Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Обещанное о компьютерных играх.

Обещанный гривенник на тему компьютерных игр по мотивам заметок "Виртуальная политология" и "Помидором по Матрице". С верноподданическим упованием на Путина. Для разнообразия. Без серьёзного исследования, так, самое базовое высказать. Про онлайн, сразу каюсь, нет, это другой топик.

Компьютерные игры (КИ) - это явление культуры. Что такое культура? Здесь и сейчас мне удобно её рассматривать как

а) воспроизводимую в рамках человеческого сообщества,
б) целенаправленную,
в) ограниченную субъективно понятыми правилами и условиями

деятельность по формированию и усилению желательных, а равно ослаблению нежелательных свойств объекта, обладающего собственным поведением.

Сюда входят и общение в транспорте, и собаководство, и написание романа "Война и мир", и даже скульптуры Церетели. КИ сюда тоже входят, как средства этой самой деятельности по формированию и усилению, а равно ослаблению. Это их единственное назначение.

Соответственно, западные КИ работают с западным субъектом. То, что орки в этих играх ходят под красными флагами, то, что "при тоталитаризме наука не работает"; говоря обще - то, что в этих играх прописаны нежелательные нам соответствия "символ-поведение-последствие", есть отражение всей западной культуры в данном культурном явлении. В книгах, в кино и прочем - то же самое. Следовательно, выдвигать какие-то претензии к чужим КИ бессмысленно по двум причинам: во-первых, они вообще делались и делаются не для нас - я не знаю проектов западных фирм, заточенных под русский рынок; во-вторых, такие претензии именно к КИ означают, что рубежи типа "кино", "книги", "театр" уже сданы, и там могут царить торгующие атомными бомбами Иван Пьётры с ужасными многоствольными balalaika.

КИ являются новым средством достижения прежних целей: и западных идеологических символов веры, и конкретно русофобии в них не больше, чем в прежних средствах. Специфика продукта здесь ни при чём.

Важное здесь - это эффективность Нового Средства, которое есть у Них, и которого, по большому счёту, нет у Нас. Для таких случаев историей апробированы четыре стратегии:

а) расслабиться и попробовать получить удовольствие;

б) добиться общего запрета на это Новое Средство.

в) сделать Противоядие, то есть тоже Новое Средство, но не копирующее Ихнее Средство, а отрицающее и блокирующее его;

г) сделать Своё такое же, но Лучше.

В реальном мире обычно с той или иной долей успеха предпринимается комбинация всех четырёх стратегий.

О расслаблении в пункте "а" говорить не будем, пусть "западники" лижут на тему "приобщения к цивилизации".

В рамках пункта "б" может быть спонсирована кампания по борьбе с КИ как чем-то вредоносным - экран мигает, мозг тупеет, половой член вянет. Важно: речь идёт именно о кампании во всём ареале распространения КИ, а не местечковых глупостях "сегодня носит "Адидас", а завтра родину продаст"; о глобальной спецоперации через зарубежных посредников, используемых втёмную. Ну да, ну да, "хто ж ему дасть", нынешнее, с позволения сказать, государство и усилия такого масштаба - две вещи несовместны. Тем не менее, какие-то усилия на эту тему необходимы - хотя бы в рамках обеспечения конкурентной борьбы для - условно - "русских игр".

Противоядие из пункта "в" - это вещи и установления, которые вытеснят КИ из списка привлекательных занятий, при этом решая в общем-то те же задачи. Я о таких вещах и установлениях не знаю. diunov говорит верно: компьютерные игры есть синкретическое искусство с комплексным воздействием, которое в перспективе сильнее, чем кино, чем книга, чем театр. Радикальная пересборка же общества, которая позволила бы отвлечь потребителей компьютерных игр в массовом порядке ("все в ОСОВИАХИМ"), мне представляется в настоящий момент чем-то нереальным; однако и здесь поощрение отвлечения на такие хобби, в результате которых субъект за потраченное время получает опыт реальный, срабатывающий, а не ограниченный игровым сеттингом псевдо-опыт, тоже должно проводиться.

Остаётся пункт "г", как основная тягловая лошадка на настоящее время: обзаводиться своим...
...так, секунду, отвлекусь на рецепт, предлагаемый не-kenigtiger'ом: я бы назвал его - рецепт - "минус-манчкинством". Если обычное, "плюс-манчкинство" состоит в предельном наращивании результата игры за счёт отказа от имплицитных правил, - скажем, в потрошении безвредных неписей на экспу - то не-kenigtiger предлагает окультуривать чужой продукт через через практику добиваться прежнего результата за счёт ввода новых имплицитных правил для себя: скажем, победить "русскими" не за счёт предлагаемой картой лобовой атаки; выиграть в "Цивилизацию", обязательно играя с коммунистическим строем. И так далее. "Тренируйся, вон... на кошках!"

Ну, хорошо. Берём, скажем, стратегию War front: Turning point - перепев Red Alert'а, Вторая Мировая с фриковой военной техникой. Кампания за германцев, кампания за союзников. И та, и другая заканчиваются на развалинах Кремля. Кстати, видео неплохое, особенно когда на Москву бок о бок прут колонны "тигров" и "шерманов" - немцы в процессе кампании исправляются и хорошеют на глазах. Делали игру венгры с немецкой помощью - сами понимаете, стало можно. Описываемое соответствие "символ-поведение-последствие" (почитайте сайтик) не лечится никаким "минус-манчкинством". Даже если кто-то нарисует приличный мод за русских в этой кампании, сорок минут красивенького видео к нему он не сделает никак. Вопрос: к чему потянется ребёнок? Нет, к чему потянется аутентичный kenigtiger, я и так предполагаю, а вот ребёнок потянется к чему?

Да и в симуляциях типа "Цивилизации" программеры просто пропишут новый скрипт: например, восстания в гарнизонах, если количество городов у тоталитарного государства превышает выковырянную из общечеловеческого носа норму. Плюс постоянные попытки военных и не очень переворотов с временным шатдауном экономики. Недовольны? А вот наши, юсерские юзеры довольны! Потому как с пелёнок из телевизора знают: возле каждого диктаторского трона, не страшась потайных колодцев с пираньями, снуют заговорщики при стилетах - это непременный признак тоталитарных обществ. Так что щёлочки для "минус-манчкинства" со временем будут банально законопа(т)чиваться. Конец лирической ретирады.
...итак, собственные КИ для своего субъекта, чтобы его, субъекта, окультурить. По аналогии с "российским кинематографом" можно догадаться, что ничего хорошего в нынешней ситуации из этого не выйдет, и западный продукт будет крыть россиянские поделки, как бык овцу. Ибо "Штрафбат" с "Последним бронепоездом" не совсем дотягивают до "Спасения рядового Райана", "Волкодав" скорее дополняет "Властелина колец", чем дискутирует с ним (всё-всё, не могу уже, ржу), а "Дозоры" своим успехом обязаны как беспардонной рекламе и формуле "первыйнах", так и тому факту, что вне РФ они максимум претендуют на нишу "рюсс экзотик загадочний дюша": то есть они намеренно эндемичны.

Вопрос: почему? В ответ ещё немного теории. Субъект - это, брат, понимаешь, субъект, как мог бы выразиться Бобик в озвучке Табакова. Сущность то ли разумная, то ли составленная из разумных... но главное отличие субъекта от всяких там объектов заключается в том, что у всякого субъекта есть свой или общий образ будущего, иначе субъекта из него не выйдет, выйдет стихия, которая ломает просто так, даже не осознавая процесса.

И вот теперь, усевшись на стол и болтая ногами, спрошу: где он, субъект тот? Где та юная, прогрессивная псевдоподия "путинского большинства", для которой будут делаться собственные компьютерные игры? Где тот образ будущего, который превращает N человек из биомассы в субъект исторического развития? Каков он, образ?

А нету его. Вот только не надо торжественно махать у меня перед лицом ссаными тряпками с надписями "сильная Россия", "достойное место в мире", "лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным"... Махающие, скорее всего, понимают только язык рекламы, вот на нём и отвечу: "скока вешать в граммах?" Пожалуйста, списочек конкретных преференций российским гражданам (если у кого слово "русский" не выговаривается) от светлого будущего. Светлого по мнению тех людей, которые этим будущим профессионально занимаются: визирей, астрологов, юродивых, глашатаев... кто там ещё... и желательно поменьше слов типа "оптимальный", человека с техническим образованием они раздражают.

Сразу станет скучно. Потому что "скока вешать в граммах" в применении к КИ пресуществляется в вопросы типа - в какие эмблемы будем стрелять и за что? На каком языке будут говорить те, в кого стреляем? Во что будут эволюционировать герои с набором уровней? Насколько реалистично будем отображать действительность в симуляциях - будем ли подыгрывать своим и\или давать за демократию бесплатные плюшки?

Кроме того, всплывает и становится главенствующим вот какой нюанс. Кто пишет игры? Мелкий - если брать по количеству персонала - и очень зависимый от внешних флуктуаций бизнес. То есть "скока вешать в граммах" должно быть определено железно и очень надолго, а ныне, если *выяснится* (скажем, конкуренты донос накатают), что сеттинг в игре пропагандирует фошшызм или играет на руку мерзкой оранжевой заразе, начальство способно эти флуктуации устроить тысячью способов.

Как вы знаете, по должности и понятиям "скока вешать" у нас в стране определяет один-единственный человек, уже заебавший вменяемое политически активное население своей горбачухой - намёками, иносказаниями, милыми шутками и привычкой прятаться, как только в стране происходит что-нибудь серьёзное, оставляя место на телеэкране своре аналитиков, гавкающей о "кремлёвских группировках", "либералах", "силовиках", кознях Запада и прочей херне, которая в сумме переводится как "всё это не вашего ума дело, быдло".

Посему начальство может давить любое нестандартное явление в обществе без боязни ошибиться. Если не то раздавили, сверху взыскивать не станут.

В результате самым безопасным способом является копирование западных схем и образов, легализованных у нас в 90-е годы, и попытки втиснуться на рынок между западными продуктами, сделанными за бОльшие деньги и потому в своём классе лучшими. Компьютерных игр это касается в полной мере. Итог ясен: никакого Своего, но Лучше, чем у Них, при таком раскладе не будет вообще никогда.
Ещё одно лирическое отступление. На секунду предположу, что Самизнаетекто после 2008-го действительно намерен дэнсяопинить, а не просто смыться с баблом, как святой Йорген. Если говорить об этом всерьёз, то речь должна идти о несвязанной должностными ограничениями растрате своего авторитета на проекты с неочевидными выгодами (и без очевидных провалов) для всего общества.

Поясняю, чем это отличается от нынешней деятельности Шрёдера. Шрёдера купили за деньги, и ему платят зарплату, чтобы он помог покупателям сделать ещё большие деньги. Это, я бы сказал, совсем не Сяопин. Это правильные пацаны делают дела. А вот Сяопин как раз занялся бы окультуриванием общества, указывая, как надо себя вести, как и что надо и не надо смотреть, слушать - и как и во что надо и не надо играться; тратя свой авторитет на изменение правил игры, а не на определение результата. Что по нынешним временам и персонажам выглядит совершенной фантастикой с мистическим оттенком.
К выводам.

Русские компьютерные игры нужны, но пониматься они должны не как "наш ответ Чемберлену" в стиле "сам дурак", а как часть комплексных мер по приручению и использованию компьютерных игр как явления культуры, как относительно нового и эффективного средства достижения заранее известных долговременных целей. Другими мерами из этого комплекса являются прочное внедрение представления о вредности компьютерных игр при некоторых условиях, а равно разработка субститутов для компьютерных игр, более эффективно решающих задачи схожего класса в схожих аспектах.

В свою очередь, эти комплексные меры должны пониматься как часть ещё более общей задачи по удержанию, укреплению и распространению вовне собственной культуры в мирном или конфликтном сосуществовании с иными культурами. Однако решение этой задачи невозможно без наличия в обществе разделяемого его решающей частью образа будущего, под который и формируется запрос о желательности или нежелательности тех или иных свойств общества, с которыми работает культура. В настоящий момент у общества РФ такого образа будущего нет, и не факт, что он появится. Что, в свою очередь, опосредованно, но сильно сказывается на рыночной конъюктуре для "российских" компьютерных игр.

С учётом того, что условно "западные" компьютерные игры решают те же задачи для своих культур, их использование себе на пользу каким бы то ни было методом выглядит проблематичным именно из-за "заточенности" триады "символ-поведение-последствие" чужих игр под конкретные аудитории - метафора "трофея" здесь неприменима.

Разумным образом действий на будущее является раскрутка "российских" компьютерных игр "извне": то есть использование при создании таковых уже наработанных в иных сферах искусства узнаваемых и разделяемых потенциальной аудиторией образов, мемов и правил поведения, отражение и видимая трансформация таковых с учётом специфики собственно компьютерных игр и решаемых ими задач. К сожалению, в условиях, когда "транзитность" общества понимается влиятельными политическими группами как самодовлеющее состояние, создание сколько-нибудь общепринятых образов, мемов и правил поведения затруднена, а уже имеющиеся не являются едиными. Можно утверждать, что начальным импульсом к осуществлению этих мер служит использование такого ресурса, как авторитет, являющегося в современном российском обществе исключительно дефицитным.
Перевод последнего абзаца. Короче, чтобы здесь сделать нормальные игрушки, надо договориться, кого и за что месим, так чтобы было видно, где мы все, а где они все. Уёбкам, которые сидят наверху, всё это никуда не въелось, они сосут бабло и посылают остальных нахуй, потому что мегареформы, а жить вы будете потом-потом-потом; при этом прежние заморочки, во-первых, зашкварены, а во-вторых, родные всем по-разному, что способствует сектантству. Почвой для своих игрушек в первую голову являются общие распонятки для всех, кто сверху и кто снизу. Общие распонятки могут внедрить только авторитетные люди, которых у нас нет - есть либо кидалы, либо беспредельщики.
В заключение имею сказать, что независимо от пессимизма, над кое-какими фишками, которые потом могут быть предложены к реализации в рамках решения вышеизложенных задач, всё равно надо думать уже сейчас в свободное от работы время, тем более, что это вполне в наших дилетантских силах. Разработка и импринтинг стандартных конфликтов, узнаваемых врагов, создание собственных, уникальных ролевых систем (это я ещё отпишусь), заказ и раскрутка необходимых текстов, обмен идеями, организация обратной связи, формирование запроса на продукт с определёнными характеристиками и так далее.

Тогда ещё может что-то получиться.

Tags: игры, нация, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments