?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Ещё о текстах.

Лениво рыться в книжках, но, кажется, у Филипа Киндреда Дика был рассказец... Из враждебного государства в условно "наше" экспортируются игрушки, и вот на своего рода таможне их пытаются понять на предмет хитрозлобной диверсии. То бишь пропускают аналог настольника-"Монополии", запрещают виртуальный костюм и упираются в комплект крепости и игрушечных солдатиков - сверхсложная игрушка, которая может таить в себе множество пакостей, вплоть до того, что её предполагают самосборной атомной бомбой. Короче, таможня, умучив коллективный моск и так ничего и не решив, добро не дала. И вот в конце рассказа таможенник приходит домой, а там его дети азартно рубятся в этот самый аналог "Монополии", уже массово поступивший в продажу. Папа присоединяется и обыгрывает детей, но тут же выясняется, что на самом деле он проиграл: в правилах, которые на таможне не удосужились прочесть, сказано, что выигрывает не тот, кто первым захватит всю собственность, а тот, кто первым избавится от неё. Изящно, очень изящно.

А теперь к другой книге - "Властелину Колец", которая, как ни крути, а масштабное явление культур-мультур. Все читали, все перечитывали, стараниями эпигонов и фанатов эльфы с орками расползлись по ноосфере, как тараканы по кухне. Хоббиты, назгулы, горлум-горлум... И подо всем этим, какие фильмы ни снимай и какие продолжения ни дописывай, бьётся мессаж: "нельзя использовать силу врага!" - если хотите, Силу и Врага можно написать с большой буквы, мне не жалко. Весь сюжет определяется этим "нельзя", оно вдалбливается: тут и отказы сияющих персонажей от Кольца, и показательная экзекуция тех, кто протянул руки к Кольцу или палантиру, и задрачивание Фродо... Нельзя просто потому, что нельзя, потому что так мудрые сказали.

Я не спорю с тем, что в каком-то спектре ситуаций такой подход действительно работает, но ВК как явление культуры внедряет его именно как подход универсальный и необсуждаемый. Человек, наевшийся этой отравы, становится уязвим к окрикам типа "это же фашизм (коммунизм, ксенофобия, капитализм, нетерпимость, либерализм - впишите сами что хотите)!" Убрал ручонки от Кольца, быренько!.. думать потом будешь, да и не положено тебе думать, за тебя мудрые подумали. ВК (опять же, речь идёт не столько даже о произведении, сколько о культуре ВК) создал\помог создать очень серьёзное обеспечение для несилового интердикта на нестандартные философскую и политическую мысль и практику, которые не слишком заботятся о своей "чистоте" и не брезгуют заимствованием у "плохишей" их идей и находок. Там, где "чистота" охраняется государственными средствами, получается гадость: кровавая гэбня, самиздат, кухня, незабудунепрощу... А тут - книга. Интересная. Культовая. Во всём этом фэнтезийном пространстве, считайте, главная, обязательная и незаменимая. Которую родитель дитёнку сам подсунет - или ДВД поставит. Эльфы, орки, трагедия, Шелоб, мумаки, хоббиты, меч и магия, короли и капуста. Ребёночек вырастет и будет помнить: нельзя использовать силу врага; нельзя идти на союз с тем, кто не так чист, как ты; долгоживущие авторитеты всегда знают лучше; чего не положено им, не положено и тебе; сила врага даже в твоих руках будет нести зло; лучше потерпеть, пока побеждают другие... О практических результатах применения этого принципа рассказывать, или и так всё перед глазами?

Так что. Перед игрой надо внимательно читать правила.

P. S. Кстати, альтернативное - тем более интересное при сходстве сюжета - прочтение истории об уничтожении мегазлого коррумпирующего ортефахта есть, например, у Глена Кука в "Silver spike". Но увы - весовые категории разные в принципе. То же касается и иных произведений, даже тех, которые не останавливаются на "замене плюса на минус" - они все вместе взятые ВК не перевесят. Посему об это бревно ещё долго будут спотыкаться.

Comments

( Всего-то 47 — добавить )
kouzdra
15 май, 2007 06:17 (UTC)
ВК книжка "на злобу дня" и вообще говоря, она несколько на другие темы написана: Я тут Хейзингу недавно перечитал - "В тени завтрашнего дня" - аж поразился, насколько много пересечений. Хотя вроде бы одно - фэнтэзятина, другое - типа публицистика.
17ur
15 май, 2007 06:27 (UTC)
На что написана - одно дело, а вот как используется...
(без темы) - 17ur - 15 май, 2007 06:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zagrei - 18 май, 2007 08:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kouzdra - 19 май, 2007 19:42 (UTC) - Развернуть
17ur
15 май, 2007 06:35 (UTC)
Что именно "как же"? Она более известна, чем ВК? Или в ней нет того же самого мегаврага - Пустоты, которая некошерна по определению?
(без темы) - jungehexe - 15 май, 2007 07:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zagrei - 18 май, 2007 09:00 (UTC) - Развернуть
yury_v
15 май, 2007 06:37 (UTC)
ну да.... а что?
удивительного?

с ранних лет вдалбливается всеми созможными способами:
"это можно, а это нельзя, а вот это можно только взрослым дядям".

Где-то читал речь какого-то мастера амер. фантастики 60-х. Где автор, бешенно и рьяно нападает на стиль
фэнтэзи, обвиняя его в инфантилизации сознания, и тупике для созднания читающего.
Вот и получается. что значительная часть сограждан живет в "сказочной стране эльфов", с детства до усрачки боятся посмотреть на мир собственными глазами, потому что оно на самом деле страшно.


17ur
15 май, 2007 06:42 (UTC)
Re: ну да.... а что?
Удивительного-то как раз ничего нет. Речь идёт просто о том, чтобы осознать, что внутри конфетки всегда таблетка. А то некоторые принимают разницу способов "вдалбливания" за разницу между самим вдалбливанием и его отсутствием.

Что же до обвинения *стиля* фэнтези - стиль-то в чём провинился? :-) И в нём можно сделать хорошие вещи...
Re: ну да.... а что? - yury_v - 15 май, 2007 07:34 (UTC) - Развернуть
Re: ну да.... а что? - 17ur - 15 май, 2007 08:36 (UTC) - Развернуть
Re: ну да.... а что? - yury_v - 15 май, 2007 08:42 (UTC) - Развернуть
vkryukov
15 май, 2007 06:45 (UTC)
И подо всем этим, какие фильмы ни снимай и какие продолжения ни дописывай, бьётся мессаж: "нельзя использовать силу врага!"

Ну, мертвяков с тропы мёртвых Бомж тем не менее успешно использует.
17ur
15 май, 2007 06:47 (UTC)
Да, *по воле мудрых* и без серьёзных объяснений этики поступка для читателя. Причём мертвяков этих *инсталлировал*, если не ошибаюсь, ещё Исилдур...
(без темы) - kolyada_14 - 15 май, 2007 07:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vkryukov - 15 май, 2007 09:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - freakup - 15 май, 2007 12:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vkryukov - 15 май, 2007 12:38 (UTC) - Развернуть
kolyada_14
15 май, 2007 07:00 (UTC)
Джаг, а вы не считаете, что "парадигма" уже изменилась? Имхо сейчас ВК не очень хорошо вписывается в современное информационное поле. Возьмем науку, до 70х годов она аффторитет, наблюдаются массовые старания отделить науку от всего остального. А в 90х уже наоборот, мейнстрим это шаманство, это когда надо смешать все, что смешивается. Подход конечно безобразно вульгарен, т.к. если к бочке меда подмешать ложку г-на, то мы получим бочку г-на.

Гр. Тоффлер обьяснял это каким-то информационным взрывом, увы без описания способа "взрывания". А я бы конечно поискал корни ж-м. заговора. Т.к. к 70м имхо ж. уже начали реализовывать свою программу по уничтожению европейцев и Wasp'ов через смешение с более доминирующей нигеровской и чуркестанской кровью.

Имхо, идея нетерпимости по отношению к методам/культуре и т.д. врага вполне имеет право на существование. Особенно в условиях культурно-информационного противостояния. Ведь например шабесогой, который желает использовать ж. методы, должен искренне принять их культуру и их мировозрение. Если он культуру не примет, методы останутся для него недоступными. А если примет, то станет еще одним ж. Эта идея имхо имеет весьма глубокий архетип, напрмиер есть корейская вроде сказка про дракона, по которой советские аниматоры неплохой мультик сняли.
zbarassky
15 май, 2007 07:10 (UTC)
Offtop
Можно перевыложить отдельно (или почтой лучше?) mp3-файлик с песней «Beer beer beer»? У меня побилась часть коллекции музыки и этот файл я просто не знаю, как восстановить.

В любом случае, спасибо.
17ur
15 май, 2007 08:40 (UTC)
Re: Offtop
http://www.juggernotes.com/beerbeerbeer.mp3

Будут накладки, поставьте заглавную B. Хотя вроде не должны.
Re: Offtop - zbarassky - 15 май, 2007 08:42 (UTC) - Развернуть
q_w_z
15 май, 2007 07:24 (UTC)
да, это у Дика было
название не помню

а "Серебряный клин" пожалуй лучшая вещь цикла, кроме первых трёх
остальное совсем мыльная опера
17ur
15 май, 2007 08:37 (UTC)
"Серебряный клин" чем радует, так это открытым текстом, откуда Империя списана. Про картофельную ферму... :-)
(без темы) - q_w_z - 15 май, 2007 08:43 (UTC) - Развернуть
Как по-Вашему, - 17ur - 15 май, 2007 08:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 16 май, 2007 06:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - glorfindeil - 16 май, 2007 12:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 май, 2007 06:28 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
15 май, 2007 10:44 (UTC)
Насколько я понимаю Толкина...
По-моему, Толкин никогда не пытался скрывать своих убеждений и представлений о добре и зле (и утверждал, что их видно во "Властелине Колец"). А убеждения у него были ортодоксально христианскими.

Полагаю, под тезисом "нельзя использовать силу врага" (особенно если Враг с большой буквы) подписался бы любой из отцов церкви.

Тезис "нельзя идти на союз с тем, кто не так чист" Толкин, судя по всему, принял бы с оговоркой: не "нельзя", а "опасно" (ведь Арагорн в его книге идёт на "союз" с живыми мертвецами, ничуть не теряя от этого своей "положительности). И в этом тезисе с ним, полагаю, согласится не только любой христианин, но и почти любой здравомыслящий человек.

"Долгоживущие авторитеты всегда знают лучше" - в такой формулировке, полагаю, Толкин бы с этим не согласился. И привёл бы как контрпример в своей книге Сарумана (а также собственно Врага:)). Думаю, что Толкин (как и любой другой христианин) согласился бы с такой формулировкой: "Истинная мудрость и правильный завет о нравственности были даны человечеству в прошлом, и именно там их и надо искать"

"чего не положено им, не положено и тебе" - это, по-моему, вообще один из основных нравственных постулатов. В другой формулировке он звучит так: "все равны перед законом (нравственным или каким-то ещё)". Думаю, Толкин не стал бы с этим спорить.

"Сила врага даже в твоих руках будет нести зло" - думаю, Толкин бы сказал, что речь идёт не о всякой силе враге (и мог бы привести в пример всё тех же мертвецов Арагорна). Точнее будет формулировка такая: "есть вещи, которые грех, даже если делаешь их с хорошими намерениями". И тут, полагаю, с ним опять же согласится почти любой христианин.

"лучше потерпеть, пока побеждают другие" - а вот этого тезиса я во "Властелине Колец" не видел. Не просветите, где именно он там есть?

В общем, по-моему, вы пытаетесь инкриминировать Толкину христианство (или христианские представления о нравственности). О практических результатах применения христианства - ну, если хотите, расскажите, хотя они и так перед глазами.

Thaliorne
17ur
16 май, 2007 06:31 (UTC)
Re: Насколько я понимаю Толкина...
В общем, по-моему, вы пытаетесь инкриминировать Толкину христианство

?! Я к Профессору вообще никаких претензий не имею...


fabius_bile
15 май, 2007 14:56 (UTC)
О, старая коррапт-идея...
Убиу дракона, ты сам станеж дракономЪ.
А у Кука после Клина нравится именно что редко встречающаяся в фэнтэзи ситуация "всё херовее и херовее". Ну и Весь цикл - описание жизни целого поколения, с упором на "власть-портит". А Клин сам - то же оружие. которое все хотели использовать, только другие старались скорее чтоб другим не досталось.
Плюс ситуация с монополиейнапомнила другой рассказ Дика - про золотую шерсть, когда главная опасность для человечества, как оказалось, исходила не от сверхэволюционировавших мутантов, а от сильно упрощённых, но получивших всего лишь одно маленькое свойство. А то любят все искать угрозы во всяких ЗОГах, мегазаговорах, мировой закулисе, размещении ПВО а потом удивляются, отчего дитяти мечтают "за ынастрантса" выйти да найти своё счастье с борей моисеевым...
xlad17
15 май, 2007 20:16 (UTC)
Вы говорите о рассказе Ф.Дика "Золотой человек"?
В котором один мутант мог предугадывать будущее и "зачармить" любую девушку?
(без темы) - fabius_bile - 15 май, 2007 20:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 16 май, 2007 09:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fabius_bile - 16 май, 2007 14:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 18 май, 2007 09:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fabius_bile - 18 май, 2007 14:56 (UTC) - Развернуть
xlad17
15 май, 2007 20:16 (UTC)
Интересно . Только у Г.Кука к вышеуказанной теме больше, имхо,подходит роман "Латунные тени"( из цикла про Гаррета; там про книгу, дающую своему хозяину сто жизней и сто обличий говорилось).
simpleton_nik
16 май, 2007 00:28 (UTC)
В "вк" достаточно четко прописано, почему нельзя использовать данный артефакт. И "мудрые" здесь ни при чем, выводы строятся на знании фактов, например последствий использования.
Стоило бы все же честно развести в стороны то, что и почему действительно написано в книге, и то, что хотели бы сказать вы, используя ее.
simpleton_nik
16 май, 2007 01:13 (UTC)
Если принять к рассмотрению условия текста "вк", то при внимательном взгляде становится видно, что кольцо являлось не просто артефактом, оно по-сути впитало и само стало частью личности Саурона. И как Саурон подчинял своей воле всех, до кого мог дотянуться, включая мудрого Сарумана и гордого наместника Гондора, так же и кольцо, только медленнее, подчиняло себе носителя, как гордого и великого воина Исильдура, в роли которого можете представить себя, так и мелкого хоббита Бильбо, похожего на меня.
(Кстати по опыту в подобные ловушки гордецы попадаются быстрее и охотнее и вязнут глубже, чем простые "хоббиты")

Что касается мертвяков-предателей, то речь шла не об использовании "меньшего зла", а о том, что предателям дали второй шанс - возможность икупить вину и освободиться.

Я понимаю, что такой подход крайне не удобен для вашей теории, однако он более полно и точно соответствует условиях текста "вк". А уж как это применять к нашей жизни - следующий вопрос.
(без темы) - 17ur - 16 май, 2007 06:29 (UTC) - Развернуть
kolyada_14
17 май, 2007 08:48 (UTC)
OFFTOP:
Джаг, есть тема! Давайте уже обсудим злободневную политику!
После всех этих неЗОГласных маршей и вчерашних воплях о типо-задержаниях кремлядью кремлядских же "других-рюсских", складывается ощущение, что пол.пут сам себе готовит оранжад.
По теме статья http://www.ariru.info/doc/?id=2893, только чур ногами не пинайте, понятно что это коммиксы но мысли здравые иногда присутствуют.
(Удалённый комментарий)
( Всего-то 47 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger