Компьютерные игры (КИ) - это явление культуры. Что такое культура? Здесь и сейчас мне удобно её рассматривать как
а) воспроизводимую в рамках человеческого сообщества,
б) целенаправленную,
в) ограниченную субъективно понятыми правилами и условиями
деятельность по формированию и усилению желательных, а равно ослаблению нежелательных свойств объекта, обладающего собственным поведением.
Сюда входят и общение в транспорте, и собаководство, и написание романа "Война и мир", и даже скульптуры Церетели. КИ сюда тоже входят, как средства этой самой деятельности по формированию и усилению, а равно ослаблению. Это их единственное назначение.
Соответственно, западные КИ работают с западным субъектом. То, что орки в этих играх ходят под красными флагами, то, что "при тоталитаризме наука не работает"; говоря обще - то, что в этих играх прописаны нежелательные нам соответствия "символ-поведение-последствие", есть отражение всей западной культуры в данном культурном явлении. В книгах, в кино и прочем - то же самое. Следовательно, выдвигать какие-то претензии к чужим КИ бессмысленно по двум причинам: во-первых, они вообще делались и делаются не для нас - я не знаю проектов западных фирм, заточенных под русский рынок; во-вторых, такие претензии именно к КИ означают, что рубежи типа "кино", "книги", "театр" уже сданы, и там могут царить торгующие атомными бомбами Иван Пьётры с ужасными многоствольными balalaika.
КИ являются новым средством достижения прежних целей: и западных идеологических символов веры, и конкретно русофобии в них не больше, чем в прежних средствах. Специфика продукта здесь ни при чём.
Важное здесь - это эффективность Нового Средства, которое есть у Них, и которого, по большому счёту, нет у Нас. Для таких случаев историей апробированы четыре стратегии:
а) расслабиться и попробовать получить удовольствие;
б) добиться общего запрета на это Новое Средство.
в) сделать Противоядие, то есть тоже Новое Средство, но не копирующее Ихнее Средство, а отрицающее и блокирующее его;
г) сделать Своё такое же, но Лучше.
В реальном мире обычно с той или иной долей успеха предпринимается комбинация всех четырёх стратегий.
О расслаблении в пункте "а" говорить не будем, пусть "западники" лижут на тему "приобщения к цивилизации".
В рамках пункта "б" может быть спонсирована кампания по борьбе с КИ как чем-то вредоносным - экран мигает, мозг тупеет, половой член вянет. Важно: речь идёт именно о кампании во всём ареале распространения КИ, а не местечковых глупостях "сегодня носит "Адидас", а завтра родину продаст"; о глобальной спецоперации через зарубежных посредников, используемых втёмную. Ну да, ну да, "хто ж ему дасть", нынешнее, с позволения сказать, государство и усилия такого масштаба - две вещи несовместны. Тем не менее, какие-то усилия на эту тему необходимы - хотя бы в рамках обеспечения конкурентной борьбы для - условно - "русских игр".
Противоядие из пункта "в" - это вещи и установления, которые вытеснят КИ из списка привлекательных занятий, при этом решая в общем-то те же задачи. Я о таких вещах и установлениях не знаю.
Остаётся пункт "г", как основная тягловая лошадка на настоящее время: обзаводиться своим...
...так, секунду, отвлекусь на рецепт, предлагаемый не-...итак, собственные КИ для своего субъекта, чтобы его, субъекта, окультурить. По аналогии с "российским кинематографом" можно догадаться, что ничего хорошего в нынешней ситуации из этого не выйдет, и западный продукт будет крыть россиянские поделки, как бык овцу. Ибо "Штрафбат" с "Последним бронепоездом" не совсем дотягивают до "Спасения рядового Райана", "Волкодав" скорее дополняет "Властелина колец", чем дискутирует с ним (всё-всё, не могу уже, ржу), а "Дозоры" своим успехом обязаны как беспардонной рекламе и формуле "первыйнах", так и тому факту, что вне РФ они максимум претендуют на нишу "рюсс экзотик загадочний дюша": то есть они намеренно эндемичны.kenigtiger'ом: я бы назвал его - рецепт - "минус-манчкинством". Если обычное, "плюс-манчкинство" состоит в предельном наращивании результата игры за счёт отказа от имплицитных правил, - скажем, в потрошении безвредных неписей на экспу - то не-
kenigtiger предлагает окультуривать чужой продукт через через практику добиваться прежнего результата за счёт ввода новых имплицитных правил для себя: скажем, победить "русскими" не за счёт предлагаемой картой лобовой атаки; выиграть в "Цивилизацию", обязательно играя с коммунистическим строем. И так далее. "Тренируйся, вон... на кошках!"
Ну, хорошо. Берём, скажем, стратегию War front: Turning point - перепев Red Alert'а, Вторая Мировая с фриковой военной техникой. Кампания за германцев, кампания за союзников. И та, и другая заканчиваются на развалинах Кремля. Кстати, видео неплохое, особенно когда на Москву бок о бок прут колонны "тигров" и "шерманов" - немцы в процессе кампании исправляются и хорошеют на глазах. Делали игру венгры с немецкой помощью - сами понимаете, стало можно. Описываемое соответствие "символ-поведение-последствие" (почитайте сайтик) не лечится никаким "минус-манчкинством". Даже если кто-то нарисует приличный мод за русских в этой кампании, сорок минут красивенького видео к нему он не сделает никак. Вопрос: к чему потянется ребёнок? Нет, к чему потянется аутентичныйkenigtiger, я и так предполагаю, а вот ребёнок потянется к чему?
Да и в симуляциях типа "Цивилизации" программеры просто пропишут новый скрипт: например, восстания в гарнизонах, если количество городов у тоталитарного государства превышает выковырянную из общечеловеческого носа норму. Плюс постоянные попытки военных и не очень переворотов с временным шатдауном экономики. Недовольны? А вот наши, юсерские юзеры довольны! Потому как с пелёнок из телевизора знают: возле каждого диктаторского трона, не страшась потайных колодцев с пираньями, снуют заговорщики при стилетах - это непременный признак тоталитарных обществ. Так что щёлочки для "минус-манчкинства" со временем будут банально законопа(т)чиваться. Конец лирической ретирады.
Вопрос: почему? В ответ ещё немного теории. Субъект - это, брат, понимаешь, субъект, как мог бы выразиться Бобик в озвучке Табакова. Сущность то ли разумная, то ли составленная из разумных... но главное отличие субъекта от всяких там объектов заключается в том, что у всякого субъекта есть свой или общий образ будущего, иначе субъекта из него не выйдет, выйдет стихия, которая ломает просто так, даже не осознавая процесса.
И вот теперь, усевшись на стол и болтая ногами, спрошу: где он, субъект тот? Где та юная, прогрессивная псевдоподия "путинского большинства", для которой будут делаться собственные компьютерные игры? Где тот образ будущего, который превращает N человек из биомассы в субъект исторического развития? Каков он, образ?
А нету его. Вот только не надо торжественно махать у меня перед лицом ссаными тряпками с надписями "сильная Россия", "достойное место в мире", "лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным"... Махающие, скорее всего, понимают только язык рекламы, вот на нём и отвечу: "скока вешать в граммах?" Пожалуйста, списочек конкретных преференций российским гражданам (если у кого слово "русский" не выговаривается) от светлого будущего. Светлого по мнению тех людей, которые этим будущим профессионально занимаются: визирей, астрологов, юродивых, глашатаев... кто там ещё... и желательно поменьше слов типа "оптимальный", человека с техническим образованием они раздражают.
Сразу станет скучно. Потому что "скока вешать в граммах" в применении к КИ пресуществляется в вопросы типа - в какие эмблемы будем стрелять и за что? На каком языке будут говорить те, в кого стреляем? Во что будут эволюционировать герои с набором уровней? Насколько реалистично будем отображать действительность в симуляциях - будем ли подыгрывать своим и\или давать за демократию бесплатные плюшки?
Кроме того, всплывает и становится главенствующим вот какой нюанс. Кто пишет игры? Мелкий - если брать по количеству персонала - и очень зависимый от внешних флуктуаций бизнес. То есть "скока вешать в граммах" должно быть определено железно и очень надолго, а ныне, если *выяснится* (скажем, конкуренты донос накатают), что сеттинг в игре пропагандирует фошшызм или играет на руку мерзкой оранжевой заразе, начальство способно эти флуктуации устроить тысячью способов.
Как вы знаете, по должности и понятиям "скока вешать" у нас в стране определяет один-единственный человек, уже заебавший вменяемое политически активное население своей горбачухой - намёками, иносказаниями, милыми шутками и привычкой прятаться, как только в стране происходит что-нибудь серьёзное, оставляя место на телеэкране своре аналитиков, гавкающей о "кремлёвских группировках", "либералах", "силовиках", кознях Запада и прочей херне, которая в сумме переводится как "всё это не вашего ума дело, быдло".
Посему начальство может давить любое нестандартное явление в обществе без боязни ошибиться. Если не то раздавили, сверху взыскивать не станут.
В результате самым безопасным способом является копирование западных схем и образов, легализованных у нас в 90-е годы, и попытки втиснуться на рынок между западными продуктами, сделанными за бОльшие деньги и потому в своём классе лучшими. Компьютерных игр это касается в полной мере. Итог ясен: никакого Своего, но Лучше, чем у Них, при таком раскладе не будет вообще никогда.
Ещё одно лирическое отступление. На секунду предположу, что Самизнаетекто после 2008-го действительно намерен дэнсяопинить, а не просто смыться с баблом, как святой Йорген. Если говорить об этом всерьёз, то речь должна идти о несвязанной должностными ограничениями растрате своего авторитета на проекты с неочевидными выгодами (и без очевидных провалов) для всего общества.К выводам.
Поясняю, чем это отличается от нынешней деятельности Шрёдера. Шрёдера купили за деньги, и ему платят зарплату, чтобы он помог покупателям сделать ещё большие деньги. Это, я бы сказал, совсем не Сяопин. Это правильные пацаны делают дела. А вот Сяопин как раз занялся бы окультуриванием общества, указывая, как надо себя вести, как и что надо и не надо смотреть, слушать - и как и во что надо и не надо играться; тратя свой авторитет на изменение правил игры, а не на определение результата. Что по нынешним временам и персонажам выглядит совершенной фантастикой с мистическим оттенком.
Русские компьютерные игры нужны, но пониматься они должны не как "наш ответ Чемберлену" в стиле "сам дурак", а как часть комплексных мер по приручению и использованию компьютерных игр как явления культуры, как относительно нового и эффективного средства достижения заранее известных долговременных целей. Другими мерами из этого комплекса являются прочное внедрение представления о вредности компьютерных игр при некоторых условиях, а равно разработка субститутов для компьютерных игр, более эффективно решающих задачи схожего класса в схожих аспектах.
В свою очередь, эти комплексные меры должны пониматься как часть ещё более общей задачи по удержанию, укреплению и распространению вовне собственной культуры в мирном или конфликтном сосуществовании с иными культурами. Однако решение этой задачи невозможно без наличия в обществе разделяемого его решающей частью образа будущего, под который и формируется запрос о желательности или нежелательности тех или иных свойств общества, с которыми работает культура. В настоящий момент у общества РФ такого образа будущего нет, и не факт, что он появится. Что, в свою очередь, опосредованно, но сильно сказывается на рыночной конъюктуре для "российских" компьютерных игр.
С учётом того, что условно "западные" компьютерные игры решают те же задачи для своих культур, их использование себе на пользу каким бы то ни было методом выглядит проблематичным именно из-за "заточенности" триады "символ-поведение-последствие" чужих игр под конкретные аудитории - метафора "трофея" здесь неприменима.
Разумным образом действий на будущее является раскрутка "российских" компьютерных игр "извне": то есть использование при создании таковых уже наработанных в иных сферах искусства узнаваемых и разделяемых потенциальной аудиторией образов, мемов и правил поведения, отражение и видимая трансформация таковых с учётом специфики собственно компьютерных игр и решаемых ими задач. К сожалению, в условиях, когда "транзитность" общества понимается влиятельными политическими группами как самодовлеющее состояние, создание сколько-нибудь общепринятых образов, мемов и правил поведения затруднена, а уже имеющиеся не являются едиными. Можно утверждать, что начальным импульсом к осуществлению этих мер служит использование такого ресурса, как авторитет, являющегося в современном российском обществе исключительно дефицитным.
Перевод последнего абзаца. Короче, чтобы здесь сделать нормальные игрушки, надо договориться, кого и за что месим, так чтобы было видно, где мы все, а где они все. Уёбкам, которые сидят наверху, всё это никуда не въелось, они сосут бабло и посылают остальных нахуй, потому что мегареформы, а жить вы будете потом-потом-потом; при этом прежние заморочки, во-первых, зашкварены, а во-вторых, родные всем по-разному, что способствует сектантству. Почвой для своих игрушек в первую голову являются общие распонятки для всех, кто сверху и кто снизу. Общие распонятки могут внедрить только авторитетные люди, которых у нас нет - есть либо кидалы, либо беспредельщики.В заключение имею сказать, что независимо от пессимизма, над кое-какими фишками, которые потом могут быть предложены к реализации в рамках решения вышеизложенных задач, всё равно надо думать уже сейчас в свободное от работы время, тем более, что это вполне в наших дилетантских силах. Разработка и импринтинг стандартных конфликтов, узнаваемых врагов, создание собственных, уникальных ролевых систем (это я ещё отпишусь), заказ и раскрутка необходимых текстов, обмен идеями, организация обратной связи, формирование запроса на продукт с определёнными характеристиками и так далее.
Тогда ещё может что-то получиться.