Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Критизирую и теоретиканствую. "Волкодой молодав".

Выдалось время зреть сериал "Молодой Волкодав" - это по "Истовик-камню" из семёновского сериала. Не всё, но большей частью.

Не то, что бы я был потрясён. Из практических советов могу дать только один: в целях освоения денег в следующий раз снимайте в своём дворе моноспектакль на телефонную камеру.

(кстати по операторской работе, читаю в титрах: "главный оператор Вася Секачинский". Это многое объясняет - не фамилия, а имя)

Люди поймут, а зрители перетопчутся. Чай, не баре какие.

Зато советов теоретических, основанных на высокодумных рассуждениях об искусстве... нет, об Искусстве - полно. Я их кладезь.

Что такое искусство? Это деятельность, направленная на удовлетворение спроса на переживания. Целью занятия искусством всегда является подделка переживаний, а качество тех или иных манифестаций искусства (артефактов или представлений) определяется качеством этой подделки, оцениваемой потребителем. Если "как настоящее", если потребитель огрёб террор и катарсис, не вылезая из кресла перед телевизором, то автор имеет право на деньги и славу. А если нет, то начинаются варианты...

Если человека лишить неподдельных переживаний, - за что умом он может быть благодарен, а железы внутренней секреции мозг мелют медленно - а потом дать ему очень плохие поддельные переживания, то у человека появится желание "добрать градус". Даже в ущерб себе, пусть и по мелочи, ломая собственную и чужую жизнь, увеличивая меру страданий, инферно в обществе. И так миллион раз. Думаю, теперь понятно, почему нужны споры о том, что такое хорошее или плохое искусство. Это - аукается.

Следствием рассуждения является ответ по вечной теме "насилия на экране" и прочего секса по телевизору: плохо подделанное насилие увеличивает склонность к насилию реальному - подразнили и не дали, ага... Хорошо подделанное насилие склонность к насилию реальному ослабляет, если катарсис и прочая хренотень пережиты. Так что "борьба с халтурой" здесь не мартышкин труд. В масштабах общества она окупается.

При этом, естественно, "хорошесть" и "плохизна" подделки оцениваются по составному критерию; частными критериями навскидку можно признать сюжет и антураж. Например, прелесть "Убить Билла" именно в изображении насилия как намеренно неубедительных\неправдоподобных действий персонажей в весьма убедительном - хотя бы и за счёт клише - антураже.

Далее. "Большого искусства" не существует, есть большая аудитория.
Примечание: я не считаю любое самозваное элитное искусство чем-то лучшим, чем массовое. Оно просто более ограниченно. Да, я быдло. Какое? Тупое и агрессивное. Так, с этим разобрались, надеюсь, дальнейших вопросов не возникнет.
...И необходимым признаком "хорошего искусства" являются выходящие за рамки повседневных, но схожие по силе и направленности реакции и эмоции у множества потребителей этого искусства. Чем мощнее множество с такими реакциями и эмоциями, тем лучше искусство. Оно, искусство это, может быть неправильным с точки зрения семьи и школы, но оно хорошее в смысле "хорошо сделано".

А требования "хорошо сделать" ведёт к таким вещам, как обязательная проработка деталей - причём детали только покупаются за деньги, а прорабатываются за совесть. Ну, и талант, конечно. Отсутствие денег ещё извинительно, но... вы поняли, да?

Например, в том же "Молодом Волкодаве" невооружённым глазом видно, что большинство персонажей впервые надели на себя свои тряпки, хламиды и это... садомазохистское, которое надсмотрщики носят и которое разве что на исполнителе Гвалиора выглядело одеждой, а не поприкалываться на полчасика. Движения у всех, как правило, совершенно не по наряду.

То же самое касается внешности персонажей. Два скинхэда, большой и поменьше (зато побрутальнее и в эсэсовском кожаном пальто на голое тело), угнетающие одинокого негра плюс полтора десятка личностей в чалмах и с во-от такими шнобелями - это я понимаю, это мессидж, заказ надо отрабатывать. Кстати, побрили бы ещё и девке голову, стало бы достаточно готишно, даже издеваться не рискнул бы - тут как раз повеяло бы талантом. И ещё: экстерьер угнетаемых личностей с бородами по яйца, но иногда тоже с бритыми головами требует по меньшей мере объяснений - чем они-то черепа брили у себя в штольнях? Кайлом? Дополнительно к экстерьеру - ручонки у людей этого кайла явно не держали, а грязь мозолей не заменяет.

Другой мессидж - это религиозные деятели крупного культа, не только по внешнему виду, но и по поведению похожие на потомство вьетконговки от секария; Ордо Маллеус на каникулах. Правда, осталось непонятным, сатира это или пожелание.

Из-за предполагаемого безденежья скипну претензии к тому, что в фильме показан не крупный рудник, а зиндан не самого авторитетного полевого командира на две дюжины персон. Хотя, впрочем, это объяснило бы и бороды, и черепа, и даже шнобели, как заменяемые модули для создания разнообразия.

Студийный звук в пещерах в то время, когда космические корабли бороздят Большой театр встроенные в материнские платы дешёвых РС звуковые карты считают аудио-эффекты, соответствующие окружению - это да, это меня особенно впечатлило. Очень разная степень владения голосом у актёров убедительности не добавляет: или вы все говорите обыденно, или все - с театральной дикцией. Иначе получается дуркование.

Деревянные лестницы, связанные верёвками, в области периодического воздействия природного огнемёта - это запредельная дурь, которая видна навскидку. Думаю, товарищи, имеющие в резюме буквосочетание "спелео", могут добавить многое и многое...

Если необходимым признаком "хорошего искусства" является его убедительность для достаточно широкой аудитории, то достаточный признак "хорошего искусства" - да, его фальсифицируемость. Для картин и прочего понятно - это когда копия, сиквел или римейк вставляет почти так же, как и оригинал, то есть антураж передан сверхубедительно и/или не надоедает.

Гораздо интереснее здесь текстовая составляющая, к которой критерий фальсифицируемости применяется, как и к научной гипотезе, через требование принципиальной опровергаемости.

Тот же самый "Властелин Колец" является великим произведением не в последнюю очередь потому, что ту же самую историю в том же самом сеттинге можно рассказать множеством способов, в том числе "играя чёрными". Можно убедительно расписать, какая сволочь эти Валары и какая зараза этот Гэндальф со всей остальной шайкой-лейкой Кольца. Чем многие и занимались. "Гарри Поттера и..." я не читал, но осуждаю полагаю, что и этот текст тоже ждёт своего ответа Чемберлену.

Как проявляется эта "достаточная хорошесть" в тексте? Мотивации сторон - протагонистов, антагонистов там всяких - должны соответствовать их действиям - раз, и - главное - должны быть прописаны достаточно ясно и подробно, чтобы их можно было преобразовать с точки зрения любой из этих сторон - два. Например, если в очередной раз предаться описанию войны Кольца со стороны орков как условно "хороших", то надо внимательно перечитать, что и почему делали эльфы и люди, как это выглядело в глазах орков, ну и начать излагать в преобразованном виде... Информации хватает, мотивация и действия взаимно соответствуют.

А в плохом каком-нибудь фэнтези герой режет противников во имя абстрактного Добра, - "сел на коня и его понесло" - так что изложить его восприятие со стороны вырезаемых невозможно: нет информации. Приехал и убил. И как в таком случае написать какую-нибудь "Чёрную книгу Арды"?

В книжном "Волкодаве" условие фальсифицируемости, кстати, выполняется, так что книга хорошая. Да, феминистичная до неприличия, да, с большой натяжкой могущая быть признанной "русской", а не "абстрактно-славянской" фэнтези, но хорошая. Про фильм "Волкодав" этого сказать уже невозможно. А про сериал "Молодой Волкодав" даже мысли о таком в голову не приходит.

Например, как ни ломаю мозги, не могу понять, каким образом руководство рудника, на котором добывают драгоценные камни, прокололось по инфляции? Как девка через апелляцию к общественному мнению - мнению тех самых рабов - ухитрилась отменить приказ начальства? Как вообще можно было держать баб в руднике? - вы прикиньте себе колонию строгого режима смешанного состава: да там бунты будут каждый месяц... А уж постоянные угрозы "я тебя убивать не буду" попросту надоели.

Однако и это ещё не всё. Я сейчас выдам страшный секрет написания более или менее приличных длинных историй, которых я сам не писал ни разу. Дело в том, что длинные истории - тссс! - складываются из коротких. А короткая история всегда завершается некоторой "моралью", явным или неявным, но вторичным закреплением подделанного этой историей переживания. Собственно, сама эта мораль и отделяет одну короткую историю от другой. В том же фэнтези этим приёмом мастерски владеет Анджей Сапковский - до того мастерски, что он может позволить себе очень вольное переплетение сюжетных линий (которые к помянутым мною коротким историям не сводятся) плюс растягивание своих эпопей до каких угодно размеров без роптания читателей. Ибо интересно. Для обратного примера почитайте те же "Отблески Этерны" Веры Камши: в первых трёх томах субистории - по нескольку штук на том - прослеживаются, поэтому читается приятно, а дальше начинается несколько дли-и-и-и-инных сюжетных линий, которые всё "тянутся, как вонь за народным ополчением"(с).

...авторам, пишущим сериалы - вы поняли или что?.. Халявная мудрость, между прочим.

Так вот. Даже если нет денег. Даже если совести прорабатывать детали тоже нет. Берёте пачку пустых листов, отведённых под сценарий, и тупо раскидываете по экранному времени, когда некоторая сущность заявляется, когда с ней разбираются, и когда из этого выводится мораль - словами или образом. Нет, промежутки времени между этими актами должны быть больше пяти минут. Кроме того, очень желательно, чтобы каждый акт в фильме относился к одной из таких коротких историй, а не вырубонам на тему "а вот как мы умеем за три рубля сметы". Тогда может что-то получиться, несмотря ни на что, ни на какие институты! даже если см. начало абзаца.

Всё, спокойной ночи, дорогие читатели, и пусть вам приснятся те самые чудеса в перьях, которых увидал главный герой в последних кадрах сериала.

Tags: дыбр, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments