Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:
Начало банкета

6. На кончике пера.

Попробую, аки Леверье рыкающий, вычислить такое решение для начала ХХI века - и, пожалуйста, не упрекайте меня в стремлении подогнать задачку под ответ. Как и было сказано, в этой области я дилетант и умных книжек не читал.

Итак, объединение. Кто и для чего объединяется?

Объединение "торговцев"? Однако уникальная задача аутентичных купеческих гильдий - доставка товара от "своей" ограды к "чужой" - в наши времена гораздо менее актуальна, чем была; романтиков на большой дороге осталось мало. С другой стороны, задача защиты товара от обесценивания на условно "чужой" территории осталась, и её можно расписать через взаимосвязанные задачи:

а) сбора своевременной информации о состоянии "чужого" рынка, ценах и доступных ресурсах на нём (под "ресурсами" понимаются в том числе и, например, свободные торговые площади);

б) проведения рекламных кампаний - в смысле профессионального информирования потребителя, а не долбёжки мозгов "креативными" слоганами;

в) установления контакта с влиятельными в "чужом" ареале людьми и "лоббирования своих интересов" в самом широком смысле слова (юридические споры по защите товара от "местных" сюда тоже входят);

г) содержания в "чужом" ареале современного эквивалента подворья - если хотите, резидентуры;

д) управления внутренним ресурсом объединения, по назначению эквивалентным "общаку" - хотя вряд ли это окажется архетипический сундук злата, и даже к денежным суммам как таковым он сводиться не должен;

е) создания и поддержки внутренней системы разрешения конфликтов между участниками объединения: уважаемой и быстрой.

Объединение "ремесленников", то есть производителей? Без "торговцев", без выхода на условно "внешний" рынок оно, во-первых, не сумеет экономическими методами защитить условно "свой" рынок: глухая оборона здесь проигрышна так же, как на войне. Инициативный противник со временем найдёт, куда укусить. Во-вторых, без помощи "торговцев", способных реализовать излишки "своего" товара вовне, "ремесленники", лоббируя вытеснение "внешних" товаров административными методами, очень скоро начнут играть против потребительских интересов всего местного общества, провоцируя социальный конфликт, который хорошо не кончится. Тем не менее, задача защиты своего труда осталась, и её можно выразить в следующих задачах низшего уровня:

а) сбора своевременной информации о состоянии "своего" рынка, ценах и доступных ресурсах на нём (под "ресурсами" понимаются в том числе и, например, свободные торговые площади) - хорошая штука копипэст;

б) особым пунктом - работы с информацией от поставщиков сырья и полуфабрикатов, отделение манипулятивной рекламы от профессионального информирования;

в) установления контакта с влиятельными в "своём" ареале людьми и "лоббирования своих интересов", оцениваемых по критерию эффективности защиты самых разных видов обеспечения производственного процесса (от содействия поставкам сырья до озеленения улиц, где обитают рабочие);

г) стабильного повышения качества производимого продукта, через улучшение технического обеспечения (оборудование) плюс повышение квалификации персонала;

д) управления внутренним ресурсом объединения, по назначению эквивалентным "общаку" - то есть перераспределение некоего условно общего резерва материальных ресурсов и влияния;

е) создания и поддержки внутренней системы разрешения конфликтов между участниками объединения.

Если учесть тот факт, что возможности по организации человеческих сообществ за последнюю тысячу лет сильно выросли вместе с информационной связностью, то достаточно легко делается вывод: вычисляемое объединение сочетает в себе черты и "гильдии", и "цеха", решая и "торговые", и "ремесленные" задачи. Из списков выше можно выделить функции, которые такое объединение должно спонсировать для решения своих задач:

а) сбор информации о состоянии рынка, отбраковка манипулятивной информации и обеспечение доступа к корректной информации извне для всех участников объединения;

б) определение информации, транслируемой вовне всеми участниками объединения, для получения преимущества на рынке: например, создание и поддержка узнаваемого брэнда или семейства брэндов (отличие как достоинство);

в) борьба за влияние на решения, принимаемые на тех или иных управленческих позициях, от которых зависит положение на "своих" и "чужих" рынках;

г) формирование общего подхода к закупке сырья и полуфабрикатов (а для некоторых производств - и оборудования), договор о ценах;

д) формирование общего подхода к сбыту готовой продукции, согласование поведения на "внешнем", экспортном рынке с целью получения преимуществ - в сочетании со стремлением к "брэндовости" и необходимостью подворья вовне такое может означать создание общего предприятия по продаже;

е) внутреннее разрешение конфликтов, более оперативное, чем через систему, спонсируемую государством;

ж) внутреннее обучение персонала, "заточка" его под конкретные виды производства, работа с "секретами ремесла".


Как видно из перечисления, практически все эти задачи в принципе могут решаться под эгидой организаций некоммерческих и негосударственных, то есть ни через продажу услуг, ни через административное принуждение (хотя я отнёс бы пункты "а", "д" и "ж" к задачам, которые эффективнее всего решаются на коммерческой основе). Решение каждой из этих задач предполагает выгоду для участника объединения, выраженную не в увеличении дохода, но в сокращении издержек, что особенно важно для сложных и\или малосерийных производств, где "вал по плану" невозможен технически, организационно или финансово. Кроме того, в условиях России такое снижение издержек помогает смягчить влияние пресловутой "петли Парщева", какова бы мера этого влияния ни была.

7. Дополнительные условия и ограничения.

Что ещё можно сказать об участниках таких объединений? Они явно не будут представлять собой гомогенную среду, характерную для прежних цехов. Как и было сказано, производство усложнилось, а значит, граница по разделению труда, за которой "свой" поставщик комплектующих выгоднее, чем "общий", стала размытой и много более зависимой от специфики конкретного производства. То же рассуждение применимо и к предприятиям, выполняющим обслуживающие функции по отношению к собственно производителям товара. "Свои" поставщики и обслуга вполне могут быть приняты в объединение. С другой стороны, прибылью предприятия объединения по-прежнему будут обязаны в принципе ограниченной номенклатуре товара. Как прежний цех не мог производить мебель и обувь одновременно, так и описываемое объединение вряд ли такое потянет.

Другим ограничением для исчисляемого объединения станет размер предприятий, его образующих, который проще всего выразить через численность персонала. Ограничения снизу на этот размер нет - орда одиночных кустарей, с моторами или без, вполне может организоваться таким образом. Вопрос ограничения сверху более интересен.

Почему предприятие с достаточно многочисленным персоналом идею такого объединения скорее отвергнет? В первую очередь в голову приходит мысль о намного большей сложности согласования интересов крупных предприятий, но перечисленные выше спонсируемые гипотетическим объединением функции не порождают каких-то неразрешимых противоречий между переговорщиками, и, более того, такое спонсирование не затрагивает интересы большей части персонала любого производственного предприятия. Иное предположение, что у крупных корпораций в принципе нет нужды в совместных действиях по захвату новых рынков у третьей стороны или недопущению этой третьей стороны на свои рынки, с точки зрения стратегии выглядит нерациональным.

По моему мнению, причина того, что, чем крупнее предприятие, тем менее оно будет склонно к участию в описываемом объединении - субъективна. Система управления предприятия с многочисленным персоналом будет организована иерархически, и в нём неизбежно появится слой профессионального начальства. "Профессионального" не в смысле "компетентного в вопросах управления", а в смысле "занимающегося только управлением", что, говоря цинично, не одно и то же. И чем больше этого начальства, тем больше вероятность, что обеспечение вышеперечисленных функций будет реализовано по Паркинсону, через увеличение числа подчинённых, а не партнёров. Иными словами, начальник, выбирая между вариантами "договариваемся с фирмами А и Б своей весовой категории о совместной закупке сырья" и "заводим у себя новый отдел, занимающийся вопросами обеспечения выгодной закупки сырья", выберет второй вариант: он увеличит число своих подчинённых и тем поднимет собственный статус в корпорации. Разумеется, такое решение будет оправдано чем-нибудь вроде "надо иметь всё своё на всякий случай". Иногда роль "новых отделов" играет кормящийся при корпорации мелкий бизнес, но принципиальных поправок это не вносит.

Следовательно, в описываемом объединении может участвовать малый и средний бизнес. Большие дяди играют по другим правилам.

8. Как оно выглядит. Лига.

Нижеследующая последовательность весьма условна, перечисленные этапы вполне могут проходить до известной степени одновременно.

Несколько малых или средних предприятий (без ярко выраженного доминирующего лидера), делящих одну и ту же нишу на рынке и заинтересованных в наращивании производства продукции и вскрытии чужих рынков для неё, выступают спонсорами некой добровольной некоммерческой и негосударственной ассоциации, изначально как "площадки" для договора об общем поведении на рынке - как рынке сырья и полуфабрикатов, так и рынке готовой продукции. Если утрировать, этот этап вообще можно свести к каким-нибудь пятничным посиделкам в местном "аглицком клобе".

Следующим этапом в развитии ассоциации становится исполнение ею (или неким агентом по её поручению) функций модерирования входной и выходной информации для её участников. С одной стороны, это будет поиск важной информации вовне и отсев неважной, с другой - то самое формирование брэнда, создание и распространение на желательном к освоению рынке списка продуктов от участников ассоциации. На этом этапе возможно создание предприятий или учреждений, мониторящих рынок и ведающих вопросами сбыта, или обращение к услугам уже существующих предприятий этого профиля.

Следующим этапом станет работа с информацией внутри ассоциации - приведение стандартов качества в соответствие с полученной информацией о рыночной конъюктуре (для ориентированного на расширение рынка объединения это означает повышение качества), профессиональное обучение работников предприятия или даже создание некоего внутреннего "фонда профессионализма", с арендой специалистов между участниками предприятия или приглашением мэтров извне.

Затем наступает этап модерирования поведения участников ассоциации по отношению друг к другу - институционализируется внутренняя система разрешения конфликтов. С учётом того, что ассоциация строится на добровольной основе, запрос на эту систему должен определяться сугубо положительными стимулами: то есть она ценна не тем, что она своя, а тем, что она лучше работает, нежели государственная. "Лучше" в данном случае скорее всего будет сводиться к "дешевле" и "быстрее" при том же, господствующем в обществе и поддерживаемом государством понятии о "справедливости".

Сказанное не исключает конкуренции между участниками ассоциации и до известной степени поощряет её - в перечисленном явно просматривается аналогия с лигой спортивных команд.

9. Что мешает.

Политика и её последствия, как всегда. Надсистема. Ценностные катастрофы, с удручающей регулярностью потрясавшие Россию в ХХ веке, выразились в атомизации общества и кризисе доверия. 90-е годы ХХ века можно описать как тотальное кидалово всех всеми. И люди, в том числе те, кто принимает решения в структурах рыночных агентов, это помнят. И тем существует немалый потенциальный барьер для организации вышеописанных структур, особенно на добровольной основе.

Извините за тавтологию, но организовывать, крышевать, катализировать процесс должна организация, структура, которая сохраняет хоть какой-то порядок. Кроме государства, администрации РФ, сейчас такой структуры нет - как бы к этому единственному кандидату ни относиться.

Конечно, речь не идёт о процессе типа "в две шеренги становись", но только о "крышевании" и начальном "страховании рисков" потенциальных участников таких объединений в самом широком смысле этого слова.

Поиск товара, производственного процесса и незаполненного рынка, вокруг которых можно выстроить объединение, "сводничество" потенциальных партнёров, содействие на первых порах в тех самых "спонсируемых функциях" и поиск рыночных агентов, готовых их исполнять… Естественно, всё это не "невидимая рука", это скорее водитель или даже попутчик, вращающий ручку стартёра на морозе. А уж кем будет этот персонаж: чиновник на жалование, самоотверженно двигающий очередной судьбоносный нацпроект, или пылкий трибун из гущи народа, оформленной в стройные ряды партии "Единая Россия", пиарящийся перед выборами (ага, фига заняла обычное положение в кармане), - в общем-то, неважно. Главное, чтобы машины заводились там и сям на стогнах Федерации.

10. Не Васюки, как и было сказано.

Изложенное в предыдущих девяти пунктах - совсем не панацея. Да и мне, признаться, по-человечески больше нравятся советские планов громадьё, перекрытие Енисея и первенство в области балета.

Тем не менее, создание таких объединений представляется мне единственным дешёвым, надёжным и выполнимым методом:

а) защиты региональных и российских рынков;

б) создания предпосылок к возвращению российских и захвату зарубежных рынков продукцией российского производства, к получению прибыли за счёт продажи русского труда, а не русского сырья;

в) внедрения в пост-советское общество навыков экономической самоорганизации на уровне, характерном для "цивилизованных" стран, причём внедрения самоокупаемого;

г) упорядочения рынка рабочей силы и повышения мобильности населения, причём не на уровне "учителей, идущих в водители мусоровоза";

д) действительного развития малого и среднего бизнеса в регионах России как самостоятельной экономической страты, а не приложения к Трубе.

Если, конечно, такое вообще возможно.

Tags: история, теория, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments