?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Ещё о гиперкнигах.

Вариантный сюжет книги подразумевает, что читатель может в некоторых точках сюжета выбирать продолжение из нескольких распараллеленных вариантов. Для удобства далее буду называть книги с вариантным сюжетом гиперкнигами.

Вопросы возникают следующие.

Первый - экономический: очевидно, что гиперкнига в общем будет иметь в разы больше текста, чем обычная книга, при той же аудитории, что снижает её прибыльность. Напрашивающееся решение: экономия, перенос антуража из линии в линию, то есть, например, некая дуэль в разных линиях завершается по-разному, но проходит при одних и тех же описаниях природы - соответствующие куски текста выстраивает программа-менеджер.

Решение в общем-то неверное, так как в гиперкниге "мессажем" будет являться не только содержание тех или иных сюжетных линий, но и разность между ними, дельта. Если не маскировать дельту в сюжете дельтой в антураже, останется впечатление наглого морализирования: типа, в середине сюжета указал, чтобы главгерой служанку в трактире трахнул, так это ведёт к тому, что его на дуэли убили. Не трахнул бы - остался бы жив. Вся разница - в одном абзаце: попал - не попал; при том же дословно антураже. И чему такое научит читателя?

Правильные решения примерно следующие. Во-первых, это разработка программы-стилизатора, способной приводить излияния банды литнегров к единому стилю, причём "читабельному": плюс хороший редактор, конечно. Паллиатив, ибо качества, сравнимого с прежними книгами, тут всё равно добиться предельно сложно. Во-вторых, это вынос создания гиперкниг из рыночной системы с её запросами - скажем, создание их как запись отыгрыша сюжета группой ролевиков в своё удовольствие, с редактурой получившихся сюжетных линий и словами персонажей как персонажей. Плюс хороший редактор, конечно - и всё в свободное от работы время.

Можно вообще этот вопрос не решать, оставив всё на волю аффтаров, которые будут писать медленно, в свободное от работы время, как и было сказано. Результат: низкие темпы развития, отсутствие соперничества с обычными книгами и видео, невозможность повлиять на разделение текста (неважно, слова это или образы) на кич для масс и элитарные извращения.

Второй - социальный: и связан он уже не с выпиранием моралитэ из разницы в сюжетах, а с его отсутствием. Автору гиперкниги будет намного труднее поучать читателя - а именно это является одной из двух функций массовой литературы... так, со свободой слова и презрением к кичевости нафиг, пожалуйста. Массовая литература научает пипл правильному поведению - через положительные и отрицательные примеры возможного и невозможного. Вторая функция - это сжигание нерабочего времени без вредных последствий для общества... так я о чём?.. да. Нет!.. да. Так вот - гиперкнига с вариантностью сюжетных линий неизбежно порождает вариантность "мессажа", причём по законам комбинаторики, то есть вариантов мессажа становится *много*. И не факт, что сам автор их все видит, но факт, что за них покупатели книги - и любой другой "контроль качества", включая цензуру - вполне могут предъявить претензии. Иными словами, появляется возможность подкрасться для маленького зверька с ценным мехом. А оно автору, особенно тому, который этим делом живёт, вроде не надобно.

Здесь какого-то нового технического решения нет, кроме разве что системы бета-тестинга а-ля компьютерные игры: должны же, например, и фан-клубы тех или иных писателей послужить чему-то полезному...

В заключение отмечу, что любопытным, как это сейчас говорят, экспериментом выглядело бы написание детектива а-ля тётушка Агата, с убийством в замкнутом социальном пространстве, с разбрасыванием подсказок по тексту, а "последний сбор", когда Пуаро какое-нибудь начинает жечь глаголом на тему "вы и убили-с", сделать вариантным: так, чтобы убийцей оказывался каждый по отдельности, причём мотивы варьировались, начиная с обычной ревности и заканчивая работой на Аль-Каиду или Альфу Центавра, а технические заморочки при осуществлении убийства - от обычной отмычки, с помощью которой убивец вломился в запертую комнату, до антигравитатора, с помощью коего убийца подпрыгнул до окна третьего этажа и шмальнул из бластера...

Надо будет попробовать написать нечто вариантное. Если время найдётся.

Comments

( Всего-то 19 — добавить )
yury_v
3 май, 2007 06:07 (UTC)
философская экономика?
Экономико-социальный, говорите?

"
Ходя вокруг сковородки, перед тем как сделать решительный прыжок, он часто размышлял о том, колымит ли он в Гондурасе или всё же гондурасит на Колыме — истина, похоже, была посередине. К такому выводу подталкивали не только собственные наблюдения, но и книжки, которые ему принёс чёрт из службы безопасности. Одну из них написал некий Кокс, а другую некий Сейси. По Коксу выходило, что он калдурасит на гоныме, а по Сейси, что он гонымит на калдурасе. Одна из них была по экономической философии, и в ней содержался основной вопрос вечности: «авенебут это много?», а вторая была по философской экономике, и в ней заключался основной ответ вечности: «ой — это до хрена». Но главное, что Вован понял из книг, это то, что в жизни нет ничего слаще тайм-аута. Он это знал и сам, можно сказать, чувствовал жопой, но книги объясняли: чтобы иметь возможность позволить себе этот тайм-аут, его надо постоянно откладывать и работать, работать и работать, потому что люди, вся жизнь у которых проходит в одном непрерывном тайм-ауте, никогда не накопят достаточно денег, чтобы позволить его себе хоть когда-нибудь."

http://pelevin.nov.ru/rass/pe-taut/1.html
17ur
3 май, 2007 06:12 (UTC)
:-)
При чём здесь философия? Социальный вопрос - это чтобы производители прибавочной стоимости в свободное от работы время сидели смирно и не обзаводились мыслями. А гиперкнига может спровоцировать.
kolyada_14
3 май, 2007 07:03 (UTC)
Re: :-)
Как говорил какой-то дядя, ученик не сосуд который надо наполнить, а факел который надо зажечь. Ненавижу цитаты, но эту люблю. Так что Джаг... Разжигайте!
fon_rotbar
3 май, 2007 10:23 (UTC)
Re: :-)
Книжки такие мы еще чуть не в первом классе делали.
Детские, разумеется :)

P.S. Махмуд, поджигай!
yury_v
3 май, 2007 08:30 (UTC)
Re: :-)
Для этого уже придумана передача "Дом-2", что бы мыслями не обзаводились.

А поможет-ли "гиперкнига", это очень сомнительно.
К сожалению, мысли (стоящие) могут получаться только после хорошего образования (уч. заведение + многогранный жизненный опыт).

Так, вот, жизненный опыт приобрести сложнение, тут есть некий "эрзац" - т.н. кейсы. Т.е. некие реальные задачи, в которых необходимо предприянть некие действия, что бы получить результат. Как действия, так и результат могут быть разные. Ну и существует условный модератор - учитель, который растолковывает, что правдв, а что ложь и подвигает учеников к многовариантности.
К сожалению, данный способ:
а) дорог
б) поэтому малодоступен
в) поэтому заменен на "эрзацы" "кейсов".

"Эрзац кейсы", это обычно интернет/сообщества для "эффективных" менеджеров. Самый известный пример -
- www.e-executive.ru
17ur
3 май, 2007 09:11 (UTC)
Re: :-)
Для этого уже придумана передача "Дом-2", что бы мыслями не обзаводились.

Э, нет, игра на понижение в конце концов оборачивается против банкующего. "Дом-2" - тривиальное решение и в перспективе ведёт либо к излишнему отуплению, либо к появлению нон-конформистов, которым не нравится значительно больше, чем сам "Дом-2".

Концепция "жизненного опыта" - штука хорошая, но не исчерпывающая: она в той же мере промывает мозги, сколь их и просветляет...

Ссылку гляну.
yury_v
3 май, 2007 12:43 (UTC)
Re: :-)
Я не спроста упомянул о "многовариантности".
У по-настоящему хорошего кейса есть как реальная эжизненная история, так и альтернативные решения и концовки. Т.н. единственно - правильного нет.

исправил ссылку.

http://www.e-xecutive.ru/sitemap/
kolyada_14
3 май, 2007 06:58 (UTC)
Листал я однажды типо-"гиперкнигу", это когда пофтыкавши в текст, надо что-то выбрать и перейти на соотв. страницу. Имхо убожество страшное. Теоретически могло бы сойти за учебник-задачник для юных сурков. В принципе для детей может и прокатит, когда выбрав изнасилование в темной подворотне, читатель "попадает" на зону где насилуют уже его и т.д. Но взрослого человека подобное марализаторство думаю будет просто бесить, т.к. выбор делает читатель, а реализацию сделал кто-то другой. Конечно если реализация блестящая, чтиво будет интересным, а если читатель знает как сделать лучше - тогда аффтар (а может сразу и книга) автоматом получит оценку - кг/ам.

С другой стороны, подобное массовое творчество сильно похоже на всеми нами любимое мифотворчество. Причем с условием отсеивания "глупых" решений и алгоритмов поведения героев, имхо получается таки 100% миф, в соответствии с которым люди и будут поступать. Т.к. "так поступали боги". Вот эта тема весьма интересная, только "гиперкниги" тут не получится. Получится что-то вроде мета-историй, эдаких концепций которые разные люди будут обогощать контекстным креативом. Причем поле выбора персонажа имхо должно быть задано заранее (и самое главное четко описано!), чтобы небыло этого самого выбора в процессе который а) напрягает, б) если чел обладает здоровым любопытством, то чтение превращается в кашу т.к. прохождение происходит "сразу за всех". Заранее заданный характер не является ограничителем, т.к. одну и ту же историю можно рассказать от лица разных персонажей.
17ur
3 май, 2007 09:14 (UTC)
А это я отпишусь отдельно - там очень важна организация самих переходов как проявки ранее объявленных возможностей, а не "вдруг откуда ни возьмись" и прочие аффекты.
makkawity
3 май, 2007 07:10 (UTC)
КнС отчасти - гиперкнига, но я тебе расскажу, как это планировал я.
deadkittten
3 май, 2007 08:30 (UTC)
В своё время появлялись "двусвязные" книги (как "Игра в классики" Кортасара), главы которых можно было читать в разном порядке. Но как-то не прижилось.
В "экономический" аспект я бы включил не "ту же аудиторию", а "сужение аудитории" потому что такие книги читать всегда сложнее чем "линейные". Некоторые мои знакомые не читают даже книги с несколькими сюжетными линиями, так как "сильно сложно", а тут ещё и разветвления...
17ur
3 май, 2007 09:13 (UTC)
В принципе это вопрос общепринятого стандарта и качества образования.
deadkittten
3 май, 2007 11:03 (UTC)
Согласен, но судя по всему, в настоящее время обстоятельства складываются именно так. Так что остаётся только второй путь -- "элитной литературы".
gyrates
3 май, 2007 10:37 (UTC)
Читала такую книгу. Нечто среднее между приключенческим романом и настольной игрой. Там и кубик принимал активное участие. Очень даже мило, только задалбывает страницы туда-сюда листать.
karachee
3 май, 2007 11:28 (UTC)
С толщиной книги можно бороться делая книги сборными. То есть выходит первая часть с завязкой сюжета, затем сразу несколько вторых, несколько третьих к каждой из вторых и т.д. Коичество вариантов продолжений к каждой предыдущей части варьируется в зависимости от продаж на предыдущем этапе, плохо продаваемые варианты сводятся единственным продолжением к одному из уже имеющихся и родающихся, ветвь повествования снова врастает в ствол. Клммерчески можно делать такие книги со специальным переплетом вроде компактного скоросшиваетля, чтобы потом можно было собрать единый том. Чтобы всё это работало надо единственно писать очень быстро, то есть приблизительно неделя-две между частями.
О! это может быть периодический журнал, не обязательно электронный, получаешь номер именно с той частью, которую заказал.
ali_vrn
3 май, 2007 12:14 (UTC)
Аналог такой гиперкниги, притянутый, конечно, сильно и за уши - для меня игра S.T.A.L.K.E.R. Уж более нелинейного сюжета в играх от первого лица я не видел.

Любая игра класса "стратегия" нелинейна. И вполне реально задаться параллелями: а не проще ли, вместо прописывания конкретного сюжета, пусть и нелинейного, прописать "конструктор"?
uma_palata
3 май, 2007 13:11 (UTC)
Есть у меня подозрение, что сверх книги обычной гиперкнига не даст ничего. Что всё, что можно изложить в гиперкниге, можно изложить в обычной.
1a1
7 май, 2007 10:40 (UTC)
Интрересно, можно предлагать специальные услуги - сконструировать как "фабрику грез": заплати столько-то и получишь бонус - доступ к новой сюжетной линии; + бонусы удачи у главного героя;...

Потом продавать спец-пакеты: изменение сюжетной линии по заказу. Этак может настоящий инфобизнес получиться, а-ля parabellum07.livejournal.com

Конечно текст - не лучший носитель. Это лучше пойдет как мультфильм или комп. игра.
nkgb
8 май, 2007 08:15 (UTC)
Развитие в этом направлении
приводит к виртуальному миру а-ля компьютерные игры. Выбор ветви сюжета - это как раз форма воздействия читателя/игрока на виртуальный мир.
( Всего-то 19 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger