?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Ещё один дисклеймер.

Опять-таки, вынужден напомнить, зачем я взялся за эту писанину о войне. Вот старое напоминание, уже утонувшее в previous. А вот новое. Оно нужно, ибо старое уже подзабылось, как видно по некоторым реплаям.

У нас о войне пишут либо очень серьёзно, либо очень несерьёзно, либо за деньги. В результате получается следующее: товарищ Исаев пишет в некой книге, что немцы упредили нас в развёртывании, обеспечив это упреждение как чисто военными методами, так и политическими. Короче, всё тот же тезис о "вероломном нападении" - советская пропаганда, при всей её перекрученности, в главных вещах не врала. Но. Исаева читают в основном те, для кого понятие "развёртывания" уже не является тарабарской грамотой. А те, кто "мы консульства не понимаем! Здесь Плюк!" - читают Резуна, причём абзацы, насыщенные перечислением номеров армий и дивизий, пропускают. Или того хуже, читают статью из "Московского комсомольца" с типическим названием "Сталин верил только Гитлеру, а тот его обманул" (не вру, сам видел у кого-то в метро).

И в результате та правда о войне, которая нас не унижает, запрятана в перечислении номеров корпусов и дивизий, ordre de bataille, мемуарах военачальников - причём чем профессиональней военачальник и чем больше ему есть, что рассказать, тем нечитабельней мемуар. А на поверхности оказывается... ну, вы сами знаете.

Война как деятельность есть величайший памятник человеческому мышлению (это не есть положительная или отрицательная оценка). Ничто другое не учит рационализму так, как война - и провал на экзамене чреват. Те мыслительные конструкции, которыми оперировали военачальники, да и просто офицеры прошлого, не имели себе равных в штатском мире, пожалуй, вплоть до периода НТР, когда потребовалось создавать сеть сложных взаимосвязанных производств.

И если изучение этого бесценнейшего материала тонет в информационном шуме типа "Сталин верил...", "сверхударная 9-я армия с непобедимыми танками БТ готовила наступление на Новую Зеландию в марте 1941-го года..." - это преступление против человечности, достойное стоять в одном ряду с геноцидом и рекламой. Это преступление против рациональности, против того, что вообще делает нас людьми, а не общественными животными.

Так вот, мои тексты как раз и порождены помянутыми стереотипами - точнее, их отвержением. Я не хочу и не буду расписывать темы *подробно* - к счастью, есть справочники, есть те же мемуары, есть описания войны, созданные много более талантливыми и информированными людьми, чем я. Даже яндекс есть. Я не хочу и не буду вылизывать источники, так что ошибки у меня неизбежны, другое дело, что намеренной лжи в этих текстах нет и не будет, как и не будет подмены попыток *объяснить* попытками *выгородить*. Кстати, я обещал пробить источник второго уровня, по которому Сталин якобы намеренно придержал Висло-Одерскую операцию, ожидая, покуда союзникам надерут задницы в Арденнах. Пробил. И квалифицировал его как ненадёжный, из придворных апокрифов сталинской поры. Так что можно бы и отредактировать тот текст, но я и этого делать не стану.

Цель топотания по клавиатуре в данном случае - просто заполнить разрыв между серьёзными и несерьёзными текстами, попытавшись хотя бы пунктирно обрисовать логику происходившего за ударными картинами типа комиссара, палящего из пулемёта по штрафникам. Если кто-то хочет проверить мои построения - ради Бога, вон справочники и исторические исследования. Шёпотом признаюсь: я их тоже читал. Другое дело, что нормальный человек, голова у которого честно засрана "репрессиями командиров", "заваливанием трупами" и прочими "штрафбатами", в попытке опровергнуть мои расклады голову себе хоть немного прочистит.

Всё это, кстати, относится не только к моим, но и ко *всем* текстам, созданным на эти темы без сваливания в сугубый профессионализм. Например, когда kenigtiger к маю вновь появится в сети, я попрошу у него собрать/сделать подборку текстов по военной теме типа "FAQ по лету-осени 1941-го года" с тем, чтобы выложить таковую на мой сайт. Почему? Потому что товарищ умеет формулировать в плане оперативного искусства лучше, чем я (хотя я склонен считать, что с позиций методологии ему можно поставить немало запятых).

И когда количество таких вот текстов превысит определённый порог, когда они хоть немного разойдутся по сети, тогда хоть немного сложнее станет заваливать мозги трупами с радостными криками "кайся, русская свинья". Или немецкая. Это и есть конечная цель. Хоть чуть-чуть *надгрызть*. Завалить трупами байтов.

Извините за горячность и известную напыщенность текста. Переписывать уж неохота, тем более, что набиваю прямо в окно ЖЖ. Грохнулась дискета с окончанием очерка по кампании 1944-го. Теперь до понедельника. Вместе с отчётиком по Варшавскому восстанию. Таки :-(.

Comments

( Всего-то 22 — добавить )
john_petrov
13 апр, 2005 07:34 (UTC)
А вот над книгой подумать про Войну? В соавторстве, если угодно. Иллюстрированный краткий курс. Самое ценное и важное. Текста не так уж и много, но чтоб народу простому было полезно почитать.

Ради такого случая, мы забили бы на все опасения насчёт копирайтов на иллюстрации. Можно было бы путём цитирования разместить и немножко поэзии. И даже карты кой-какие отрисовали бы наново. Если потребуется.
17ur
13 апр, 2005 08:00 (UTC)
Имхо,
результатом мог бы быть сетевой материал, без копирайта... Скажем, по моим построениям тут очень много и по уму высказывались и Кёнигтигер, и Фэтйанки - так что вторая итерация с отработкой поправок неизбежна, если будет время. И тексты я предоставлю к свободному использованию и пополнению.
john_petrov
13 апр, 2005 08:14 (UTC)
Re: Имхо,
Оно, конешно. Но пока сеть разрастётся, народ совсем про всё позабудет. Доброхоты, опять же постараются.

Оформить как-то законченно было бы интересно. Ну и доделать иллюстрированием, чтоб многих зацепило. На полках бы стояло. Так... Мысль...
john_petrov
13 апр, 2005 08:15 (UTC)
Re: Имхо,
ЗЫ. То есть, это я как издатель (без дураков), предлагаю поразмыслить.
17ur
13 апр, 2005 09:27 (UTC)
Re: Имхо,
Если без дураков, это может быть только совместный проект - минимум человека четыре, именно с такой целью - доступного неспециализированного изложения некоторых механик, типа "учебника истории и стратегии для чайников". :-) Я один это просто не потяну.
john_petrov
13 апр, 2005 09:38 (UTC)
Re: Имхо,
В-общем, это "информация к размышлению" (с).

Мы хотели выпустить серьёзный фолиант к 60-летию. Взяв за основу текст Уткина, дополнив стихами, картами, картинами и рисунками. Но потом столкнулись с проблемой копирайтов на стихи, карты и живопись. Причём, наследники - это что-то особенное. Часто возникает впечатление, что они хотят искоренить всякую память о творчестве предка. Времени на воплощение было мало. Так и отказались.

Но книгу размером поменьше с прицелом на более массовый круг читателей, всё равно имеем в виду. В памяти и стратегическом издательском плане. Суть именно такая - краткий курс, чтобы в этом вопросе из чайника сделать подобие русского человека.

dima_stat
13 апр, 2005 14:15 (UTC)
Re: Имхо,
то что есть уже тянет на хорошую и пользительнейшую брошурку, как минимум. я-б взял. и не один экземпляр -- раздать.
итерации можно и переизданиями оформить. "исправленными и дополненными".
дедам был бы огого подарок на праздник.
gamajun
13 апр, 2005 08:35 (UTC)
И хорошо бы на английском языке.
john_petrov
13 апр, 2005 09:11 (UTC)
Не, это не к нам. Мы издаём по-русски.
serjik
13 апр, 2005 09:39 (UTC)
То, что издадите по-русски, можно было бы частично перевести на английский и опубликовать в интернете в виде статей. Я бы с удовольствием занялся переводом.
john_petrov
13 апр, 2005 09:59 (UTC)
Это скорее к гипотетическому авторскому коллективу. Если со временем удастся воплотить в бумаге, с нашей стороны возражений не будет.
psergant
13 апр, 2005 09:16 (UTC)
Гм.
"Те мыслительные конструкции, которыми оперировали военачальники, да и просто офицеры прошлого, не имели себе равных в штатском мире, пожалуй, вплоть до периода НТР, когда потребовалось создавать сеть сложных взаимосвязанных производств."
А ведь это верно, пожалуй. Никогда не задумывался. Спасибо.
samuel_volkov
13 апр, 2005 09:31 (UTC)
Ну немножко можно найти тут:
http://www.livejournal.com/users/kenigtiger/507221.html

а в остальном действительно ждем лета.

А по смыслу согласен и всячески поддерживаю.
17ur
13 апр, 2005 09:41 (UTC)
...!
Вот так и складываешь никнеймы с реальными фамилиями... Бип ещё раз. Трудно было раньше сказать? :-)
samuel_volkov
13 апр, 2005 09:47 (UTC)
Re: ...!
Так вы же не спрашивали :-))

Я тут вообще передастом подрабатываю. :-)
arhhont
13 апр, 2005 09:58 (UTC)
Книга о Войне была бы архиполезной.
Вы не представляете чем засирают мозги школьников в бывших республиках СССР.От растерянности трудно объяснить что 20-я,кажется,дивизия СС(из эстонцев)никакими силами не могла истребить 1 миллион русских солдат.
Вы правильно сказали что за обилием даже хороших источников тонут
основные цифры и мысли и всплывает дерьмо.
romka_on_lj
13 апр, 2005 10:25 (UTC)
По поводу дисклеймера.

[Преамбула]
В сабжевых вопросах я лишь чуть продвинутее уличного ламера, нол историей интересуюсь. Критически. И нахожу для себя пользу в чтении Ваших текстов.
[/Преамбула]

Есть такое мнение: для сетевого сообщества проект может оказаться весьма полезным, Ваш метод хорош. Но формат ЖЖ здесь немного неуместен в части выкладывания материалов в-одном-месте.
Возможно, было бы неплохо создать какое-то единое хранилище, откуда можно было бы по прямым сцылкам скачать в архиве ту или иную главу текста и/или комментов.
То есть, гипотетический проект мне видится как этакий онлайновый учебник критической истории.
Уверен, что Ваши читатели и обсуждатели пожелают принять непосредственное участие в прожекте. каждый в меру своих скромных сил ;)

PS
Ваш сайт видел, имею замечания по исполнению ;)
17ur
13 апр, 2005 10:35 (UTC)
Угу,
валите до кучи, вычитаю. А лучше напишите на адрес - тот, который на сайте.
mewlj
13 апр, 2005 10:28 (UTC)
Расскажите ваше мнение про штрафбаты в ВОВ
shnireck
13 апр, 2005 12:59 (UTC)
Исаева читал.
Резуна читал.
"Согласен", будучи программистом широкого профиля, имеющим такое же отношение к исторической науке, какое свинья имеет к апельсинам, писать как-то несерьезно.
Так что просто: спасибо.
stlr
13 апр, 2005 17:50 (UTC)
Спасибо!
etwa
13 апр, 2005 18:47 (UTC)
solidarity, brother!
( Всего-то 22 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger