?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Обещанный гривенник на тему компьютерных игр по мотивам заметок "Виртуальная политология" и "Помидором по Матрице". С верноподданическим упованием на Путина. Для разнообразия. Без серьёзного исследования, так, самое базовое высказать. Про онлайн, сразу каюсь, нет, это другой топик.

Компьютерные игры (КИ) - это явление культуры. Что такое культура? Здесь и сейчас мне удобно её рассматривать как

а) воспроизводимую в рамках человеческого сообщества,
б) целенаправленную,
в) ограниченную субъективно понятыми правилами и условиями

деятельность по формированию и усилению желательных, а равно ослаблению нежелательных свойств объекта, обладающего собственным поведением.

Сюда входят и общение в транспорте, и собаководство, и написание романа "Война и мир", и даже скульптуры Церетели. КИ сюда тоже входят, как средства этой самой деятельности по формированию и усилению, а равно ослаблению. Это их единственное назначение.

Соответственно, западные КИ работают с западным субъектом. То, что орки в этих играх ходят под красными флагами, то, что "при тоталитаризме наука не работает"; говоря обще - то, что в этих играх прописаны нежелательные нам соответствия "символ-поведение-последствие", есть отражение всей западной культуры в данном культурном явлении. В книгах, в кино и прочем - то же самое. Следовательно, выдвигать какие-то претензии к чужим КИ бессмысленно по двум причинам: во-первых, они вообще делались и делаются не для нас - я не знаю проектов западных фирм, заточенных под русский рынок; во-вторых, такие претензии именно к КИ означают, что рубежи типа "кино", "книги", "театр" уже сданы, и там могут царить торгующие атомными бомбами Иван Пьётры с ужасными многоствольными balalaika.

КИ являются новым средством достижения прежних целей: и западных идеологических символов веры, и конкретно русофобии в них не больше, чем в прежних средствах. Специфика продукта здесь ни при чём.

Важное здесь - это эффективность Нового Средства, которое есть у Них, и которого, по большому счёту, нет у Нас. Для таких случаев историей апробированы четыре стратегии:

а) расслабиться и попробовать получить удовольствие;

б) добиться общего запрета на это Новое Средство.

в) сделать Противоядие, то есть тоже Новое Средство, но не копирующее Ихнее Средство, а отрицающее и блокирующее его;

г) сделать Своё такое же, но Лучше.

В реальном мире обычно с той или иной долей успеха предпринимается комбинация всех четырёх стратегий.

О расслаблении в пункте "а" говорить не будем, пусть "западники" лижут на тему "приобщения к цивилизации".

В рамках пункта "б" может быть спонсирована кампания по борьбе с КИ как чем-то вредоносным - экран мигает, мозг тупеет, половой член вянет. Важно: речь идёт именно о кампании во всём ареале распространения КИ, а не местечковых глупостях "сегодня носит "Адидас", а завтра родину продаст"; о глобальной спецоперации через зарубежных посредников, используемых втёмную. Ну да, ну да, "хто ж ему дасть", нынешнее, с позволения сказать, государство и усилия такого масштаба - две вещи несовместны. Тем не менее, какие-то усилия на эту тему необходимы - хотя бы в рамках обеспечения конкурентной борьбы для - условно - "русских игр".

Противоядие из пункта "в" - это вещи и установления, которые вытеснят КИ из списка привлекательных занятий, при этом решая в общем-то те же задачи. Я о таких вещах и установлениях не знаю. diunov говорит верно: компьютерные игры есть синкретическое искусство с комплексным воздействием, которое в перспективе сильнее, чем кино, чем книга, чем театр. Радикальная пересборка же общества, которая позволила бы отвлечь потребителей компьютерных игр в массовом порядке ("все в ОСОВИАХИМ"), мне представляется в настоящий момент чем-то нереальным; однако и здесь поощрение отвлечения на такие хобби, в результате которых субъект за потраченное время получает опыт реальный, срабатывающий, а не ограниченный игровым сеттингом псевдо-опыт, тоже должно проводиться.

Остаётся пункт "г", как основная тягловая лошадка на настоящее время: обзаводиться своим...
...так, секунду, отвлекусь на рецепт, предлагаемый не-kenigtiger'ом: я бы назвал его - рецепт - "минус-манчкинством". Если обычное, "плюс-манчкинство" состоит в предельном наращивании результата игры за счёт отказа от имплицитных правил, - скажем, в потрошении безвредных неписей на экспу - то не-kenigtiger предлагает окультуривать чужой продукт через через практику добиваться прежнего результата за счёт ввода новых имплицитных правил для себя: скажем, победить "русскими" не за счёт предлагаемой картой лобовой атаки; выиграть в "Цивилизацию", обязательно играя с коммунистическим строем. И так далее. "Тренируйся, вон... на кошках!"

Ну, хорошо. Берём, скажем, стратегию War front: Turning point - перепев Red Alert'а, Вторая Мировая с фриковой военной техникой. Кампания за германцев, кампания за союзников. И та, и другая заканчиваются на развалинах Кремля. Кстати, видео неплохое, особенно когда на Москву бок о бок прут колонны "тигров" и "шерманов" - немцы в процессе кампании исправляются и хорошеют на глазах. Делали игру венгры с немецкой помощью - сами понимаете, стало можно. Описываемое соответствие "символ-поведение-последствие" (почитайте сайтик) не лечится никаким "минус-манчкинством". Даже если кто-то нарисует приличный мод за русских в этой кампании, сорок минут красивенького видео к нему он не сделает никак. Вопрос: к чему потянется ребёнок? Нет, к чему потянется аутентичный kenigtiger, я и так предполагаю, а вот ребёнок потянется к чему?

Да и в симуляциях типа "Цивилизации" программеры просто пропишут новый скрипт: например, восстания в гарнизонах, если количество городов у тоталитарного государства превышает выковырянную из общечеловеческого носа норму. Плюс постоянные попытки военных и не очень переворотов с временным шатдауном экономики. Недовольны? А вот наши, юсерские юзеры довольны! Потому как с пелёнок из телевизора знают: возле каждого диктаторского трона, не страшась потайных колодцев с пираньями, снуют заговорщики при стилетах - это непременный признак тоталитарных обществ. Так что щёлочки для "минус-манчкинства" со временем будут банально законопа(т)чиваться. Конец лирической ретирады.
...итак, собственные КИ для своего субъекта, чтобы его, субъекта, окультурить. По аналогии с "российским кинематографом" можно догадаться, что ничего хорошего в нынешней ситуации из этого не выйдет, и западный продукт будет крыть россиянские поделки, как бык овцу. Ибо "Штрафбат" с "Последним бронепоездом" не совсем дотягивают до "Спасения рядового Райана", "Волкодав" скорее дополняет "Властелина колец", чем дискутирует с ним (всё-всё, не могу уже, ржу), а "Дозоры" своим успехом обязаны как беспардонной рекламе и формуле "первыйнах", так и тому факту, что вне РФ они максимум претендуют на нишу "рюсс экзотик загадочний дюша": то есть они намеренно эндемичны.

Вопрос: почему? В ответ ещё немного теории. Субъект - это, брат, понимаешь, субъект, как мог бы выразиться Бобик в озвучке Табакова. Сущность то ли разумная, то ли составленная из разумных... но главное отличие субъекта от всяких там объектов заключается в том, что у всякого субъекта есть свой или общий образ будущего, иначе субъекта из него не выйдет, выйдет стихия, которая ломает просто так, даже не осознавая процесса.

И вот теперь, усевшись на стол и болтая ногами, спрошу: где он, субъект тот? Где та юная, прогрессивная псевдоподия "путинского большинства", для которой будут делаться собственные компьютерные игры? Где тот образ будущего, который превращает N человек из биомассы в субъект исторического развития? Каков он, образ?

А нету его. Вот только не надо торжественно махать у меня перед лицом ссаными тряпками с надписями "сильная Россия", "достойное место в мире", "лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным"... Махающие, скорее всего, понимают только язык рекламы, вот на нём и отвечу: "скока вешать в граммах?" Пожалуйста, списочек конкретных преференций российским гражданам (если у кого слово "русский" не выговаривается) от светлого будущего. Светлого по мнению тех людей, которые этим будущим профессионально занимаются: визирей, астрологов, юродивых, глашатаев... кто там ещё... и желательно поменьше слов типа "оптимальный", человека с техническим образованием они раздражают.

Сразу станет скучно. Потому что "скока вешать в граммах" в применении к КИ пресуществляется в вопросы типа - в какие эмблемы будем стрелять и за что? На каком языке будут говорить те, в кого стреляем? Во что будут эволюционировать герои с набором уровней? Насколько реалистично будем отображать действительность в симуляциях - будем ли подыгрывать своим и\или давать за демократию бесплатные плюшки?

Кроме того, всплывает и становится главенствующим вот какой нюанс. Кто пишет игры? Мелкий - если брать по количеству персонала - и очень зависимый от внешних флуктуаций бизнес. То есть "скока вешать в граммах" должно быть определено железно и очень надолго, а ныне, если *выяснится* (скажем, конкуренты донос накатают), что сеттинг в игре пропагандирует фошшызм или играет на руку мерзкой оранжевой заразе, начальство способно эти флуктуации устроить тысячью способов.

Как вы знаете, по должности и понятиям "скока вешать" у нас в стране определяет один-единственный человек, уже заебавший вменяемое политически активное население своей горбачухой - намёками, иносказаниями, милыми шутками и привычкой прятаться, как только в стране происходит что-нибудь серьёзное, оставляя место на телеэкране своре аналитиков, гавкающей о "кремлёвских группировках", "либералах", "силовиках", кознях Запада и прочей херне, которая в сумме переводится как "всё это не вашего ума дело, быдло".

Посему начальство может давить любое нестандартное явление в обществе без боязни ошибиться. Если не то раздавили, сверху взыскивать не станут.

В результате самым безопасным способом является копирование западных схем и образов, легализованных у нас в 90-е годы, и попытки втиснуться на рынок между западными продуктами, сделанными за бОльшие деньги и потому в своём классе лучшими. Компьютерных игр это касается в полной мере. Итог ясен: никакого Своего, но Лучше, чем у Них, при таком раскладе не будет вообще никогда.
Ещё одно лирическое отступление. На секунду предположу, что Самизнаетекто после 2008-го действительно намерен дэнсяопинить, а не просто смыться с баблом, как святой Йорген. Если говорить об этом всерьёз, то речь должна идти о несвязанной должностными ограничениями растрате своего авторитета на проекты с неочевидными выгодами (и без очевидных провалов) для всего общества.

Поясняю, чем это отличается от нынешней деятельности Шрёдера. Шрёдера купили за деньги, и ему платят зарплату, чтобы он помог покупателям сделать ещё большие деньги. Это, я бы сказал, совсем не Сяопин. Это правильные пацаны делают дела. А вот Сяопин как раз занялся бы окультуриванием общества, указывая, как надо себя вести, как и что надо и не надо смотреть, слушать - и как и во что надо и не надо играться; тратя свой авторитет на изменение правил игры, а не на определение результата. Что по нынешним временам и персонажам выглядит совершенной фантастикой с мистическим оттенком.
К выводам.

Русские компьютерные игры нужны, но пониматься они должны не как "наш ответ Чемберлену" в стиле "сам дурак", а как часть комплексных мер по приручению и использованию компьютерных игр как явления культуры, как относительно нового и эффективного средства достижения заранее известных долговременных целей. Другими мерами из этого комплекса являются прочное внедрение представления о вредности компьютерных игр при некоторых условиях, а равно разработка субститутов для компьютерных игр, более эффективно решающих задачи схожего класса в схожих аспектах.

В свою очередь, эти комплексные меры должны пониматься как часть ещё более общей задачи по удержанию, укреплению и распространению вовне собственной культуры в мирном или конфликтном сосуществовании с иными культурами. Однако решение этой задачи невозможно без наличия в обществе разделяемого его решающей частью образа будущего, под который и формируется запрос о желательности или нежелательности тех или иных свойств общества, с которыми работает культура. В настоящий момент у общества РФ такого образа будущего нет, и не факт, что он появится. Что, в свою очередь, опосредованно, но сильно сказывается на рыночной конъюктуре для "российских" компьютерных игр.

С учётом того, что условно "западные" компьютерные игры решают те же задачи для своих культур, их использование себе на пользу каким бы то ни было методом выглядит проблематичным именно из-за "заточенности" триады "символ-поведение-последствие" чужих игр под конкретные аудитории - метафора "трофея" здесь неприменима.

Разумным образом действий на будущее является раскрутка "российских" компьютерных игр "извне": то есть использование при создании таковых уже наработанных в иных сферах искусства узнаваемых и разделяемых потенциальной аудиторией образов, мемов и правил поведения, отражение и видимая трансформация таковых с учётом специфики собственно компьютерных игр и решаемых ими задач. К сожалению, в условиях, когда "транзитность" общества понимается влиятельными политическими группами как самодовлеющее состояние, создание сколько-нибудь общепринятых образов, мемов и правил поведения затруднена, а уже имеющиеся не являются едиными. Можно утверждать, что начальным импульсом к осуществлению этих мер служит использование такого ресурса, как авторитет, являющегося в современном российском обществе исключительно дефицитным.
Перевод последнего абзаца. Короче, чтобы здесь сделать нормальные игрушки, надо договориться, кого и за что месим, так чтобы было видно, где мы все, а где они все. Уёбкам, которые сидят наверху, всё это никуда не въелось, они сосут бабло и посылают остальных нахуй, потому что мегареформы, а жить вы будете потом-потом-потом; при этом прежние заморочки, во-первых, зашкварены, а во-вторых, родные всем по-разному, что способствует сектантству. Почвой для своих игрушек в первую голову являются общие распонятки для всех, кто сверху и кто снизу. Общие распонятки могут внедрить только авторитетные люди, которых у нас нет - есть либо кидалы, либо беспредельщики.
В заключение имею сказать, что независимо от пессимизма, над кое-какими фишками, которые потом могут быть предложены к реализации в рамках решения вышеизложенных задач, всё равно надо думать уже сейчас в свободное от работы время, тем более, что это вполне в наших дилетантских силах. Разработка и импринтинг стандартных конфликтов, узнаваемых врагов, создание собственных, уникальных ролевых систем (это я ещё отпишусь), заказ и раскрутка необходимых текстов, обмен идеями, организация обратной связи, формирование запроса на продукт с определёнными характеристиками и так далее.

Тогда ещё может что-то получиться.

Comments

( Всего-то 53 — добавить )
uma_palata
27 май, 2007 12:22 (UTC)
Думаю, надо делать гоблин-переводы ихних игр.
beobaxter
27 май, 2007 14:17 (UTC)
+1000^1000 :)))
Ник - соответствует!!! ;)
(без темы) - 17ur - 27 май, 2007 14:31 (UTC) - Развернуть
gogannrone
27 май, 2007 14:23 (UTC)
Представляю какой поднимется вой, если в ролике под конец отечественной КИ российские войска пройдут маршем у Белого дома.
17ur
27 май, 2007 14:33 (UTC)
Как раз американские райт-вингеры поймут, кроме совсем уж плохих на голову. Орать и у них, и у нас будут здоровые, прогрессивные силы...
(без темы) - fon_rotbar - 27 май, 2007 16:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 27 май, 2007 16:17 (UTC) - Развернуть
_stilgar
27 май, 2007 18:35 (UTC)
Вот только не хватало всем подряд указывать, какие игры делать.
17ur
27 май, 2007 19:17 (UTC)
В самом деле, странно, когда потребитель чего-то требует от производителя. Варварство какое-то.
(без темы) - _stilgar - 27 май, 2007 20:37 (UTC) - Развернуть
Гы-гы-гы - zagrei - 28 май, 2007 09:31 (UTC) - Развернуть
Re: Гы-гы-гы - _stilgar - 28 май, 2007 11:04 (UTC) - Развернуть
Re: Гы-гы-гы - zagrei - 28 май, 2007 11:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stalker707 - 28 май, 2007 10:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _stilgar - 28 май, 2007 11:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 28 май, 2007 11:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _stilgar - 28 май, 2007 12:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 28 май, 2007 12:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _stilgar - 28 май, 2007 13:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 28 май, 2007 14:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 28 май, 2007 14:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stalker707 - 28 май, 2007 20:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 28 май, 2007 11:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _stilgar - 28 май, 2007 12:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 28 май, 2007 12:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _stilgar - 28 май, 2007 13:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 28 май, 2007 14:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _stilgar - 28 май, 2007 20:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _stilgar - 28 май, 2007 20:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pogorily - 30 май, 2007 17:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _stilgar - 31 май, 2007 04:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 31 май, 2007 04:59 (UTC) - Развернуть
fabius_bile
27 май, 2007 19:43 (UTC)
Увы и ах, сейчас уже не то что русскеи игры, а вообще хорошие игры выродились как класс. Полнейшее смещение от хлеба к зрелищам. Список уже удручает - C&C3, CiviV, UFO-колны, Neverrwinter Nights 2... Списку конца не видать, вякий долгострой с большими надеждами стабильно оказывался обёрткой красивой и пустышкой внутрях.
По сути "дух" сохранили лишь прожекты с тесным сотрудничеством разрабов с фанатьём, как то Galactic Civilization 2 - там вообще разрабы по форумам лазють да со смертными беседуют(и спрашивают их мнение!!!) да Старкрафт с Hearts of Iron(это я со своей колокольни стратеголюба сужу что припомнил).
Раскрутить игрища в отечественном ключе сейчас ПМСМ можно лишь одним способом - если какая фанатская кодла решится на выпуск модов. Есть такая хорошая тенденция, что моды ныне иноглда популярнее оригинала оказываются.
Хотя, конечно, всё так. Даже в игровых системах по русским прошлись основательно, вроде в том же приснопамятном Батлтехе мы вообще и не представлены, у всех своё локальное гос-во есть, а наших - нема. Кланы с гипотетическими представителями русской нации только что фамилией Керенского связаны...а сколько таких систем вышло, уууу.
evil_gryphon
27 май, 2007 20:00 (UTC)
В тех играх что делаются в РФ игровыми персонажами (и победителями) будут исключительно многонациональные мультикультурные россияне, а врагами, которых надо уничтожать без счёта - националисты любой европейской национальности.
evil_gryphon
27 май, 2007 20:17 (UTC)
проект для правильной русской игры http://community.livejournal.com/gibel_bogov/
(без темы) - 17ur - 28 май, 2007 11:36 (UTC) - Развернуть
mastodont
27 май, 2007 20:24 (UTC)
Онлайн игры ви таки не рассмотрели...
Если же брать инфорвлияние стандартных игр, то неплохо бы всем перечитать Никитина
"Великий маг" и "Баймер"
stalker707
28 май, 2007 10:28 (UTC)
Онлайн - отдельная песня. Там никакие предопределённые сценарии "победы демократии" не прокатывают. Зайдите в ЕВЕ и там услышите - "Космос будет наш!"
(без темы) - (Анонимно) - 28 май, 2007 10:30 (UTC) - Развернуть
Дык! из свеженького: - (Анонимно) - 7 июн, 2007 07:00 (UTC) - Развернуть
mit_yau
28 май, 2007 06:32 (UTC)
Джагг, так ведь нынче рулят не разработчики, а минетжеры по продажам, чтоб им всем пусто было. И проблема в том, что так или иначе, многое может быть и будет порезано в угоду именно продажам. Совсем немногие разработчики могут позволить себе делать игру в том виде, в котором они этого хотят - точнее, совсем немногим это позволяют издатели.
zagrei
28 май, 2007 09:33 (UTC)
А ещё проблемой стало найти качественно изданную книгу...
Да и много чего другого.
schmeisser
28 май, 2007 12:34 (UTC)
Будет ли игра хорошей - уверенно не скажу. Но вектор правильный.
helix_a
28 май, 2007 23:32 (UTC)
Эх!
А я сколько уж лет мечтаю, что кто-нибудь правильно подхватит старую идею Альфы Центавра, и сделает стратегуху не столько с конструктором "юнитов" - сколько с богатым конструктором социальных схем.

Где одних "коммунизмов" будет десяток разных видов - анархический, тоталитарный, ефремовский, европейский, американский...

Только определяться устройство должно не от балды - как в той же Альфе - а хоть сколь-либо похоже на правду. Скажем - строишь национальное государство - получай "охоту на унтерменшей" и соответствующие потери в научной, экономической и технической сферах. Строишь "свободный мир" - мирись со шпионами и терроризмом.

Можно было бы тогда "почти в реальности" попроверять некоторые схемы. Этакий симулятор политики...

WBR - Andrew
uma_palata
15 июн, 2007 08:58 (UTC)
Строишь "свободный мир" - мирись со шпионами и терроризмом.

Забыли добавить "и получай охоту на врагов демократии и носителей тоталитарных комплексов, политкорректность и толерантность в науке".
(без темы) - helix_a - 15 июн, 2007 21:57 (UTC) - Развернуть
poulon
29 май, 2007 14:47 (UTC)
Добрый день!

А можете нам об этом статью на РП написать? В продолжение темы?
17ur
31 май, 2007 04:58 (UTC)
Я сейчас пишу продолжение этого поста на тему "какие игры могли бы оказаться нужными". Надо? Если да, то я буду доводить его до качества, выше средневзвешенного по данному блогу. Хотите увидеть текст заранее, ткните адрес, куда чего.
(без темы) - poulon - 31 май, 2007 08:28 (UTC) - Развернуть
evendym
7 июн, 2007 07:48 (UTC)
Джагг, по-моему, Вы тут понаворотили гораздо больше, чем имеет место в реальности. Что, уже действительно Кураторы(ТМ) ходят по мелким (и бедным), в 15-20 человек, игрописным фирмочкам, тычут в монитор пальчик и говорят "ай-яй-яй, ну-ка везде заменить "русский" на "гражданин свободной и многонациональной Российской Федерации либо лицо, к нему приравненное"? Пмм, тут надо просто брать и писать - достаточно 3-5 действительно талантливых профессионалов, разбирающихся в таких (дискурсивных) вещах, которые будут тащить на себе весь проект. Сделали же Вангеров когда-то - гениальнейшая была игруха (про Тетрис и всё такое прочее даже и не говорю). К тому же, выше уже упомянули основные негативные следствия коммерциализации сферы КИ, написать по схеме "наоборот" (неказисто, но максимально играбельно)- думаю, возможно.

Правда, не играюсь уже лет 5, так что мог и глупостей наговорить.

P.S. А если увлечься сяопинизированием-с-указкой, рискуем по второму разу получить застойный совкизм, только быстрее и гораздо дурнее. Чтобы один человек хоть как-то мог указывать вкусы всему обществу, эти вкусы должны быть просто невероятно выверены. Плюс необходима постоянная коррекция с оглядкой на мировые нормы, чтобы соблазна "купить джинсы за духовность" (с) не было.
traadrafb
30 дек, 2009 08:03 (UTC)
Я практически всегда в свободное время читаю за компом обзоры популярных игр. Думаю настоящий геймер должен знать о всех последних событиях игровой индустрии))
zagrei
22 мар, 2014 07:07 (UTC)
Прошу поправить ссылку на статью «Помидором по матрице» на http://vif2ne.ru/nvz/forum/2/arhprint/202955 (тот домен ныне мёртв).
Или (лучше) сделать локальную резервную копию.
( Всего-то 53 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger