?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Иногда случается так, что некий сеттинг - мир, выдуманный автором и отражённый в произведении искусства a.k.a. культурном артефакте - подхватывается другими авторами и, простите за штамп, "живёт самостоятельной жизнью". Такое может случиться потому, что сеттинг сделан хорошо (например, Средиземье) или потому, что он сделан дёшево (например, Хайбория). В обоих случаях удовольствие читателя-зрителя-пользователя и деньги, от оного полученные, работу авторов в данном сеттинге окупают. Это очевидно.

Менее очевиден эффект, порождаемый обратной связью между толпой авторов-сценаристов-дизайнеров (именно толпой, а не гениальным одиночкой!), которые упражняют вдохновение и зарабатывают деньги, и ещё большей толпой читателей-зрителей-пользователей, которые покупают футболки с изображениями любимых героев, пишут фанфики, обсуждают дизайн и сюжет со своими приятелями.

Такая обратная связь ведёт к следующему положению дел: придуманный мир становится вполне просчитываемым отображением представлений о реальном мире.

Видите ли, один человек, особенно гений, может придумать пятиугольный треугольник. Два человека могут разделить между собой выдумку чуть попроще. И так далее, так что миллиард человек могут разделить только самые примитивные, инстинктивные нужды. Дело чуть посложнее, конечно, но смысл именно таков: дисперсия свойств личности человека ограничивает способность к групповому представлению несуществующего, причём степень ограничения прямо пропорциональна численности группы.

Следовательно, упомянутые сеттинги, "живущие собственной жизнью" и вовлекающие в процесс своего создания и поддержки всё больше людей, вынуждены всё более напоминать реальную жизнь - точнее, отражать общие представления о ней тех, кто этот сеттинг развивает и поддерживает.

Речь идёт о достаточно больших и разнообразных группах - в сотни и тысячи человек: авторы, режиссёры, актёры, художники, программисты, всеразличные промоутеры, менеджеры, офисные сотрудники, отвечающие на письма фанатов, и сами эти фанаты всех мастей - а не один автор, пять литнегров, пол-корректора и полтора редактора, гонящих бесконечный сериал в мягкой обложке "Слепой против Вонючего".

Но.

Каждый отдельный человек, участвуя в создании и поддержке сеттинга, его всё же выдумывает.

То есть именно что воплощает небывальщину по достаточно условным правилам.

То есть врёт.

То есть не говорит того, во что верит.

То есть не говорит того, во что его научили верить, как добропорядочного члена общества.

При том, что - см. выше - он всё равно вкладывает в изображение придуманного мира свои представления о мире реальном.

Противоречие? Нет.

Раскрученный, "самостоятельно живущий" придуманный мир отображает те представления людей о реальном мире, в которые их не учили верить и, вероятно, даже не учили замечать и осознавать (или "учили не"). Такого рода "самостоятельно живущие сеттинги" собирают и хранят бессознательное знание людей об окружающем мире (да-да, под толстым-толстым слоем спецэффектов и личноприсущих комплексов).

Именно бессознательное. Вряд ли сами сценаристы, художники и прочие креативщики могут объяснить себе, а тем более окружающим, почему они вот это сделали именно вот так. Обстоятельства сложились. Вдохновение нашло. Непонятно почему, но показалось более правильным, нежели остальные альтернативы. Истина текущего момента. Так даже одиночный автор может отповедать, при том, что уж у них-то выдумки с реальностью связаны гораздо менее, и гораздо чаще одиночные авторы врут свою "художественную правду" и "я так вижу" согласно темнику, а не потому, что "так получилось". И тем сильнее бессознательное знание проявляется в большой группе, когда окончательный продукт есть сумма и суперпозиция множества неосознанных выборов и прочих вдохновений разных людей.

Дальше с использованием этого бессознательного знания в данном сеттинге порождаются на продажу культурные артефакты (книги, фильмы, игры). И они продаются хорошо, ибо им верят - видят, что выдумка, что нет в обычной жизни драконов и бластеров, но ведь верится - непонятно почему, как было сказано выше. Истина текущего момента, да.

Практически воспользоваться вышеизложенным можно в следующем порядке.

Посмотрите на такой "самостоятельно живущий" Мир, ознакомившись с его образующими культурными артефактами.

Примите за истину, что там нет противоречий, что там "всё правда", от начала и до конца - это тем проще, что в хорошем Мире всегда существует несколько трактовок одних и тех же событий, выбирайте любую.

Найдите очевидные для Вас соответствия Текущей Реальности и реальности того Мира.

Пользуясь ими как ориентирами, выполните обратное отображение.

Посмотрите на Текущую Реальность.

И, может быть, Вы увидите нечто, не замеченное Вами ранее.

В заключение диссидентское нытье и тёмное пророчество.

Видите ли, обязательным условием наличия столь мощного инструмента самопознания общества (говоря высоким штилем) является работающая обратная связь между потребителем и производителем культурных и мультурных артефактов. Проще говоря, творцы™ должны получать деньги от потребителей, а не от спонсоров - неважно, ходит в спонсорах администрация или бизнес. В РФ этого нет, а, например, в клятом Голливуде есть. Поэтому "а-а-ани тупы-ы-ы-ыи" смеются всю дорогу к кассе, и с такими вещами, как патриотизм и гражданская сознательность у них всё в порядке на спинномозговом уровне. А "российская духовность" a.k.a. "новое платье короля" сосёт вприсядку, порождая "аффтарские кины не для всех" пополам со "Штрафбатом" или там "Слугой государевым" - "на пыпервом кыканале". К книгам и играм относится то же самое. Тем более к книгам по мотивам игр, к играм по мотивам фильмов и к фильмам по мотивам тех и других. А равно производству атрибутики и фанфика.

Подумайте, как это скажется даже не на повседневных задачах защиты своего рынка сбыта и освоения чужих, а в какую-нибудь "годину суровых испытаний".

P.S. Да, совсем забыл об анонсе. Я скоро о "Звёздных войнах" отпишусь в рамке, изложенной выше. Вы ещё узнаете, почему со стардестроеров сквозь бойницы из картечниц палили.

Comments

( Всего-то 18 — добавить )
kolyada_14
30 окт, 2007 09:05 (UTC)
Именно бессознательное. Вряд ли сами сценаристы, художники и прочие креативщики могут объяснить себе, а тем более окружающим, почему они вот это сделали именно вот так.

Я бы даже рискнул предположить, что это чистое и ни чем не ограниченное проявление личной воли.

И тем сильнее бессознательное знание проявляется в большой группе, когда окончательный продукт есть сумма и суперпозиция множества неосознанных выборов и прочих вдохновений разных людей.

Как-то сомнительно. А откуда это следует? Имхо в большой группе должен получится некоторый усредненный вариант, из которого вычеркнуто все "излишне субьективное". Т.е. вариант максимально приближенный к реальности с точки зрения той большой группы. (т.к. иной основы для синхронизации у них нет)

Проще говоря, творцы™ должны получать деньги от потребителей, а не от спонсоров - неважно, ходит в спонсорах администрация или бизнес.

А пес его знает. Вот взять тов. Гауди. Имхо мегаархитектор, получал баблос лично от гишпанского короля. Посади его на дотации от потребителей и кирдык таланту. С другой стороны рассиянское спонсируемое типо-искуство это конечно бля-во и ужос. Правда и результат соответствующий, на рассиянском культурном поле может резвиться кто угодно. И никто реально покритиковать не сможет, т.к. это только культура национальна, а бл-во интернациональное.

17ur
30 окт, 2007 09:13 (UTC)
Имхо в большой группе должен получится некоторый усредненный вариант

Нет. Получается то, что получается - то, что кажется правильным тем, кто делает. Здесь неоткуда взяться "излишне субъективному" - здесь всё и так субъективно. "Максимально приближённый к реальности" - это те же "Звёздные войны"-то приближены к реальности? Там достаточно явное отображение реального мира, но сходства с ним там нет.
kolyada_14
30 окт, 2007 10:15 (UTC)
"Получается то, что получается - то, что кажется правильным тем, кто делает. Здесь неоткуда взяться "излишне субъективному" - здесь всё и так субъективно."

Однако субьективизм группы это совсем не субьективизм личности (т.к. субьективизм группы имхо обязан иметь некоторое общее сихронизирующее мировозрение), вот вы и сам пишете:

дисперсия свойств личности человека ограничивает способность к групповому представлению несуществующего, причём степень ограничения прямо пропорциональна численности группы

Т.е. группа ограничит личность в особенно бредовых порывах. Следовательно на фильму будет накладываться "отражение" того "сихронизирующего мировозрения". Причем, чем дольше члены группаы общались между собой, тем более детальным будет это "сихронизирующее мировозрение".
17ur
30 окт, 2007 16:08 (UTC)
Да не обязана группа иметь общее мировоззрение.
kolyada_14
31 окт, 2007 08:40 (UTC)
Но что же тогда не дает "придуманному миру" рассыпаться на субьективные представления о нем, каждого члена группы. Что же? дело тут в какой-то кооперативной игре или в том, что на начальном этапе отсеяли всех несогласных и радикалов?

Я собственно занудствую по простой причине, групповое создание согласованного "придуманного мира" это проект "виртуального творчества" у которого обозначен результат (угодить зрителю). В принципе то же самое происходит и в проектах по созданию программных продуктов. Поэтому мне и интересно, что за магическая хрень делает из толпы согласованно работающую группу.
17ur
31 окт, 2007 11:38 (UTC)
Но что же тогда не дает "придуманному миру" рассыпаться на субьективные представления о нем, каждого члена группы. Что же?

Специфика продукта. Невозможно снять фильм или сделать игру, когда каждый настойчиво тянет кто в лес, кто по дрова. Это по определению продукт совместной деятельности, и продукт сложный, а проектирование сложного продукта всегда подчиняется некоторой стратегии, которая преобразует ограничения на работу группы из ограничений по деньгам и срокам в ограничения по конкретным решениям.

А "магическая хрень", которая якобы делает из толпы согласованно работающую группу - нет такого философского камня. И группа согласованно работает в режиме, описанном выше, лишь до определённой степени. И радикалы там остаются, просто какая-то часть их предложений, которые могут завалить весь продукт, отсеиваются мнением остальной группы. Или не отсеиваются, и тогда продукт переделывается под них, а отсеиваются предложения умеренной части группы.
ryurikov
30 окт, 2007 09:52 (UTC)
>тов. Гауди. Имхо мегаархитектор, получал баблос лично от гишпанского короля

Так король и был потребителем - его "садик" украшают.
kolyada_14
30 окт, 2007 10:16 (UTC)
Потребителями были жители Барселоны.
ryurikov
30 окт, 2007 10:43 (UTC)
Жители - подданные короля, Барселона - город короля. Вполне потребитель, отчего нет?
kolyada_14
30 окт, 2007 11:44 (UTC)
Какое-то у вас занятное представление о монархии. Барселона - не собственность короля, жители - не собственность короля.
ryurikov
30 окт, 2007 16:40 (UTC)
Не собственность. Но это его подданные и город его страны.
ali_vrn
30 окт, 2007 09:20 (UTC)
Хмхм. За механику процесса - спасибо.
А куда деть насаждаемую идеологию, сиречь ценности?

Хотя, да. Ценности в РФ в жопе. Никто ж не будет снимать кассовый идеологический успешный о бюрократии в третьем тысячелетии. Хотя... *задумался
jungehexe
30 окт, 2007 09:36 (UTC)
хорошо сформулировано - я тут к себе даже утащила
evendym
30 окт, 2007 16:24 (UTC)
Это при выполнении того простого условия, что все авторы (ну или "вкладчики" в сеттинг) заинтересованы в первую очередь этот сеттинг в первую голову улучшить (исходя из своих представлений, ессесно), а не просто порубить бабла на раскрученном проекте.
И это ещё не считая самых разнообразных аллюзий, которые зачастую тоже вводятся намеренно.
17ur
30 окт, 2007 17:10 (UTC)
А это одно и то же. "Улучшить"="порубить бабла". Потому что за "плохой" заплатят меньше. Аллюзии - да они всегда вводятся намеренно. Вопрос в том, почему именно ЭТИ аллюзии. Именно потому, что...
evendym
30 окт, 2007 22:51 (UTC)
>>"Улучшить"="порубить бабла"
Не факт, не факт... История знает как случаи неуспешных опопсений (киноВК с этой точки зрения скорее успешен), так и неуспешных конвертаций "близко к исходнику" (навскидку вспоминается фильм "Дюна" - вроде бы и неплох, и без особых извратов относительно книги, а вот не выстрелил). Естественно, и 2 обратных варианта тоже имеют место. Большой вопрос - стоит ли "приближать к массам" нечто, и так массам уже известное.

А аллюзии - это как и юмор, для хорошей работы должны быть достаточно парадоксальными.
(без темы) - zimberlman - 30 окт, 2007 18:04 (UTC) - Развернуть
qwerty2011
30 окт, 2007 21:26 (UTC)
ОФФ. Дико извиняюсь...
Вот такое сообщение оставили у нас на форуме.
[QUOTE]14 января 2008 года начнётся суд над эстонским антифашистом Дмитрием Линтером, арестованным эстонскими властями и обвиненным в организации массовых беспорядков в ходе так называемых "бронзовых событий" апреля 2007 года, состоится 14 января 2008 года.

http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/estonia/904580.html


Комитет против реабилитации нацизма в восточной Европе решил провести пикет у дипломатического представительства Эстонии в тот же день в 17.00 по израильскому времени. Может быть антифашисты других стран тоже проведут свои мероприятия в этот день.
[/QUOTE]
http://avangard.fastbb.ru/?1-0-0-00003423-000-80-0-1193777882
( Всего-то 18 — добавить )

Latest Month

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger