Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Ещё о гиперкнигах.

Вариантный сюжет книги подразумевает, что читатель может в некоторых точках сюжета выбирать продолжение из нескольких распараллеленных вариантов. Для удобства далее буду называть книги с вариантным сюжетом гиперкнигами.

Вопросы возникают следующие.

Первый - экономический: очевидно, что гиперкнига в общем будет иметь в разы больше текста, чем обычная книга, при той же аудитории, что снижает её прибыльность. Напрашивающееся решение: экономия, перенос антуража из линии в линию, то есть, например, некая дуэль в разных линиях завершается по-разному, но проходит при одних и тех же описаниях природы - соответствующие куски текста выстраивает программа-менеджер.

Решение в общем-то неверное, так как в гиперкниге "мессажем" будет являться не только содержание тех или иных сюжетных линий, но и разность между ними, дельта. Если не маскировать дельту в сюжете дельтой в антураже, останется впечатление наглого морализирования: типа, в середине сюжета указал, чтобы главгерой служанку в трактире трахнул, так это ведёт к тому, что его на дуэли убили. Не трахнул бы - остался бы жив. Вся разница - в одном абзаце: попал - не попал; при том же дословно антураже. И чему такое научит читателя?

Правильные решения примерно следующие. Во-первых, это разработка программы-стилизатора, способной приводить излияния банды литнегров к единому стилю, причём "читабельному": плюс хороший редактор, конечно. Паллиатив, ибо качества, сравнимого с прежними книгами, тут всё равно добиться предельно сложно. Во-вторых, это вынос создания гиперкниг из рыночной системы с её запросами - скажем, создание их как запись отыгрыша сюжета группой ролевиков в своё удовольствие, с редактурой получившихся сюжетных линий и словами персонажей как персонажей. Плюс хороший редактор, конечно - и всё в свободное от работы время.

Можно вообще этот вопрос не решать, оставив всё на волю аффтаров, которые будут писать медленно, в свободное от работы время, как и было сказано. Результат: низкие темпы развития, отсутствие соперничества с обычными книгами и видео, невозможность повлиять на разделение текста (неважно, слова это или образы) на кич для масс и элитарные извращения.

Второй - социальный: и связан он уже не с выпиранием моралитэ из разницы в сюжетах, а с его отсутствием. Автору гиперкниги будет намного труднее поучать читателя - а именно это является одной из двух функций массовой литературы... так, со свободой слова и презрением к кичевости нафиг, пожалуйста. Массовая литература научает пипл правильному поведению - через положительные и отрицательные примеры возможного и невозможного. Вторая функция - это сжигание нерабочего времени без вредных последствий для общества... так я о чём?.. да. Нет!.. да. Так вот - гиперкнига с вариантностью сюжетных линий неизбежно порождает вариантность "мессажа", причём по законам комбинаторики, то есть вариантов мессажа становится *много*. И не факт, что сам автор их все видит, но факт, что за них покупатели книги - и любой другой "контроль качества", включая цензуру - вполне могут предъявить претензии. Иными словами, появляется возможность подкрасться для маленького зверька с ценным мехом. А оно автору, особенно тому, который этим делом живёт, вроде не надобно.

Здесь какого-то нового технического решения нет, кроме разве что системы бета-тестинга а-ля компьютерные игры: должны же, например, и фан-клубы тех или иных писателей послужить чему-то полезному...

В заключение отмечу, что любопытным, как это сейчас говорят, экспериментом выглядело бы написание детектива а-ля тётушка Агата, с убийством в замкнутом социальном пространстве, с разбрасыванием подсказок по тексту, а "последний сбор", когда Пуаро какое-нибудь начинает жечь глаголом на тему "вы и убили-с", сделать вариантным: так, чтобы убийцей оказывался каждый по отдельности, причём мотивы варьировались, начиная с обычной ревности и заканчивая работой на Аль-Каиду или Альфу Центавра, а технические заморочки при осуществлении убийства - от обычной отмычки, с помощью которой убивец вломился в запертую комнату, до антигравитатора, с помощью коего убийца подпрыгнул до окна третьего этажа и шмальнул из бластера...

Надо будет попробовать написать нечто вариантное. Если время найдётся.

Tags: литература, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments