Читаю полученные от
yury_v книги. Осилив "Кластеры предприятий", принялся за сборник"Craft Guilds in the Early Modern Low Countries - Work, Power and Representation". С первых же глав понял, что таки да - современные кластеры и тогдашние гильдии суть дальние родственники. Главное отличие - диверсификация в рамках явления у гильдии несравнимо шире, и я не про ремёсла говорю. Были гильдии, начальство которых всё гребло под себя; были гильдии, где имели голос и подмастерья; были гильдии, представители которых в тогдашние кабинеты двери ногой открывали, были такие, которые и создавались-то только для удобства налогообложения из тех же кабинетов. Были гильдии, у которых было право вето на идеи о новых налогах, были гильдии, которые лежали под купцами, были гильдии, которые сами ухитрялись заниматься экспортом... и это, прошу заметить, не отдельные "фирмы", это объединения производителей. По нынешним меркам ситуация инопланетная.
Задумался, почему. Через некоторое время понял - или, по меньшей мере, решил, что понял. Дело в том, что в те времена индивидуализм (неделимость человеческой личности) ещё не слишком прижился, и человек как личность был делим между различными сообществами - семья, мастерская, гильдия, город... Собственно, и в модерновых государствах человек не перестаёт состоять в различных сообществах, группах и командах, но - главное отличие - между ними чётко определена иерархия, что выше, что ниже (что ближе к истинному единому и неделимому "я"); и вопрос "ты кого больше любишь - бабу свою или Родину?" приобретает смысл. Тем, кто поглупее, сразу в опции приоритеты пишут; тех, кто поумнее, вынуждают определяться самих. С понятным прицелом - что и за что при каких условиях можно с человечка слупить. Уж какая прелесть, перед людьми такие дилеммы ставить: ты готов рисковать своими детьми или поступишься неприкосновенностью своей переписки? Ты за конфедерацию вольных регионов или за несокрушимую империю (читай: что выше у тебя в опциях прописано - малая родина или большая?) И вообще, тебе глаз вынуть или ухо откусить?
А вот те примитивы в мохноухих тринадцатых-пятнадцатых веках даже самого вопроса "тебе что дороже - твоя мастерская или город" не поняли бы. Нет, они бы ответили. В мастерской ответили бы, что дороже мастерская. В ополчении, что дороже город. И оба раза честно, ибо между составляющими их идентичностей вертикальные связи были выражены гораздо слабее. Ценить следовало всё и применительно к ситуации.
Потому и разнообразие гильдий, существовавших в самых разных условиях и имевших самый разный статус, было столь велико. Принадлежность к гильдии человеку не надо было размещать в стройном иерархическом ряду "более важно, чем город, но менее важно, чем родной двор и воспоминания детства", а потом тянуться, дабы соответствовало и было "всё как у всех", согласно "универсальным принципам", мать их поперёк. Какая гильдия есть, такая и есть. Лишь бы работала в данных условиях.
Какие выводы хотите, такие и делайте.
Задумался, почему. Через некоторое время понял - или, по меньшей мере, решил, что понял. Дело в том, что в те времена индивидуализм (неделимость человеческой личности) ещё не слишком прижился, и человек как личность был делим между различными сообществами - семья, мастерская, гильдия, город... Собственно, и в модерновых государствах человек не перестаёт состоять в различных сообществах, группах и командах, но - главное отличие - между ними чётко определена иерархия, что выше, что ниже (что ближе к истинному единому и неделимому "я"); и вопрос "ты кого больше любишь - бабу свою или Родину?" приобретает смысл. Тем, кто поглупее, сразу в опции приоритеты пишут; тех, кто поумнее, вынуждают определяться самих. С понятным прицелом - что и за что при каких условиях можно с человечка слупить. Уж какая прелесть, перед людьми такие дилеммы ставить: ты готов рисковать своими детьми или поступишься неприкосновенностью своей переписки? Ты за конфедерацию вольных регионов или за несокрушимую империю (читай: что выше у тебя в опциях прописано - малая родина или большая?) И вообще, тебе глаз вынуть или ухо откусить?
А вот те примитивы в мохноухих тринадцатых-пятнадцатых веках даже самого вопроса "тебе что дороже - твоя мастерская или город" не поняли бы. Нет, они бы ответили. В мастерской ответили бы, что дороже мастерская. В ополчении, что дороже город. И оба раза честно, ибо между составляющими их идентичностей вертикальные связи были выражены гораздо слабее. Ценить следовало всё и применительно к ситуации.
Потому и разнообразие гильдий, существовавших в самых разных условиях и имевших самый разный статус, было столь велико. Принадлежность к гильдии человеку не надо было размещать в стройном иерархическом ряду "более важно, чем город, но менее важно, чем родной двор и воспоминания детства", а потом тянуться, дабы соответствовало и было "всё как у всех", согласно "универсальным принципам", мать их поперёк. Какая гильдия есть, такая и есть. Лишь бы работала в данных условиях.
Какие выводы хотите, такие и делайте.