Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

О художественной правде как бессознательном знании.

Иногда случается так, что некий сеттинг - мир, выдуманный автором и отражённый в произведении искусства a.k.a. культурном артефакте - подхватывается другими авторами и, простите за штамп, "живёт самостоятельной жизнью". Такое может случиться потому, что сеттинг сделан хорошо (например, Средиземье) или потому, что он сделан дёшево (например, Хайбория). В обоих случаях удовольствие читателя-зрителя-пользователя и деньги, от оного полученные, работу авторов в данном сеттинге окупают. Это очевидно.

Менее очевиден эффект, порождаемый обратной связью между толпой авторов-сценаристов-дизайнеров (именно толпой, а не гениальным одиночкой!), которые упражняют вдохновение и зарабатывают деньги, и ещё большей толпой читателей-зрителей-пользователей, которые покупают футболки с изображениями любимых героев, пишут фанфики, обсуждают дизайн и сюжет со своими приятелями.

Такая обратная связь ведёт к следующему положению дел: придуманный мир становится вполне просчитываемым отображением представлений о реальном мире.

Видите ли, один человек, особенно гений, может придумать пятиугольный треугольник. Два человека могут разделить между собой выдумку чуть попроще. И так далее, так что миллиард человек могут разделить только самые примитивные, инстинктивные нужды. Дело чуть посложнее, конечно, но смысл именно таков: дисперсия свойств личности человека ограничивает способность к групповому представлению несуществующего, причём степень ограничения прямо пропорциональна численности группы.

Следовательно, упомянутые сеттинги, "живущие собственной жизнью" и вовлекающие в процесс своего создания и поддержки всё больше людей, вынуждены всё более напоминать реальную жизнь - точнее, отражать общие представления о ней тех, кто этот сеттинг развивает и поддерживает.

Речь идёт о достаточно больших и разнообразных группах - в сотни и тысячи человек: авторы, режиссёры, актёры, художники, программисты, всеразличные промоутеры, менеджеры, офисные сотрудники, отвечающие на письма фанатов, и сами эти фанаты всех мастей - а не один автор, пять литнегров, пол-корректора и полтора редактора, гонящих бесконечный сериал в мягкой обложке "Слепой против Вонючего".

Но.

Каждый отдельный человек, участвуя в создании и поддержке сеттинга, его всё же выдумывает.

То есть именно что воплощает небывальщину по достаточно условным правилам.

То есть врёт.

То есть не говорит того, во что верит.

То есть не говорит того, во что его научили верить, как добропорядочного члена общества.

При том, что - см. выше - он всё равно вкладывает в изображение придуманного мира свои представления о мире реальном.

Противоречие? Нет.

Раскрученный, "самостоятельно живущий" придуманный мир отображает те представления людей о реальном мире, в которые их не учили верить и, вероятно, даже не учили замечать и осознавать (или "учили не"). Такого рода "самостоятельно живущие сеттинги" собирают и хранят бессознательное знание людей об окружающем мире (да-да, под толстым-толстым слоем спецэффектов и личноприсущих комплексов).

Именно бессознательное. Вряд ли сами сценаристы, художники и прочие креативщики могут объяснить себе, а тем более окружающим, почему они вот это сделали именно вот так. Обстоятельства сложились. Вдохновение нашло. Непонятно почему, но показалось более правильным, нежели остальные альтернативы. Истина текущего момента. Так даже одиночный автор может отповедать, при том, что уж у них-то выдумки с реальностью связаны гораздо менее, и гораздо чаще одиночные авторы врут свою "художественную правду" и "я так вижу" согласно темнику, а не потому, что "так получилось". И тем сильнее бессознательное знание проявляется в большой группе, когда окончательный продукт есть сумма и суперпозиция множества неосознанных выборов и прочих вдохновений разных людей.

Дальше с использованием этого бессознательного знания в данном сеттинге порождаются на продажу культурные артефакты (книги, фильмы, игры). И они продаются хорошо, ибо им верят - видят, что выдумка, что нет в обычной жизни драконов и бластеров, но ведь верится - непонятно почему, как было сказано выше. Истина текущего момента, да.

Практически воспользоваться вышеизложенным можно в следующем порядке.

Посмотрите на такой "самостоятельно живущий" Мир, ознакомившись с его образующими культурными артефактами.

Примите за истину, что там нет противоречий, что там "всё правда", от начала и до конца - это тем проще, что в хорошем Мире всегда существует несколько трактовок одних и тех же событий, выбирайте любую.

Найдите очевидные для Вас соответствия Текущей Реальности и реальности того Мира.

Пользуясь ими как ориентирами, выполните обратное отображение.

Посмотрите на Текущую Реальность.

И, может быть, Вы увидите нечто, не замеченное Вами ранее.

В заключение диссидентское нытье и тёмное пророчество.

Видите ли, обязательным условием наличия столь мощного инструмента самопознания общества (говоря высоким штилем) является работающая обратная связь между потребителем и производителем культурных и мультурных артефактов. Проще говоря, творцы™ должны получать деньги от потребителей, а не от спонсоров - неважно, ходит в спонсорах администрация или бизнес. В РФ этого нет, а, например, в клятом Голливуде есть. Поэтому "а-а-ани тупы-ы-ы-ыи" смеются всю дорогу к кассе, и с такими вещами, как патриотизм и гражданская сознательность у них всё в порядке на спинномозговом уровне. А "российская духовность" a.k.a. "новое платье короля" сосёт вприсядку, порождая "аффтарские кины не для всех" пополам со "Штрафбатом" или там "Слугой государевым" - "на пыпервом кыканале". К книгам и играм относится то же самое. Тем более к книгам по мотивам игр, к играм по мотивам фильмов и к фильмам по мотивам тех и других. А равно производству атрибутики и фанфика.

Подумайте, как это скажется даже не на повседневных задачах защиты своего рынка сбыта и освоения чужих, а в какую-нибудь "годину суровых испытаний".

P.S. Да, совсем забыл об анонсе. Я скоро о "Звёздных войнах" отпишусь в рамке, изложенной выше. Вы ещё узнаете, почему со стардестроеров сквозь бойницы из картечниц палили.

Tags: литература, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments