?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Заказной пост для ilya_kramnik. Политические перспективы имеющегося режима на 10-летие.

"А полного изложения теории бесконечных автоматов ты случайно не предложишь? - заорал оскорблённый до глубины души Трурль".

Так что, граждане, это не я. Это всё он. Типа флэш-моб такой. Родители на даче, ага, а уком закрыт, все ушли на фронт.

Ненавижу докторишек предсказания. С прошлым всё ясно, там за умного можно сойти, кое-как кое-чего объяснив, а тут сплошной позор, поношение и обвинения в блядословии. Хрена ли я согласился?

Ладно, защищусь испытанным средством - поставлю очень много букв и сложных слов, а заодно посумбурю вместо музыки, авось ниасилите.

Сила.

Тут я никаких проблем для режима на ближайшее десятилетие не вижу. Население плохо вооружено и ещё хуже организовано, громадный внутренний аппарат подавления смазывается вовремя и ассоциирует свои интересы с интересами режима, которым в общем-то и является сам по себе. В случае некоего "восстания" в одном из русских регионов контроль за транспортными системами не позволит восстанию распространиться, одновременно обеспечивая переброс лояльных юнитов из иных регионов, как это было в 1993-м, когда грязную работу делал провинциальный ОМОН.

Вывод: в ближайшее десятилетие режим сохраняет техническую способность локализовать и подавить любое внутреннее силовое выступление против себя.

Согласие.


Согласие центра и регионов. Обеспечивается оно сейчас двумя путями - во-первых, финансовым контролем (установка доли в распиле общего дохода, поддержание её и наказание за отклонение от), во-вторых, упрощением системы власти и через это приведение её в устойчивое состояние. Простое всегда устойчивее, это аксиома.

Предпосылок для ослабления финансового контроля центра над регионами, пожалуй, нет, ибо решается элементарным "держать и не пущать", каковой рефлекс у власти отключается в последнюю очередь, после клинической смерти. Такое ослабление может произойти через допуск иностранных банков на территорию РФ (верите? Я - нет) или через "восстание губернаторов", которое само по себе маловероятно и уже является событием более высокого уровня, чем это самое ослабление финансового контроля.

Что касается упрощения системы власти... назовём это "девальвацией стабильности", когда прежняя мера обывательского спокойствия достигается всё более простыми средствами - силой, а не через сложный многосторонний договор. Экстремальный пример "девальвации стабильности" - "кадыровщина". Но это именно экстремальный пример, а не исключение. То же самое упрощение происходит сейчас везде, заметнее всего оно в кавказских сатрапиях и национальных ханствах типа "-стан", однако и в русских регионах оно наблюдается и даже оформляется официально - например, как отмена выборов мэров.

Эта тенденция надо сказать, не является изобретением зловещего Кремля, она выгодна достаточно крупным группам населения, так или иначе осознающим себя выгодополучателями-за-свою-иность, за иность, которая в условиях договора, когда ружья оставляют в раздевалке, не давала бы им желаемого куска. То есть Кадырова поддерживают чеченцы, которые осознают себя коллективным выгодополучателем в паразитировании на России, сатрапов и ханов поддерживают "титульные псевдонации", которые уже можно выделить из "титульных народов", движимые стремлением получать блага за свою иность по отношению к русским, в русских регионах ту же самую позицию занимает "элита" - сплав местной власти, крупного по местным меркам капитала и преступные группы.

Я склонен предсказать дальнейшую девальвацию стабильности на протяжении следующих десяти лет. Проще говоря, всё больше сиюминутных проблем будет решаться грубой силой - неважно, будет ли это разгон митингов обманутых дольщиков или показательные чистки кавказцев на рынках на радость телезрителям. Центр это будет одобрять - искренне или вынужденно, неважно, обеспечив взамен себе право отдельных торжественных порок особо зарвавшихся региональных чиновников.

Вывод: в ближайшие десять лет в отношениях между центром и регионами существенных изменений не произойдёт, однако это "не произойдёт" будет обеспечено взаимным согласием центра и регионов на переход к упрощённым и негибким методам решения собственных проблем. Что станет одной из основных гарантий "политической стабильности" как отсутствия эволюции и стимулов к таковой. Думаю, такая "политическая стабильность" заставит нас с умилением вспомнить об СССР, где развитие хоть как-то обеспечивалось дублированием системы управления (партия+Советы). Нынешний режим даже такого себе позволить не может.

Согласие правящей элиты и политически активных граждан. Если во взаимоотношениях центра и регионов заметен переход от Искусства к Силе, то во взаимоотношении правящей элиты и политически активных граждан, по-моему, наблюдается запрос на Искусство, как предпочтительный подход по сравнению с Силой.

Причины следующие.

Во-первых, носители идей, фундаментально альтернативных режиму, либо деактуализированы (КПРФ), либо не обладают достаточной организацией (националисты и проч.). Поэтому в союзнических отношениях с "либеральной прослойкой" режим не нуждается (давить всем "весом залпа" более некого), а установление отношений подчинения с бывшими союзниками ведёт к выделению когорты "лукавых рабов", готовых ткнуть хозяина заточкой исподтишка, и категории "удушенных вместе со свободой слова", жалующихся Заокраинному Западу.

Во-вторых, имитация соперничества между молочными братьями типа Грызлова и Миронова по "принципиальным" вопросам с одновременным обслуживанием их же действительного соперничества по вопросам холуйски-шкурным (uncanny valley, да) - сама по себе задача на порядок более сложная, чем гнобление всей толпой Большого Зю по принципу "купи-еды-в-последний-раз-ужо-придёт-голодомор-за-что-вы-убили-моего-дедушку".

В-третьих, количество и концентрация пользователей Рунета уже достаточны для инициирования информационных поводов, которые нельзя замолчать, которые в любом случае подлежат реагированию, причём эти поводы могут инициировать как "респектабельные" политические сущности, так и местные сумасшедшие вроде меня или вас. Во флейме важна не истинность, а температура.

Вывод: режим в ближайшие десять лет столкнётся с задачей сложного управления информационным обеспечением своей политики. По моему мнению, он не сможет эту задачу решить, так как эта тенденция идёт вразрез с описанной выше тенденцией к упрощению "политики вообще". Однако в силах режима не допустить чужой гегемонии на информационном поле. Результатом, думаю, станет какофония в информационной сфере общества, полученная как сумма обеспечений множества мелких и мельчайших разводок, проводимых множеством мелких и мельчайших центров сил. Вполне возможно, что эта какофония будет выдаваться за "свободу слова" (вовне), "поддержку стабильности" (внутри) и "одобрения курса" (Самизнаетекому) одновременно. Однако это будет всего лишь приснопамятная драчка между Березовским и Гусинским, только измельчённая, размноженная и "в рамках", когда на глобальные вопросы высокие дерущиеся стороны посягать не будут во избежание.

Согласие нанимателей и нанимаемых. Здесь необходимо множество оговорок, связанных с ценой на нефть, дефолтами, корпоративными долгами, скидываемыми на государство... оговорок не будет. Просто опишу тенденции, которые будут в любом случае.

Мобильность населения не повысится. Возможностей "подняться" на новом месте в ближайшие десять лет сравнительно с теми, что есть сейчас, не прибавится. Москва не считается, кроме того, и у неё есть свои пределы. Соответственно, задачу ре-квалификации человеческого материала под индустриальную рабочую силу решить будет почти невозможно, как и задачу обеспечения продовольственной независимости (aka "возрождение деревни"). ВПК локомотивом экономики не станет, ибо барьер внедрения его наработок в народное хозяйство РФ немногим ниже, чем был в СССР. В общем, продолжится вымаривание "неприспособившихся", несколько мягче, чем в гайдаровскую эпоху, но тем не менее. Добавьте к этому завоз из СНГ персонажей, готовых жрать дерьмо за $100 в месяц. Поначалу.

Любопытным, однако, выглядит вопрос профсоюзного движения. В описываемой ситуации в 99% случаев - это кукла бибабо на пальцовке у каких-то местных дядей. Но тут дело в том, что в этой модели противоречия из-за той самой ограниченной мобильности населения противоречия между нанимателями и нанимаемыми будут очень здорово локализованы и горячи - то есть если где-то дело всё же дошло до серьёзного конфликта, то плюнуть на всё и уехать в Урюпинск никто не сможет, денег нет. Добавим к этому обеспечиваемую Интернетом горизонтальную связность, которая позволяет распространять местные наработки на всю страну, и получим, что есть шансы на преодоление межотраслевого барьера и известную консолидацию профдвижения в самостоятельную силу, которая станет тем ещё бельмом для "вертикали", хотя ответом "вертикали" может стать вполне себе стандартная "железная пята", пусть и в домашнем шлёпанце. Беспристрастные суды, пули в подъезде и т. п..

Вывод: в отсутствие Апокалипсиса (типа цены на нефть в $10 за цистерну или бегства Фрадкова за границу к ногам Анжелины Джоли с царской казной в потном кулачке) чисто экономические факторы серьёзных угроз гегемонии режима представлять не будут. Локальную угрозу могут представлять сочетания этих факторов с национальным (проблема гастарбайтеров) или социальным (неприкормленные профсоюзные радикалы, упёршиеся на принцип) фактором. Вероятность разрастания этой угрозы как горизонтального объединения через межотраслевые и региональные барьеры есть, но она мала.

Согласие внутри режима. Здесь действующей тенденцией будет дальнейшее разрастание властного аппарата - то есть увеличение процента лиц-с-полномочиями в населении. Это при том, что экономическая база их прокорма по-прежнему будет висеть на попиле сырьевых денег (неважно, станет их больше или меньше), с возможностью организации из них суперпризов (самый крупный и очевидный - стабфонд). В сочетании с тенденцией к разделу избирателей под кремлёвские партийные проекты, это приведёт к тому, что некоторая часть чиновничества и повязанные с нею бенефициарии легального и теневого бизнеса выберут в качестве площадки для лоббирования своих интересов "Справедливую Россию" или нечто вроде того. См. пункт об информационном поле. То есть большой, фальшивый, якобы "системообразующий" конфликт проектов между двумя крыльями, хвостами или что там есть у власти, на деле будет прикрытием суммы мелких и мельчайших конфликтов на всех уровнях, сражений за деньги и влияние, в деньги же преобразуемое.

Вывод: драйв к повышению управляемости на политическом поле - то есть переделу его между управляемыми партийными проектами - приведёт к повышению этой управляемости за счёт диссоциации внутренних связей в этих самых партийных проектах. Проще говоря, будет гнильё за красочным фасадом, и гнильё это будет становиться всё ликиднее и кислотнее.

Суммарный вывод по согласию. В перспективе условия и регуляции, определяющие политическую стабильность режима, будут форсироваться всё жёстче и всё безыскуснее, скрепы и опоры станут формально толще и потеряют в гибкости. С другой стороны, эти же процессы приведут к распылению и дроблению интересов всевозможных центров сил, то есть вокруг этих опор всё будет кишеть, бурлить и оные опоры разъедать и подгрызать. Время от времени режим, понимая эту опасность, будет вкладываться в проекты по пересборке, т.е. выстраиванию подгрызающих в стройные порядки себе на пользу, но помянутая безыскусность средств эти проекты будет проваливать раз за разом.

Вывод вообще: в ближайшее десятилетие режим останется неуязвимым для классических "массовых выступлений" и "народных протестов", причём эта неуязвимость вряд ли будет поколеблена даже сильными внешними воздействиями, такими как проплата сепаратистских движений или мировыми экономическими неурядицами. Тем не менее, никаких успехов в строительстве нации и/или гражданского общества достигнуто не будет, конфликты интересов будут определяться только и именно конфигурацией власти относительно предмета конфликта, мера вовлечения населения в эти конфликты будет невысокой. Упомянутые конфликты постепенно хаотизируют поддержку "вертикали власти" властной кастой - по-прежнему твёрдая, эта вертикаль будет всё хрупче и хрупче. Всё это дело будет проходить на фоне падения качества человеческого материала, при весьма вероятном сохранении количественной убыли населения и инфлюксе мигрантов.

В долговременной перспективе это повторение сценария Российской Империи, когда опоры гниют так, что рушатся в один прекрасный момент из-за самоуправства нескольких ближних к царю людей и хлебных очередей в столице. Однако нынешний политический режим более рефлективен, хотя бы в силу большей сложности, что, я полагаю, выльется в постоянный поиск "национальной идеи", точнее, в её постоянное нахождение каждые три месяца, её вступление в противоречие со шкурными интересами властей предержащих и отбрасывание. Что предоставляет носителям альтернативных проектов возможности для своеобразного "сёрфинга" на гребне этой волны, с постепенным набором авторитета и повышения собственной организованности для драки за свой проект, "когда всё обвалится".

Вот, собственно, и всё.

P.S. Да, чуть не забыл. Конечно, этот прогноз ошибочен. Даже если я верно себе представляю "однако-тенденции", то я не знаю их меры и меры их взаимодействия между собой, а без этого точность любого прогноза - "плюс-минус трамвайная остановка". Выводы мною сделаны именно на основе субъективного представления этих мер. Так что.

Comments

( Всего-то 18 — добавить )
fon_rotbar
5 ноя, 2006 17:06 (UTC)
Единственные возражения вижу:
-десятилетие- уж слишком срок. 5 лет- не более, на всё вышеописанное отвожу.
При условии отсутствия принципиальных прорывов в технологии (квантовые батарейки, ага)Прежде всего, энергетику имею ввиду, причем за рубежами цунаРФии. Внутри рубежей- строительство, пожалуй что, жилищно-транспортное. Впрочем, о первом вы писали (10 центов за цистерну) а чудеса мы не рассматриваем...
tarkhil
5 ноя, 2006 17:08 (UTC)
Короче, все это будет держаться либо до крупного международного экономического кризиса, либо до исчерпания ресурса инфраструктуры...
17ur
5 ноя, 2006 17:24 (UTC)
Не обязательно. Исчерпание ресурса инфраструктуры - штука долгая, и людей можно к ней приучить... Те же дела с кризисом, если не спиздят Стабфонд до него, то опускать страну будут медленно. Если спиздят или обесценят - то попробуют большую патриотическую истерию "америкосы украли наши деньги!" с ритуальным журением какого-нибудь Кудрина. Повторю - режим очень устойчив к "народному возмущению", он создавался-то только для того, чтобы это возмущение сдерживать. Я всё же полагаю, что он упадёт мордой в лужу просто под весом суммы мелких чиновничьих склок, и основным вопросом станет не допустить регионализации РФ.
blackthincat
6 ноя, 2006 09:10 (UTC)
ИМХО, есть неприятный аспект
связанный с инфраструктурой.
Она имеет тенденцию падать неожиданно и очень зло. Причем для каждого отдельного города есть как минимум три сценария, независимых по условиям возникновения и равно приводящих к невозможности существования на его территории. Учитывая износ этой самой инфраструктуры (и то, что количественные показатели износа никому не известны), над каждым населенным пунктом висит неслабая такая угроза.
С этим можно жить, но для того, чтобы убедить людей: всё зашибись - надо приложить значительные усилия, которых я лично сейчас не вижу.
mitrichu
5 ноя, 2006 19:35 (UTC)
Чем-то вы мне напоминаете Ленина в 13-м году....
Причины обрушения режима также будут в основном не внутренние, а внешние. Жестокий тест-драйв режима в экстремальных условиях также заставит работать все эти причины внутренней слабости.
Чем это завершится? Бог знает. Но видимо совсем не тем, что кажется сейчас обиженным и угнетённым.
17ur
5 ноя, 2006 20:36 (UTC)
Неужели мне повезло встретить очевидца?!:-) Впрочем, и то хорошо, что не сказали, будто я напоминаю Ленина в декабре 1916-го... :-)
mitrichu
5 ноя, 2006 21:01 (UTC)
Смеётесь. Это хорошо.
Ленин в 16-м.... Кстати, от что-либо чувствовал? По-моему, нет.
Знаете, напишите что-нибудь о этой великой революции.
нам будет интересно. а у Вас несомненно появятся новые идеи.
real_ist
5 ноя, 2006 22:07 (UTC)
Принимая во внимание оговорку про "Конечно, этот прогноз ошибочен" всё таки сделаю небольшие комментарии для возможных поправок:

Этот прогноз статический по своей форме. Тоесть "режим" и его направление деятельности представлена в виде болота с непонятными координатами направления вектора. В этом кроется ошибка. Чтобы лучше и точнее сделать этот прогноз посоветую (очень посоветую) ознакомиться с тем самым вектором управления в статье "Местное самоуправление. Ускользающее государство." http://redirect.subscribe.ru/state.politics.ruscrisis,49044/20061103003551/8911=9246=t2=5677=4979/m5258216/-/www.rus-crisis.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=2051
17ur
6 ноя, 2006 09:27 (UTC)
Ну, неформализованные связи "государство-МСУ" всё равно будут, причём именно как функция тех самых скреп и опор, о которых шла речь. Вряд ли разрыв "государство-МСУ" станет провоцировать эффекты того же порядка, которые описаны в посте.

Просьба такая - на сайте можно вообще удобно скачать правым кликом статью, чтобы он мне не выдавал имя файла для скачки modules.php? А то статья достойна архива, но приходится коноёбиться при сохранении.
real_ist
6 ноя, 2006 14:27 (UTC)
Честно скажу я в этих примочках трудно разбираюсь. Могу дать жж автора на всякий случай: http://d-orlov.livejournal.com/profile
d_orlov
14 ноя, 2006 00:17 (UTC)
Джагг, доброго времени суток!

Вот ссылка на мою прошлогоднюю статью по той же теме http://www.rus-crisis.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=365 И читается легче

С уважением.
Денис
ilya_kramnik
6 ноя, 2006 14:32 (UTC)
Спасибо большое :-) Ща буду вникать
yury_v
6 ноя, 2006 19:03 (UTC)
предельно корректно
В общем, все правильно и верно.

Даже удивляюсь. 8-)) Неужели сами?
Без помощи и диалогов с "вышестоящими"? (с)

Хм....

Сильно удивлен.

Есть правда, еще несколько "неординарных" сценариев.
АКА "кот в мешке а ля-рюс".
- теократия;
- альянс с Б-Р, пр условие правителсьва Л-ко.

Ю.
17ur
6 ноя, 2006 20:13 (UTC)
Re: предельно корректно
Вообще-то слесаря вызывал. :-) Деепричастия не складывались.

Что касается неординарных сценариев... Проблема именно в том, что чем дальше описанное упрощение в поддержании стабильности заходит, тем выше барьер для реализации шредингеровых котов в мешке, и тем меньше средств для этой самой реализации. Если речь идёт, конечно, не о косметике. Так-то, без серьёзных изменений, Алексия 2.0 главой "Единой России" можно избрать хоть сейчас.
yury_v
7 ноя, 2006 07:48 (UTC)
Re: предельно корректно
Ага.
Почему так был удивлен - а потому, что в субботу вечером имел приватный и долгий разговор на заданную тему. За небольшими деталями, все примерно одинаково.

Рассматривалось с точки зрения рисков и ряда приватных интересов. И все-таки вариант "неординарного сценария" может иметь место быть.
Что оч. будоражит умы. Ибо "лучший" вариант - без существенных изменений.


Ю.
evendym
7 ноя, 2006 01:16 (UTC)
Ну а самое интересное
Сколько полимеров ещё осталось? Сколько Вы лет отводите нашей инфраструктуре до того, когда её разрушение станет настолько весомогрубозримым, что приведёт к катаклизмам (или, если хотите, к значительным изменениям) в политической сфере?
(Анонимно)
7 ноя, 2006 10:22 (UTC)
Джаг, про эл. энергию и жкх-та вы позабыли! ЖКХ ростет нормальными такими темпами. А еще и жил. кооперативы ввели. (у нас в сад.-ог. товариществе уже 5 лет каждый год меняют руководство и каждый год оно проворовывается) еще год-два и стоимость жилья и пр. имхо доведут до абсурда.
Кроме того чубайсер, добил таки электрику и в ближайшие 2 года похоже стоит ожидать блекаутов.

Цены на солярку имхо так и будут рости (независимо от рыночных цен на нефть) и добивать сельское хозяйство.
Вобщем имхо ситуация ухудьшается по экспоненте, а власть абсолютно никак не реагирует. Число чиновников ростет, каждый из них жрет как 100-1000 обычных чел., а их компетенция стремиться к 0. Резервов нет, стабфонд уже достался победителям, и назад его никто не вернет.

Вроде как по всем понятиями рассиянцы скатываются в кризиную воронку. И насчет 10 лет это весьма оптимистично, думаю сейчас идет на годы.
(Анонимно)
7 ноя, 2006 12:23 (UTC)
Забавно, что
СЕГОДНЯ никто, из игроков на "шахматной доске", не заинтересован в развале России.
Развал обернётся огромным геморроем, вместо нынешнего цимеса.
Сегодня ИМ нужна хорошая пyтин-трава(для народа), контроль за рао(Чуб.), контроль за атомом(Кир.), нужна труба(о ней позаботимся сами ЕдРo). То, что россияне обязаны потреблять продукты цивилизованных, это само-собой, ибо, ага, "что может быть вкусней" разбодяженного водой порошка кака-пепси.
Чуть позже аборигены убедятся что "они не способны" не только хорошие автомобили делать, но и "армия для таких раздолбаев - опасная штука".
Тогда станет поинтересней. Лет этак через 7.

Так шо, "запад нам поможет". Ещё чуть-чуть. В последний раз.
( Всего-то 18 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger