть не умею. Вывод: таланту на ограничения средств выражения плевать. Против цензуры протестуют именно середнячки и бездари. И протестуют только из корыстных соображений - чтобы их товарец не запретили к сбыту. Ибо все эти сериалы и прочая нетленка суть товар, не более того.

То бишь тот самый реально существовавший "тёмный ужас" талант вполне сможет передать тем, чем можно. А если таланта нет, то и нехер снимать, например, фильмы про человека, который с 1950-го по 1953-й жил под кроватью Берии. Иди двор подметать, в ЖЭКе гламурничай.

На полях в качестве примечания укажу, что, имхо, самое мощное художественное отождествление сталинского и гитлеровского режимов - стихотворение Башлачёва "Абсолютный вахтёр". Логика нулевая, но воздействие мощнейшее. Талант великий, и сделано не на продажу.

Развивая тему, можно вспомнить "их" фильмы "про нас". "Враг у ворот" или "К-19". Якобы доброжелательные, с проплаченным одобрительным мычаньем и гугуканьем "у нас". Помнится, консультант фильма, кавторанг, этому гугуканью не подверженный, рассказывал, как за полчаса научил американцев-актёров занимать свои места по боевому расписанию в съёмочном макете лодки, а баба-режиссёр ему: да ты чё, мужЫк? Надо ж показать, что вы, русские моряки после профессиональной учёбы, там бегаете, путаетесь и сталкиваетесь друг с другом - это такая художественная правда.

Ага, ага, зато там ещё "характеры" и "вера-надежда". Целый килограмм отборного повидла. Даже два. Кушайте. Кое-кто ещё на полном серьёзе говорил, что это какой-то там "прогресс на общем фоне": снизошли белые люди до нас, не только пинают. Такие отговорки, увы, всерьёз принимать трудно.

В результате выходит какая-то голопупая дура из кинотеатра и лопочет в микрофон про фильм "Враг у ворот": "Ой, это же всё так и было". Отгрызен кусочек лояльности своему народу, нации - а не государству. Потому что другой войны дура не видела, читает по слогам и представлять себе, как войну ведут русские, она будет именно так. А это, имхо, уже приведёт к заметным изменениям в социальной стратегии данной тупорылой индивидуйки.

Так что со всем этим делать? Позвать на помощь бюрократию, потому как лучшего под рукой пока нет.

1. Уточнить, кто там чей правопреемник согласно распоняткам в ООН.

2. Заявить от имени РФ копирайт на свою историю. Сюда как минимум входит право на художественное изображение исторических событий на нынешней территории РФ. Согласиться на такие же права других стран, если они присоединятся к соответствующей конвенции или заключат соответствующие двусторонние договоры. Естественно, как и с прежним соглашением об авторских правах (1967? в яндекс лезть неохота), установить дату начала её действия, после которого соответствующие художественные вещи, сделанные вопреки ей, типа какого-нибудь "Врага у ворот-2", будут рассматриваться в её распонятках.

3. Переждать всеобщий взрыв хохота, ликующий вой русофобов "мы же вам говорили!" и несколько художественных вещей, сделанных "вопреки".

4. Начать тупо щемить тех, кто эти вещи сделал, фирмы, завязанные на их производство, и людей, в производстве участвовавших. Санкции, отказ от контрактов, "чёрные списки". Дать понять им, что этот рынок для них закрыт навсегда (опять же, для конкурентной среды это тяжёлый удар). Тут ещё можно изящно намекнуть, что все культур-артефакты, сделанные этими людьми впоследствии, не будут рассматриваться в РФ, как защищённые авторским правом вообще.

5. В случае, если кто-то таки захочет снять соответствующий фильм, предоставлять (платные) услуги по реалистичной реконструкции событий и соответствующую гумажку с печатью, что цензура пройдена, фильм не содержит историохульствiй. Соответственно, получать подобные платные услуги от других стран, присоединившихся к соглашению. Тут можно прикармливать совместные комиссии историков, что приведёт к весьма интересным эффектам, этакой плюсквамперфектполитик. Впрочем, повторю, речь идёт именно о реконструкции материального и смыслового антуража, а не о том, кто ангел, а кто чёрт с рогами. Документы против документов, пока реконструкторы совместно доспехи полируют. Идеальным решением, скажем, в фильме о русско-польских отношениях будет такое, когда становится видно, что обе стороны имеют за собой правду (как оно и было, в общем-то).

6. Вести политику по расширению этого соглашения, как вширь по географии, так и вглубь по смыслу. Скажем, в случае, если РФ сумеет стать национальным государством русских, соглашение может включить в себя запреты на использование русских имён в качестве имён негодяев и т. п..

Меры весьма корявые, вокруг них повинны виться тучи адвокатов, и главная эффективность мер лежит отнюдь не в том, что якобы тут же начнут снимать фильмы о нас и наших предках со всем полагающимся уважением. Далеко не тут же, эффект будет накапливаться в течение лет и десятков лет - это не должно быть единомоментным актом, а упорной и систематической политикой. Главное здесь другое. Во-первых, вводится сама идея уважительного отношения к истории. Тщательная реконструкция и есть уважительное отношение к истории, другого не бывает, другое - официоз и пропаганда: углубить, расширить, бережно хранить. Во-вторых, это перехват инициативы у хрестоматийного Голливуда, применение рыночных распоняток против распоняток идеологических - долги надо возвращать, ага.

Тут ведь ещё что любопытно - предлагаемое не есть возвращение к советской методе с тотальным контролем. Незачем. Да, неправильные фильмы не подлежат показу в кинотеатрах, как, например, порнография. Однако купить их на тех же CD-DVD, в тех же киосках, что и порнографию, и пускать слюни, глядя, как храбрый Джон побеждает бывшего маршала КГБ Миклухо-Маклая, который меняет наркотики на атомные бомбы - флаг в руки, ваше право. А то самое интернет-сообщество чисто из энтузиазма и желания поиздеваться над лохом, по закону больших чисел со временем объяснит потребителю, что в КГБ не носили эполетов с бахромой на штатском пиджаке, и что "война за право маков цвести" началась не в 1979-м, а после 11-9-2001.

А можно, конечно, продолжить полоскать хавальником, и смотреть, как гыргычет тусовка гламурных режиссёров и сценаристов, не знающих, на какой стороне носится Золотая Звезда, и радоваться, что что в очередном западном творении русский выражается не только односложными словами и не надевает валенки на голову.

Некоторым вообще немного надо. Неприхотливые они.

Tags: история, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments