Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Про образование. Трёп.

Если мне пообещают сто рублей денег, титул виконта и малиновые штаны, выдадут для вдохновения ящик пива, а для аргументации взвод автоматчиков, я бы рискнул сделать из образования в РФ нечто приличное и в чём-то даже когнитивное.

Для начала пришлось бы созвать человек сто-двести всяких психологов, антропологов, социологов, филологов, педиатров, герменевтиков и прочих хиропрактиков, то бишь людей гуманитарных профессий, из тех, которые в своём деле что-то волокут. "И прокашлял вот такую вот речь"(с), удобно усевшись на трибуне и болтая ногами.
"Значит, так. Что такое образование? Образование - это... записывайте... совокупность профессиональных и социальных навыков, полученных через обучение, то есть - важно - не просто через подражание, а через объяснение навыка в контексте каких-то там знаний. На полях сделайте пометку, что к навыкам относятся и мета-навыки, связанные со способностью обучаемого учиться и в свою очередь учить.

Система образования - это тоже совокупность, но учреждений, установлений и методик, обеспечивающих передачу этих самых навыков этим самым способом, то есть в контексте.

Качество образования... внимание... это степень соответствия ассортимента и уровня навыков, передаваемых системой образования человеку, ассортименту и уровню навыков, которые обществом-государством-экономикой востребованы в настоящем и\или будут востребованы в ближайшем будущем.

Из чего, мои дорогие недостреленные друзья, следует, что улучшение образования есть увеличение этой самой степени соответствия - понятное дело, сообразно собственным, субъективным представлениям о том, что обществу надо и будет надо.

Например, если в моей голове марширующие тараканы хором напевают о цветущих яблонях на Марсе, то улучшение образования для меня - это увеличение в нём удельной доли навыков, которые годятся для общества, исповедующего идеи экстенсивного энергоёмкого развития, с большинством граждан, занятых в вещном производстве, и прочая, прочая, прочая. "Эффективному менеджеру" надо поточное производство лохов, которым можно впаривать дерьмо, так что его идеи об улучшении образования будут несколько иными.

Казалось бы, при чём здесь вы - извините за выражение, гуманитарии? А вот при чём. Вы там промеж собой скооперируйтесь, психологи с антропологами, социологи с кадровиками, филологи тоже чего-нибудь эдакое замутите, но чтобы через полгода у меня на столе лежал полный список этих самых навыков - умений чего-то делать руками, приёмов мышления, правил поведения, которые детям можно поставить за одиннадцать лет в школе. Без контекста - контекст не ваше дело.

Ремесло это для вас новое, неизведанное. Если хотите, можете создавать с нуля систему общих понятий, язык описания и всё такое. По представлении результатов будет награждение непричастных и наказание невиновных, а пока свободны, разойдись".
После чего созвал педагогов и методистов в чинах и, мило улыбаясь из-за прицела огнемёта, повёл бы следующий разговор.
"Дорогие товарищи. Тут скоро путём непоследовательных приближений люди напишут, что нам от школы надо. Ваша задача - прицепить к этим надобностям соответствующий тезаурус, он же контекст, то есть совокупность знаний, в которых эти навыки будут наглядно процветать. Для лучшей усваиваемости. Так как это дело сложное и многогранное, одним годом не решаемое, настоящим я объявляю о начале преподавания в школе какой-ниубдь метафизики, то есть предмета, который формирует и закрепляет у учащихся мета-навыки... спросите у предыдущих посетителей данной аудитории, что это такое...

О предмете этом я имею самое приблизительное понятие, но несколько вещей могу сказать с ходу.

Во-первых, он должен идти с первого до последнего класса и включать в себя на разных стадиях такие вещи, как логику, риторику, знакомство со всякой культурой-мультурой, сравнительное языкознание - хотя бы три языка на уровне "твоя-моя" (не считая обычной школьной программы), этику и этикет. И ещё много чего.

Во-вторых, предмет должен занимать нишу всех этих ОБЖ, МХК и ОПК, которые как раз и являются очень слабыми подёргиваниями в нужном направлении, плюс к тому сильно окрашенными ведомственным интересом, хм-хм...

В-третьих, к сожалению, полностью литературоцентричным этот предмет сделать не удастся, то есть тезаурус по нему нарабатывать надо будет и с помощью других технических средств и важнейших из искусств. С литературой, пригодной для системы образования, у нас в стране вообще завал - дореволюционные классики почти не понятны, послереволюционные сильно ангажированы, а современных инженеров человеческих душ надо загонять в шарашку, чтоб работали на совесть, чем я ещё займусь.

Этого пока достаточно. Теперь педагоги вон, а с методистами и прочими чиновниками буду говорить о деньгах."
После того, как педагоги вон, начинается разговор, точнее, монолог о деньгах.
"Для особо одарённых изъясняю: накачивать бабло в дело, результаты которого невозможно проконтролировать - занятие для малахольных.

И вопрос о том, как именно бабло накачивается - через бюджет, через в попе читерские... то есть попечительские советы, или конкретно в частные школы - вопрос контролю результатов вообще перпендикулярный.

Поясняю. Если вы мало платите человеку за работу, результат которой не можете своевременно оценить - он вам мало и наработает... В случае с учителями это означает, что на такие деньги скоро туда будут брать таджикских мигрантов. Если вы много платите человеку за такую работу - работу скоро будет, как умеет, исполнять знакомый родственника того, кто на эту работу назначает. То есть мигрант кавказский. Утрирую, конечно... Ни тот, ни другой случай не вдохновляют. И со временем, с каждой ротацией кадров энтропия в этом деле только увеличивается.

Здесь не работает рыночная логика, ибо учителя - это не персонал конкурирующих между собой корпораций, это почти сословие, и с ним по-рыночному нельзя.

Контроль результатов, то есть проверка знаний, - и навыков, мать вашу! - возможен только через агентов, независимых от данного конкретного предприятия образования. То есть либо перекрёстный приём экзаменов со спонсируемыми государством разъездами комиссий от одной школы в другую, либо создание экзаменационных комиссий внутри ведомства. Что утопично, организационно сложно и очень дорого. То есть остаётся перекрёстный контроль. Озаботьтесь.

Другим вашим делом станет разработка единой шкалы оценок для всей страны, по предметам и навыкам. От минимума до максимума. Понятно, что сейчас "пятёрка" в элитной школе - вовсе не то, что "пятёрка" по тому же предмету в школе неэлитной. Это локальные, часто несопоставимые между собой оценки. В дополнение к ним необходим глобальный рейтинг, курс всех школ страны по всем предметам, и его апдейты каждый год, а то и каждую четверть.

Вот тогда и станет понятно, куда, кому и сколько давать денег на конкретный результат. По минимаксу, ага. А то задолбали уже с вашими "инновационными проектами в области образования". Качество должно быть лучше, качество для количества, а каким способом его достигают, инновацией или флагелляцией, дело десятое. Кстати, инновация в гораздо большей степени, чем материального стимулирования, требует известной отмороженности на голову, каковую отмороженность за деньги купить трудно.

Сейчас же, с учётом того, что система контроля практически не работает, не отличается избирательностью и вообще, любой провал в образовании может быть обнаружен только через эффект жареного петуха, а его исправление будет заполошным дёрганьем наугад.

Тот факт, что образованию нужно больше денег вообще и в принципе, сказанного не отменяет. Встали и вышли. Сейчас я буду разговаривать сам с собой".
И, допивая пиво, тихо, сам с собою я веду беседу.
"Надо же, чуть не проговорился. Сказал бы, почему качество образования в позднеиндустриальную эпоху непременно падает, убили бы нафиг. Линчевали бы.

А качество образования падает потому, что процесс обучения - до-индустриальный и в индустриальные рамки не влазит, а при попытке втиснуть пародия получается в стиле товарища Замятина или камрада Хаксли. Репродукторы, гипнопедия... То есть до-индустриальные учителя приличного *работника* индустриальной эпохи подготовить смогут, а вот приличного *учителя* индустриальной эпохи - фи-гуш-ки. Ибо, во-первых, они не знают как, а во-вторых, и сами индустриальные люди даже не подозревают, что надо что-то менять, ибо раньше всё работало хорошо. Как и было сказано, контроль результатов запаздывает... мягко говоря.

И ещё неизвестно, выйдет ли этот процесс в стационарное состояние. М-да.

Сопрячь образование с индустриальной экономикой через рыночные стимулы вряд ли получится, ибо субъективная и объективная ценность образования для потребителя различна и меняется с возрастом - можно что-то попробовать решить через семьи, но и это выглядит кисло.

Решать ту же задачу по-советски, строем и с песней - энтропия будет нарастать медленнее, но нарастать будет. В конце концов, люди с советским образованием в подавляющем большинстве были феерически поиметы в перестройку, и хрен им образование помогло. Как вспомнишь тот идиотизм, который тогда проходил на "ура"... Нет, тут тоже не годится.

Значит, что-то решать надо с теми, кто учит учителей, с процессом подготовки педагогов, а главное - с их социальным статусом, причём в смысле, гораздо более ширшем, чем цифра в ведомости по зарплате - хотя и последняя более чем важна.

Однако для того, чтобы сообразить педагогам действительный статус сословия, причём элитного, который купно с системой контроля только и способен повернуть вспять процесс деградации школьного образования... нет, взвода автоматчиков никак не хватит."
И на этом я прекращаю недозволенные речи. Не будет мне малиновых штанов.

Tags: образование, теория, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments