?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Второй европеец.

Двадцать первого числа я удалил свой блог часов в 8 утра, а восстановил часов в 11 вечера. Причин две: во-первых, провайдер изволил неустанно повышать качество услуг, и с 0 до 8 часов утра сети у меня банально не было; во-вторых, в субботу надо было просыпаться в шесть. И засыпать соответственно; ибо счастье, как известно, состоит в том, чтобы полностью выспаться.

Причин, по которым я блог приостанавливал, касаться не буду. Это моё дело. Равно как Вашим личным делом является, приостанавливать или нет Ваш собственный журнал, помогать или нет Аракчееву и т. п.. И для положительного, и для отрицательного решения у Вас найдутся десятки причин, так что давайте сэкономлю трафик.

Я уж лучше на общие темы, как обычно. Про свободу, порядок и драконий покер – ну и про ЖЖ с РФ, конечно. Куда же без них.

Начну с драконьего покера, то есть с «М.И.Ф.-ической серии» Роберта нашего Асприна. Кто не читал, может не читать – фэнтези чуть выше среднего, к тому же всё скучнеющий сериал. Драконий покер был представлен в одной из книг, как исключительно сложная модификация обычного покера: карточной игры, в которой необходимо через ограниченный правилами обмен карт собрать их выигрышное сочетание. Отличие драконьего покера от обычного состоит в огромном количестве дополнительных правил: иерархия выигрышных сочетаний определяется и уточняется датой, местоположением игрока, фазой луны, дополнительными правилами по смене масти и достоинства карт и т. д. – всего не перечислить.

Соответственно, стратегий игры в каждом отдельно взятом раунде – невообразимое количество. Гораздо большее, чем в обычном покере.

Какая здесь мораль? Мораль здесь такая: чем больше правил, тем больше свободы. Правила – и это очень важно – не отождествляются только с запретами или только с обязанностями, а состоят из запретов, обязанностей, а также условий их исполнения и нарушения. Сумма этих правил подразумевается порядком. Чем больше реализованного порядка, тем шире выбор возможного поведения человека, в этом порядке существующего, тем больше у него свободы.

Это не софистика. Софистикой, причём самого дурного пошиба, является противопоставление порядка и свободы. При этом, в зависимости от точки зрения, оно может выглядеть и как битва злобных клыкастых сатрапов с возвышенными душою либералами, и как ассенизация усталыми мудроглазыми консерваторами едкой и вонючей стихии анархии.

«Вася, ты как хочешь помереть? Хочешь, за колючей проволокой на строительстве Балтийско-Охотского канала? Ради великой цели, под склонившимся знаменем… Нет? А хочешь – проиграть свою квартиру в казино, напиться и замёрзнуть под забором, как свободный человек, которому всё можно? Что – тоже нет? Быдло ты, Вася. Болото».

С последним Вася соглашается, ибо помирать ему вообще не хочется. И идёт Вася в «путинское большинство», куда подальше от пылкого дискурса оппозиции; «за Путина» хотя бы свежуют медленнее и почти приятно… А потом деятели оппозиции, в перерывах между плеванием друг другу в бороды на тему, что лучше – свобода или порядок, сокрушаются о гражданской пассивности населения.

Не так уж легко признать, что красивый и чёткий порядок как правило не имеет никакого отношения к отсутствию свободы, равно как и свобода вовсе не появляется из-за уничтожения порядка, а обычно уничтожается вместе с ним. Мешают вся эта индивидуалистическая терминология типа «свободы личности» и прочая метафизическая данковщина, типа «свобода это то, что у человека внутри».

Дорогие мои. Если Вас высадить на необитаемый остров, без человеческого общества и без книг с компьютером как эрзаца такового, Вы через полгода будете мычать и гугукать, как нормальный электорат «Единой России». Это цена всей Вашей (и моей тоже) «внутренней свободе» и прочему возвышенному.

Другой пример. Как и полагается нищеброду, я езжу на работу электричкой. Сейчас сезон, когда «ходит вирус» (это совершенно прекрасное выражение, кстати)… Так что люди в вагоне кашляют. Серийно. Сперва молчание. Потом кто-то кашляет. И тут же начинают кашлять другие. И у меня самого начинает першить в горле. Ибо этология и стайное поведение. И никакой «внутренней свободы», скорее уж наоборот.

Так что.

Актуально, реально существующий порядок есть одновременно и превращённая свобода (я соблюдаю всеразличные условности, чтобы Вам было доступно некоторое поведение), и средство обеспечения этой самой свободы (Вы соблюдаете всеразличные условности, чтобы некоторое поведение было доступно мне). Потенциальный порядок, порядок вообще – сумма этих условностей (запреты, обязанности, правила и условия их соблюдения и нарушения – в записи, в устном пересказе и т. п.).

Теперь лезу в словарь за термином «гражданское общество». Вот раз и вот два. Это вообще интересно почитать. Порадоваться.

Короче, «гражданское общество» - это такое состояние общества, когда порядок в нём существует без усилий со стороны государства, прилагаемых к субъектам этого общества. Когда люди сами промеж себя вырабатывают и соблюдают нужные условности. Утрирую: когда людей не надо застраивать в ряды, чтобы они не перебили друг друга. Всё. Вещь очень полезная в том смысле, что удешевляет цивилизованность, снижая расходы казны на обеспечение сложного, согласованного и разнообразного поведения подданных ан масс.

Как известно, с «построения гражданского общества в России» кормится огромное количество людей – «кормится» здесь употреблено не только в материальном смысле. При этом результаты их деятельности… как бы это помягче… не внушают.

Если спросить строителей, почему не внушают, то оказывается, что виноваты в невнушении «отсутствие среднего класса», «отсутствие традиций свободы слова и всего остального» плюс все те, кто не нравятся оправдывающемуся; доходит до измышлений о генетической неприспособленности к.

Во второй части ответа на вопрос, почему не так с гражданским обществом, начинается раздача ипотечных слонов, «если сохранится долгосрочная стабильность» или, напротив, «произойдут решительные перемены». Большое спасибо. Очень, очень нра.

Есть, правда, одна проблемка, и называется она ЖЖ, российский сегмент. Это, видите ли, живое доказательство тому, что достаточно много народу самых разных убеждений, возраста, темперамента, интеллектуального уровня и имущественного положения способны говорить между собой о чём угодно без особенной угрозы друг друга передушить. И даже договариваться. Страшно вымолвить, но внешние усилия АТ по поддержанию порядка в ЖЖ микроскопически малы по сравнению с теми же усилиями самих пользователей. Хуже того, «авторитеты», которым дозволено публично приплясывать и бормотать вокруг животрепещущих проблем «гражданского общества» оффлайн, в ЖЖ либо рядовые пользователи, либо отсутствуют.

Конечно, ЖЖ есть симулякр, клапан выпуска пара, а кроме того, «ничего не решает» (по сравнению с чем, кстати? Тем, кто приводит в пример демонстрации и прочие пикеты, приводите, пожалуйста, те, которые были до 1993-го года и в таковом – до стрельбы на поражение). Конечно, уникальное положение русскоязычного сегмента определяется ещё и тем, что он наследует советской логоцентричной культуре, а не западной, во второй половине ХХ века в значительной мере ушедшей в видео. Всё это правда, однако она не отменяет сказанного: по принципу подобия ЖЖ в своём нынешнем состоянии является исключительно сильным аргументом в пользу того, что население РФ в своём нынешнем состоянии способно создать и поддерживать гражданское общество.

Разумеется, возникают вопросы к тем, кто этим «гражданским обществом» оффлайн озабочен по убеждениям, призванию или должности. А равно и ко всем тем, кто сам сдуру ляпнул в микрофон, что озабочен, что поддерживает, что содействует и что мигалку на стол положит, дабы. Вопросы принадлежат к серии «где деньги», «чем вы там на самом деле занимаетесь» и «как именно вам мешают».

Заостряя сказанное до гротеска (хотите – смейтесь): ЖЖ как явление делегитимирует российскую Администрацию и её служителей в том аспекте, в котором они декларируют свою приверженность идее построения в РФ «гражданского общества» и принципам такового. Ибо в их отсутствие справляются и без них, а с их участием как раз ничего не выходит. И выясняется, что в России есть «второй европеец», и почище «единственного».

Тему я ещё продолжу. Ибо на том же самом примере ЖЖ прекрасно видно, какие условия надо соблюдать, чтобы «гражданское общество» таки получилось. И они несколько отличаются от тех, которые, скажем так, продаются нам сейчас как нечто необходимое.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 43 — добавить )
zpt
23 мар, 2008 11:53 (UTC)
Это, видите ли, живое доказательство тому, что достаточно много народу самых разных убеждений, возраста, темперамента, интеллектуального уровня и имущественного положения способны говорить между собой о чём угодно без особенной угрозы друг друга передушить. И даже договариваться.

В этой связи можно вспомнить российский сегмент сети Фидо, который (как и остальные части этой сети) был создан самими участниками, на принадлежащем им оборудовании, в отличие от уже готового сервиса ЖЖ. Можно добавить, что структурированность Фидо на голову превосходила и превосходит оную у ЖЖ, да и самодурства там меньше.

Ибо на том же самом примере ЖЖ прекрасно видно, какие условия надо соблюдать, чтобы «гражданское общество» таки получилось.

Интересно почитать. Но можно сразу упомянуть о фундаментальном отличии виртуального пространства и реальной жизни: в первом случае гораздо проще создать "свою песочницу" и не видеть нежелательных лиц.
17ur
23 мар, 2008 12:19 (UTC)
Насчёт ФИДО некомпетентен, пусть рассказывают те, кто в теме.

Насчёт "своей песочницы" - речь пока идёт не о том, что ПРОЩЕ (и почему), а о том, что НАДО. Проблема "песочницы" - она, кстати, первая. ЖЖ-то успех поимел как заменитель оффлайновой деятельности не в последнюю очередь потому, что предоставил такую песочницу людям, которых этой песочницы лишил повседневный быт.
(без темы) - zpt - 23 мар, 2008 12:40 (UTC) - Развернуть
Хе-хе - bgfan - 23 мар, 2008 13:12 (UTC) - Развернуть
Re: Хе-хе - zpt - 23 мар, 2008 13:50 (UTC) - Развернуть
Re: Хе-хе - mit_yau - 23 мар, 2008 16:07 (UTC) - Развернуть
Re: Хе-хе - bgfan - 23 мар, 2008 19:07 (UTC) - Развернуть
Re: Хе-хе - 17ur - 24 мар, 2008 05:34 (UTC) - Развернуть
Re: Хе-хе - bgfan - 24 мар, 2008 07:15 (UTC) - Развернуть
Re: Хе-хе - mit_yau - 23 мар, 2008 16:17 (UTC) - Развернуть
mit_yau
23 мар, 2008 16:27 (UTC)
Можно добавить, что структурированность Фидо на голову превосходила и превосходит оную у ЖЖ, да и самодурства там меньше.


Структурированность - да, но она прописана в полиси. ;)
А насчёт самодурства... Могу напомнить историю N5020C Кирилла Лебедева, и как Генералов сидел на .SYSOP'ах. ;)
(без темы) - zpt - 23 мар, 2008 18:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mit_yau - 23 мар, 2008 19:01 (UTC) - Развернуть
mastodont
23 мар, 2008 16:32 (UTC)
Пожалуй не соглашусь. В ФИДО цензура намного жестче. Так что национально ориентированным блоггерам там делать нечего.
(без темы) - mit_yau - 23 мар, 2008 17:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zpt - 23 мар, 2008 17:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mit_yau - 23 мар, 2008 18:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zpt - 23 мар, 2008 18:13 (UTC) - Развернуть
oohoo
23 мар, 2008 13:02 (UTC)
:)
Свобода - дочь Порядка, внучка Анархии!

про рождение Свободы из Порядка в ЖЖ есть неплохое
[Error: Irreparable invalid markup ('<a [...] эссе</a>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Свобода - дочь Порядка, внучка Анархии!

про рождение Свободы из Порядка в ЖЖ есть неплохое <a href="http://roman-romanow.livejournal.com/" эссе</a>.
oohoo
23 мар, 2008 13:04 (UTC)
сорри,
ссылка - эссе.
fon_rotbar
23 мар, 2008 14:39 (UTC)
Результаты "Дня тишины" в свете тезиса "ЖЖ как симулякр гражданского общества в Росии" очень показательны.
ryurikov
23 мар, 2008 14:43 (UTC)
Да не является ЖЖ примером. Виртуал потому что. Кроме того, регулируемый извне.
Самый простой пример, это на перекрестке с равным движением с 4 сторон, светофор сломался. Пробка появится сразу, и никакой саморегулировки не будет. Наоборот - все окрестные бордюры забьют "несогласные с властью" желающие объехать по тротуару, и естественно, не дающие подъехать к перекрестку гаишникам.
Постояв в пробке с час и увидев бредущих пешком гаишников, вы четко поймете, что поедете вы ровно тогда, когда человек с полосатой палкой дойдет до перекрестка и прекратит наконец все гражданское общество к чертям собачьим.
17ur
23 мар, 2008 17:36 (UTC)
ЖЖ не *регулируем* извне. Он *ограничен* извне. Разница принципиальная.

"Самый простой пример", извините, не подходит. Множество водителей в множестве своих авто - система не связная, и уподоблять её обществу попросту некорректно.

Так что лучше посложнее.
(без темы) - akv - 23 мар, 2008 18:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 23 мар, 2008 18:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - akv - 23 мар, 2008 18:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ryurikov - 23 мар, 2008 20:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 24 мар, 2008 05:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ryurikov - 24 мар, 2008 09:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 25 мар, 2008 12:01 (UTC) - Развернуть
akv
23 мар, 2008 18:00 (UTC)
Это не гарантированный исход.
Во время известного московского отключения электричества 25 мая 2005г я сам наблюдал, как на перекрестках около Чистых Прудов не работали светофоры, и автомобили не столпились в кучу, заблокировав перекресток, а аккуратно проезжали группами то в одну сторону, то в другую. Не помню точно, регулировал ли движение кто-то из остановившихся водителей, или ездоки стихийно самоорганизовались двигаться по очереди, но полностью уверен, что представителей любой власти там не было - именно это и заставило меня запомнить тот случай.

Такой исход тоже не гарантирован, и даже, может быть, маловероятен, но как жизнь показывает - вполне возможен. Может быть, чрезвычайные обстоятельства побуждают людей больше усилий тратить на самоуправление.
(без темы) - ryurikov - 23 мар, 2008 20:18 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - ryurikov - 23 мар, 2008 20:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alex_garad - 24 мар, 2008 11:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 24 мар, 2008 14:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alex_garad - 24 мар, 2008 11:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolyada_14 - 24 мар, 2008 12:15 (UTC) - Развернуть
vlkamov
24 мар, 2008 05:07 (UTC)
> ЖЖ как явление делегитимирует российскую Администрацию и её служителей в том
> аспекте, в котором они декларируют свою приверженность идее построения в РФ
> «гражданского общества» и принципам такового. Ибо в их отсутствие справляются и
> без них, а с их участием как раз ничего не выходит. И выясняется, что в России
> есть «второй европеец», и почище «единственного».

Неявно предполагается некоторая корреляция "европейскости" и гражданского общества. На самом деле, ЖЖ - гражданское общество неевропейского типа. Насчет Администрации как лишней детали - да.
17ur
24 мар, 2008 05:27 (UTC)
Неявно предполагается некоторая корреляция "европейскости" и гражданского общества.

Да, предполагается - потому, что это стандартный мировозренческий пакет, спонсируемый той же Администрацией. Конечно, можно ринуться в глубокие объяснения, что где бывает, но по Оккаму здесь этого не нужно.
kolyada_14
24 мар, 2008 14:33 (UTC)
"Какая здесь мораль? Мораль здесь такая: чем больше правил, тем больше свободы. Правила – и это очень важно – не отождествляются только с запретами или только с обязанностями, а состоят из запретов, обязанностей, а также условий их исполнения и нарушения."

Кажется это у вас я читал про то, что свобода мера реальных (а не потенциальных) возможностей. А уж какие правила имеются для реализации этих возможностей дело десятое (главное, что возможности имеются).

"Если Вас высадить на необитаемый остров, без человеческого общества и без книг с компьютером как эрзаца такового, Вы через полгода будете мычать и гугукать, как нормальный электорат «Единой России»."

Очень интересный пример. Но вот некоторые до гугания не деградируют (например отшельники). А почему они не деградируют? У них есть "противоядие" - это ценности ( ))) опять возвращаюсь к этой теме). Причем ценности могут быть самыми простыми - содержать тело в чистоте, быть гладко выбритым и опрятно одетым. Штука тут имхо в том, что ценность, это не то что отвечает на вопросы - "почему" и "для чего", ценность это процесс. И имхо проблемы с гр.об. проистекают как раз оттого, что процесс этот не запускается (или его специально оттормаживают).
blue_slonopotam
25 мар, 2008 00:10 (UTC)
"без особенной угрозы друг друга передушить."

А как можно было бы реализовать эту угрозу ?

17ur
25 мар, 2008 12:06 (UTC)
Угрозу убить физически или свести работу врага в ЖЖ к нулю?
(без темы) - blue_slonopotam - 25 мар, 2008 18:26 (UTC) - Развернуть
( Всего-то 43 — добавить )

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger