?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Об игре в мораль.

По ранее читанному в ЖЖ.

Недавно krylov в постинге "О доброте за чужой счёт" удачно определил феномен "игры в мораль", то есть конвертирования морально несимметричной ситуации в сообществе в собственную выгоду через упреждающее объявление этой несимметричности. Это я так сложно изъясняюсь, а пример был приведён вполне доходчивый:

В переполненном троллейбусе на продавленной зелёной сидухе кое-как уместились жопастый дядька и паренёк с краешку. Едут. Вокруг давится народ. И вот влазит и прёт по направлению к сидухе старая, но крепкая – то есть способная орать, - бабка.

Дядька смотрит на бабку, потом на паренька, и… нет, не встаёт, чтобы уступить старой женщине своё насиженное место. А открывает хайло и первый начинает исходить на говно: «слышь, пацан, ты чё, не видишь, старый человек вошёл! Уступи место! Место, говорю, уступи! Чё. не слышишь, глухой, что-ли?»

Дальше уже неважно, как ведёт себя паренёк – встаёт, молчит, огрызается. Дядька выиграл в любом случае: он уже показал себя «хорошим» и освободил себя от обязанности что-то хорошее делать. Стрелки переведены на другого. У которого остаётся выбор – или ущемиться физически (уступить-таки место), или морально (оказаться плохим). Выбор, сами понимаете, малоприятный.

Фактически, дядька выпихнул другого, слабого человечка «делать хорошее дело», его заслугу заранее присвоил себе, а вину заранее же переложил на этого человечка. Лепо-то как.

Постинг был от 26 июля. Когда прочёл, то подумал, что многие споры на темы ужасного/прекрасного прошлого выражением "игра в мораль" описываются предельно точно.

Подтверждение не заставило себя ждать. 29 июля morky тщательно схему воспроизвёл в посте "Ещё про коммунизм". Пост построен по стандартнейшей схеме - "тогда был ужас-ужас-ужас" (описания ужаса прилагаются - разумеется, на уровне "историй из жизни"; разумеется, лично автор от перечисленного никакого реального ущерба не претерпел), продолженный прекрасным поучением:

"Вот только эти хорошие люди, хорошие коммунисты, приверженцы не того коммунизма, который был, а другого, хорошего - они должны в первую очередь осуждать тот коммунизм. Не мы, не запад, не "либерасты" какие, а вот эти хорошие коммунисты. Потому что они хорошие люди, и ничто не должно их оскорблять сильнее, чем ложная идентификация как извергов и людоедов. Осознавай они действительно весь ужас подмены, они бежали бы впереди колонн антикоммунистов, и кричали - "нет большего ужаса и мерзости, чем тот поддельный коммунизм, нет большей компрометации коммунистических идей, чем дело тех поддельных коммунистов". А они не осознают. Первые защитники мерзости. Аргументов нет, и быть не может, но они стараются , ищут, оправдывают."

Не мне указывать morky, что он должен или не должен, но лучше бы он вытащил ужасы викторианской Англии и пошёл гвоздить по капитализму с монархией. Получилось бы нестандартнее и гламурнее, при сохранении занятой моральной высоты. Мол, пусть монархисты отрекутся от мерзости Кровавого Воскресенья, Ходынки и прочих Ленских расстрелов, а капиталисты, приверженцы хорошего капитализма, заклеймят опиумные войны, детский труд, рабовладение и прочее такое же. Не коммунисты этим должны заниматься, не северокорейские идеологические работники, а вот эти хорошие сторонники капитализма. Потому что они хорошие люди, ничто не должно оскорблять их сильнее... бла-бла-бла.

И так до бесконечности. Про что угодно. Кстати, перед революцией 17-го года трюк удалось прокинуть, монархисты и прочие "хорошие капиталисты" были морально обезоружены. Нынешние коммунисты из неперековавшихся обезоруживаться и цак носить отказываются, а то и называют таких, как morky, всякими нехорошими словами - ну хотя бы урок выучили. В отличие от.

Впрочем, к теме.

Что порождает "морально несимметричную ситуацию в сообществе"? Расхождение положения дел де-факто с неким предрассудком. "Предрассудок" здесь - не уничижительная оценка, а именно до-рассудочное понимание того, как должно быть. Если считается, что старшим надо уступать сидячее место, то бабка без оного порождает морально несимметричную ситуацию.

Если анализировать с этой точки зрения истории, на которые ссылается morky в своём постинге, то можно отметить следующее.

Одним из устройчивых и воспроизводящихся предрассудков - совершенно оправданным, на мой взгляд - является тот, что голодному и безденежному можно красть еду. Правило "не укради" требует некоторого уровня обеспечения для того, чтобы его соблюдали. При этом сама кража всегда остаётся незаконным деянием, подлежащим наказанию. Ибо функция законов и прочего властного принуждения, если кто не знал: поддержание порядка, а не морали с нравственностью. Поэтому претензии к любому государственному и экономическому строю с точки зрения морали и нравственности - личная глупость или разводка публики, на ваш выбор. Впрочем, лозунги типа "мрите, но не нарушайте статей УК" - точно такой же идиотизм либо лицемерие: именно поэтому они обычно и провозглашаются от имени государства или ещё какой над-личной организации - лично от себя такое завернуть сумеет не каждый.

Иными словами, здесь ситуация в принципе нерешаемая, из серии "делай, что должно, и будь, что будет". Людям, живущим в розовом мирке, где такого не бывает, где всё законное правильное, а правильное законно, моё искреннее восхищение. Не забывайте менять им подгузники.

Однако есть у всякой исторической ситуации, особенно на уровне "историй из жизни", одна особенность, сильно отличающая её от ситуации троллейбусной, описанной в начале поста. Дело в том, что троллейбусная ситуация - она здесь и сейчас, её можно изменить. Есть ненулевой шанс, что морально опомоенный паренёк встанет и уступит место бабке (предрассудок будет обслужен, мораль, хотя бы и показная, в сообществе укрепится - не забываем про остальных пассажиров-свидетелей). Есть шанс, что кто-то скажет мужику нечто нехорошее. То есть ситуация ещё не отыграна.

Например, продавцы праха Невинноубиенной Таджикской Девочки(ТМ), помимо моральных понтов и самими этими понтами всерьёз добиваются того, чтобы мигрантам здесь стало лучше. Чтобы они могли здесь спокойно работать, жить, продавать наркотики, прилюдно резать баранов и местных... Это реальное изменение ситуации. Здесь и сейчас.

А вот исторические персонажи, известные и простые, своё уже отстрадали, и им никак нельзя помочь - даже добить их нельзя, чтобы не мучались. Они уже всё. Место уже уступлено/неуступлено. Что добавляет "игре в мораль" на исторические темы привкус особенной пакости. Всё равно что мужик из упомянутого примера выпихивает парня с места в полупустом троллейбусе, крича: "из-за того, что моей бабке места не уступали, у неё тридцать лет назад инсульт случился! Покайся, тебе скидка выйдет!" Не только отвратительно, но и несерьёзно.

Здесь полагается возразить, что всякую гнусность из прошлого полагается выкапывать и совать в лицо людям хотя бы затем, чтобы она, гнусность, не повторилась в будущем. Я горячо поддержу эту идею, а потом предложу в рамках того же гениального замысла показывать работу паталогоанатома в прайм-тайм с целью снижения числа убийств. Обязательно поможет, не говоря уже о доставленной зрителям радости.

Ну да ладно. В конце концов, если изъять тему красот и ужасов прошлого из блогосферы, то она, блогосфера, многое потеряет. Поэтому не имеет смысла печально взывать: мол, не рубите, мужики, не губите дерева... про дешёвые понты тоже говорить не буду; и так понятно, что цена морального якобы выигрыша здесь практически нулевая.

Из советов - только один: помните, что когда в очередной раз начинается гон на тему "тёмный ужас прошедшего времени" (вариант: "какую страну потеряли"), это человек играет в мораль. Не совесть народная верещит, не толпы безмолвных свидетелей взирают с молчаливым укором... это человек играет. За себя и против вас, даже если вы разделяете его пыл.

Не говорите, что я не предупреждал.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 75 — добавить )
morky
3 авг, 2008 12:39 (UTC)
О как. Однако, внимательно прочтя, я как-то уловил собственно связи осуждения коммунистических преступлений с "добротой за чужой счет".

Вы хотите сказать, что в этой ситуации русский народ - тот самый наглый зажравшийся мужик, сгоняющий коммунистического паренька с уголка, чтобы помимо нажратой за 70 лет сидения в комфортном советском сидении задницы поиметь от беззащитных, робких, боящихся обвинений в безнравственности Коммунистов еще и моральный профит?
Я вас правильно понял?
aalv
3 авг, 2008 15:01 (UTC)
а что, русский народ осудил коммунистические преступления?
morky
3 авг, 2008 15:41 (UTC)
Вы не могли бы явным образом озвучить предполагаемую вами логическую связь между "осуждение коммунизма" и "спекуляция на доброте"?

А то, на мой бесхитростный взгляд, вы пытаетесь сказать, что (предполагаемое вами) "отсутствие обвинений доказывает невиновность осуждаемого, и, соотвественно, ложность всех обвинений в его адрес". Нет?
(без темы) - aalv - 3 авг, 2008 16:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morky - 3 авг, 2008 16:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aalv - 3 авг, 2008 17:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morky - 3 авг, 2008 17:51 (UTC) - Развернуть
17ur
3 авг, 2008 17:40 (UTC)
Вы хотите сказать, что в этой ситуации русский народ - тот самый наглый зажравшийся мужик, сгоняющий коммунистического паренька с уголка, чтобы помимо нажратой за 70 лет сидения в комфортном советском сидении задницы поиметь от беззащитных, робких, боящихся обвинений в безнравственности Коммунистов еще и моральный профит?
Я вас правильно понял?


Я хочу сказать, что Вы - лично Вы, а не "русский народ" - пытаетесь зачморить неких оппонентов, поимев моральный профит. Или поиметь моральный профит, зачморив неких оппонентов. Вы ссылаетесь при этом на конкретные ситуации с конкретными людьми, от каковых ситуаций конкретно Вы ущерба не понесли, и к которым относитесь, как упомянутый мужик к упомянутой бабке.

В связи с чем я и провёл аналогию.
(без темы) - morky - 3 авг, 2008 18:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 4 авг, 2008 04:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morky - 4 авг, 2008 08:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 7 авг, 2008 16:01 (UTC) - Развернуть
mfdukn
3 авг, 2008 19:41 (UTC)
Странно, что вы такой непонятливый :)
"Тот самый наглый зажравшийся мужик" в этой ситуации - это как раз вы :)
Поскольку беретесь указывать т.н. "хорошим коммунистам", что им следует делать, не являяст таковым.
За счет чего и желаете "морально приподняться" над ними же.
Всё просто :)
Игра в мораль, ничего личного, хе-хе
Прям Гапон :) - mfdukn - 4 авг, 2008 10:20 (UTC) - Развернуть
Re: Прям Гапон :) - morky - 4 авг, 2008 11:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mfdukn - 4 авг, 2008 18:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morky - 4 авг, 2008 18:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mfdukn - 4 авг, 2008 18:33 (UTC) - Развернуть
freakup
4 авг, 2008 07:26 (UTC)
А Вы уже стали "русским народом"?
Сильно!
(без темы) - morky - 4 авг, 2008 08:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - freakup - 4 авг, 2008 08:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morky - 4 авг, 2008 09:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - freakup - 4 авг, 2008 09:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morky - 4 авг, 2008 10:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - freakup - 4 авг, 2008 10:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morky - 4 авг, 2008 11:19 (UTC) - Развернуть
с уважением - freakup - 4 авг, 2008 14:17 (UTC) - Развернуть
Re: с уважением - morky - 4 авг, 2008 15:22 (UTC) - Развернуть
Re: с уважением - freakup - 4 авг, 2008 16:02 (UTC) - Развернуть
agathos12345
3 авг, 2008 16:03 (UTC)
сори, много буков
игра в мораль бывает только у тех, у кого есть аудитория и
дивиденды (пиар, индекс доверия, проч.), а не у умирающего дедушки,
который искренне в последний раз разворачивает трясущимися руками
старые фотографии и говорит, что тогда-де было так-то и так-то
(такие-то порядки, такие поступки людей и т.д.)

я думаю, адекватно употреблять твою конструкцию (безусловно
здоровскую) к людям определённой социально-экономической группы,
тем в отношении поступков которых релевантно предупреждать
(последняя строчка твоего поста).
то есть если это говорит какой-нить мальчик (не львёнок, а
лягушонок), то можно улыбнуться и поддержать его. Если ему
случилось на людях разок поиграть в мораль -- так он на этой игре
не проживёт, потому что у него нет к этому ни связей, ни
возможностей. его влияние на политический процесс принебрежимо мало.

понятие игры в мораль невсеобщее.

---
тут я писал thaliorne, по другому, правда, поводу :
любая мысль, которая стоит высказывания, может быть
высказана кем угодно, и от этого отношение к ней не должно
меняться -- да, но только когда оцениваешь именно
информацию/идею.
А когда речь произнесённая где-то повлияла на жизнь, стала
историческим событием, речь как поступок, влекущий за
собой цепочку поступков других людей, то тогда верно, что
важней кто-кому-когда-зачем сказал=провзаимодействовал,
чем то конретно, что он сказал. Потому что (берём слабый
пример) просьба "дай выпить воды" в реальности может
оказаться просьбой укрыть от преследования и т.п.
---

и про троллейбус завалю всётки ^___^ тя идеями.

смотри : есть народная мораль, поведенческие стереотипы, правила.
старшее поколение понимает их целесообразность, младшее невсегда.

есть молодой человек. народная мудрость такова, что куча социальных
механизмов есть, чтобы потребовать от него о_казать_ся сильным
смелым, выносливым, весёлым. Он в принципе самый крайний во всех
вопросах, когда нужно поддержать слабого, по схемам поведения,
которые народ выработал и всё время пытается навязать, чтоб их
воспроизводили.
есть мужик лет 50-55. Он как отец, главный за столом. В принципе
может Сказать Слово.
В отношении 50-60 летних уж точно, по идее, должно у удалых-молодых
срабатывать, что они, как их собственные родители, могут уставшие
ехать с работы-на работу или чувствовать себя нехорошо -- здоровье
уже не то. Молодые должны жалеть и неудобства при прочих равных
брать на себя.
По идее, дальше, парень должен был сразу же, увидев бабульку, ещё
до того, как кто-либо открыл рот, показать, что он готов уступить --
и уступить-таки.
Если он сидит и не проявляет себя, как должно, значит, он не может
уступить по объективным причинам -- едет совсем ослабший из
больницы, где пролежал с операцией, или наоборот в больницу, -- в
любом случае ему в данный момент по здоровью хуже, чем всем, в том
числе бабульке. Тогда, мужик, если он человек тактичный и
экзольтированный (не предполагающий в частности, что парень может
не сочувствовать старшим), молча сам уступит бабушке, или -- если
он человек грубый и подозревает во всех невоспитанок и подлецов,
начнёт наезжать на паренька, не предполагая, что могут быть
объективные причины, почему он не встал уступать, что и произошло.
17ur
3 авг, 2008 17:42 (UTC)
Re: сори, много буков
Да ладно много, почему мелкие такие?
agathos12345
3 авг, 2008 18:02 (UTC)
шрифт у мну 72-ой, просто монитор с диагональю 7 дюймов )))

а если серьёзно - обычными было б в три раза длиннее.

по содержанию что-нить интересное было :)?
(без темы) - 17ur - 4 авг, 2008 04:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - agathos12345 - 4 авг, 2008 07:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 4 авг, 2008 11:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - agathos12345 - 4 авг, 2008 12:07 (UTC) - Развернуть
igor_sabadah
3 авг, 2008 19:26 (UTC)
В вышеописаной ситуации самый беспроигрышный вариант для паренька, это абсолютно стокойно сказать "я после операции"..
agathos12345
4 авг, 2008 12:10 (UTC)
если дядька неинтеллегентный, то в жисть не поверит -- и всё равно будет орать :) но при таком развитии ситуации за
него тётеньки перед мужиком должны вступиться -- пожалей, мол,
детёныша. Так что социальные механизмы работают :)
(Удалённый комментарий)
ross_grifon
4 авг, 2008 19:29 (UTC)
Ну что вы, царизьм с керенскизьмом были благом для народа, это народец с жиру бесился сменяв таких классных правителей на большевиков, ага.
freakup
5 авг, 2008 04:09 (UTC)
не так
Жыды прилетели с Марса и обманули всех
(без темы) - ross_grifon - 5 авг, 2008 11:44 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - freakup - 21 авг, 2008 09:37 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - freakup - 22 авг, 2008 08:48 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - ross_grifon - 21 авг, 2008 12:00 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - ross_grifon - 22 авг, 2008 11:52 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - ross_grifon - 22 авг, 2008 13:11 (UTC) - Развернуть
( Всего-то 75 — добавить )

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger