?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

О генезисе нации.

alex_mashin, помнится, интересовался, почему нации вообще стали возможны с наступлением индустриальной эпохи. Ответ простой и даже простейший - повышение связности: транспортной и информационной.

Транспортную связность между точками А и Б можно начать оценивать с количества груза, которое между этими точками можно перевезти в единицу времени. Затем разложим эту связность (интегральную) на связность по некоторому ассортименту (разнообразию) грузов, то есть на множество частных связностей по конкретным грузам. Упомянутое разнообразие можно составить из наименований какой-нибудь "потребительской корзины" в широком смысле этого слова: ясно, что "связность по красной икре" будет несколько менее важна для расчётов, чем "связность по чёрному хлебу".

При оценке транспортной связности важно иметь в виду ещё два обстоятельства. Первое - груз возится не просто так, а для удовлетворения потребности населения в нём, то есть это дополнительная функция, выходящая на плато с насыщением этой самой потребности. Второе - "за морем тёлушка полушка, да рубль перевоз"; имеет смысл в качестве фактора связности считать груз, который и перевезённым дешевле, нежели местный аналог.

Модель получается сложная, с последующими приближениями уходим в дебри экономической науки, так что ну их, последующие приближения вместе с дебрями. Постановлю на том, что транспортная связность, создающая нацию - это мера наличия и реализации возможности выгодной перевозки нужного груза из точки А в точку Б. В качестве примечания замечу, что невыгодная перевозка нужных вещей - это форс-мажор, вызванный войной, стихийным бедствием или дуростью начальства, и к созданию нации он отношения не имеет.

Информационная связность определяется аналогично, только здесь место нужных товаров занимают нужные директивы и нужные рапорты. Каждый из этих сигналов не есть вещь в себе, но некое смысловое ядро ("дело так-то" или "делай то-то") в ореоле сопутствующей официальной и неофициальной информации, вроде кометы. И этот "хвост кометы" тоже считается при определении достаточности\недостаточности пропускной способности канала связи для обеспечения информационной связности. Голые рапорты и директивы нацию не образуют и не поддерживают, как кости не образуют человеческое тело. Мясо тоже нужно.

Понятно, что передача информации должна быть выгодной, иначе она будет делаться плохо или никак. Понятно и то, что информация может быть нужной и ненужной, и здесь будет значима та же самая функция насыщения, обусловленная ограниченной возможностью человека по обработке информации.

Что такое нужная информация? Это информация своевременная или опережающая в первую очередь; достоверная и корректная - во вторую. Что такое выгодная передача? Это такая передача, за акт передачи которой похвалит\заплатит генератор информации (начальство, работодатель) или информация, за акт передачи которой похвалит\заплатит потребитель информации.

То есть информационную связность между точкой А и точкой Б можно определить меру наличия и реализации возможности выгодной передачи нужной информации из точки А в точку Б.

Если у нас есть народ,

а) чьё общежитие исторически устоялось и воспроизводится,

б) пребывающий в практически неразрешаемом (читай: без возможности окончательной победы или поражения) конфликте с оппонентами своего или более высокого уровня (выраженном, скажем, в противостоянии\конкуренции государств),

- и мы

в) применяем к нему высокий уровень информационной и транспортной связности,

то начинается эволюция этого народа в сторону создания нации.

Условие "а" даёт народу необходимые силы для обеспечения изменений, условие "б" - стимул к таковым, а условие "в" намечает пути\даёт средства для их осуществления.

Осуществляется условие "в" не обязательно планово и проектно, просто выясняется что использование условия "в" для решения проблем, продуцируемых условием "б", удобнее, чем остальные решения. Дрын ухватистее, ага. Ну, и чисто статистическое количество ухваченных дрынов со временем перерастает в качество, в обществе происходят изменения, рождаетися нация. Будет революция, не будет - вопрос меры. Третье сословие радуется транспортной связности, всевозможные интеллектуалы (в очень широком смысле слова) - информационной.

А теперь смотрим, что дала в этом плане индустриальная эпоха сравнительно со всеми предыдущими. Полагаю, что выводы вы сможете сделать сами. Гутенберг не мог печатать газет миллионными тиражами, королевский гонец несколько медленнее телеграфа, а железная дорога перевозит грузы намного дешевле в расчёте на единицу веса, нежели лошадь, запряжённая в телегу. Разница - в разы и на порядки. Оцените последствия такого разброса, скажем, в военном деле, и вы сразу получите резкие изменения в тактике, организации и управлении войсками. Те же дела для более крупных и менее функциональных сообществ, с поправкой на размеры и организованность.

Транспортная связность даёт возможность региональной специализации производств, которая и порождает экономическую общность\взаимозависимость. Информационная связность даёт возможность для централизованной трансляции моделей поведения (о которых я столько говорил) в подробностях, достаточных для перекрытия (override) моделей, которые ставятся населению локально - папой, мамой и родной деревней.

Далее, естественно, рулит драйв по использованию этих тенденций (как и любых других действительных тенденций) политиками в целях личного преуспевания - как вполне шкурного, так и из высоких соображений. Тенденции начинают проговариваться политиками вслух (основной темой или побочной), формулироваться, экстраполироваться, осознаваться и управляться, чему информационная и транспортная связности только способствуют. Самоподдерживающийся процесс, пока технически, железячно обеспечиваются упомянутые связности. Так и выходим на стадию нации. В том самом, сталинском определении.

На вопрос, а где ограничитель этого процесса, ответ, имхо, будет таким - уже упомянутые явления насыщения по потреблению и насыщения по информированности. Где-то по достижении плато соответствующих функций нация становится стационарным состоянием.

В заключение просьба читающим не забывать, что описываемые эффекты - штука затратная и вредная, и условие "а" об исторически устоявшемся и воспроизводящемся общежитии народа - conditio sine qua non. Нация народу окупается, но до того надо тратиться.

О выводах, следующих из изложенного, после.

УПДАТЕ. А ведь если вдуматься, то недостаточность транспортной и информационной связностей охуенно убийственно точно формулируется как "дороги и дураки". Бля.

Метки:

Comments

mitrichu
12 ноя, 2006 20:42 (UTC)
Ну а следующий этап- какой? Железная дорога заменяется сетью автодорог, морскими перевозками, которые дешевле ж/д. Более того, становится не очень выгодно возить именно товары - выгоднее торговать рецептами. Т.е. информационная связность постепенно становится важнее транспортной?
Куда, в какую сторону движется процесс ныне? Ведь стадию газет переплюнул интернет? Что будет далее?
(Анонимно)
12 ноя, 2006 22:27 (UTC)
Маленькое замечание
Автоперевозки не всегда дешевле ЖД. Скажем в тех областях, где не бывает снега и льда - там, да, дешевле. (Пример США, Мексика и т.д., где ЖД не прижились. А вот чуть снег начинается (Канада, Россия...) так сразу ЖД выгоднее становится чем автомобильная связь. Морские перевозки - да, дешевле всегда, но не всегда возможны - тут надо с головой рассматривать что в реальности происходит. Что до информационной связности, то , пардон, чушь изволите говорить. Грубо говоря вы газету на завтрак есть не будете. Предпочтете кофе с хребом. Да и чайник кипятить на мониторе не станете - газом воспользуетесь. Т.е. надо выделять категорию обмена ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМИ ТОВАРАМИ. То, без чего можно прожить нацию не свяжет.
С уважением.
stalker707
13 ноя, 2006 02:04 (UTC)
Re: Маленькое замечание
Тут и я вынужден сделать маленькое замечание.

    > Морские перевозки - да, дешевле всегда, но не всегда возможны
Морские перевозки как раз не всегда дешевле, чем авиа/авто/железнодорожные. Наоборот, морской транспорт гораздо дороже этих видов, если перевозятся люди. Неживые грузы возить - да, морскими контейнерами дешевле. Потому как срок доставки может измеряться месяцами.

А для морских пассажироперевозок сразу возникает такое огромное количество проблем (и следовательно затрат), что в настоящее время из Европы в Америку дешевле самолёты гонять. Лет 200 назад - да, можно было продавать "палубные места" и возить переселенцев в Америку гуртом, внавал на верхней палубе. Сейчас морская перевозка людей обставлена таким количеством требований и предписаний, что становится кисло...
(Анонимно)
13 ноя, 2006 08:54 (UTC)
Re: Маленькое замечание
см. проблема последней мили.
соотв. иерархия возрастающих затрат такая:

водный транспорт
ж.д. транспорт
авто-транспорт
авиа транспорт

(Анонимно)
13 ноя, 2006 08:46 (UTC)
Далее должны возникать устойчевые сообщества построенные на базе переработки информации. Типа заочные информационные секты. Т.к. информации будет море (уже сейчас) и проблема только в ее перерабатывании и извлечении знаний. Тотальная связанность делает маловостребованной очную организацию, зато становятся необходимыми средства массового вовлечения "полезных людей" и интегрирования информации, знаний и т.д.

Информационные секты + обнуление затрат на доставку информации заполнят нишу "генераторов идей" которая в данный момент катастрофически отдана е. и пр. мерзавцам.
У е. есть пророчество о грядущем царстве мошиаха, так вот я считаю, что мы все в данный момент живем в е. "царстве мошиаха", т.к. е. последние 300 лет формировали основные цивилизационные смыслы. И в тот момент когда е. потеряют возможность формировать смыслы европейской цивилизации, закончиться время царства мошиаха. Кстати многие е. тоже говорят о том, что царство мошиаха заканчивается.
freakup
13 ноя, 2006 10:29 (UTC)
почему же автоперевозки дешевле ж/д?
mitrichu
13 ноя, 2006 12:48 (UTC)
Я не писал, что автоперевозки дешевле, я писал, что сеть ж/д заменяется автосетью. Доставка грузов автотранспортом удобнее и оперативнее - можно обойтись без терминалов. Кстати, автотранспорт не всегда будет бензиновый.
А дешевле - морские перевозки. Ну и речные.
17ur
14 ноя, 2006 07:04 (UTC)
Доставка грузов автотранспортом удобнее и оперативнее - можно обойтись без терминалов

Удобство и оперативность здесь, к сожалению, вещи не слишком важные. Медленная каждодневная доставка столь же удобна, сколь и быстрая каждодневная - исключение: всякие скоропортящиеся вещи. Упор на автотранспортную доставку, которая дороже-но-удобней ведёт к имущественному расслоению получателей груза и, как следствие, к подрыву общности, а не к её укреплению.

Ну, а будущее - в будущем.
mitrichu
14 ноя, 2006 11:59 (UTC)
"ведёт к имущественному рассслоению получателей грузов"... Пусть так, хотя не очень понятно, каким образом. Вопрос вод в чём: имущественное расслоение получателей грузов наличествует и до начала складываия нации. И во время. И после окончания. Т.е. имущественное расслоение присутствует всегда. Кроме может быть самой древности, самого раннего родового общества. Почему же это подрывает общность? Точнее, общность чего именно подрывает имущественное расслоение получателей грузов?
17ur
14 ноя, 2006 13:41 (UTC)
Общность поведения, о которой я говорил. "Сытый голодному не товарищ". Здесь вопрос меры. Я не отрицаю, что расслоение существует и будет существовать, однако его мера может быть достаточной и недостаточной, чтобы испохабить складывание нации. Кстати, Французская революция как рождение нации таки имела в лозунгах слово "эгалитэ".
mitrichu
14 ноя, 2006 14:23 (UTC)
Насчёт меры - не спорю. Однако каким образом доставка грузов авторанспортом может вызвать такую степень неравенства, что становление нации прервётся?
17ur
14 ноя, 2006 15:17 (UTC)
Я не говорил, что один этот фактор сможет прервать общность, я говорил, что он будет работать на её подрыв. Здесь как в преферансе - "взятку снёс - без взятки остался".
(без темы) - keyjulia - 17 окт, 2007 22:06 (UTC) - Развернуть

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger