Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Вторая часть мерлежлобского балета. Имени Чизхолма.

По комментам предыдущего поста исторгаю под катом длинный злобный вопль.

Основная мысль предыдущего поста: человек, который не делает косяков типа икс, имеет право без объяснения причин отказаться участвовать в чужих косяках типа икс и их последствиях.

Несогласие с этой идеей, высказанное в комментах к предыдущему посту, отнесу в основном на счёт первого следствия третьего закона Чизхолма, чтобы не переходить на личности. Однако некоторые моменты всё же очень показательны.

Во-первых, аргумент "так здесь заведено", звучавший, наверное, ещё во времена троглодитов и опровергавшийся ходом вещей чаще, нежели любой другой аргумент в истории: иначе мы до сих пор друг у друга вшей бы по пещерам выкусывали. Господа-товарищи, проникнитесь: "как здесь заведено" сиюминутно определяет каждый из нас своими поступками, исходя из своих собственных понятий о правильном и неправильном поведении. У кого они есть, конечно. Чтобы эти понятия не уводили слишком далеко, существуют ограничения в виде писаных правил - законов и прочих инструкций. Но даже эти писаные правила нерушимыми скрижалями не являются: их переписать труднее, но тоже возможно, если такое необходимо. Отсюда следует: если кто-то не умеет нарушать неписаные правила, опираясь на собственные понятия о справедливости, то и законы, и инструкции для него тоже всегда будут писать другие люди*. А ему самому... ну, "электорат" - это звучит гордо в конце-то концов. Опять же на кухне можно... аж дыхание спирает... про Преемника поспорить и с новым законом... прикиньте!.. не согласиться. Конечно, пока выселять не придут. Согласно нового закона. Тогда ролевое поведение вновь восторжествует. Милая улыбка мордовороту с дубиной и так далее.
* - Разумеется, нарушителю неписаных правил никакие посторонние пышки, в отличие от шишек, не гарантированы. Разумеется, нарушение оных правил не должно быть идефиксом, но вполне рациональным поведением с опорой, повторяю, на собственные понятия о правильном поведении. Не хотел добавлять эти примечания, Чизхолм заставил. Слишком хорошо, говорит, о людях думаешь.
Во-вторых, в предыдущей части балета, как мне казалось, было разъяснено, что речь идёт именно о том, что передача денег водителю по салону есть именно что неправильное поведение, косяк, невынужденное действие против общих интересов. Но, похоже, не до всех это дошло.

Люди, катающиеся на маршрутке и ином общественном транспорте, называются пассажирами и обычно хотят добраться из пункта А в пункт Б, каковую услугу им и предоставляет конкретное предприятие в лице конкретного водителя. Интерес пассажиров состоит в том, чтобы добраться возможно быстрее и безопаснее (кто хочет, тот может оспорить это утверждение - уверен, желающие отыщутся), а интерес водителя в том же самом плюс собрать как можно больше денег за проезд. Интересы эти ограничены физическими обстоятельствами и писаными правилами: дорожные знаки, тарифы, расписание движения, пробки, внутренний объём салона и иные ТТХ маршрутки (на всякий случай поясню - когда я пишу про маршрутку, имею в виду "cпринтер")... Так вот, способ оплаты, оптимально удовлетворяющий перечисленные интересы в рамках действующих ограничений: отдать водителю деньги без сдачи на остановке, проходя мимо него. Заставлять водителя отсчитывать сдачу при входе\выходе не на конечной - это косяк, потому что все пассажиры теряют время. Передавать водителю деньги на ходу, тем более со сдачей - тоже косяк, потому что это подвергает опасности всех пассажиров. Отвечать на молодецкие выклики типа "да ладно, рази ж это опасность - на ходу сдачу отсчитать" или "да ладно, рази ж это задержки - на каждой остановке сдачу отсчитывать" не стану, чтобы опять не переходить на личности.

Невынужденность действия понятна - заранее подготовить деньги может подавляющая часть пассажиров в подавляющем большинстве случаев. Если может, но не делает, значит, либо не хочет, либо не понимает. Так что это именно косяк-с.

От того, что против общих интересов* действует большая часть [образующегося в салоне маршрутки] общества, косяк не перестаёт быть косяком (я цитировать Пелевина про "антирусский заговор" не буду, ладно?). Тем, в ком опять проснулись "так здесь заведено" и прочие ролевые ожидания, рекомендую разбиться на пары и начать выкусывать вшей друг у друга. Древнее, освящённое сотнями тысяч лет эволюции ролевое поведение.
* - И опять, Чизхолма для, пояснение: речь идёт про общие интересы присутствующих, а не интересы какой-то организации, к которой они принадлежат. Не надо путать общественную шерсть с государственной.
В-третьих, в значительной части реплик, осуждающих моё неучастие в чужих косяках, подразумевается идея о том, что взаимопомощь - это безусловно хорошо, и мне ставится на вид, что изолирующее поведение якобы противоречит моим же убеждениям (которые сам я даже апофатически определить могу с трудом).

Так вот, господа-товарищи. Потрошу мем. Помощь - это когда субъект безвозмездно тратит свои силы, время, деньги на то, чтобы другой субъект достиг желаемого. Отсюда следует, что бывает помощь, когда за субъекта делают то, что он хочет, но не может сделать; и бывает "помощь", когда за субъекта делают то, что он может, но не хочет делать (хочет получить без усилий). Эти две "помощи" - очень разные вещи. Первая - действительно помощь, и о её обязательности ещё можно спорить; вторая - прислуживание, и любой, кто провозглашает её обязательность, есть либо лох, либо паразит, либо оба-два в одном флаконе.

Клятые диаспоры поднимаются именно на взаимопомощи, когда пещерному Гиви сватают место, которое в честном соревновании ему никак не светит - дик и туп, и потому самостоятельно этого места никогда не добьётся. Именно поэтому оный Гиви свои обязанности по отношению к диаспоре исполняет истово, без малейшего намёка на косяки. Ему "уважаемый человек" прикажет - Гиви на благо диаспоры говно будет жрать.

А русским - да, им прописано совсем другое - взаимоприслуживание, взаимное покрытие косяков как рефлекторное... пардон, "ролевое поведение". Идеальная среда для чужого паразитизма. Любой ламехузе достаточно прийти и пользоваться, брать и не отдавать.

Пример. Нарушитель платит N денег ГАИшнику за реально случившийся мелкий косяк на дороге - все довольны; взаимопомощь, всё такое. Ты мне помог от протокола отмотаться, я тебе помог ребёнку на новую мобилу собрать. Счастье. До тех самых пор, пока чёрное зверьё оружие в город не провезёт на детсадовский утренник мимо того же самого ГАИшника за N+M денег. Потому что "так тут заведено" (и не зверьём заведено), а +M денег у зверья всегда найдётся. Ваших же денег, кстати. Оно их просто "передаёт водителю".

И так оно везде. А всечеловечный народишко отзывчивым хавальником духовно щёлкает: "дык как это, каким же это макаром обсадили нас чужаки, куды ни плюнь, на всяком хлебном месте... да как нас вон те угнетают... и вот эти..." И прельщается ремедией от такого положения дел: "надыть покрывать косяки друг дружки ещё усерднее!.." Аплодисменты.

Взаимопомощь укрепляет, взаимоприслуживание развращает. Чем больше вкладываешься в то, чтобы закрыть чужие косяки, тем больше у тебя самого появляется дурной надежды не тянуться изо всех сил, а рассчитывать на "помощь" других, будто в случае чего они сделают за тебя то, что должен сделать ты. Чем больше ты так другому "помогаешь", тем больше шансов на то, что развращённый твоей "помощью" человечек сдаст тебя чужим, потому что чужие прикроют привычные ему косяки слаще и надёжнее.

Единственный способ перекрыть эту воронку тривиален: то самое жлобство - изолирующее поведение. Я не косячу сам, и я не подчищаю за вами ваши косяки. И мне наплевать, "как здесь принято", какие неписаные и некаканые правила тут действуют. Если это "принято" неправильно, то оно заканчивается на мне*. Для того, чтобы рассчитывать на мою помощь, меня как минимум надо убедить, что человек а) хочет правильного, но б) сам не справится с достижением правильного в) не по своей недостаточной или излишней расчётливости. При этом, повторяю, резоны, по которым я помогу или не помогу - моё личное дело, и гадать их - неправильно: это наводка для паразитов. Если вы хорошо относитесь к человеку, зачем выдавать урби эт орби, на что именно он ведётся?
* - Для тех, кто уже расслабил сфинктер от радостного предчувствия "когда-нибудь он нарвётся": вы не поняли главного. Даже то, что я нарвусь сильно не по своим возможностям, будет моим личным делом, которое всецело зависит от меня: как быкую, за что отвечаю, что с собой ношу, как держу удар и т. п.. При том, что я не д'Артаньян ни разу. По-любому, это намного лучше, чем попасть под раздачу по воле раздающего, чего вам искренне желаю. Вы будете прекрасно смотреться в роли невинной жертвы.
И в завершение. Неоднократно наблюдал у людей иллюзию, что некая Правильная Власть или там Охочекомонный Скинхэд избавят страну от паразитов, этнических и корпоративных (типа той же ГАИ в её современном виде). "Не дождётесь"(с) по очевидной причине: тот слой, который эти паразиты прикормили, достаточно велик и разнообразен, чтобы продолжать прислуживать им при любом обороте событий. У каждого в этом слое найдётся свой любимый "правильный" кавказец (с кометным хвостом родственников) или ещё какой таджикский Ромео™, которого ну никак нельзя подвергать; каждый из этого слоя будет тормозить теорию и практику избавления от паразитов всевозможными поправочками, оговорочками, выправлением особых исключительных бумажек - лишь бы не потерять прикорм. Они будут много и разнообразно косячить. А вы будете их покрывать своим ролевым поведением, опираясь на "так здесь заведено". Подавать им руку, разговаривать с ними, не обращать внимания на их гешефты, выпрашивать грошовые услуги в рамках собственных, ещё меньших косяков... Ну, и негодовать в ответ на очередную выходку покрываемого ими зверья. Как же без этого. Куда власти смотрят. Будете, будете...

Вы же не жлобы какие-нибудь вроде меня, право.

P.S. Кстати, категорически не представляю, где здесь можно усмотреть либерализм...

Tags: теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →