?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

О генезисе нации.

alex_mashin, помнится, интересовался, почему нации вообще стали возможны с наступлением индустриальной эпохи. Ответ простой и даже простейший - повышение связности: транспортной и информационной.

Транспортную связность между точками А и Б можно начать оценивать с количества груза, которое между этими точками можно перевезти в единицу времени. Затем разложим эту связность (интегральную) на связность по некоторому ассортименту (разнообразию) грузов, то есть на множество частных связностей по конкретным грузам. Упомянутое разнообразие можно составить из наименований какой-нибудь "потребительской корзины" в широком смысле этого слова: ясно, что "связность по красной икре" будет несколько менее важна для расчётов, чем "связность по чёрному хлебу".

При оценке транспортной связности важно иметь в виду ещё два обстоятельства. Первое - груз возится не просто так, а для удовлетворения потребности населения в нём, то есть это дополнительная функция, выходящая на плато с насыщением этой самой потребности. Второе - "за морем тёлушка полушка, да рубль перевоз"; имеет смысл в качестве фактора связности считать груз, который и перевезённым дешевле, нежели местный аналог.

Модель получается сложная, с последующими приближениями уходим в дебри экономической науки, так что ну их, последующие приближения вместе с дебрями. Постановлю на том, что транспортная связность, создающая нацию - это мера наличия и реализации возможности выгодной перевозки нужного груза из точки А в точку Б. В качестве примечания замечу, что невыгодная перевозка нужных вещей - это форс-мажор, вызванный войной, стихийным бедствием или дуростью начальства, и к созданию нации он отношения не имеет.

Информационная связность определяется аналогично, только здесь место нужных товаров занимают нужные директивы и нужные рапорты. Каждый из этих сигналов не есть вещь в себе, но некое смысловое ядро ("дело так-то" или "делай то-то") в ореоле сопутствующей официальной и неофициальной информации, вроде кометы. И этот "хвост кометы" тоже считается при определении достаточности\недостаточности пропускной способности канала связи для обеспечения информационной связности. Голые рапорты и директивы нацию не образуют и не поддерживают, как кости не образуют человеческое тело. Мясо тоже нужно.

Понятно, что передача информации должна быть выгодной, иначе она будет делаться плохо или никак. Понятно и то, что информация может быть нужной и ненужной, и здесь будет значима та же самая функция насыщения, обусловленная ограниченной возможностью человека по обработке информации.

Что такое нужная информация? Это информация своевременная или опережающая в первую очередь; достоверная и корректная - во вторую. Что такое выгодная передача? Это такая передача, за акт передачи которой похвалит\заплатит генератор информации (начальство, работодатель) или информация, за акт передачи которой похвалит\заплатит потребитель информации.

То есть информационную связность между точкой А и точкой Б можно определить меру наличия и реализации возможности выгодной передачи нужной информации из точки А в точку Б.

Если у нас есть народ,

а) чьё общежитие исторически устоялось и воспроизводится,

б) пребывающий в практически неразрешаемом (читай: без возможности окончательной победы или поражения) конфликте с оппонентами своего или более высокого уровня (выраженном, скажем, в противостоянии\конкуренции государств),

- и мы

в) применяем к нему высокий уровень информационной и транспортной связности,

то начинается эволюция этого народа в сторону создания нации.

Условие "а" даёт народу необходимые силы для обеспечения изменений, условие "б" - стимул к таковым, а условие "в" намечает пути\даёт средства для их осуществления.

Осуществляется условие "в" не обязательно планово и проектно, просто выясняется что использование условия "в" для решения проблем, продуцируемых условием "б", удобнее, чем остальные решения. Дрын ухватистее, ага. Ну, и чисто статистическое количество ухваченных дрынов со временем перерастает в качество, в обществе происходят изменения, рождаетися нация. Будет революция, не будет - вопрос меры. Третье сословие радуется транспортной связности, всевозможные интеллектуалы (в очень широком смысле слова) - информационной.

А теперь смотрим, что дала в этом плане индустриальная эпоха сравнительно со всеми предыдущими. Полагаю, что выводы вы сможете сделать сами. Гутенберг не мог печатать газет миллионными тиражами, королевский гонец несколько медленнее телеграфа, а железная дорога перевозит грузы намного дешевле в расчёте на единицу веса, нежели лошадь, запряжённая в телегу. Разница - в разы и на порядки. Оцените последствия такого разброса, скажем, в военном деле, и вы сразу получите резкие изменения в тактике, организации и управлении войсками. Те же дела для более крупных и менее функциональных сообществ, с поправкой на размеры и организованность.

Транспортная связность даёт возможность региональной специализации производств, которая и порождает экономическую общность\взаимозависимость. Информационная связность даёт возможность для централизованной трансляции моделей поведения (о которых я столько говорил) в подробностях, достаточных для перекрытия (override) моделей, которые ставятся населению локально - папой, мамой и родной деревней.

Далее, естественно, рулит драйв по использованию этих тенденций (как и любых других действительных тенденций) политиками в целях личного преуспевания - как вполне шкурного, так и из высоких соображений. Тенденции начинают проговариваться политиками вслух (основной темой или побочной), формулироваться, экстраполироваться, осознаваться и управляться, чему информационная и транспортная связности только способствуют. Самоподдерживающийся процесс, пока технически, железячно обеспечиваются упомянутые связности. Так и выходим на стадию нации. В том самом, сталинском определении.

На вопрос, а где ограничитель этого процесса, ответ, имхо, будет таким - уже упомянутые явления насыщения по потреблению и насыщения по информированности. Где-то по достижении плато соответствующих функций нация становится стационарным состоянием.

В заключение просьба читающим не забывать, что описываемые эффекты - штука затратная и вредная, и условие "а" об исторически устоявшемся и воспроизводящемся общежитии народа - conditio sine qua non. Нация народу окупается, но до того надо тратиться.

О выводах, следующих из изложенного, после.

УПДАТЕ. А ведь если вдуматься, то недостаточность транспортной и информационной связностей охуенно убийственно точно формулируется как "дороги и дураки". Бля.

Метки:

Comments

(Анонимно)
13 ноя, 2006 08:17 (UTC)
Джаг, что-то вы слишком многого от экономики хотите. Когда там в китае империя образовалась? в 3м веке. Страна большая, централизованная, экономика развитая. Народу много. Информационная связность если не ошибаюсь, на уровне. Зачатки всех необходимых технологий наличествуют. А индустриализм не случился...
17ur
13 ноя, 2006 09:40 (UTC)
Информационная связность если не ошибаюсь, на уровне.

Ошибаетесь, к сожалению. Условие опережающей и своевременной информированности не выполняется. Как следствие - местничество, с которым двойная система управления кое-как боролась, та самая феодальная иерархия, когда весь лишний ресурс идёт на междоусобицу плюс отсутствие того самого системообразующего конфликта, кочевники были проблемой низшего уровня по сравнению с самим Китаем.
(Анонимно)
13 ноя, 2006 12:04 (UTC)
Вы с японией не путаете? В имперском китае вроде бы уже не было существенных междоусобиц.

системообразующего конфликта вроде как действительно не наблюдалось.
freakup
13 ноя, 2006 12:56 (UTC)
гм
а 4 века между поздней Хань и Суй --это что?
+смуты между династиями (Тан-Сун) и т.д.
(Анонимно)
2 дек, 2006 22:42 (UTC)
from Mike
Вы (или кто-то) слишком всерьез воспринимаете Мензеса. Это скорее что-то вроде местного Фоменки, только размах меньше. Да что там говорить - его основные сведения о китайском обществе базируются на книжке "Сексуальная жизнь в Древнем Китае"! %)) А основной аргумент относительно "невозможности составления карт другим способом" - "Ну я-то знаю, я - морской офицер". Но не штурман. И из того, что м-ра Мензеса чему-то не учили, никак не следует, что этого не было. Да и по мелочам он гонит постоянно. Некоторые моменты, может, и стоило бы проверить, только особого смысла не намечается.. Что касается отказа Китая от экспансии, там был комплекс причин. В том числе и то, что китайские джонки оказались не способны обеспечить надежное достижение цели. Разве что в Индийском океане, но там - условия более стабильны. Да и по одному плаванию в год мега-достижением не назовешь. Да, конечно, "каравеллы" европейских мореплавателей были куда меньше - но они были способны пересекать океан НАДЕЖНО. Плюс, европейские рынки требовали специй, а конфликт с Турцией подстегивал европейские державы, как и внутренние конфликты.. Кроме того, никакого "сверхоружия" на тогдашнем технологическом уровне, конечно, не было и быть не могло, а вот умение воевать было среди европейцев отточено столетиями непрерывных внутренних войн. Потягаться с ними на тот момент могли разве что турки, но они по ряду причин в океанских плаваниях заинтересованы не были. Да и всерьез мореходных кораблей не имели. Кстати, относительно "связности" - европейские страны успешно присоединили к себе колонии, связь с которыми занимала месяцы, а потеряли - тогда, когда она стала занимать минуты...

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger