Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

О минимизации коррупции. Прожектёрское.

Товарищ подкинул тему. И сходу её раскрыть трудновато. Однако рискну. Всерьёз к написанному не отношусь, ибо загоризонтно, однако ж мне весьма любопытно: достаточно ли безумна и невозможна идея, чтобы работать?

Начну с цитаты из Переслегина (увидел название книжки в недавней дискуссии, купил), уж больно хорошо сказано.
"Индустриальное производство всегда кредитно: деньги на строительство завода расходуются раньше, чем этот завод даст и, тем более, продаст продукцию. Поэтому индустриальная экономика не знает "застойных" равновесных решений - она либо расширяется, либо сталкивается с катастрофическим кризисом неплатежей. Вот почему индустриальные государства непрерывно сражаются - сначала за рынки сбыта, потом (желая сократить производственные издержки) - за источники сырья".
Применяя то же самое рассуждение на другом уровне, к конкуренции просто предприятий, получим, что по меньшей мере один из видов коррупции в индустриальном обществе комильфо: тот, который вежливо называют "лоббизмом". Та же самая война за рынки\подряды и сырьё: опосредованная, но столь же неизбежная. Замечу, что "лоббизм" вовсе не обязательно а) сводится к подкупу, б) ведёт к принятию неправильных решений с точки зрения обязанностей того или иного управленца. Другая составляющая коррупции, которую можно назвать "должностной рентой", необязательна, и её, вероятно, можно уничтожить или свести её вредоносное воздействие к минимуму.

В общем, в индустриальном обществе любая система управленческих позиций, выполняющая задачи по контролю и распределению ограниченных ресурсов, неизбежно будет подвергнута давлению с целью сдачи своих полномочий в пользу индустриальных агентов. И со временем неизбежно этому давлению уступит. Поэтому правильный вопрос не "как победить всякую коррупцию". С коррупцией "вообще" можно бороться бесконечно на радость себе и окружающим... Правильный вопрос: "как сделать так, чтобы коррупция наносила минимально возможный вред".

Наращивание уровней контроля задачи не решает. Сторожа, стерегущие сторожей, стерегущих сторожей... Несколько любопытнее выглядит дифференциальный контроль: две независимых контрольных инстанции, и проверки по факту различия сигналов от них касательно одного и того же феномена. Однако и это при нынешней информационной связности пробивается на раз, независимость теряется, и обе инстанции радостно садятся на шею индустриальным агентам, а через них - и потребителям. В общем, ситуация из крыловского "Квартета". Как ни тасуй учреждения, комиссии и прочее - ничего не получится.

Изменение конфигураций транзакций - не ответ. Значит, надо менять либо свойства действующих лиц, либо содержимое транзакций, а скорее всего, и то, и другое. Свойства индустриальных, а тем более финансовых агентов изменить, наверное, невозможно. Следовательно, надо попробовать изменить свойства управленческих позиций.

Сперва я подумал было об отмене единоначалия на этих управленческих позициях - дуумвираты, триумвираты, какие-то экспертные советы на общественных началах... пакость какая. Получается просто перенос проблемы с уровнями контроля внутрь каждой управленческой позиции; та же яичница, только в профиль. Затем на безрыбье пришла идея о том, чтобы глушить начальство нейролептиками и гипнопедией (или кастрировать), но такое может повлиять и на качество нелоббируемых решений. Наверное. Ещё можно убить всех людей и поставить на соответствующие посты роботов, но это технически сложно.

Спасибо доктору Диагору, нарисовался следующий эскиз: профессиональные управленцы не на выборных должностях должны быть другими. Не Иными по Лукьяненко, но исключёнными из типичных транзакций общества. Сейчас начальство понимается как достойный власти (развращённый властью) обычный человек, Вы или я. Соответственно, его поведение можно понять и объяснить своим же поведением с поправкой на масштабы. Имярек А принёс домой с работы пачку бумаги, имярек Б принёс домой с работы чемодан баксов с откатом за ремонт дороги. Намана. Имярек А думает насчёт подарить жене духи, имярек Б думает насчёт подарить жене килограмм брильянтов - и дачу в Куршавеле. Имяреку А такое поведение имярека Б понятно (сам бы так делал или обдуманно воздерживался бы от таких действий, неважно), а имяреку Б на имярека А вообще плевать, пусть хоть сдохнет, думать о нём ещё...

"Такое, значит, предложение"(с). Составляются номенклатурные списки должностей. Список №1, список №2 и так далее, хм-хм. С ними связаны следующие юридические непристойности.

Во-первых, объектом оных юридических эволюций является не только сам имярек, но его семья. Это означает, что для занятия номенклатурной должности человеку требуется согласие всех членов семьи, данное в здравом уме, твёрдой памяти и после ознакомления с последствиями, о которых ниже.

Во-вторых, если хотя бы один из членов семьи, находясь во вменяемом состоянии, не согласен с тем, что имярек находится на должности - решается следующая дилемма: либо этот член семьи единогласно из семьи изгоняется, и его декоммуникация с остальной семьёй впоследствии отслеживается спецслужбами (фэйковая декоммуникация считается преступлением), либо имярек оставляет должность. Если одновременно с требованием оставить должность выступают два и более члена семьи, должность оставляется безальтернативно.

Это были цветочки. Сейчас будут ягодки.

В-третьих, имярек и члены его семьи не обладают правами собственности на недвижимость, за исключением публично объявленного каталога для каждого списка (право пользования санаториями, например, во время отпуска). Жилплощадь для имярек и семьи предоставляется на условиях соцнайма по нормам, публично определённым в соответствующем номенклатурном списке.

В-четвёртых, имярек и Ко запрещено пользоваться деньгами. Всем им на периодической основе предоставляется кредит, сумма которого завязана на среднемесячную з/п по стране. Будут ли это пластиковые карточки без функции овердрафта или векселя с отпечатками пальцев - дело десятое. Демонстративный перерасход без уважительных причин - вылет с должности. Доказанное использование наличных - вылет с должности. Члены семьи имярек могут работать, могут не работать - как и было сказано, их доход фиксирован количественно и качественно.

В-пятых, по оставлении имярек должности он и Ко уходят на пенсию. Тот же казённый кошт, но пожиже, согласно стажа и соответствующего списка. Работать не возбраняется, но, как и было сказано, доход фиксирован, плюс некоторый список должностей для имярек и Ко закрыт навсегда - например, бизнес-консультации, ага.

В-шестых, имярек обязан оставить должность с уходом на пенсию и в том случае, если один из его отпрысков по достижении совершеннолетия по каким-либо причинам - не проходит конкурс в соответствующее учреждение или отказывается в него поступать - не проходит в систему подготовки номенклатурной смены.

В-седьмых, периодическое утверждение и обновление соответствующих списков по конкретной территории - прерогатива местных заксобраний, которые попутно работают интерфейсом между простыми смертными и номенклатурой.

Если кто-то думает, что я спятил самостоятельно, без помощи извне, то он ошибается. Вовсе даже не самостоятельно. Это творческая переработка подхода, который у нас в стране исторически был альтернативой "купеческим" и "силовым" олигархиям (Новгород, Киев), и на всю катушку его использовал человек, "за свою жестокость прозванный Васильевичем".

Речь идёт о возрождении служилого сословия именно как слоя людей, отрешённых и от необходимости, и от возможности самим добывать хлеб насущный, однако обязанных служить государству. При установлении описанной системы - вполне себе постепенном, через расширение пресловутых номенклатурных списков от более важных должностей к менее важным - произойдёт, имхо, следующее.

Во-первых, с номенклатурных должностей стремительным домкратом вылетит большинство тех, кто их занимает. С одной стороны, это падение качества управления - я прекрасно осознаю, что чиновник есть профессионал со своей сноровкой, а не человек с улицы, которому повезло попасть в кресло. С другой стороны, это означает работающий "социальный лифт" как минимум на поколение, а скорее всего, этот лифт будет работать постоянно, что в перспективе намного выгоднее ротаций элиты через социальные потрясения. В новые госслужащие изначально пойдут и пассивные исполнители приказов, соблазнившиеся именно "образом жизни", и пылкие идеалисты, потому что "стало можно". В общем я полагаю, что качество повседневного управления будет восстановлено достаточно быстро, хотя первоначальный отсев кандидатов на номенклатурные должности будет очень велик. Политикующая для личного обогащения сволочь обсядет заксобрания, да. В результате брать будет дешевле (ибо на конкурентной основе), а вредить проплаченными решениями меньше.

Во-вторых и главных, неслужебные доходы для номенклатуры перестанут быть средством обеспечения своего и семейного будущего. Коррупцию как таковую это не избудет, но сведёт к "борзым щенкам" - то есть а) резко ограничит в размерах и содержимом даяний, б) неслужебные доходы будут легко вычисляться, в) размеры и содержимое взяток можно менять не только через указы о предельной стоимости подарков (и сдаче излишков в казну), но и через непрямое воздействие на образующуюся сословную культуру - "чем новому дворянину брать прилично, а чем неприлично". Вред от коррупции такое сведёт к минимуму, ибо отношения среди управленцев перестанут быть индустриальными, завязанными на тот же "отбив бабок", начнут отличаться от отношений в среде индустриальных и финансовых агентов. Коммуникационный барьер станет самоподдерживающимся.

В-третьих, при наличии объявленных учреждений для подготовки кадров - и госслужащие будут заинтересованы в лучшей подготовке своего потомства для поступления в таковые, и одарённые дети простых граждан смогут туда поступить, то есть получим работающую меритократию. Да, не идеальную, но работающую.

В-четвёртых, сословную субкультуру новых управленцев можно использовать как образец для трансляции новых норм поведения в общество. Тут ничего революционного нет, культура "джентльменов" в Англии именно так и транслировалась.

В-пятых, - и тут должны радоваться государственники - получившаяся система будет предельно эффективной с точки зрения мобилизации государственных усилий в случае какого-либо форс-мажора. Не придётся "окучивать охлос", равно как и содержать оный в мирное время в состоянии, пригодном к окучиванию в случае чего.

В-шестых, - на радость либералам - с "простого народа" снимается "политическое тягло", возложенное ещё большевиками, то есть обязанность ритуального согласия с политикой правящего слоя, даже если она имярек лично не устраивает. Во имя государства, да. Сейчас такое извращение, кажется, называется "путинским большинством".

Ну, и напоследок об условиях, необходимых для осуществления такого прожекта. Понятно, что нынешние условия к ним не относятся - если прожект будет воплощаться сегодня, первым же пунктом в него запишут такие права для номенклатуры, как право первой ночи и телесных наказаний в отношении критиков. А вот после того, как будет осуществлена партократия, о которой я писал, то есть республика, основанная на принципе концентрации воли населения к власти именно и только партиями как безличными идеолого-политическими конструктами, то на основании партийного консенсуса такая реформа исполнительной власти уже не покажется чем-то невозможным.

Вот и всё на сегодня. Ах да, забыл высказаться о дорогах... Ну, это как-нибудь потом. После очередного припадка.

Tags: политика, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →