?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

О генезисе нации.

alex_mashin, помнится, интересовался, почему нации вообще стали возможны с наступлением индустриальной эпохи. Ответ простой и даже простейший - повышение связности: транспортной и информационной.

Транспортную связность между точками А и Б можно начать оценивать с количества груза, которое между этими точками можно перевезти в единицу времени. Затем разложим эту связность (интегральную) на связность по некоторому ассортименту (разнообразию) грузов, то есть на множество частных связностей по конкретным грузам. Упомянутое разнообразие можно составить из наименований какой-нибудь "потребительской корзины" в широком смысле этого слова: ясно, что "связность по красной икре" будет несколько менее важна для расчётов, чем "связность по чёрному хлебу".

При оценке транспортной связности важно иметь в виду ещё два обстоятельства. Первое - груз возится не просто так, а для удовлетворения потребности населения в нём, то есть это дополнительная функция, выходящая на плато с насыщением этой самой потребности. Второе - "за морем тёлушка полушка, да рубль перевоз"; имеет смысл в качестве фактора связности считать груз, который и перевезённым дешевле, нежели местный аналог.

Модель получается сложная, с последующими приближениями уходим в дебри экономической науки, так что ну их, последующие приближения вместе с дебрями. Постановлю на том, что транспортная связность, создающая нацию - это мера наличия и реализации возможности выгодной перевозки нужного груза из точки А в точку Б. В качестве примечания замечу, что невыгодная перевозка нужных вещей - это форс-мажор, вызванный войной, стихийным бедствием или дуростью начальства, и к созданию нации он отношения не имеет.

Информационная связность определяется аналогично, только здесь место нужных товаров занимают нужные директивы и нужные рапорты. Каждый из этих сигналов не есть вещь в себе, но некое смысловое ядро ("дело так-то" или "делай то-то") в ореоле сопутствующей официальной и неофициальной информации, вроде кометы. И этот "хвост кометы" тоже считается при определении достаточности\недостаточности пропускной способности канала связи для обеспечения информационной связности. Голые рапорты и директивы нацию не образуют и не поддерживают, как кости не образуют человеческое тело. Мясо тоже нужно.

Понятно, что передача информации должна быть выгодной, иначе она будет делаться плохо или никак. Понятно и то, что информация может быть нужной и ненужной, и здесь будет значима та же самая функция насыщения, обусловленная ограниченной возможностью человека по обработке информации.

Что такое нужная информация? Это информация своевременная или опережающая в первую очередь; достоверная и корректная - во вторую. Что такое выгодная передача? Это такая передача, за акт передачи которой похвалит\заплатит генератор информации (начальство, работодатель) или информация, за акт передачи которой похвалит\заплатит потребитель информации.

То есть информационную связность между точкой А и точкой Б можно определить меру наличия и реализации возможности выгодной передачи нужной информации из точки А в точку Б.

Если у нас есть народ,

а) чьё общежитие исторически устоялось и воспроизводится,

б) пребывающий в практически неразрешаемом (читай: без возможности окончательной победы или поражения) конфликте с оппонентами своего или более высокого уровня (выраженном, скажем, в противостоянии\конкуренции государств),

- и мы

в) применяем к нему высокий уровень информационной и транспортной связности,

то начинается эволюция этого народа в сторону создания нации.

Условие "а" даёт народу необходимые силы для обеспечения изменений, условие "б" - стимул к таковым, а условие "в" намечает пути\даёт средства для их осуществления.

Осуществляется условие "в" не обязательно планово и проектно, просто выясняется что использование условия "в" для решения проблем, продуцируемых условием "б", удобнее, чем остальные решения. Дрын ухватистее, ага. Ну, и чисто статистическое количество ухваченных дрынов со временем перерастает в качество, в обществе происходят изменения, рождаетися нация. Будет революция, не будет - вопрос меры. Третье сословие радуется транспортной связности, всевозможные интеллектуалы (в очень широком смысле слова) - информационной.

А теперь смотрим, что дала в этом плане индустриальная эпоха сравнительно со всеми предыдущими. Полагаю, что выводы вы сможете сделать сами. Гутенберг не мог печатать газет миллионными тиражами, королевский гонец несколько медленнее телеграфа, а железная дорога перевозит грузы намного дешевле в расчёте на единицу веса, нежели лошадь, запряжённая в телегу. Разница - в разы и на порядки. Оцените последствия такого разброса, скажем, в военном деле, и вы сразу получите резкие изменения в тактике, организации и управлении войсками. Те же дела для более крупных и менее функциональных сообществ, с поправкой на размеры и организованность.

Транспортная связность даёт возможность региональной специализации производств, которая и порождает экономическую общность\взаимозависимость. Информационная связность даёт возможность для централизованной трансляции моделей поведения (о которых я столько говорил) в подробностях, достаточных для перекрытия (override) моделей, которые ставятся населению локально - папой, мамой и родной деревней.

Далее, естественно, рулит драйв по использованию этих тенденций (как и любых других действительных тенденций) политиками в целях личного преуспевания - как вполне шкурного, так и из высоких соображений. Тенденции начинают проговариваться политиками вслух (основной темой или побочной), формулироваться, экстраполироваться, осознаваться и управляться, чему информационная и транспортная связности только способствуют. Самоподдерживающийся процесс, пока технически, железячно обеспечиваются упомянутые связности. Так и выходим на стадию нации. В том самом, сталинском определении.

На вопрос, а где ограничитель этого процесса, ответ, имхо, будет таким - уже упомянутые явления насыщения по потреблению и насыщения по информированности. Где-то по достижении плато соответствующих функций нация становится стационарным состоянием.

В заключение просьба читающим не забывать, что описываемые эффекты - штука затратная и вредная, и условие "а" об исторически устоявшемся и воспроизводящемся общежитии народа - conditio sine qua non. Нация народу окупается, но до того надо тратиться.

О выводах, следующих из изложенного, после.

УПДАТЕ. А ведь если вдуматься, то недостаточность транспортной и информационной связностей охуенно убийственно точно формулируется как "дороги и дураки". Бля.

Метки:

Comments

( Всего-то 1 — добавить )
mitrichu
12 ноя, 2006 20:42 (UTC)
Ну а следующий этап- какой? Железная дорога заменяется сетью автодорог, морскими перевозками, которые дешевле ж/д. Более того, становится не очень выгодно возить именно товары - выгоднее торговать рецептами. Т.е. информационная связность постепенно становится важнее транспортной?
Куда, в какую сторону движется процесс ныне? Ведь стадию газет переплюнул интернет? Что будет далее?
(Анонимно)
12 ноя, 2006 22:27 (UTC)
Маленькое замечание
Автоперевозки не всегда дешевле ЖД. Скажем в тех областях, где не бывает снега и льда - там, да, дешевле. (Пример США, Мексика и т.д., где ЖД не прижились. А вот чуть снег начинается (Канада, Россия...) так сразу ЖД выгоднее становится чем автомобильная связь. Морские перевозки - да, дешевле всегда, но не всегда возможны - тут надо с головой рассматривать что в реальности происходит. Что до информационной связности, то , пардон, чушь изволите говорить. Грубо говоря вы газету на завтрак есть не будете. Предпочтете кофе с хребом. Да и чайник кипятить на мониторе не станете - газом воспользуетесь. Т.е. надо выделять категорию обмена ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМИ ТОВАРАМИ. То, без чего можно прожить нацию не свяжет.
С уважением.
stalker707
13 ноя, 2006 02:04 (UTC)
Re: Маленькое замечание
Тут и я вынужден сделать маленькое замечание.

    > Морские перевозки - да, дешевле всегда, но не всегда возможны
Морские перевозки как раз не всегда дешевле, чем авиа/авто/железнодорожные. Наоборот, морской транспорт гораздо дороже этих видов, если перевозятся люди. Неживые грузы возить - да, морскими контейнерами дешевле. Потому как срок доставки может измеряться месяцами.

А для морских пассажироперевозок сразу возникает такое огромное количество проблем (и следовательно затрат), что в настоящее время из Европы в Америку дешевле самолёты гонять. Лет 200 назад - да, можно было продавать "палубные места" и возить переселенцев в Америку гуртом, внавал на верхней палубе. Сейчас морская перевозка людей обставлена таким количеством требований и предписаний, что становится кисло...
(Анонимно)
13 ноя, 2006 08:54 (UTC)
Re: Маленькое замечание
см. проблема последней мили.
соотв. иерархия возрастающих затрат такая:

водный транспорт
ж.д. транспорт
авто-транспорт
авиа транспорт

(Анонимно)
13 ноя, 2006 08:46 (UTC)
Далее должны возникать устойчевые сообщества построенные на базе переработки информации. Типа заочные информационные секты. Т.к. информации будет море (уже сейчас) и проблема только в ее перерабатывании и извлечении знаний. Тотальная связанность делает маловостребованной очную организацию, зато становятся необходимыми средства массового вовлечения "полезных людей" и интегрирования информации, знаний и т.д.

Информационные секты + обнуление затрат на доставку информации заполнят нишу "генераторов идей" которая в данный момент катастрофически отдана е. и пр. мерзавцам.
У е. есть пророчество о грядущем царстве мошиаха, так вот я считаю, что мы все в данный момент живем в е. "царстве мошиаха", т.к. е. последние 300 лет формировали основные цивилизационные смыслы. И в тот момент когда е. потеряют возможность формировать смыслы европейской цивилизации, закончиться время царства мошиаха. Кстати многие е. тоже говорят о том, что царство мошиаха заканчивается.
freakup
13 ноя, 2006 10:29 (UTC)
почему же автоперевозки дешевле ж/д?
mitrichu
13 ноя, 2006 12:48 (UTC)
Я не писал, что автоперевозки дешевле, я писал, что сеть ж/д заменяется автосетью. Доставка грузов автотранспортом удобнее и оперативнее - можно обойтись без терминалов. Кстати, автотранспорт не всегда будет бензиновый.
А дешевле - морские перевозки. Ну и речные.
17ur
14 ноя, 2006 07:04 (UTC)
Доставка грузов автотранспортом удобнее и оперативнее - можно обойтись без терминалов

Удобство и оперативность здесь, к сожалению, вещи не слишком важные. Медленная каждодневная доставка столь же удобна, сколь и быстрая каждодневная - исключение: всякие скоропортящиеся вещи. Упор на автотранспортную доставку, которая дороже-но-удобней ведёт к имущественному расслоению получателей груза и, как следствие, к подрыву общности, а не к её укреплению.

Ну, а будущее - в будущем.
mitrichu
14 ноя, 2006 11:59 (UTC)
"ведёт к имущественному рассслоению получателей грузов"... Пусть так, хотя не очень понятно, каким образом. Вопрос вод в чём: имущественное расслоение получателей грузов наличествует и до начала складываия нации. И во время. И после окончания. Т.е. имущественное расслоение присутствует всегда. Кроме может быть самой древности, самого раннего родового общества. Почему же это подрывает общность? Точнее, общность чего именно подрывает имущественное расслоение получателей грузов?
17ur
14 ноя, 2006 13:41 (UTC)
Общность поведения, о которой я говорил. "Сытый голодному не товарищ". Здесь вопрос меры. Я не отрицаю, что расслоение существует и будет существовать, однако его мера может быть достаточной и недостаточной, чтобы испохабить складывание нации. Кстати, Французская революция как рождение нации таки имела в лозунгах слово "эгалитэ".
mitrichu
14 ноя, 2006 14:23 (UTC)
Насчёт меры - не спорю. Однако каким образом доставка грузов авторанспортом может вызвать такую степень неравенства, что становление нации прервётся?
17ur
14 ноя, 2006 15:17 (UTC)
Я не говорил, что один этот фактор сможет прервать общность, я говорил, что он будет работать на её подрыв. Здесь как в преферансе - "взятку снёс - без взятки остался".
(без темы) - keyjulia - 17 окт, 2007 22:06 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
13 ноя, 2006 08:17 (UTC)
Джаг, что-то вы слишком многого от экономики хотите. Когда там в китае империя образовалась? в 3м веке. Страна большая, централизованная, экономика развитая. Народу много. Информационная связность если не ошибаюсь, на уровне. Зачатки всех необходимых технологий наличествуют. А индустриализм не случился...
17ur
13 ноя, 2006 09:40 (UTC)
Информационная связность если не ошибаюсь, на уровне.

Ошибаетесь, к сожалению. Условие опережающей и своевременной информированности не выполняется. Как следствие - местничество, с которым двойная система управления кое-как боролась, та самая феодальная иерархия, когда весь лишний ресурс идёт на междоусобицу плюс отсутствие того самого системообразующего конфликта, кочевники были проблемой низшего уровня по сравнению с самим Китаем.
(Анонимно)
13 ноя, 2006 12:04 (UTC)
Вы с японией не путаете? В имперском китае вроде бы уже не было существенных междоусобиц.

системообразующего конфликта вроде как действительно не наблюдалось.
freakup
13 ноя, 2006 12:56 (UTC)
гм
а 4 века между поздней Хань и Суй --это что?
+смуты между династиями (Тан-Сун) и т.д.
(Анонимно)
2 дек, 2006 22:42 (UTC)
from Mike
Вы (или кто-то) слишком всерьез воспринимаете Мензеса. Это скорее что-то вроде местного Фоменки, только размах меньше. Да что там говорить - его основные сведения о китайском обществе базируются на книжке "Сексуальная жизнь в Древнем Китае"! %)) А основной аргумент относительно "невозможности составления карт другим способом" - "Ну я-то знаю, я - морской офицер". Но не штурман. И из того, что м-ра Мензеса чему-то не учили, никак не следует, что этого не было. Да и по мелочам он гонит постоянно. Некоторые моменты, может, и стоило бы проверить, только особого смысла не намечается.. Что касается отказа Китая от экспансии, там был комплекс причин. В том числе и то, что китайские джонки оказались не способны обеспечить надежное достижение цели. Разве что в Индийском океане, но там - условия более стабильны. Да и по одному плаванию в год мега-достижением не назовешь. Да, конечно, "каравеллы" европейских мореплавателей были куда меньше - но они были способны пересекать океан НАДЕЖНО. Плюс, европейские рынки требовали специй, а конфликт с Турцией подстегивал европейские державы, как и внутренние конфликты.. Кроме того, никакого "сверхоружия" на тогдашнем технологическом уровне, конечно, не было и быть не могло, а вот умение воевать было среди европейцев отточено столетиями непрерывных внутренних войн. Потягаться с ними на тот момент могли разве что турки, но они по ряду причин в океанских плаваниях заинтересованы не были. Да и всерьез мореходных кораблей не имели. Кстати, относительно "связности" - европейские страны успешно присоединили к себе колонии, связь с которыми занимала месяцы, а потеряли - тогда, когда она стала занимать минуты...
(Анонимно)
9 мар, 2013 00:43 (UTC)
Переезд с Helper moving company
[url=http://mchelper.com.ua/s-perevoz_vecheyz]отправить личные вещи в другую страну[/url]
[url=http://mchelper.com.ua/sklad]услуги хранения вещей[/url]


Кто из нас хотя бы один раз в жизни не сталкивался с необходимостью переезда? Если вы не причисляете себя к тем, кто хотя бы один раз принимал участие в этом прелюбопытном мероприятии, то вам крупно повезло. Вы не имеете представления о том, что такое плохие грузчики, поврежденные или утерянные вещи и сорванные сроки переезда. Helper moving company – это компания, которая создана как раз для того, чтобы помочь вам осуществить переезд довольно быстро и без возможных денежных и других потерь. У нас работают молодые, но ответственные и профессиональные грузчики, которые относятся к вашим вещам, как к своему собственному добру. Менеджеры нашей компании оговорят с вами дату и время переезда, и обязательно смогут сделать так, чтобы ваш рабочий график ни в коем случае не был сорван. Вы можете доверить нам транспортировку даже самых ценных вещей – мы отвечаем за каждый гвоздь, который вы нам доверили. Наши специалисты помогут вам от начала и до конца – начиная с упаковки собственности и последующей сборки мебели. Helper moving company – мы знаем, что такое идеальный переезд!

[url=http://mchelper.com.ua/s-perevoz_vecheyz]мебель из за границы[/url]
[url=http://mchelper.com.ua/s-upekovka]упаковочный материал[/url]
(Анонимно)
25 май, 2013 11:55 (UTC)
Автомобильные перевозки грузов
Грузоперевозки – процесс по доставке груза различных размеров и габаритов с использованием специальных транспортных средств. Важность такой услуги может появиться как у физического лица (например, при переезде), так и у различных предприятий.

Виды грузоперевозки

[url=http://GruzoperevozkiPoMoscve.ru/ofisnyj-pereezd-moskva-nedorogo/]заказать переезд офиса[/url]
[url=http://GruzoperevozkiPoMoscve.ru/tag/zakazat-perevoz-veshhej-moskva/]заказать газель с грузчиками[/url]


К главным видам грузоперевозок можно отнести:

• Ж\д транспортом
• Морскими видами транспорта
• Перевозки на автомобиле
• Авиатранспорт

[url=http://GruzoperevozkiPoMoscve.ru/ofisnyj-pereezd-moskva-nedorogo/]переезд квартиры дешево[/url]
[url=http://GruzoperevozkiPoMoscve.ru/zakazat-gazel/]заказать газель на час[/url]


Наиболее часто используемым, естественно, является такой класс грузоперевозок, как автоперевозки. А все потому, что это экономично, быстро, возможность гибкого планирования маршрутов, а также грамотный контроль груза. Можно отметить, что по стоимости и надежности грузоперевозок он находится на втором месте после доставки товара самолетом.
Второй класс перевозок – посредством поезда. Он очень экономичен, а также открывает широкие возможности по доставке товаров, особенно, если дело касается крупногабаритных грузов. Чаще всего он используется в том случае, если вопрос касается горнодобывающего производства и тяжелой промышленности.
Реже используют грузоперевозки посредством кораблей (морской автотранспорт). А все потому, что он вполне сложный, требует точно спланированного маршрута и действий как со стороны перевозчика, так и со стороны заказчика. Для того, чтобы осуществить перевозку, необходимо вложить немало не только трудовых, но и денежных затрат. Правда, все сложности в данном деле быстро окупаются посредством того, что доставку объектов в таком случае можно производить во все части света. Правда, времени такие перевозки заберут много.
Авиаперевозки– самый быстрый и, одновременно, самый дорогой тип. Он востребован в тех случаях, когда объекты (груз) нужно доставить в самые максимально быстрые сроки.
Наша компания предлагает своим пользователям услуг автоперевозки, обеспечивая быструю и надежную доставку товаров в любую точку столицы и области. Быстроту, качество, сохранность вашего объекта – все это обещают вам наши профессионалы, которые смогут также ответить на все ваши вопросы, касающиеся цены, условий работы. Наши специалисты рассчитают самый качественный маршрут, что позволит вам сберечь деньги и время, а также мы предлагаем своим заказчикам широкий автопарк, благодаря чему любой товар, независимо от веса, габаритов, будет доставлен в срок.
( Всего-то 1 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger