Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

О классовых противоречиях. И ещё ненависти. Теоретически.

Текст для себя, чтобы метки расставить, ярлыки навесить для будущей генерёжки постов на тему "что и в какой позе делать". И диалектикой, диалектикой!.. чтобы вульгарный марксизм курил в сторонке по причине недостаточной вульгарности.

Ненависть к чему-то/кому-то мне удобно понимать как отказ этому чему-то/кому-то в праве на существование, исключение его из картины мира, готовность принять мир, в котором этого чего-то/кого-то нет ("чтоб ты сдох!").

Ну, а про классы все слышали. Группы населения, выделяемые по признаку отношения к средствам производства. Отношения не в смысле "любви" или той же "ненависти", а в смысле "находящиеся в таком-то состоянии относительно" средств производства. Одним из выражений таких "отношений" является отношение собственности.

Напоминаю: понятие "собственность" описывает не свойство вещи, проявляющееся в материальном мире, а именно отношения между людьми, вовлекающие в себя эту вещь - если быть совсем точным, ограничения в этих отношениях, список "нельзя". Кроме того, тавтологически напоминаю, что собственностью в принципе можно считать всё, на что технически можно распространить отношения собственности - что деревом и железом не ограничивается.

Для удобства разрешения споров в отношениях собственности выделяются следующие разделы - владение, пользование, распоряжение.

Вернусь к ненависти. Пусть у нас есть два человека - А и Б - связанные некоторым отношением. Что нужно, чтобы А отказал в бытии Б на основании этого отношения? Отвечаю: постоянное подтверждение поведенческой иности Б в этом отношении при постоянном же подтверждении сходства А и Б в иных отношениях. Так, чтобы отработала следующая цепочка "он не такой, как я"-"он такой, как я"-"это невозможно"-"его не должно быть". Исключение абсурда, да.

Соответственно, классовая ненависть, как и всякая другая ненависть, возникает в постоянных отношениях и оттого есть штука медленная и фундаментальная (с поправкой на статистический подход при переходе от личности к группе). Она не порождает бурных эмоциональных вспышек, она постепенно по мере течения дней становится составной чертой личностей членов группы.

Из-за класовой ненависти сложно убить топором в припадке берсерка, а вот составлять расстрельные списки, попивая чаёк - очень даже. Всевозможным агитаторам нет нужды её сеять, к ней надо просто правильно воззвать. Если не сработало, то картина мира у агитатора неправильная, и классовая ненависть в данном отношении не накапливается, противоречия до такой степени (ещё) не доходят.

Замечу на полях, что подчёркнутая ёбнутость эксцентричность богатых собственников (опять-таки, в смысле любой собственности), выражающая в т. ч. и в демонстративном сверхпотреблении, в этом рассуждении является защитной функцией "я не такой, как вы"-"я во всём не такой, как вы"-"я могу быть". Это именно что амортизатор ненависти, а не её усилитель. В худшем случае сверхпотребление порождает зависть и желание прибить бесящегося с жиру конкретного сверхпотребителя, заняв его место - что технически очень сложно. Желание "извести всю эту породу под корень" сверхпотреблением, выставляемым напоказ, как раз ослабляется. В седой древности проявления такого ослабления назывались "мелкобуржуазными инстинктами", хм-хм.

Итак, в чём проявляются отношения собственности между людьми? Владение порождает продажу и разность "продавец-покупатель". Использование порождает найм и разность "наниматель-нанимаемый" (она коммунистами и отыгрывалась). Распоряжение порождает управление и разность "бенефициарий-менеджер".

Сперва известное. В чём состоят причина и суть классовой ненависти нанимаемого к нанимателю? В том, что наниматель тоже живёт с этой собственности, но не использует её так, как нанимаемый. Степень этой ненависти обратно пропорциональна участию нанимателя в делах предприятия. Кулак, сам пашущий до седьмого пота и нанимающий батраков для того же, вызывает меньшую ненависть крестьян, чем помещик, который на земле не работает, получая доходы с арендаторов. Фабрикант, исполняющий обязанности директора фабрики, вызывает меньшую ненависть рабочего, чем акционер-рантье (тут, правда, редко выполняется условие постоянства - по жизни рантье пролетариям мало глаза мозолят).

А если понимать деньги как собственность, то становится понятной репутация ростовщиков на протяжении человеческой истории. Кредит здесь можно рассматривать как найм человека, чтобы тот на собственности ростовщика - деньгах - произвёл деньги; сам-то ростовщик непосредственно этим не занимается, он на сундуках сидит, падла.

Принимая, что власть есть средство производства порядка, можно применить вышеизложенное рассуждение и к отношению "начальник-подчинённый", рассматривая начальство как собственника средств производства порядка. Самый ненавидимый начальник - тот, кто не живёт по правилам, которые устанавливает.

Это общеизвестно, и сама тема истоптана. Классовые противоречия, порождаемые продажей и управлением, несколько интереснее.

Сначала об управлении. Нет, я не проникал под видом письменного стола на заседания топ-менеджмента отечественных корпораций и не подслушивал, в каких выражениях они там отзываются о крупных и мелких акционерах. Чтобы даже начать врать на эту тему, уже надобны полуглянцевые страницы минимум, а не какой-то там Интернет.

Однако есть такая собственность, которую и Вы, и я, и вот они все тоже постоянно доверяем в управление, чтобы мне, и Вам, и вот им сделали хорошо. Восприятие и\или внимание, называйте эту собственность как хотите. Да-да, как Че Гевара с горы Шумеру учил Вавана Татарского.

Короче, всё искусство, всё "производство креатива" есть управление нашим восприятием и вниманием, а работники этого искусства и есть те самые менеджеры-приказчики. А "богема" как образ жизни и прочая "интеллигенция" как образ мысли суть всего лишь видимые проявления их, приказчиков, классового сознания в отношениях с нами - не столько потребителями их изделий, сколько акционерами и бенефициариями, доверившими им в управление свои внимание и восприятие.

"Интеллигенция" в том негативном понимании, которое иногда практикуется, и есть группа носителей этого классового сознания, доапгрейженного до классовой ненависти, когда не-интеллигентов хотят отменить или убрать с глаз долой. Классовая борьба, ага, и интеллигенция как передовой отряд класса распорядителей чужого внимания.

Подход с этой точки зрения к бессмертной теме "Васисуалий Лоханкин и трагедия русской интеллигенции" зарезервирую для будущих постов.

Теперь о продаже. Для того, чтобы там формировались именно классовые отношения с потенциалом их развития в классовую ненависть, не должно происходить смены ролей. То есть одна сторона должна всё время продавать, а другая - всё время покупать.

Класс продавцов в данном разрезе выглядит следующим образом - имхо, он скорее разнороден.

Во-первых, сюда входит власть, как продавцы порядка. Важно: надо отличать "власть" от "начальства", упомянутого выше. Под "начальством" я понимаю ту персону или группу, которая производит порядок здесь - в конкретном отделе, цехе, лаборатории, офисе. "Власть" же - то, что определяет условия существования, те внешние устроения, которые действуют сейчас. Скажем, для шофёра-дальнобойщика на дороге "начальством" являются люди на соответствующих позициях в штатном расписании его фирмы, а "властью" - ГАИ, которая постоянно продаёт ему порядок на дороге (в теории).

Прошу отметить, что власть является именно продавцом порядка, а вовсе не распорядителем воли населения, как она любит себя именовать. Распорядительство здесь - маскировка, ложная идентификация, вбиваемая в головы населения для того, чтобы вместо лучшего порядка за ту же цену (те же налоги) люди требовали "по-настоящему свободных выборов" и так ломились в нарисованную дверь. Маскировка, обратная маскировке "работников искусства": те как раз претендуют на то, что продают продукт, а не распоряжаются нашей собственностью - вниманием.

Хм. Всегда казалось, что вопрос "куда вы девали мои деньги" несколько более рационален, чем "за кого мне голосовать". Равно как и вопрос "стоит ли мне уделить внимание этой книге" более точен, нежели "стоит ли мне эту книгу купить".

Во-вторых, сюда входят все продавцы трансцендентности, которую по определению можно продавать вечно, бесконечно и ещё чуть-чуть. Должен сказать, что такая трактовка помогает лично мне понять причины той масштабной ненависти к существующим церквям, которые демонстрировались во время различных исторических потрясений. Имхо, для простой конкуренции между продавцами - слишком сильно.

Конечно, можно принять, что Сотона мозги соответствующим деятелям помрачил, но это непрактичный подход. Для меня во всяком случае, не для священнослужителей. А вот если прикинуть, что это буйствовали не конкуренты, а покупатели, нутряно ненавидящие продавцов, которые торговали слишком дорого и надменно, многое сходится.

В-третьих, сюда входят продавцы свободного времени. Понимаю, звучит трэшево, но как ещё назвать те службы и устроения, благодаря которым мы не расходуем время на порубку дров для обогрева помещения, можем читать в тёмное время суток и тратим десятки минут на дорогу, на которую раньше уходили дни? ЕЭС, ЖКХ, РЖД и т. д. и т. п.. Тему "естественных монополий" в последнее время в СМИ как-то прикрыли, а все приколы с цифирью, которую нам указывают в "квитках за квартиру", привычно относят на государство как таковое. Однако интересно было бы сканировать эту братию именно на предмет общего "классового сознания". Вряд ли классовая ненависть здесь уже присутствует, имхо, но всё же, всё же...

Ну, и, закругляясь, можно прикинуть практическое использование вышеизложенного. Классовые противоречия имеют тенденцию порождать классовую же ненависть, однако на меру этой тенденции сильно влияют иные обстоятельства. Понятно, что при стремительном индустриальном развитии - концентрация производства, тыры-пыры - будут играть противоречия между нанимателем и нанимаемым, причём именно вокруг собственности на средства вещного производства. При плюсовой демографической динамике на данной территории взыграет земельный - вариант: квартирный - вопрос. И так далее. Если заводы закрываются, сознательного пролетария надо ещё поискать, а если людишки мрут и уезжают, квартирный вопрос не так остр.

Соответственно, в дальнейших теоретических изысканиях можно прикинуть, какие классовые противоречия будут далее в РФ обостряться.

Наниматель-нанимаемый. В сфере вещного производства, не говоря уж о сырьевом секторе - вряд ли. Бюджетники - раз, офисное народонаселение - два, причём бюджетники опаснее. В случае приличной информационной связности удачное решение, заставившее нанимателя отступить, будет транслироваться везде.

Покупатель-продавец. Запрос на реальный порядок по доступным ценам будет удовлетворяться всё хуже. И порядок будет ветшать, и цены расти. Скажем, увеличение количества угроз, признаваемых властью публично, есть признак обветшания порядка. То-то у нас сейчас и Запад в злоумышленниках, и, страшно вымолвить, экстремисты повсюду... А суммы откатов растут. Продажа трансцендентности вещь малопредсказуемая, но я бы сказал, что за "российскую национальную идею" скоро будут давать в морду, а религия требует долгой раскрутки - даже если завтра "Основы ПК" заменят математику, различимого результата придётся ждать минимум дюжину лет. Продажа свободного времени - ну, это все слышали: инфраструктура ветшает и т. п., хотя с точки зрения вышеизложенного интересны именно человеческие взаимоотношения (тех, кто и тех, кого) в этом вопросе. Из приведённых рассуждений следует, что плотное вовлечение населения в собственное жизнеобеспечение, ТСЖ и всё такое - в случае массового успеха есть потенциальная атомная бомба.

Бенефициарий-распорядитель. Значимого слоя акционеров-рантье в РФ нет и не будет - ещё с быдлом делиться, щаз; так что отношения распоряжения и их противоречия проявятся именно в нематериальной, информационной сфере. Я бы сказал, что потенциал противоречий здесь очень велик, хотя и требует соответствующих методов организации и управления - о решениях и играх за соответствующие классы как-нибудь отдельным постом.

Ну и хватит мне пока теории. Теги поставить не забыть.

Tags: политика, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments