"Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - науке это, товарищи, неизвестно!"
Всё равно. Почешу мозги ради удовольствия.
Тема "первого контакта" в искусстве весь ХХ век независимо от страны, в которой конкретный образец искусства увидел свет, являлась не более чем отражением отношений между национальными государствами или равными им по статусу суверенными образованиями. Инопланетяне - это просто были такие иностранцы. На геостационарной орбите зависает пепелац с квантовыми ганделопами, "отведите меня к вождям ваших самых больших племён" и так далее. Соответственно, искусство было густо изукрашено звёздными империями и лазерными пушками... Советской фантастики это в общем тоже касается - словесная обёртка была другая, но описывалась именно что политика достаточно крупного и мощного государства по отношению к соседям различной степени иности и развитости.
Ах, техника... техника, ах... Товарищи, кто-нибудь пробовал представить себе механику боя двух кораблей, скажем, по сто метров длиной при ихней дельта вэ, чтобы лишнего не запрашивать, в тысячу км/сек? Быстродействие электроники посчитать и прикинуть его на размер схем и, чего уж там, архитектуру? Да, зачем же это надо... затем, что отсутствие средств космического боя в излюбленном авторами стиле Второй Мировой однозначно приводит к нерешаемости задачи перехвата какого-нибудь роботизированного ракетоносца на ламповой электронике и механических реле, выполняющего заранее заданный манёвр и вываливающего в верхние слои вражеской атмосферы штук триста нехороших вещей в кобальтовой оболочке. То есть "ядерный терроризм" ("ядерный" здесь понятие условное), который сейчас ещё только предвосхищают, не зная, что делать, когда у бедного человека в цепких немытых ручонках окажется запрещённое, в реалиях гравицапп и пепелац(ей/ов/ев?) вообще будет фундаментом, "н.у.".
Да и времена несколько изменились. В связи с тем, что на планете объявился единственный гегемон - раз, и с тем, что растущая информационная и транспортная связность может доставить в ваш подъезд и на экран вашего телевизора представителей самых экзотических культур и субкультур - два, вопрос о том, одиноко ли человечество во Вселенной, во многом потерял... не актуальность, её и не было... интересность, скажем так. Если есть гегемон, значит, умение договариваться-с-другим обесценивается, ибо договариваться могут равные - и не в присутствии Большого Дяди, играющего на чьей-то стороне. Обесценивается умение - и его метафора (тот самый "контакт") отправляется в архив. А если в жизнь поналезла местная экзотика, типа резни баранов под окнами и пидаропарадов, то исчезает интерес разыскивать её на пыльных тропинках далёких планет. Хватает и без того.
Впрочем, эти потеря интересности и отдача вопроса на откуп контингенту типа зрителей "Экс-файлов" имеют свою положительную сторону. Теперь про такое можно поразмыслить письменно. Серьёзные люди читать уже не захотят, а зрители "Экс-файлов" читать ещё не умеют. Значит, можно спокойно тыкать в клавиши на тему.
Итак, товарищи, каковы будут последствия того самого "контакта", когда всё более-менее интересующееся окружающим миром население Земли узнает, что оно не одиноко во Вселенной? Не надо быть Айзеком Бромбергом, чтобы догадаться об одной фундаментальной вещи.
Человеческая цивилизация преисполнена противоречий, которые и заставляют её тикать и крутиться, кипеть и бурлить. Чем она сложнее, тем их больше. При этом каждое такое работающее противоречие приручено - ему не дают обостриться до степени, когда оно перестанет быть полезным. Иногда противоречия вырываются на волю, и начинаются "интересные времена", о которых пережившие их люди потом вспоминают и с придыханием, и с содроганием.
Вопрос: а во что упирается приручение каждого, любого и всякого противоречия? Ответ: в ценности, ограничивающие и нормирующие поведение человека, в том числе и поведение, направленное на разрешение противоречия или переживание такового. А все ценности опираются на ценность одну, но фундаментальную: жизнь.
Доказанное наличие другой жизни - инопланетной или загробной - фундаментальную ценность жизни девальвирует; следовательно, все системы цивилизации, удерживающие противоречия в "рабочем диапазоне", теряют в эффективности.
Все противоречия обостряются. Все. Разом. Комбинированно. Политические, социальные, экономические, производственные, торговые... Все. Для существующего порядка это угроза, сравнимая с угрозой глобальной ядерной войны (а субъективно для тех, кто в этот порядок вложился или к нему привык, она ещё страшнее).
В качестве примечания надо ещё бы отметить, что отдельные подмножества противоречий могут обостриться гораздо сильнее, это зависит от направленности контакта - хотят с нами торговать, вести совместные исследования или воевать.
До высказанного выше можно додуматься за пять минут - или за несколько месяцев/лет/десятилетий углублённых исследований на темы типа "что случится с ценой на нефть, если восьмикрылые семиноги с Альфы Кренделя начнут торговать карманными торсионными реакторами" (противоречие между нефтедобытчиками и автовладельцами) или "насколько увеличится число самоубийц и религиозных экстремистов, если оные семиноги окажутся атеистами" (понятно без объяснений).
После чего можно сделать следующий шаг в размышлениях. Ценность жизни фундаментальна для любого живущего, в том числе и для упомянутых семиногов (а то бы они вымерли до контакта). Следовательно, они представляют себе последствия контакта для нас - тот ущерб, который они наносят нам своим однозначным появлением (а кроме того, они знают, что мы знаем, что они представляют себе...). И всё-таки появляются. Иными словами, сам факт контакта является однозначно враждебным актом по отношению к нам.
Если кто не понял, я только что объяснил, почему, имхо, межзвёздное пространство не бурлит от радиопередач типа "Превед дважды два четыре мы с пятой планеты синего солнца второй поворот налево от центра галактики хочем дружить". Такие намеренные передачи уже являются враждебным актом в описанном выше смысле, и даже те цивилизации, у которых "вот на это у них деньги есть", прекрасно себе представляют, что это за кирпич в чужой огород.
И представляют дальше: вот гукнули мы на весь космос про бином Ньютона, а через триста световых лет передача поймана, под сукно её не положили, тамошние агенты Малдер и Скали в это время были заняты чем-то своим, кризис обострения противоречий у цивилизации-адресата случился на полную катушку. Выбрались из-под обломков, отстроились, запомнили адресок. И есть сильно ненулевые шансы, что ещё лет через полторы тысячи на адресок со скоростью в треть световой прилетит то, о чём шла речь во втором абзаце - с ламповой электроникой и кобальтовой оболочкой. От нашего стола вашему.
Даже встреча двух оборудованных тирьямпампацией звездолётов где-нибудь на нейтральной территории - многократно обласканный фантастами сюжет - в таких условиях будет проходить как ритуал максимально уважительного взаимного незамечания двух китайских мандаринов. Потому что тогдашние цивилизации будут ещё сложнее, а значит, противоречий в них будет ещё больше - и контакт окажется ещё опаснее.
Не удивлюсь, если то же самое применимо к астроинженерии, то есть к неким макроработам в космосе, заметным издалека.
Вот таким образом.
Впрочем, вдогон можно привести ещё одно обидное соображение, косвенно связанное собственно с проблемами освоения... ну, хотя бы ближнего, внутрисистемного космоса.
Как по наблюдаемым извне характеристикам безошибочно отличить разумный вид от неразумного? Нет, со скальпелем в череп не лезем. Кроме того, критерии типа "речь" и "умение работать с артефактами" не предлагаем хотя бы потому, что надо ещё доказать наличие именно что речи, а не очень сложной системы каких-то инстинктивно прошитых сигналов... а насчёт артефактов - даже на Земле есть жывотные, которые кое-что умеют по этой части.
Однако такая характеристика есть, причём самая элементарная. Увеличение численности. Успех неразумных тварей обязательно оборачивается их вымиранием. Успех разумного вида, а равно его части, вымиранием этой самой части не оборачивается.
Примечание: речь не идёт о разуме, как о потенциальной способности каждого представителя данного вида решать дифуры и читать Рембрандта. Маугли тоже такое мог бы. Речь идёт о разумном поведении, основанном на принципиально ином уровне осознания окружающего мира и умения принимать решения на этом уровне.
Так вот, Запад - белые такие люди - построил высокоразвитую цивилизацию. Результат - белые люди как носители этой самой цивилизации и как раса исчезают. Вывод по результату: человек разумный разумен недостаточно. И есть мнение, что действительно разумной расой, которая сможет гнуть пальцы и понты на межзвёздной арене от имени Земли, будет кто-то очень следующий. Лет через десятки тысяч.
О как.
"Как у нас в садочке, как у нас в садочке... роооозы!.."
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →