?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Профсоюзное.

Да, в продолжение темы о "производстве порядка".

Ранее я заявил приверженность той точке зрения, что процессы в обществе могут рассматриваться как результат взаимодействия общественных классов, различающихся между собой по отношению к средствам производства порядка. Ну да, ну да, признание власти одним из проявлений средств производства порядка (повышения аналитичности и предсказуемости) в обществе и распространение классовых заморочек на эту область, с пониманием того, что "общественный договор" обязывает граждан участвовать в производстве порядка.

В связи с этим можно перейти к определению политической нации как а) средства преодоления отчуждения "пролетариев порядка" от средств производства порядка и б) качества населения, полученного в связи с таким преодолением. Сталинское описательное определение нации с перечислением общностей прекрасно сюда укладывается.

Пусть на некоторой территории есть население, объединяемое одними и теми же средствами производства порядка - сюда, кстати, входит и этнический момент. На протяжении истории под действием долговременных факторов - климатических, биологических и следующих из них внешнеполитических и социальных - возникает запрос на некоторый более сложный порядок, на бОльшую степень предсказуемости в бОльшем количестве областей человеческой деятельности.

Этот запрос невозможно удовлетворить без организации населения таким образом, что ему доверяется некоторая доля во владении, использовании и распоряжении средствами производства порядка - напоминаю, средствами, одинаковыми для решающих частей населения и территории. Именно из-за этой одинаковости и складываются экономическая, территориальная и культурная общности - складываются они, повторяю, именно тогда, когда население уже получило в силу исторических необходимостей какой-то кусочек участия в средствах производства порядка.

Например, при классическом феодализме с его вассальной пирамидой нации быть не может, сервы там порядок производят в рамках традиции, а не участия в общественной жизни, производство порядка в этом аспекте целиком лежит на сеньорах - весьма малой доле населения.

Итак, со временем население получает как навыки обращения со средствами производства порядка, так и вкус к такому обращению. Напомню на всякий случай, что это в общем надындивидуальный процесс, и отдельные личности, пусть даже исторические, не могут служить его всеобъемлющим выражением, как бы это упрощение нам ни нравилось.

Нация таким образом предстаёт, как новое качество населения, которое позволяет ему а) бороться за участие во владении, использовании и распоряжении средствами производства порядка и б) получать выгоду от этого участия.

Химически чистый случай - Французская революция; и процессы, приведшие к ней, и вся работа, так сказать, организаторов и провозвестников сводились к оспариванию прав, дискредитации, оттеснению и уничтожению тогдашних владельцев средств производства порядка - аристократии и церкви. После чего был запущен процесс самоорганизации уже на новом уровне общности - и в него равноправно входили и тогдашняя резня внутри страны, и последовавшие времена Директории.

Но это революция - она и есть революция: подняли прежних хозяев на вилы, выдвинули новых (далеко не из лучших, как обычно) и пошли на новый круг. Однако ведь есть и альтернатива, точно так же давным-давно описанная в Европах. Профсоюз. Тред-юнион. Когда старых хозяев теснят медленно и неуклонно, заставляя их делиться - революция, кстати, никуда не девается, она необходима, она маячит на заднем плане и работает пугалом.

Имхо, нацию можно создать именно "профсоюзным" методом, через сумму вынужденных уступок долей во владении, управлении и распоряжении средствами производства порядка.

Кое-какие наметки к такому способу для условий нынешней РФ.

Во-первых, всегда должна быть угроза худшего для "нынешних хозяев" положения дел - и в данном случае это а) нацистская диктатура, будем называть вещи своими именами, и б) утрата владения средствами производства порядка в пользу внешних сил.

Иными словами, идеи откровенно нацистского государства русских должны прорабатываться и звучать достаточно громко (сразу поясняю: я не являюсь их сторонником). Равно достаточно громко и убедительно для нынешних хозяев должны звучать идеи всевозможных расколов, отделений, сепаратизмов, объявлений Костромской областью войны Швеции с последующей капитуляцией и вступлением в Евросоюз (сторонником чего я тоже не являюсь).

Чисто житейски понятно, что если "умеренные" отказывают "экстремистам" в праве быть услышанными, этим "умеренные" просто отбирают у "экстремистов" метку маргиналов, с которыми никто договариваться не будет. Оно надо?

Во-вторых, всегда должна быть очередь разнообразных требований, предъявляемых властям и иным держателям средств производства порядка. Что такое эти средства, я уже говорил. Требования и проекты действительно получаются разнообразными и на первый взгляд малосвязными, хотя, смею заверить, они обусловлены одними и теми же соображениями. Например, далеко не исчерпывающе:

- резкое снижение бюрократического порога для владения огнестрельным оружием и ношения такового, закрепление этих вещей как права, сопутствующая выработка культуры владения оружием;

- придание школьным учебникам статуса государственных документов, достаточного для серьёзного уголовного преследования за контрафакт;

- классификация произведений искусства, распространяемых электронными СМИ и введение ограничений на замусоривание их передачи рекламой;

- введение выборных должностей по контролю за чувствительными с точки зрения обеспечения локального порядка позициями в системе управления или делегация соответствующих полномочий существующим выборным должностям (может реализовываться в рамке "вся власть советам" или "борьба с коррупцией", дело десятое);

- редактирование УК в областях, касающихся клеветы, лжесвидетельств и неправосудных решений, снятие сроков давности по таким делам.

Это глобальный уровень. На местном уровне разнообразие будет ещё поприличнее, определяясь местной же спецификой и прочей повседневностью.

В-третьих, отказ от какого-либо доверия нынешним владельцам средств производства порядка. Любое действие в их интересах со стороны "пролетариев порядка" может быть только ответом на реальные уступки по вышеперечисленными или иным позициям. С этой точки зрения Сурков и его fartleberries из "Единой России", что-то сюськающие в последнее время о "российской нации", представляют собой надругательство над здравым смыслом, ибо и являются представителями класса владельцев средств производства порядка, которым даже "российская" нация нужна ровно в той же мере, в какой профсоюз в зиндане нужен чеченскому рабовладельцу.

------

Естественно, это представление весьма схематично и, например, меры воздействия на классового врага, специфичные именно для изложенного аспекта, пока видятся мне весьма смутно. Тем не менее, полагаю, приведённого хватит для разработки каких-то программ и/или их оценки.

Comments

wyhuholl
22 сент, 2006 20:44 (UTC)
Извините, дурацкий вопрос - для чего Вы собираетесь использовать "произведенный порядок", иди, как вариант, "возросщую аналитичность"....
17ur
23 сент, 2006 08:01 (UTC)
Для повышения цивилизованности, т.е. способности сообщества к многообразным, сложным и упорядоченным действиям.

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger