Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Про зависть. Три умения.

Вспоминая те немногие случаи в жизни, когда я действительно завидовал, имею сказать следующее.

Зависть часто путают с осознанием собственной неполноценности. Однако это разные вещи, хотя последняя обычно получается как попытка совладать с завистью, вышедшей из-под контроля. Проще говоря, ощущение собственной неполноценности есть итог неумения завидовать.

Дело в том, что правильно завидуют всегда чему-то конкретному. Если завидуют слишком многому, неопределённому и "вообще", то перегруженное рацио в конце концов сдаётся и выдаёт нечто вроде "ну ничего не получится со всем этим... были козлами, козлами и будем в говне сидеть".

То есть для того, чтобы уметь завидовать, надо уметь называть вещи. Определять их, вырывая из переплетений наблюдаемого бытия и не особенно обращая внимание, если за вырванным тянутся оборванные нити и кровоточащие жилы (какой слог!). Здесь речь идёт не о поиске истины с правильным определением чего-либо, а об элементарной защите соображалки от перегрузки. "Хочу именно это", а тот, кто будет говорить, что "это" соединено тысячью невидимых связей с вон тем и тем, таким и сяким, и не может рассматриваться отдельно от, и к нему в нагрузку надо ещё вон то и то... "в сад". Не о познании мира идёт речь, повторяю.

Другим умением, родственным умению называть вещи и тоже участвующим в практике зависти, является умение проводить различие между своим и чужим. Зависть как мотивация присвоить чужое требует, чтобы это чужое изначально осознавалось чужим. В противном случае рацио опять норовит сделать кульбит, уже на тему "если это и так твоё-ничьё-общее, а у тебя его нет, то ты сам такой вот недоделанный ушлёпок".

И третье умение, составляющее умение завидовать, это умение хотеть. Здесь тоже существует распространённая ошибка, когда умение хотеть чего-либо путают с готовностью отдаться за это. Как это там у Пелевина? В "мерседесах" ездит дерьмо потому, что для того, чтобы позволить себе владеть "мерседесом", в процессе надо неизбежно стать дерьмом. С конкретикой утверждения можно спорить, но ход мысли понятен. Умение хотеть как раз подразумевает, что ты сам должен оставаться прежним, а то, чего ты хочешь, должно стать твоим. Вот так хотеть - не вредно. Примечание: практики по изменению себя самого, - удачные практики - как правило, не имеют в своей основе зависти; и наоборот, попытки изменить себя, исходя из зависти, быстро перегорают.

"А уж потом-потом-потом" наступают вопросы типа "а того ли ты хочешь", "а это ли тебя влечёт"... А до того обсуждать это - всё равно, что обсуждать, какую мелодию на скрипке - Огинского или Вагнера - обязан сыграть человек, который скрипку до того видел только по телевизору.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments