?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

И вновь о проблемах.

Теперь подробнее о проблемах и реакции на них с точки зрения четырёх этик. Подробнее, но недостаточно подробно. Ибо всё ещё думаю.

Пусть у нас есть человеческое сообщество, вполне самодостаточное. Пусть его нормальное состояние есть состояние квазистационарное, при котором существенные для характеристики сообщества величины меняются со временем, но настолько медленно, что наблюдателю, принадлежащему к этому сообществу, его состояние представляется стационарным. Ну, и пусть в этом сообществе превалирует одна из этических систем: «южная», «восточная», «западная» или «северная».

Проблемой в настоящем рассмотрении буду называть всякий фактор, воздействующий на данное сообщество, если в отсутствие реакции на это воздействие сообщество переходит в нестационарное состояние.

О реакции на проблемы далее речь и пойдёт.

«Южная» этическая система.
Императив: «я должен относиться к другим так, как другие относятся ко мне».
Редуцированная форма (полюдье): «я должен делать то же, что и все».

Здесь реакция на проблему понимается как обязательно общее, а от того возможно более простое - тривиальное действие. То есть «южное» сообщество как правило реагирует на проблему попыткой её устранения; сюда входит как физическое уничтожение порождающего фактора, так и бегство от проблемы, причём бегство в самом прямом смысле – перемещение в пространстве подальше от. «Все побежали, и я побежал».

Соответственно, «южное» сообщество гнобят факторы либо малоуязвимые, либо порождающие сложные, многоплановые последствия. Что, собственно, белые люди в рамках колонизации остального мира нагляднейшим образом продемонстрировали.

«Восточная» этическая система.
Императив: «я не должен относиться к другим так, как другие не относятся ко мне».
Редуцированная форма (полюдье): «я не должен делать того, чего никто не делает».

В рамках этой системы возникает возможность утилизации проблемы, то есть перехода сообщества из одного стационарного состояния в другое, причём это новое стационарное состояние будет включать в себя бывшую проблему как нынешнее благо.

Поясню. Предположим, что рядом с первобытным племенем поселилось другое такое же, но слабее. И мешает. Пограничные инциденты, дети на шашлык пропадают, то-сё… Понятное дело, воспоследует нападение, при котором «убьют всех людей», которые не наши. Это «южная» система. И представим себе те же дела для двух феодальных владений, живущих по «восточной» этике. Там всё закончится – насильственно или без – вассальным договором или иной формой дани, то бишь проблема соседства решается путём превращения её в источник собственного благосостояния.

При этом, конечно же, тривиальные решения проблемы – уничтожение и бегство – остаются в качестве граничных решений.

Процесс утилизации проблемы в «восточной» этической системе обязательно включает в себя её, проблемы, экстернализацию, отчуждение от субъекта, вынос вовне. Утрируя, всякая проблема в «восточной» этической системе до её решения всегда понимается как следствие действий или существования кого-то другого, внешнего. Соседей, соперников, одного из божеств местного пантеона или мелкого беса, который под руку толкнул… И, собственно, реакция на проблему заключается в установке запретов для этого другого пакостить дальше. Ограничение. А если в процессе удаётся стрясти с другого что-нибудь полезное, то тем лучше.

«Западная» этическая система.
Императив: «другие должны относиться ко мне так же, как я отношусь к ним».
Редуцированная форма (полюдье): «все должны делать то же, что и я».

Тривиальные решения «уничтожение/бегство» здесь по-прежнему сохраняются, однако процесс утилизации проблемы включает в себя не экстернализацию, а интернализацию, то есть объявление проблемы своим и только своим внутренним делом. Эта интернализация проявляется и в расцвете индустрии психоанализа на Западе, и в оборотах типа «зона жизненных интересов США», и во многом другом. «Все люди братья, а с братьями можно и не церемониться».

Отмечу, кстати, что именно это отличает США от пресловутой «империи». «Империя» в «восточном», средневековом понимании является воплощением именно что принципа экстернализации, чёткого отделения колоний от метрополии, вассалов от сюзеренов, «мы что-то одно, а вы что-то другое», цивилизованное «ядро» и дикие «пограничные территории». В случае же США мы имеем дело с изначальным отсутствием границ, отсутствием заграничной территории. Понимание взаимодействия с остальным миром здесь определяется метафорой «дом и задворки», backyard. Желательно находящиеся в едином владении, живущие по единым нормам, просто по-разному ухоженные и взлелеянные. С кривой усмешкой дополню, что «фронтиром» здесь становится именно «метрополия»: «фронтиром» в цивилизационном смысле, в смысле соприкосновения с новым – наука, технология, мода… а остальным уж извините. Подождите, пока домовладелец откушать изволят, потом они поделятся.

А то многие граждане шьют штатовцам имперские устремления и путают изведение пасюков в старом сарае с Пуническими войнами. Смешно.

Соответственно, утилизация проблемы в «западной» этике происходит через освоение фактора, её создающего; освоение, как правило, выраженное в «освобождении» этого фактора, его внутреннем деструктурировании. Скажем, «чтобы извести террористов, надо установить в их странах такую же демократию, как в США» – это именно «западная» этика, в рамках которой чужая анархия всегда лучше чужой диктатуры. Навар с такого решения проблем как правило получается в рамках «честной сделки», лишь одна из сторон которой определяет относительную ценность обмениваемого и одновременно гарантирует процедуру обмена. Сами понимаете, тут обогатиться можно несказанно и без какой-либо угрозы для совести.

«Северная» этическая система.
Императив: «другие не должны относиться ко мне так, как я не отношусь к ним».
Редуцированная форма (полюдье): «другие не должны делать того, чего не делаю я».

Что тут можно сказать… если «восточной» этике соответствует отношение к проблеме «это ваше дело» (и в смысле «ваших рук дело»), «западной» - «это наше дело», то «северной» - «это не ваше дело» . Может быть (не обязательно), и «не наше» тоже, но по-любому «не ваше».

То бишь этически правильная «северная» реакция на проблему (опять же, включающая в себя граничными решениями как уничтожение, так и бегство) представляет собой изоляцию порождающего фактора, упразднение условий его воспроизводства, лишение корма и порчу кайфа. И важнейшим отличием «северной» утилизации проблемы от «восточной» и «западной» является, то, что навар от утилизации обеспечивает не сам проблемный фактор, а побочные следствия способа его изоляции.

Пример. На дороге между двумя городами сели разбойники. Ну, понятно, кошелёк или жизнь, плата за проезд и т. п.. «Южное» решение – прийти и убить их всех либо же прекратить сообщение между городами. «Восточное» - разбойников переловить, пороть, клеймить и посадить с семьями на землю, чтобы платили подати. А заодно поставить поблизости крепостцу с прилагающимся к ней второразрядным сеньором, дабы не безобразили. «Западное» - признать разбойников гражданами и предложить им контракты на охрану грузов, включить их в систему экономических отношений, навязав роль наёмников. Кстати, можно отправить и на текущую войну за те же деньги. «Северное» - разработать, наконец, способ доставки товаров из города в город морем, который ещё и товарооборот увеличит раз в пять. Если разбойники при этом передохнут с голоду – их дело. Другое «северное» решение – использовать этих разбойников как тренажёр для испытания новых милитарных техник. И так далее.

Ну это всё я ещё продолжу обдумывать.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Метки:

Comments

( Всего-то 34 — добавить )
fon_rotbar
9 янв, 2008 11:46 (UTC)
Буду туп и неоригинален
Восточная реакция: продать в рабство.
Никаких крепостцов с второразрядными визирями Великого Султана там не подразумевается. Будут периодически наезжать и зачищать.
Бабло от продажи рабов пойдёт местному воеводе.

Строительство местной укреплённой частоколом и гарнизоном харчевни как раз по части северного полюдья.
Мстный десятник/сотник занимается отработкой тактики.
По развитию харчевни до острога возможно принудительное направление разбойников на земляные работы по развитию дорожной сети.

kolyada_14
9 янв, 2008 13:50 (UTC)
Re: Буду туп и неоригинален
Восточная реакция: продать в рабство.
Как ни странно - совсем не обязательно. Если вспомнить колонизацию турками и арабами малой азии и части европы, то там вполне себе строились и укрепленные харчевни и "визири" местные назначались.

А можно еще и мамелюков вспомнить, тоже нормальное для арабов явление.
17ur
9 янв, 2008 15:33 (UTC)
Re: Буду туп и неоригинален
Нет, "строительство форта", если оно определяется как этически правильное тактическое решение (т.е. в ситуации, когда из равнозначных решений берётся более этичное), это именно что "восток". Ибо "ты не должен делать другим того, чего они не делают тебе" - и сажают надсмотрщика в укреплённой харчевне, принадлежащего к довольно жёсткой имперской иерархии, чтобы он следил за каждым "ты". "Север" - это "другие не должны", и потому, если они НЕ МОГУТ сделать гадость, то на остальное уже плевать, решение этически удовлетворительное.
uma_palata
9 янв, 2008 13:38 (UTC)
Не вижу вывода. Как это чьёрт побьери было выведено? Пока это смотрится как чистое визионерство. "Я так вижу". Иногда вроде бы ощущаешь логическую основу, где-то как-то, но чаще нет.

Не хотелось бы с водой выплеснуть ребёнка, но ведь тема важная. Не вышло бы вреда для темы. Хотел бы ошибиться, но ваши упражнения оставляют ощущение небрежности мысли и подхода в духе "покурил источники, поймал глюк", при этом они стилизованы под рассуждения с выводами. Или же это интеллектуальная акробатика на недоступном мне уровне? Тогда вы бы снисходили что ли и приводили промежуточные шаги...
kolyada_14
9 янв, 2008 13:52 (UTC)
Да ладно, интересная актобатика.
Писарь строчи паки.
17ur
9 янв, 2008 15:26 (UTC)
Собственно, это именно что "покурил источники" и не поставил цитаты, решив, что хватит тега и ссылок в ранешних текстах данного тега. :-)

На всякий пожарный: покажите, где именно не хватает промежуточных шагов, по Вашему мнению?
kolyada_14
9 янв, 2008 13:59 (UTC)
В примере, "северный" путь решения проблемы это имхо как раз бегство от проблемы. Доставка морем еще более небезопасна, т.к. на море заводятся пираты.

Имхо по "северному" было бы скинуться всем горожанам, да нанять артель из мастеровых да охотников, которая бы головы разбойников доставила в мешочках.
17ur
9 янв, 2008 15:21 (UTC)
Где пираты в условии задачи?
(без темы) - kolyada_14 - 9 янв, 2008 15:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 9 янв, 2008 15:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 10 янв, 2008 07:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 10 янв, 2008 11:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 10 янв, 2008 12:50 (UTC) - Развернуть
yury_v
9 янв, 2008 14:59 (UTC)
очень сложно....
То-ли дело, вот прислали мне:

Тема семинара, будет:

Катастрофа сборки в модели взаимодействия государства с населением, характеризуемым различной степенью манипулируемости

Зулькарнай И.У.
(к.э.н., зав. сектором Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН)


Аннотация
Предпринята попытка включения в модели взаимодействия государства и населения концепции ограниченной рациональности индивидов, в части несовершенной памяти и подверженности индивидов манипуляциям. Поведение государства моделируется в двух «чистых» моделях его построения: «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Поведение индивидов моделируется для непрерывного спектра значений степени рациональности от полной рациональности до нерациональности. Соотношение поведения двух типов государства с поведением ограниченно рационального населения в формализованном виде выражено двумя силами, одна из которых переводит систему «государство-население» в состояние «снизу-вверх», а другая – в состояние «сверху-вниз». Построена катастрофа сборки на основе анализа устойчивых и неустойчивых равновесий этих сил, при вариации степени рациональности населения и производительности государства в предоставлении услуг.



16 января (среда)
в Государственном университете - Высшей школе экономики (ГУ ВШЭ, www.hse.ru)
состоится заседание научного семинара
"МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА РЕШЕНИЙ
В ЭКОНОМИКЕ, БИЗНЕСЕ И ПОЛИТИКЕ".

17ur
9 янв, 2008 15:27 (UTC)
Re: очень сложно....
А полное изложение теории бесконечных автоматов там будет?
Re: не знаю.. - yury_v - 9 янв, 2008 15:50 (UTC) - Развернуть
Re: не знаю.. - 17ur - 9 янв, 2008 15:52 (UTC) - Развернуть
Re: не знаю.. - yury_v - 9 янв, 2008 16:08 (UTC) - Развернуть
111_03
10 янв, 2008 08:02 (UTC)
Простите, я, наверное, не в курсе вопроса, но не могли бы вы пояснить: в чем смысл "моделирования проблем" в условиях "четырех этик"? Вы считаете эти "четыре этики" реально существующим явлением?
17ur
10 янв, 2008 09:44 (UTC)
Сложно ответить... я считаю их адекватным базисом для анализа действительности, а равно и прогнозирования. Хотя вопрос о мере их "реального существования" уводит в дебри статистики и, не на ночь будь помянута, даже квантовой механики.
(без темы) - 111_03 - 10 янв, 2008 11:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 10 янв, 2008 13:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 111_03 - 10 янв, 2008 14:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 11 янв, 2008 08:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 111_03 - 11 янв, 2008 18:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 10 янв, 2008 21:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 111_03 - 11 янв, 2008 18:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 111_03 - 12 янв, 2008 23:22 (UTC) - Развернуть
17ur
10 янв, 2008 09:51 (UTC)
P.S.
На всякий случай сошлюсь на первоисточник.

kolyada_14
10 янв, 2008 10:12 (UTC)
Модельки можно разные придумывать. Ну и потом разные ситуации на них разбирать. Занимательные упражнения.

Я бы только две этики оставил - европейскую (устройство общества стремится к тому, чтобы обеспечить минимальное расходование ресурсов, материальных, личностных, управленческих и т.д.) и азиатскую (общество стремится к тому, чтобы обеспечить максимальное расходование ресурсов). Т.е. имхо выбирает общество интенсивное или экстенсивное развитие зависит от культуры этого общества.
from Mike - (Анонимно) - 14 фев, 2008 11:11 (UTC) - Развернуть
ermiak
17 янв, 2008 02:49 (UTC)
Получается, "северное" решение - это когда вместо того, чтоб строить/поддерживать дороги, изобретается вездеход???
( Всего-то 34 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger