?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Читаю полученные от yury_v книги. Осилив "Кластеры предприятий", принялся за сборник"Craft Guilds in the Early Modern Low Countries - Work, Power and Representation". С первых же глав понял, что таки да - современные кластеры и тогдашние гильдии суть дальние родственники. Главное отличие - диверсификация в рамках явления у гильдии несравнимо шире, и я не про ремёсла говорю. Были гильдии, начальство которых всё гребло под себя; были гильдии, где имели голос и подмастерья; были гильдии, представители которых в тогдашние кабинеты двери ногой открывали, были такие, которые и создавались-то только для удобства налогообложения из тех же кабинетов. Были гильдии, у которых было право вето на идеи о новых налогах, были гильдии, которые лежали под купцами, были гильдии, которые сами ухитрялись заниматься экспортом... и это, прошу заметить, не отдельные "фирмы", это объединения производителей. По нынешним меркам ситуация инопланетная.

Задумался, почему. Через некоторое время понял - или, по меньшей мере, решил, что понял. Дело в том, что в те времена индивидуализм (неделимость человеческой личности) ещё не слишком прижился, и человек как личность был делим между различными сообществами - семья, мастерская, гильдия, город... Собственно, и в модерновых государствах человек не перестаёт состоять в различных сообществах, группах и командах, но - главное отличие - между ними чётко определена иерархия, что выше, что ниже (что ближе к истинному единому и неделимому "я"); и вопрос "ты кого больше любишь - бабу свою или Родину?" приобретает смысл. Тем, кто поглупее, сразу в опции приоритеты пишут; тех, кто поумнее, вынуждают определяться самих. С понятным прицелом - что и за что при каких условиях можно с человечка слупить. Уж какая прелесть, перед людьми такие дилеммы ставить: ты готов рисковать своими детьми или поступишься неприкосновенностью своей переписки? Ты за конфедерацию вольных регионов или за несокрушимую империю (читай: что выше у тебя в опциях прописано - малая родина или большая?) И вообще, тебе глаз вынуть или ухо откусить?

А вот те примитивы в мохноухих тринадцатых-пятнадцатых веках даже самого вопроса "тебе что дороже - твоя мастерская или город" не поняли бы. Нет, они бы ответили. В мастерской ответили бы, что дороже мастерская. В ополчении, что дороже город. И оба раза честно, ибо между составляющими их идентичностей вертикальные связи были выражены гораздо слабее. Ценить следовало всё и применительно к ситуации.

Потому и разнообразие гильдий, существовавших в самых разных условиях и имевших самый разный статус, было столь велико. Принадлежность к гильдии человеку не надо было размещать в стройном иерархическом ряду "более важно, чем город, но менее важно, чем родной двор и воспоминания детства", а потом тянуться, дабы соответствовало и было "всё как у всех", согласно "универсальным принципам", мать их поперёк. Какая гильдия есть, такая и есть. Лишь бы работала в данных условиях.

Какие выводы хотите, такие и делайте.

Метки:

Comments

( Всего-то 6 — добавить )
kolyada_14
13 авг, 2007 11:56 (UTC)
"А вот те примитивы в мохноухих тринадцатых-пятнадцатых веках даже самого вопроса "тебе что дороже - твоя мастерская или город" не поняли бы."

Интересная аналогия у общинных земледельцев, для которых род - источник и единственный гарант земли. Собственно цех для цеховиков имхо то же самое.
yury_v
13 авг, 2007 13:05 (UTC)
другое мнение
Относительно разнообразия "конструкций" гильдий.

У меня возникло другое мнение, индивидуализм и человеческие ценности тут непричем.

Как мне кажется, бурное цветение всех форм и факторов притом самых причудливых объясняется просто:

- отсутствием "твердой" государственной конструкции, контролирющей "все и вся";
- отсутствием власти капитала (ростовщиков) над ремеслом (после - производством);
- отсутствием информат. потоков, т.е. связи по обмену информацией в части опыта между гильдиями.
- относительно "мягкой" иделогией (если так можно сказать про церковь).


17ur
13 авг, 2007 13:14 (UTC)
"Твёрдая" государственная конструкция - а это в диалектической связи с тем, что описано. Про религию туда же, хотя "мягкой" я бы её не назвал. Вот ростовщичество - да, его отсутствие важно. А "информационные потоки" вряд ли - диверсификация, она и в конкретных географических локациях наблюдалась, да и с торговлишкой, которая есть лучший разносчик информации, в Нидерландах всегда было на пять.
yury_v
13 авг, 2007 13:20 (UTC)
ОК!
На ростовщичестве - сошлись!

Все таки: государство тогда не было четко определено, т.е. были лишено привычных ему институтов.
По условиям это как для объединений был 90-92 годы: разрешено все что не запрещено, и гос. заказа нет системного, т.е. он эпизодический.
17ur
13 авг, 2007 16:45 (UTC)
Re: ОК!
Лишено привычных НАМ институтов...
kolyada_14
14 авг, 2007 12:41 (UTC)
Джаг, оцените текстик

http://zhurnal.lib.ru/s/stepenko_a_o/idea.shtml

вначале имхо словоблудие но во второй части имхо хорошо. Особенно понравилось про конкуренцию (см по тексту "Конкуренция - мобилизация ресурсов")
( Всего-то 6 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger