Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

О чтении-без-книг.

Давненько я не футуриздил. Ну вот. Ещё немного о невозможном. Маниловщина как она есть.

С тех пор, как мне прислали электронную книгу (за что ещё раз спасибо), бумажных книг стал покупать значительно меньше. А так как организм я читающий, то появились некие новые привычки. Недавно, выискивая нужную фразу для эпиграфа в бумажной книге, несколько секунд мучительно соображал, где же у книги функция поиска. Это было первое.

Второе. Те книги, которые я покупаю, я покупаю по авторам из некоторого списка и покупаю, в общем, только затем, чтобы аффтары песали исчо. Потому как если их книги покупают, то авторам дают денег, после чего сидящие у них дома по лавкам и просящие сиську - чаемую сиську обретают. Следовательно, автор "пишет ещё" в обстановке, не отягощённой пожеланиями окружающих освоить Эксель, поступить в крупье, заняться выплавкой кукурузы и выращиванием чугуна и стали на душу населения.

Третье. Тем авторам, книги которых я скачиваю из сети забесплатно. Уважаемые. Если я не испытываю потребности платить вам за ваше творчество, это вполне может означать, что мне безразличны его продолжение или прекращение с вашим переходом в ряды хлеборобов и смотрителей музеев. Но. Есть пограничные случаи, и их немало, когда мера моей заинтересованности в продолжении вашего творчества больше абсолютного нуля, но значительно меньше чисел на ценниках.

Четвёртое. Значительную долю от чисел на ценниках составляет плата за создание пачки бумажных листов, обработку их типографской краской, сшивание и прочие операции, к вдохновению автора или художника-оформителя имеющих самое косвенное отношение. Не забываем и про каналы распространения - диета из святого духа продавцам противопоказана.

Пятое. Я полагаю, что некоторые из читающих сие уже догадались, что я хотел бы платить авторам, но не покупать книги; то бишь оплачивать получаемую информацию, если уж вдохновение не продаётся, но не платить за носитель информации - потому, что он мне не нужен. Он у меня уже есть. Называется Rocket Ebook, извините за выражение. А когда эта вещь сдастся энтропии, я куплю себе КПК тысяч за шесть-семь максимум (или сколько нужный мне класс к тому времени будет стоить) - просто чтобы читать.

Шестое. Про писательские гонорары можно посмотреть здесь. О своей реакции на прочитанное не докладывайте: во-первых, мне хватило моей собственной, а во-вторых, стыдно смеяться над больными людьми чужой субкультурой.

Седьмое. Число пользователей интернета в России, говорят, достигло 26 млн. чел.. Делите на два - всё равно много. Продолжайте делить и отнимать, но - не побоюсь утверждать, что число потенциальных читателей книги, выложенной в сеть, составляет сотни тысяч. Раскрученной - миллионы. И среди них, извините мою веру в людей, известная доля согласна заплатить автору за чтиво столько же, сколько он получил от издательства за экземпляр. Сколько именно, см. ссылку выше - там такие расчёты приводятся, что уши дыбом.

Восьмое. Создать систему, которая бы позволила осуществлять такую оплату технически - напрягаться не надо совершенно. Яндекс-деньги уже есть (они не могут не есть). Объявить сервер, на который графоманствующая публика (делаю зеркалу "козу") может выкладывать свои нетленки (можно за деньги) и закрывать их за деньги - если графоманы не идиоты и хоть что-то понимают в раскрутке, всё они точно закрывать не будут: надо же что-то дать на пробу читателю, дабы соблазнился и подумал, что графоману надо помочь "песать исчо". Соответственно, можно зарегулировать систему цен так, чтобы с течением времени после такой "публикации" цена убывала от первоначальной по половинке гауссианы, года через три приходя в ноль.

Девятое. Вопрос копирования скачанного. Технически, товарищи, он не решается - а значит, его и не надо решать технически. Если книга в электронном виде будет обходиться в два червонца глобальный максимум - дешевле бутылки пива (см. рассуждение из "Башни шутов"), то страслое и узяслое пиратство превращается в экстремально мелкое крысятничество. Будучи публично позиционировано в качестве такового, полагаю, сойдёт на нет.

Десятое. Редактура и всё такое. Есть такая штука, как Ворд (о том, сколько стоит комп, достаточный для набивания текста, говорить будем?), а в ней есть проверка орфографии, приводящая текст к приемлемому состоянию. А ещё есть конвертеры в различные форматы. Естественно, с работой издательского коллектива это тягаться никак не может, но непризнанных гениев, которые не в ладах с русским языком, от состояния души типа "Шолохов жи-ши с "ы" писал, а Нобелевскую премию дали" отучить вполне способно. Впрочем, читательское голосование деньгами здесь самодостаточно.

Одиннадцатое. Главным техническим ограничителем таких модуса вивенди, модуса операнди, статуса кво и кондицио синэ ква нон станет то самое отсутствие мобильных букридеров ан масс. Если уж доводить текущее упражнение в маниловщине до моста через пруд, "на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян", то такое производство, даже из заказанных комплектующих - это рабочие места в РФ под гарантированный рынок сбыта, те самые наукоёмкие инновации, о которых заклинает официоз.

Двенадцатое. Социальным ограничителем этих модусов, статусов и конь-диций станет *раскрутка* чтения-без-книг, так как краткосрочные выгоды такового для общества неочевидны, а посему частная инициатива в том состоянии, в котором она пребывает в РФ сейчас, вряд ли за это дело возьмётся.

Тринадцатое. По моему мнению, основным эффектом перехода к чтению-без-книг могло бы стать изменение качества контекста, в котором существует нынешняя литература (ой... я не хотел, оно так само сказалось). Короче, каждый писатель с именем, взятый в современности, хорош не сам по себе, а относительно современных же писателей без имён, которые а) всё же лезут в издательства, б) их туда пускают по доброте душевной и вала по плану. Писатели с именем получают имя только из-за работы этого фильтра, и абсолютное качество писателей с именем есть функция абсолютного качества писателей без именем. И если издательский фильтр допускает дерьмо в писатели без имени, то и писатели с именем будут отсчитываться от этого дерьма. И лет через пятьдесят их так и сосчитают. Косвенно относящееся к теме читать здесь.

Четырнадцатое. Вряд ли издательства разорятся от институционализации чтения-без-книг. С одной стороны, у ста миллионов, пнимаиш, россиян Интернета таки ещё нет. С другой, можно будет зряче отсматривать, чего именно хотят читатели, за что они готовы платить деньги, и снимать сливки - пользователи Интернета выступят контрольной группой в эксперименте.

Пятнадцатое. Любопытно, что организованное таким образом поле аффтаров может управляться извне методами, альтернативными цензуре - а именно спонсированием нужных произведений, жанров, при выборе действительно лучших авторов, которые искренне хотят делать нужное, а не типов "чего изволите по сниженным ценам". Про эффекты связности, всевозможные кампании и результирующую возможность нечувствительно влиять на будущее общества - умолчу. Ибо по нынешним временам это всё равно что объяснять идею теленовостей глашатаю на аутодафе.

Tags: литература, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments