Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

С новым богом.

Так, поток сознания. Про родной посёлок, свободную прессу, демократию, Хеймдалля, нацию, Ярославского-Губельмана и Ктулху.

У нас в посёлке полторы тысячи избирателей и две газеты. Одна из них оппозиционная, но обе бесплатные. Наблюдать за баталиями акул пера в местной прессе гораздо интереснее, чем, например, смотреть политические ток-шоу, которые в последнее время происходят в телевизоре ночью, когда силы зла властвуют безраздельно.

На страницах оппозиционной печати можно прочесть душераздирающую историю о том, как поселковая администрация спровадила в психушку некую бабушку; официозное издание отнекивается в том смысле, что старушка жгла костры в квартире и нападала с топором на окружающих. Можно уяснить, как поселковая администрация, не удовлетворившись ранее содеянными гнусностями, порубила наши, так сказать, мэллорны - некоторые липы из аллеи, оставшейся ещё от местного дворянского гнезда каких-то родственников поэта Аполлона Майкова. В ответ следует контр-разоблачение с предусмотрительно сделанными снимками срубленного ствола - на предмет доказать гнилость нутра и у дерева, и у оппозиционеров. А вот на обвинения типа "районный прокурор получил в нашем посёлке на халяву участок под застройку" или "ещё один участок земли от местного детского дома ушёл в весьма частную собственность за весьма смешные деньги" издание администрации нашего "городского поселения" предпочитает не отвечать, рассказывая о праздниках в школе и поздравляя ветеранов.

Причина плюрализмов проста: в ближайшие годы имеет место быть крупный проект застройки на земле посёлка. Скорее всего, схлестнулись различные точки зрения на него: не столько "за" и "против", как может показаться человеку наивному, сколько "кто" и "почём". Сторонники неортодоксальной точки зрения на застройку есть и среди депутатов местного собрания, хотя последние выборы главы администрации были ими проиграны. Я сходил голосовать досрочно (воздержался). На месте голосования присутствовали наблюдатели от сторон, и они действительно наблюдали друг за другом, запечатывали мой бюллетень в конверт, даже переругивались между собою... Это действительно было похоже на гражданский долг, и, имей такую привычку, я бы прослезился.

Ах, с каким удовольствием вспоминаются ныне те одноразовые предвыборные газеты, с их оккультным тиражом 999 экз., с их чёрным пиаром и его разоблачением - всё на поле святой борьбы за список глав поселковых администраций, одобренный главой района! Глава у нас генерал МЧС, не хрен собачий, с такими людями на дружеской ноге... Одно слово, вертикаль. Приезжал отчитываться и к нам в посёлок, но я не оказался на мероприятии по причине рабочего дня, а кроме того, не был готов к разговору. Ну да ладно, он мне ещё попадётся.

Я это к чему? А к тому, что именно вышепомянутая смешная, однополосная поселковая наша периодика, продиктованная голимыми бизнес-интересами сторон, сделала больше, чтобы убедить меня в приемлемости демократии, чем все ужимки и прыжки в телевизоре, радио и "солидных изданиях" за последние двадцать лет.

Правда, демократии исключительно в поселковом масштабе, на полторы тысячи персон максимум, и желательно без судьбоносных решений.

Дело в том, что по обстоятельствам, перечисленным выше, - бабушки с топорами, дачные участки, древние липы - я могу достаточно быстро (до принятия решения) получить достоверную информацию. Поговорить с бывшими одноклассниками и просто приятелями, сходить на соответствующие улицы, заглянуть в ту же поселковую администрацию и вежливо спросить о тех или иных делах (выкинуть меня оттуда затруднительно чисто технически в силу личного обаяния и отсутствия охраны). В общем, привязать аргументы в местных спорах к той реальности, которая дана нам в ощущениях, не затрачивая на это много времени и сил. Я буду знать.

А теперь... правильно, берём политическую жизнь вообще и выборы в частности для территории, где живёт десять тысяч избирателей. Нет, знать можно и здесь. Но знать, во-первых, надо намного больше, а во-вторых, знание это добывается намного дольше и затратнее. А теперь рассмотрим территорию, на которой имеют счастье обитать сто тысяч избирателей...

По логике, чем больше избирателей участвует в демократических выборах, чем больше площадь, на которой эта демократия реализуется, тем менее рационален выбор отдельного избирателя. Акт личного волеизъявления вырождается в акт изъявления не воли, но веры. А где изъявляется вера, там тут же заводятся и боги, и жрецы. Когда я слышу выражения типа "президент в своей речи подал сигнал", очень хочется предложить, чтобы политику в этом государстве изучали не политологи, а религиоведы. Потому что на самом деле фраза звучит как "слышавшим его было знамение".

Действительно, эволюция политических партий в РФ сильно напоминает процесс религиозного самоопределения - староверы-коммунисты, либералы как радикальные сторонники "чистого" рыночно-демократического вероучения, сторонники господствующего пантеона, в меру благонамеренные и коррумпированные. В рамках каждой церкви присутствуют различные толки: например, трудно понимать "Единую Россию" и "Справедливую Россию" иначе, как два толка путинопоклонничества. Некоторые исторические деятели удобно втиснуты во вполне мифологические ниши - Чубайс со вселенским Рубильником, Сурков в роли головы Мимира, Медведев-Хеймдалль, Локи-Березовский. Дальнее зарубежье представляется Ванахеймом, ближнее - Йотунхеймом, где во мраке и скрежете зубовном воруют газовую благодать и норовят уязвить. Есть своя эсхатология, выраженная в "проблеме преемника" и сценарии очередного Рагнарёка.

Дикость? Мифологическое сознание вместо рационального? Варварство под тысячедолларовыми костюмами? Шаманы и скальды вместо аналитиков и журналистов? Они самые! А чего вы ещё хотели? Если 15% населения владеют 92% национального богатства, такое положение дел может удерживаться только беспредельной ложью и насилием без правил. Именно для решения этой задачи варварское, пост-языческое (не путать с неоязыческим), до-цивилизационное мироощущение и всплывает из глубины веков, и навязывается людям, несмотря ни на космические корабли, бороздящие Большой театр, ни на телевизор в каждой квартире - и даже благодаря последнему.

Та же плюха в адрес прежнего коммунистического режима пролетает мимо: тогда всё же худо-бедно, но на схожий квази-религиозный пьедестал возводили отвлечённые понятия, а не конкретных человекобогов в ассортименте (Сталин - отдельный случай, и это случай вождя-верховного жреца, а не бога). Выражения типа "рейтинг Брежнева" или "черненковское большинство" даже на слух всерьёз не воспринимаются, что уж там говорить об использовании таковых в качестве аргумента в современных им политических дискуссиях.

А разгадка, как и было сказано, проста: если действия, которыми население участвует во власти (выборы), для участников иррациональны, то и система власти над этим населением тоже будет выглядеть иррационально, оставаясь при этом системой власти. Здравствуй, божественный пантеон. При том, что личные и групповые интересы людей во власти никуда не деваются (эквивалент суеты вокруг застройки в нашем посёлке, взятый в масштабе), и если для того, чтобы пилить откат, надо напялить маску Великого Мганги и испражняться ладаном - сделают, не вопрос.

Мне возразят, указывая на эталонно благополучные западные страны: вот, у людей демократия, и работает же. И живут же. Безо всяких богоравных преемников. Не спорю - и работает, и живут. И достаточно часто награбленный в колониях начальный капиталец тут ни при чём.

Мне скажут, что "при чём" гражданское общество: мол, на всякий замах кулака тамошней власти следует столь же могучий замах сознательных-пресознательных граждан, объединившихся для защиты своих интересов - равновесие сил. Дело, однако, в том, что по этой логике стрельба в Ираке должна прекратиться со дня на день. Там есть власть, есть граждане с различными интересами, есть равновесие сил (если уж никого до сих пор не сумели вырезать окончательно) - а вот гражданского общества что-то не наблюдается даже в зародыше. Сплошной дым и грохот. Диалог между двумя толками ислама.

В западных странах, в отличие от того же Ирака, есть нации - исторически сложившиеся общности... и так далее. И следствием наличия нации, следствием наличия общности является то, что люди во власти считают подданных "своими", а подданные считают "своими" людей во власти. А значит, на определённые действия власти в отношении подданных и подданных по отношению к власти существует негласный, но поддерживамый всеми запрет - со "своими" так нельзя. Именно отсюда начинается "гражданское общество", как средство разруливания мелких споров, средство тонкой настройки, когда настройка грубая уже произведена.

В результате у "демократических выборов" в западных странах появляется некая вторичная рациональность, основанная не на знании реальных обстоятельств, а на убеждении, что, кто бы на выборах ни победил, фатальной разводки лохов в стране не будет. До выборов как акта слепой веры, групповой молитвы богу грома о ниспослании стабильности, в западных странах не доходит. Это и есть одно из исторических преимуществ национального государства над остальными государственными формами.

Я напоминаю, что мы с вами живём в государстве, где

а) организаторы и участники государственных переворотов, имевшие якобы идеологическую мотивацию, амнистируются, награждаются и могут не бояться за своё благосостояние;

б) организаторы и участники перераспределения государственной собственности, в ходе которого подавляющее большинство населения не получило ничего, лишившись прежних льгот и гарантий, тоже в большинстве своём гуляют на свободе;

в) события из пунктов "а" и "б" являются историеобразующими событиями этого государства, не подлежащими пересмотру, о чём неоднократно объявлялось.

Собственно, всё. Такое государство может быть только теократией. И неважно, легитимируется эта теократия внешним, признанным в мире вероучением или каждодневно создаёт под себя вероучение внутреннее, играя роли богов и демонов наличным актёрским составом. "Президент подал сигнал", как и было сказано...

Это и есть наше будущее по мысли нынешних властей предержащих. Количественная и качественная деградация населения, внедрение и распространение квази-религиозного отношения населения к публичным лицам власти, возможно, обретение на этом пути некой новой российской идентичности (а-ля Туркменистан или тот же Ирак, если кто не понял), а потом быстрое обращение оной в пыль внешним воздействием или же эрозией веры, на которой теократия построена. На этом история России прекратит течение свое.

Однако у этого сценария есть известное окно уязвимости. Пока из игры не вышли люди с уровнем рационального мышления, полученным в советских школах, и пока эти люди составляют большинство тех, кто не ходит на выборы, они представляют собой неизвестную и потенциально опасную для теократии величину - политические агностики, да. Имхо, любая несистемная политическая сила должна работать именно с ними, и подход к этой работе должен строиться на приёмах и методах Ярославского-Губельмана - должна же и от него быть какая-нибудь польза. Имхо, у антирелигиозной пропаганды в нашей стране в этом смысле ба-альшое будущее.

Недаром давно уже ходит по стране шуточка:

как обеспечить 98% явку на выборы? - добавить в бюллетень графу со словами "Да чтоб вы все сдохли!"

А если бредить, то другим методом, пригодным для более отдалённого будущего, является порождение контр-религий - причём не обязательно в политическом смысле. Если обеспеченный в советское время уровень рациональности канет в лету, и явка на молитву выборы поползёт вверх, то придётся бороться за людей, отвлекая их от политических сект иными аттракторами той же степени трансцедентности - тут и Ктулху может в дело пойти.

Впрочем, буду надеяться, что до такого не дойдёт... Пусть "дома в Р'лайхе мёртвый Ктулху ждёт, мечтая".

Tags: дыбр, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments